Самый же излюбленный живописцами пасхальный сюжет – натюрморт с праздничным угощением.
Мы различаем на нем свет, полутень и тень. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр -- интерьер. Борисова-Мусатова, М. Ф. Именно это восхищение отразил художник в произведении. На Пасху, как правило, устраивали семейное застолье, без гостей.
3. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Учитель. Скажите, пожалуйста, в чем особенность этих красок и почему они так называются. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
Одновременное сравнение цветотональных отношений натуры и живописного изображения возможно лишь при воспитании способности цельно воспринимать или цельно видеть натуру. Тема урока. Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление. Какие знания нам понадобятся для составления натюрморта. 5, 6, 7, 8) Выполнение работы в цвете учащиеся начинают с легкой прокладки основных частей композиции (стол, скатерть, кулич и т. д. ).
Эта традиция сохраняется и сей день. Светом называют наиболее освещенную часть предмета. 2 Методические таблицы. Учащиеся выполняют работу красками. Лишь в 1730-1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты.
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, -- Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. А теперь, покажите мне, пожалуйста, на примере этих работ центр композиции. Композиционный центр смещен влево от геометрического центра. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.
4. Мне было очень приятно работать с вами. Напомните мне его, пожалуйста. Небо малооблачное, светло-голубое.
2. Мы различаем на нем свет, полутень и тень. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. На полотне – бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом.
Опавшие красно-желтые листья кругом: и на земле и на веранде и в воздухе. В этом сказывается влияние импрессионистов. Яйца писали цветными красками, а также проволочными крючками, обмакивая в воск.
Практическая работа (15-20 мин. ) 4. Учебный натюрморт. Можно назвать, например, полотна Кабинет в Островках и Отражение в зеркале Г. В. С. Н.
Прекрасная пора листопада. Обсуждение. 4. ) Ну, а сейчас, ребята, вы можете приступать к работе. Особенно известны его усадебные мотивы – пейзажные и интерьерные («Осень. Ларионова, К. А.
(Внимание детей акцентируется на плакате рис. (В классе проводится мини-выставка.
Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом. Обратите внимание на наглядное пособие (показ на плакате основных понятий, сопровождаемый рассказом учителя) (рис. Мы сегодня с вами прекрасно поработали. Веранда – одна из таких. Ответы учеников. 4. Просмотр готовых работ.
Потом окунали в краску, а восковой узор оставался нетронутым. (3 мин. ). Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТерминыI. При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Небесная лазурь еще ярка, но эта поредевшая листва нагоняет немного безотчетной грусти. Здесь представлена работа, выполненная акварелью (рис. 1). В составлении своей композиции используйте зарисовки, которые вы выполнили дома. Вы наверно уже догадались, что мы будем сегодня рисовать. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. -Мы с вами видим натюрморты с атрибутами Пасхи. Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом.
Изложение нового материала – 10-15 мин. Учитель. - Верно, пасхальный натюрморт. 2. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Сначала ставится натюрморт из 2-3 геометрических тел (куб, призма и др. ), дается определение понятия натюрморт (занятие на 2 часа) Следующий этап – Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. (2 часа) Ребята знакомятся с понятиями светотени, цвет, конструкция предметов, материальность в рисунке. Затем подавали остальную праздничную еду.
И рассказывают о равновесии в композиции. Используйте их как меру помощи (рис. ). Учащиеся выполняют работу красками. Основную группу предметов (самовар с чайником, поднос с куличами, стакан, крашенные яйца) мы расположили на втором пространственном плане, где находится сюжетно-композиционный центр. Наиболее темную часть светотени называют тенью, а переход от света к тени