Чумаков Федор Петрович Fedor Chumakov (1823 – 1899) Чумаков (Федор Петрович, 1823 – 1899) – исторический живописец и портретист, с 1834 по 1840 гг. Россикой называют портреты, созданные приехавшими в Петербург западноевропейскими живописцами. Задание: Ваша задача – создать живописный портрет. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.
Автопортрет- графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. На уроках живописи и рисунка в школе New Art Intention начинающих рисовать обучают «искать» силуэт фигуры и головы по отношению к фону, потому как – только точно и выразительно найденный силуэт придает портрету большую художественную выразительность. Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи.
1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с на. Леман Юрий Яковлевич Lehman Jury (1834 – 1901) Леман, Юлий Яковлевич – портретный живописец (1834 – 1901). Поэтому, приобретая практические навыки в изображении человека в рисунке и живописи, студенты должны хорошо представлять себе всю сложность портретных задач.
В восточных культурах сходство вообще не является важным качеством портретной живописи, — внимание художника (и зрителя) в основном направлено на точность в передаче атрибутики. Захаров-чеченец Петр Захарович Zakharov-Chechen Peter (1816 – 1846) Петр Захарович Захаров, живописец-портретист (1816 – 1852). Числился помощником у известного живописца Луки Пфандцельта и неоднократно писал портреты лиц Царской С. На страницах портала Артведия представлена портретная живопись, выполненная в разных стилях и техниках.
Другой пример «представления трех четверти» в портретной живописи, в этой фотографии случая, может быть найден здесь в статье Portrait. Портрет в живописи – это самостоятельный жанр, призванный не только отобразить внешность человека, но и показать его характер, внутренний мир. Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники.
Делапьер Никола Бенжамен Delaper Nicola Benjamin (ок. 1739 – 1802) Французский портретный живописец. Лампи Младший Иоганн Younger Lampi (1775 – 1837) Иоганн Батист Лампи Младший (1775 – 1837), портретист и исторический живописец, сын Лампи Старший Иоганн Баптист, учился сперва в венской академии художеств, под руководством Мауера и. Если вы хотите приобрести портрет от лучших художников портретной живописи Ростова-на-Дону просто позвоните нам и закажите его.
Значительный вклад в развитие живописи портрета 1930-2000 был сделан российскими художниками, главным образом рабочими в традициях реалистической и фигуративной живописи. Венедикт Порфирьевич Баранов – крепостной живописец конца 18 в. В Русском историческом музее имеется портрет княгини Голицыной, кисти. Щукин Степан Семенович Stepan Shchukin (1762 – 1828) Степан Семенович Щукин – один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII – первой четверти XIX века. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Сегодня с появлением искусства фотографии портретная живопись не отошла на второй план, а наоборот, получила толчок к развитию: никакая фотография не сможет сравниться с портретом по атмосфере, экспрессии и внутреннему содержанию.
Рослин Александр Alexander Roslin (1718 – 1793) Когда в 1776 г. Александр Рослин по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем. Фуфана свой портрет писати заказала, Но живописцу то сказала:Ты видишь, я криваОднако, напиши, что я не такова. Автопортрет – графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Первооткрывателем портретного искусства считаетсяпарсуна– произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи.
Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях. Цель портрета в живописи – изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого. К petit genre – «низкому жанру» – относились (по нисходящей): портрет, бытовой жанр в живописи, пейзаж, марины изображения животных (анималистика) и натюрморт. Тютрюмов Никанор Леонтьевич Nicanor Tyutryumov (1821 – 1877) Тютрюмов (Никанор Леонтьевич, 1821 – 1877) – живописец-портретист, воспитывался в бывшем дворянском полку и, будучи выпущен из него в артиллерию, в 1840 г., переведен в 1846 г.
Третий этап урока живописи — обобщение и синтез изученного, приведение портрета к живописному единству и художественной выразительности (рис. 3). На развитие портретного жанра влияют две тенденции: развитие представлений о значимости человеческой личности, развитие законов живописи, перспективы изобретение красок и т. д. Совершенствовать профессиональные навыки в живописи нужно не только убедительно выявляя форму, но и остро передавая характеристики разных людей, выразительно решая композицию портретного этюда. Портрет – жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве.
Иван Николаевич Адольский – русский живописец-портретист и гравер. Лучшими портретистками 18-19 века были Ангелика Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен – первые яркие художницы в истории живописи. Березин Иван Козмич (Космич) Ivan Berezin (1721 – 1784) Живописец, портретист. Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Но бывало и так, что женщина была сама живописцем и могла сама дать интерпретацию своей собственной внешности (автопортрет) и внешности окружающих. Виже-лебрен Мари-Луиза-Элизабет Vigee-Lebrun, Marie-Louise-Elisabeth (1755 – 1842) Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже. Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Токке Луи Tocco Louis (1696 – 1772) Французский живописец, портретист, ученик и зять художника Натье, блестящий представитель рококо.
Жанр литературного портрета многообразен, описание следует определенному стилю, оно может быть веселым или грустным, кратким или пространным, все зависит от каждого отдельного произведения. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Великий художник-портретист А. Г. Варнек (1782–1843) создавал великолепные портреты известных женщин.
Его ученик Оскар Кокошка был важным портретистом венского высшего сословия. Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета. Цель, к которой стремится писатель, по смыслу идентична замыслу художника, литератор описывает выражение лица как следствие настроений человека, отражение его мыслей, эмоций и переживаний. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. «Портрет А. С. Пушкина» в свое время вызвал немало споров. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Энгра), появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура О. Домье во Франции).
Медальерное искусство), геммах (см. «Подход к сходству в портрете у заказчика и художника различный. Жанр литературного портрета достаточно сложен.
Новаторскими чертами отмечены советские групповые (произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и историко-революционные (Лениниана Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др. ) портреты. Вероятно, существовал парный портрет невесты. В студиях многих великих художников портрета владелец сделал бы только голову и руки, в то время как одежда и фон будут закончены основными учениками. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа». Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Импрессионизм (фр.
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Глаза смотрят и выражают характер взгляда модели. Живописные файюмские портреты (Египет, I-IV вв. ), во многом связанные с древневосточной магической традицией портрета-двойника, создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах – специфическую духовную выразительность. На похоронах члена рода эти маски несли в погребальной процессии, обозначая усопших родных и предков. Портрет Рубенса себя и его первой жены (1609) в их свадебном одеянии является виртуозным примером портрета пары.
Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём.
Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. portrait, от устар. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д.
Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства. Конечно, эти задачи нельзя решить, отказавшись от чисто учебных требований (построение рисунка, лепка при помощи светотени и т. д. ), но передачи лишь внешнего сходства формы здесь недостаточно. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией.
Или как Чарльз Диккенс выразился, «есть только два стиля живописи портрета: серьезное и ухмылка». Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. А если просто похож. Возможностей для творчества сколько угодно.
Манцу в Италии и др. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50.
Художник обычно делает попытку представительного изображения, как Эдвард Берн-Джонс заявил, «Единственное выражение, допустимое в большой портретной живописи, является выражением характера и морального качества, ничего временного, мимолетного или случайный». Это – человек, готовый действовать, бороться, защищать свои права. Хорошо передана ее активная, волевая натура. ниже), а может и обходиться без реакции внешнего мира, настолько её внутренний мир может быть богатым.
Натурщики давно уже умерли, так что подобие теперь уже не проверить. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т. п. Многочисленные рефлексы от неба и зелени не разбивают формы.
Во второй и последней трети XVI века значительных успехов в портретной живописи добился Франс Поурбус Старший (1545–1581). Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно- сатирические образы создал в своих портретах испанский художник Ф. Гойя. Появление изображений, близких к рисунку, также относится к более позднему периоду, а первые портреты были найдены на древних восточных территориях. «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю.
двух британских художников были противоположные мнения об использовании помощников. Малейшее движение губ мгновенно меняет всю мимику, выражение глаз, придаёт всему лицу живое единство. Итак, два противоположных полюса.
Также портрету противопоказано комическое. Он добавлял и убавлял, но что— неведомо»4445. ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику).
«На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Сознание погружается в самого себя. В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. На портрете человек обычно не действует, не говорит. Не обязательно моделировку делать в полную силу тона. Иногда клиент извлекал бы залог от художника, также, как и сэр Ричард Ньюдегэйт от портретиста Питера Лели (преемник ван Дика в Англии), кто обещал, что портрет будет «с Начала Вам, заканчивают drawne моими руками owne». Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
Каменные памятники могилы распространяются в романский период. (Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Если вы привыкли отождествлять красоту портрета с красотой того, кто изображён на нём и думаете, что не может быть особой, живописной или графической красоты портрета, вне зависимости от красоты изображаемого лица, — вы ещё не можете понимать портретной живописи». Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. Брак Arnolfini (1434, Национальная галерея, Лондон) является ориентиром Западного искусства, ранним примером портрета пары во всю длину, великолепно нарисованного в насыщенных цветах и изящной детали.
Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал.
Большую портретную галерею крестьян создал А. Е. Архипов. Так выполнен другой портрет – портрет Ф. И. Шаляпина (1905 год.
Кроме того, на ощущения зрителя от портрета влияет разница в социальном положении между моделью и художником— мастер определённой стадии развитии общества отражает социальную дистанцию, черты сословной принадлежности. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот три четверти в ту или другую сторону и в профиль. Светлая юбка и фартук красиво контрастируют с темной кофточкой имеющей незатейливый узор. То есть это своеобразный художественный портрет героя своего времени. Социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и прочее – всё это должно присутствовать в хорошем портрете.
Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Среднее число – приблизительно четыре. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета. Гала (так называл ее Дали) стала для гения живописи первой и единственной любовью, музой и супругой. Много модернистов стекались в студии фотографии, чтобы сделать их портреты, включая Бодлера, который, хотя он объявил фотографию «врагом искусства», оказался привлеченный к откровенности и власти фотографии. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
Холст, уголь, мел) выполненный В. А. Серовым. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Как с современными монетами, было мало попытки сходства. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя.
В течение Ренессанса флорентийское и миланское дворянство, в частности хотело более реалистические представления себя. Падающая на стену тень красиво оттеняет освещенную часть головы и плеча. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение. У этого есть вся веселость шелкового-mercer39s магазина без его безвкусицы блеска и всей мягкости старого красного дерева, без его печали». Другим знаменитым американским портретистом, который обучался за границей, был Уильям Мерритт Чейз.
К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Широкое пространство фона сообщает всему изображению свободу и непринужденность. Позже, Рембрандт усилил бы ту традицию.
В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны их историческую смену совершается развитие портретного жанра. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных».
Серов подолгу всматривался в модель, выискивая то, что ему было нужно для создания задуманного образа, для передачи внутреннего содержания портретируемо го, его индивидуальности, а после у то го поворачивался к мольберту и в течение 10 – 15 минут работал над холстом, не глядя на сидящего перед ним человека. Сходство – это подобие, но не тождество. В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде иногда – в непосредственном общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. Веласкес надевал платья своих принцесс на манекены в студии и писал одежду с натуры отдельно.
Стюарт нарисовал более чем 100 точных копий одного только Джорджа Вашингтона. Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др. ), представителей советской интеллигенции (художники К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.
Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. Портреты Бэкона известны своему кошмарному качеству. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета.
В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоничную ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произведения Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании). За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Правда, художники все еще объединялись в гильдии св. В Японии создают скульптурные портреты усопших монахов, а черепа, облепленные так, чтобы опять воспроизвести лицо, в Океании также являются мемориальными объектами.
портреты императоров Константина и Феодосия II). Уверенны и пластичны движения рук ваятельницы. Если портрет сразу предназначен для музея, художник более волен в своей работе, так как фон таких стен изначально нейтрален24.
На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Глиптика), портретная миниатюра. Живопись в целом достигла нового уровня баланса, гармонии и понимания и самых великих художников (Леонардо, Микеланджело и Рафаэль) считали «гениями», поднимаясь далеко выше статуса торговца ценным слугам суда и церкви. Портрет написан как этюд с натуры. Не всегда достаточно общих признаков для определения.
Это не значит, что надо глаза рисовать скрупулезно, подробно со всеми прожилками и бликами в зрачке. Тициан был, возможно, первым великим детским портретистом. Известное полотно Луизы Виже-Лебрен «Автопортрет с дочерью» показывает не только прелесть своей создательницы, но и привязанность Луизы к дочери: так нежно они обнимают друг друга. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. Когда постановка натуры сделана, художник приступает к первому этапу этого урока живописи.
На Шаляпине фрак, но крылья носа возбужденно вздымаются, словно знаменитый певец только закончил очередную арию. Кисти Луизы принадлежит серия портретов изображающих Марию Антуанетту. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
Стоит отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание: отмагического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасноймаски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Вы сразу видите, что в этой голове нет тех приятно розовых тонов, которыми вы писали щеки и губы девушки и готовя красочные смеси для передачи характера цвета, убеждаетесь, что их надо делать из абсолютно других красок. Анри де Тулуз-Лотрек вел хронику некоторых известных исполнителей театра, включая Джейн Аврил, захватив их в движении. Дюрер начал делать автопортреты в возрасте тринадцати лет.
Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя персоны свои и своих предков и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Так, всегда при рисовании любой детали сравнивайте как можно больше и чаще ибо весь процесс живописи состоит в сравнении.
«Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62. К 1870-м Реалисты главным образом уступили импрессионистам. По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты. Художники могут использовать всестороннюю палитру цветов, как с Пьером-Огюстом Ренуаром На Террасе (1881) или ограничить себя главным образом белым или черным цветом, как с Портретом Гильберта Стюарта Джорджа Вашингтона (1796). Чаще всего это портреты супругов.
«В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Саржен родился во Флоренции, Италия американским родителям.
Это – также первая живопись, которую Рембрандт подписал со своим полным именем. Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66.
Малейшее движение губ мгновенно меняет всю мимику, выражение глаз, придаёт всему лицу живое единство. Иногда это приводит к печальному результату — вначале портрет получается свежим по цвету и отдельные места интересно и живописно решаются, но затем в форме вдруг обнаруживается много значительных ошибок. В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова). Портрет (франц. С конца V в. до н. э. Древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа. Он был одинаково склонен в человеке и портретах группы, особенно семей высшего сословия.
Его «Автопортрет с Мопсом» является ясно больше юмористическим взятием на его домашнем животном, чем потакающая своим желаниям живопись. В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент, Дж.
К 1960-м и 1970-м, было возрождение портретной живописи. Эта работа имеет четко выраженные декоративные отношения больших темных масс к наиболее светлым местам одежды и к скульптуре, над которой трудится В. И. Мухина. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца.
Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Стюарт работал быстро и использовал более мягкие, менее подробные мазки кисти, чем Копли, чтобы захватить сущность его предметов. Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину, особенно в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса широкая и многообразная разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, ван Дейка, французского художника Н. Пуссена и др. ), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность.
Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». С конца V в. до н. э. Древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Так обычно Якоб ван Утрехт подписывал свои картины. Проблема портрет и время— это проблема социальной психологии в портрете портрет— своего рода зримая летопись времени». Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения.
Здесь в полной мере выражается печальный взгляд Федора Шаляпина. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора.
На картине изображена молодая красивая девушка, с убранными волосами и с колчаном стрел в руках. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Основным достоинством картины В. Л. Серова «Девушка, освещенная солнцем» является цветовое решение фигуры в условиях пленера, которое так богато по живописи и убедительно в передаче образа девушки и природы. Так, например, на портрете Н. А. Для глубины проникновения портретиста в личность модели важно, в какой исторический период развития искусства создавалась картина. Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи и другие художники расширили их технику соответственно, добавив портретную живопись к традиционным религиозным и классическим предметам. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции.
Специфический жанр портрета – автопортрет.
Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т. к. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.
В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета. Немаловажную роль при этом играет портретная составляющая, а иначе говоря – изображение лица персонажей.
Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Нос начинает определяться, объем головы построен правильно, даже, может быть, передана небритость щек человека, то есть все детали изображены любовно и внимательно. От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. Если оригинал знаком, сличают непосредственно если он неизвестен, пытаются в своем воображении представить его себе таким, каким он был или должен быть в действительности.
Гращенков пишет: «Улыбка, даже едва приметная, освобождает лицо от бесстрастной отчуждённости она как бы приоткрывает внутренний мир человека, делая его более определённым и доступным для постороннего взора. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ).
Также портрету противопоказано комическое. В советских портретах-типах и портретах-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова). Специальность Клоуза была огромными, гиперреалистическими «главными» портретами размера стены, основанными на фотографических изображениях.
Например, стиль авангардного портрета конца XIX – XX вв. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент, Дж. В самых известных портретах всегда есть что-то от их автора – художника. Оно стало дополнять другие жанры живописи.
Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы.
Джон Сингер Саржен также охватил изменение века, но он отклонил откровенный импрессионизм и постимпрессионизм. Как был зарегистрирован, «Он всегда шел великолепно dressd имел многочисленный и галантный экипаж и держал столь благородный стол в своей квартире, что немного принцев больше не посетили или лучше servd». Они одинаково, если не больше, празднуются для своих сильных автопортретов.
Эти портреты полного лица из римского Египта – удачные исключения. И брови могут зарегистрироваться, «почти единолично, удивление, жалость испуг, боль, цинизм, концентрация, желание, неудовольствие и ожидание, в бесконечных изменениях и комбинациях». По числу персонажей портрет делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Портретной живописи как самостоятельному жанру уже несколько тысячелетий.
Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах.
Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин.
Жизненностью и простотой отличается вся поза. В частности голландский художник Рембрандт исследовал много выражений человеческого лица, тем более, что один из главных самопортретистов (которых он нарисовал более чем 60 в своей целой жизни). В отличие от точности используемой фламандскими владельцами, Рейнольдс подвел итог своего подхода к портретной живописи, заявив, что, «изящество и, мы можем добавить, сходство, состоит больше в том, чтобы подышать общим воздухом, чем в наблюдении точного сходства каждой особенности». Это — извечная борьба за целостное видение натуры. Он учился в Италии и Германии и в Париже.
не выходили за границы чисто внешней импозантности, демонстрировали ложно идеализированный, часто "мифологизированный" образ заказчика (произведения французских живописцев П. Миньяра и И. Риго, англичанина П. Лели). Соответственно то уменьшается, то увеличивается количество аксессуаров портрет может выглядеть в интерьере то претенциознее, то скромнее. Он был особенно опытен в портрете группы. Начав писать лоб во всю силу, он берет и волосы и фон, приводя все это в гармонию. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств.
Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69. Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта. Диалог художника с самим собой или моделью перерастает во внутренний диалог человечества».
Живопись портрета может изобразить 39полный39 предмет, 39половина длины39, 39голова и плечи39 (также названный «кризисом187) или 39голова39, а также в профиле, «представление трех четверти» или «полное лицо», с переменными направлениями света и тени. Американская общественная художница Сесилия Бо, названная «женщиной Саржен», родилась французского отца изученного за границей и получила успех назад домой, придерживаясь традиционных методов. Для портрета характерен одушевлённый покой». Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Лит. : Искусство портрета. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». Во время барочных и периодов Рококо (17-е и 18-е века, соответственно), портреты стали еще более важными отчетами статуса и положения.
Один из самых популярных жанров живописи. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства.
Недаром говорят, что глаза— зеркало души человека, а руки— зеркало его тела». Среди самых ранних живописцев, чтобы развить нефтяную технику был Ян ван Эик. Использование символических элементов, помещенных вокруг пассажира (включая знаки, домашние объекты, животных и заводы), часто использовалось, чтобы закодировать живопись с моральным или религиозным характером предмета или с символами, представляющими занятие пассажира интересы или социальное положение. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей их приближённых, донаторов).
Ведь современному зрителю надобно не сходство, а повторение, не портрет, а точный оттиск. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным.
В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. В 1929 году Гала (Елена Дьяконова) вместе с первым мужем Полем Элюаром посетили молодого каталонского живописца Сальвадора Дали. Духовный аспект – главное в портрете. Рисунок под живопись выполняйте углем или мягким карандашом. Голландский художник Франс Халс использовал жидкие мазки кисти яркого цвета, чтобы оживить его портреты группы, включая те из жандармов, которым он принадлежал.
В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Тут скорее все зависело от того, каким современники знали Пушкина. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях (см.
Оливер Кромвель классно потребовал, чтобы его портрет показал «всю эту грубость, прыщи, бородавки и все, поскольку Вы видите меня иначе я никогда не буду платить грош за него». «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. С Wyeth реализм, хотя откровенный, вторичен к тональным качествам и настроению его картин. Другие ранние художники 20-го века также расширили репертуар портретной живописи в новых направлениях. Девушки одеты в светлые газовые платья, словно искрящиеся в лучах невинной красоты их обладательниц.
Художник применяет очень смелые сочетания ярких топов в одежде. Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портреты работы Рембрандта. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром).
Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая», «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником». В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Вместо этого комиссии прибыли из ассоциаций компаний и гражданского. Виппер даже говорит о прямой «вражде» между портретистом и заказчиком, поскольку у них обоих стоят абсолютно разные задачи: у одного— создать произведение искусства, у другого— увидеть на полотне свой внутренний мир.
Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Уистлер, Т. Эйкинс в США и др. ). В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27. Райля в Англии, Ф. Де Шампеня, братьев Ленен во Франции, В. Гисланди в Италии. В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть».
Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания.
определил новый характер западноевропейского портрета. Ван Дейк обучался там в течение двух лет. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4.
Когда он поднялся в выдающемся положении, Рафаэль стал любимым портретистом Пап Римских. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. Одновременно многие портреты XVII – первой половины XVIII вв. Портрет – слово французского происхождения (portrait), означающее изображать.
Это убеждение не позволит вам писать все головы одинаковым «телесным» цветом, а заставит вас каждый раз внимательно анализировать и изучать цвета тела человека исходя из условий расположения и освещения. Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Он продемонстрировал эти инновации, введенные впервые итальянскими владельцами, такими как Караваджо, прежде всего в его известных Ночных Часах (1642).
Интересна работа Ф. А. Малявина «Девушка с книгой». Это точно продемонстрировано с его знаменательной серией картин известных как картины «Хельги», самая многочисленная группа портретов единственного человека любым крупным художником (247 исследований его соседки Хельги Тесторф, одетой и нагой, в переменной среде, нарисованной во время периода 1971–1985). Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова).
Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Достижения французских мастеров импрессёионизма и близких им художников (Э. Они получили самые высокие комиссии от руководящих сотрудников государства.
Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Бекман был продуктивным самопортретистом, производя по крайней мере двадцать семь. Очень свободно, смелыми широкими пастозными мазками написана одежда.
Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением».
Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными. Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке12 (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке).
Рейнольдс использующий их регулярно (иногда выполнение только 20 процентов живописи сам), в то время как Гейнсборо редко делал. Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Макс Эрнст произвел пример современного коллегиального портрета с его 1922, рисуя «Всех Друзей Вместе». Производство портрета в Европе (исключая Россию) и Америки обычно уменьшалось в 1940-х и 1950-х, результат возрастающего интереса к абстракции и нефигуративному искусству.
Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление интеллектуальное, внутреннее созерцание. определил новый характер западноевропейского портрета. Понимание приходит позже. Начинать писать в полную силу лучше с того куска, который наиболее ясен автору.
Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала — документальное и эстетическое. Английские художники, такие как Люсьен Фрейд (внук Зигмунда Фрейда) и Фрэнсис Бэкон произвели сильные картины. Но вместе с тем это изображение типично, оно прекрасно передаст образ девушки из народа. В отличие от небольших портретов предшествующей эпохи, когда подгрудные изображения были заключены в тесные обрамления, Поурбус пишет монументальные произведения, в которых чувствуется влияние ренессансных мастеров итальянской школы, в частности такого художника, как Тициан.
Колорит портрета ограничен сложным по гамме темно-синим, белым и охристым тонами. Прекрасно написаны руки девушки, держащей раскрытую книгу. его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Бронцино сделал свою известность изображающую семью Медичи. Портрет – «автопортретен». В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности.
На развитие портретного жанра влияют две тенденции— прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение анатомией и композицией, умением построить полотно, а также развитие представлений о значимости человеческой личности8 индивидуальности9. Обе молодые девушки показаны в расцвете своей юности и красоты. В первой половине XIX в. наряду с развитием тенденций романтизма (живописные портреты работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (в творчестве французского художника Ж. О. Д.
Мир Кристины Эндрю Уайета (1948) является известным примером, где поза хромой девочки с ее спиной, превращенной к зрителю, объединяется с урегулированием, в котором она размещена, чтобы передать интерпретацию художника. () Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. Это была знаменитая оперная певица, которую с первого взгляда полюбил Михаил Врубель, создатель знаменитого «Демона».
Картины, которые, казалосьбы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике иначались выставки вШвейцарии, Германии, Великобритании идругих странах. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Во всех случаях портрет, оставаясь насыщенным человеческим и эстетическим содержанием, обладал ещё и другой жизненной функцией— частью быта, родственно связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища их костюмами, привычками. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную.
От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. (Сравните портреты римских императоров Константина I и Феодосия I) В Последний Старинный период интерес к отдельному сходству уменьшился значительно и большинство портретов в последних римских монетах и консульских диптихах едва индивидуализировано вообще, хотя в то же время Раннее христианское искусство развивало справедливо стандартизированные изображения для описания Иисуса и других ключевых фигур в христианском искусстве, таких как Иоанн Креститель и Св.
Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь». Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными.
В психологических, часто социально типизированных портретах передвижниковВ. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса. Портрет – это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом.
Портрет написан в условиях серого дня, когда нет сильных контрастов света и тени. Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Чаще всего это портреты супругов. Существуют многие разновидности портрета.
В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство»28, то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Кто-то из критиков описал портрет так: «.
В его времена Плини жаловался на уменьшающееся государство римского искусства портрета, «Живопись портретов, которые раньше передавали через возрасты точные сходства людей, полностью вышла, Леность разрушила искусства». Взгляните на портрет В. И. «Существует особая точка зрения по поводу сходства в портрете— мнение портретируемого. Иногда он делал бы несколько версий для клиента, позволяя пассажиру выбрать их фаворита.
Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. «Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность. Особенно убедительно передана форма шеи, скуловая часть лица, глазничная впадина, ухо.
Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества». Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников (Э. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук.
Большинство теоретических выводов, приведённых в данной статье, невозможно приложить к произведениям данного периода, так как они перестали быть средством запечатления человеческого лица, превратившись лишь в вариации на определённые темы. Эль Греко, который обучался в Венеции в течение двенадцати лет, вошел в более чрезвычайное направление после своего прибытия в Испанию, подчеркнув его «внутреннее видение» пассажира на грани уменьшения действительности физического появления. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
Важным моментом является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору или же мимо. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Рисунок лица человека на портрете – это одно из самых сложных направлений в живописи. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный».
Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство: египетские портретные скульптуры, золотые микенские погребальные маски, фаюмские портреты использовались при погребениях. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Петр.
Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Демонстрируя его романтизм, Курбе нарисовал несколько автопортретов, показав себя в переменных капризах и выражениях. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т. п. Во многих случаях лицо закончено сначала и остальные впоследствии. Также кисти мастера принадлежат такие полотна, как «портрет Колосовой Евгении Ивановны» – известной балерины, входящей в число ста великих мастеров балета. Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени.
В Древней Греции и Риме возник и развился также скульптурный портрет.
В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. Нефтяные цвета могут произвести больше структуры и сортов толщины и могут быть выложены слоями эффективнее с добавлением все более и более толстых слоев один по другому (известный живописцам как жир по наклону). Когда человек серьезен, он не смеется. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства.
Как он заявил, «поскольку музыка – поэзия звука, так рисует поэзию вида и предмет не имеет никакого отношения к гармонии звука или цвета». Обе они супруги великих русских писателей.
Большие темные складки хорошо выявляют форму, обобщая мелкие детали.
Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Внутренняя скованность сообщает образу замкнутость и неуверенность в себе. Его творчество безумно популярно зарубежом, нопочти незнакомо его соотечественникам. Ренессанс отметил поворотный момент в истории портретной живописи.
Достаточно ли этого. Принципы ренессансного портрета, намеченные в итальянском искусстве треченто, прочно утвердились в XV в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио да Сеттиньяно, медали Пизанелло). Более свободна трактовка одежды. Портрет актрисы П. А. Стрепетовой работы И. Е. Репина нельзя назвать композиционным. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло).
Существующие китайские портреты возвращаются приблизительно к 1000 н. э. От литературных доказательств мы знаем, что древнегреческая живопись включала портретную живопись, часто очень точную, если похвалам писателей нужно верить, но никакие покрашенные примеры не остаются. Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Халса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25. Начинающим живописцам порой не хочется тратить времени на подготовительный рисунок.
Иногда, художники создали портреты с многократными взглядами, как с «Тройным Портретом Энтони ван Дика Карла I». В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Вы можете задать вопрос: «Почему же надо рисовать разные портреты на одном холсте.
Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека индивидуальная форма его бытия. Борис Виппер, отмечая эту уникальную особенность портрета, говорит о ней как о «хитром обходе божественной воли, не давшей человеку бессмертия». Портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.
"Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Некоторые, например, Ганс Гольбейн Младший, рисовали с натуры только лицо, остальную часть полотна выполняя уже без позирующей модели. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. ниже), а может и обходиться без реакции внешнего мира, настолько её внутренний мир может быть богатым63.
Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей».
Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью.
На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Большое внимание уделено лицу и в особенности глазам, которые написаны очень детально. Краски недостаточно звучны, работа потеряла красочное обаяние. Портрет – серьезен.
Это были такие известные портреты, как Портрет Е. М. Олениной в «Приютино», хозяйки литературного солона. Новаторскими чертами отмечены советские групповые (произведения А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и историко-революционные ("Лениниана" Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др. ) портреты.
Уистлер, Т. Эйкинс в США и др. ). Она выстроила график работы художника и стала его «продюсером». «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нем зрителю.
Это не был первый портрет группы художников. Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика. Преемники Александра Великого начали практику добавления его головы (как обожествленное число) к их монетам и скоро использовали их собственное. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём.
Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Как Аристотель заявил, «Цель Искусства состоит в том, чтобы представить не появление направленное наружу вещей, но их внутреннее значение для этого, не внешнего способа и детали, составляет истинную действительность».
Хорошо выполненный портрет, как ожидают, покажет внутреннюю сущность предмета (с точки зрения художника) или лестное представление, не только буквальное сходство. Все это требует наблюдательности при изучении модели. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851). Ведь недаром говорится, что глаза – это зеркало души.
Последнему принадлежит первый парный портрет в истории новой европейской живописи. Однако такая картина имеет скорее историческую ценность, нежели художественную. «Художник-портретист не стремится к буквальному сходству.
Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. не выходили за границы чисто внешней импозантности, демонстрировали ложно идеализированный, часто мифологизированный образ заказчика (произведения французских живописцев П. Миньяра и И. Риго, англичанина П. Лели).
Портреты известных людей могут передавать главную суть занятий изображенных. Именно Надежда Забела послужила прототипом известного персонажа картины Врубеля «Царевна Лебедь». С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова).
Сб. Так, знаменитый «Портрет мадам Рекамье» Ж. Л. Давида, был отклонён моделью, точно также, как не менее известный «Портрет мадам Икс» Джона Сарджента. Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. Выразительны портретные образы средневековых японских живописцев и скульпторов из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии. Женщина на таких портретах становилась равной мужчине.
Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство, а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание» 2. «Эх, сударыня.
Портреты Fayum были нарисованы на древесине или слоновой кости в цветах воска и смолы (encaustic) или с темперой и вставлены в маму, обертывающую, чтобы остаться с телом через вечность. В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными.
Какова тема любого портрета. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета». Это известные портреты не просто женщин, но вдохновительниц писателей.
Создание портрета может занять большое количество времени, обычно требуя нескольких заседаний. Пейзаж обогащает весь портрет и великолепно гармонирует с образом юной девушки. (Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил). В Китае, несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые мастера (особенно периода Сун, X-XIII вв. ) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Голова на портрете стала похожа на модель.
Композиция подтверждает такое предположение. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора.
Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Как автор и государства художника Гордона К. Эймэра, «глаза – место, каждый ищет самую полную, надежную и уместную информацию» о предмете. Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными.
Урок Анатомии доктора Талпа (1632) является другим прекрасным примером мастерства Рембрандта живописи группы, в которой он купает труп в ярком свете, чтобы привлечь внимание к центру живописи в то время как одежда и второстепенное слияние в черный, делая лица хирурга и безусловного победителя студентов. А если просто похож. В Нидерландах Ян ван Эик был ведущим портретистом. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Я просто помогаю ей выйти наружу.
Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным. Богатством тональных отношений отличается работа А. Е. Архипова «Крестьянка». Это помогает и пространственному решению живописи. Расстроившись, вы начинаете робко маленькой кисточкой исправлять погрешности, гоняетесь за исправлением деталей, но портрет от этого не становится лучше. Райля в Англии, Ф. Де Шампеня, братьев Ленен во Франции, В. Гисланди в Италии. Одни зрители (современники Пушкина) говорили об удивительном сходстве, другие заявляли, что такого сходства нет.
Несмотря на то, что натура одета в различную по тонам одежду, вся освещенная часть фигуры в целом светлее фона. Гольбейн сделал свой большой успех, рисуя королевскую семью, включая Генриха VIII. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне).
С живописной точки зрения картина является наглядным примером таких решений, когда, лицо находится в тени. Важнейший критерий портретности – сходство изображения с моделью (оригиналом). Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Их форма их движения и жесты, как они прикасаются к чему-нибудь или как они держат какой-нибудь предмет— всё это становится неповторимой частью индивидуального облика человека».
Украшения, пышная причёска, одежда, разумеется, также являются существенной частью образной характеристики модели. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Даля кисти В. Перова. Одновременно многие портреты XVII – первой половины XVIII вв.
Работа Н. А. Касаткина «Шахтерка» – один из блестящих женских образов, созданных художником. Карев). На портрете человек обычно не действует, не говорит. Достаточно ли этого.
Картина была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Живопись Уорхола Мэрилин Монро – культовый пример. Таким образом, это значит, что ради достижения эмоционального сходства художник может отказываться от некоторых чёрт буквального сходства.
Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. У его живописи сэра Томаса Мора (1527), его первый важный покровитель в Англии, есть почти реализм фотографии. Именно к такому сходству стремится художник.
В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга». Облюбованный художником повторяющийся тип изображения может также поощряться заказчиками и пользоваться популярностью40. Для этого требуется мастерство истинного творца. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).
Описывать нужно избегая поверхностных формулировок. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника.
К подобного типа работам относится «Женский портрет» из собрания Эрмитажа. portraire – изображать) изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Такие похороны устраивались исключительно для знати. В египетском государстве происходило обожествление усопших.
От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Хранится в Музее Мармоттан в Париже. Эстетическая форма выражения должна быть только абсолютной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы.
Самые ранние средневековые портреты были портретами дарителя, первоначально главным образом Пап Римских в римских мозаиках и иллюминированных рукописей, пример, являющийся автопортретом писателем, мистиком, ученым, светильником и музыкантом Хилдегард Бингена (1152). Живописные файюмские портреты (Египет, I-IV вв. ), во многом связанные с древневосточной магической традицией "портрета-двойника", создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах – специфическую духовную выразительность. Он прошел превосходную школу. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение).
О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского. Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину, особенно в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса широкая и многообразная разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, ван Дейка, французского художника Н. Пуссена и др. ), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Подобные художники достойны состояния, что они наживают.
Они представляют несколько реалистическое чувство меры и отдельную деталь (хотя глаза вообще негабаритны и артистическое умение варьируется значительно от художника художнику).
Несмотря на чуть ссутулившиеся плечи, она держится свободно и уверенно. Опираясь на классические традиции западноевропейского и русского реалистического портрета, творчески осваивая лучшие достижения портретного искусства XIX-XX вв., советские мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Советской Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др. ), представителей советской интеллигенции (художники К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей».
Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон). Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Он также разместил свою фигуру автопортрета (как зритель) в нескольких из его религиозных картин. Аннибале Карраччи).
Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Амедео Модильяни нарисовал много портретов в своем удлиненном стиле, который обесценивал «внутреннего человека» в пользу строгих исследований формы и цвета. Гойя, с другой стороны, предпочел заседание одного долгого дня. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место».
Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Интернационалист американского происхождения Джеймс Эбботт Макнил Уистлер был хорошо связан с европейскими художниками и также нарисовал некоторые исключительные портреты, наиболее классно его «Договоренность Серого и Черного, Матери Художника» (1871), также известный как Мать «Уистлера».
Именно к такому сходству стремится художник.
Есть даже несколько портретов, где фронт предмета не видим вообще.
С увлечением работают в области портретного жанра и многие молодые художники. (Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Картина передает задумчиво-мрачный взгляд Толстого, обращенный в сторону. В это время портрет помолвки стал популярным, особая специальность Лоренсо Лотто.
Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству». Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.
Размеры портрета определяют его вид. Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. В противовес им идут интенсивные иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности современного человека, отразившиеся в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия), в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция), А. Модильяни (Италия). Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью.
Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов и романтиков. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Она специфична для искусства. На полотне изображена девушка в поношенной одежде, стоящая во дворе одной из шахт.
Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Саржен и Уистлер были среди стимулируемых, чтобы расширить их технику, чтобы создать эффекты, которые не могла захватить камера.
Кроме анатомического сходства портретист обращает внимание на передачу других характеристик модели— социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и проч. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое.
Несмотря на то что перед нами портрет определенного лица (родственницы В. А. Серова – М. Я. Симанович), эта работа воспринимается как картина, в которой художник прекрасно передал свое непосредственное восприятие зримого мира. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Мухина вся поглощена творчеством. Это такие известные женские портреты, как «Портрет Н. Н. Пушкиной» А. П. Брюллов (Акварель, 1831 г. ) и портрет «Нины Чавчавадзе» Н. Ианкошвили. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон.
А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64.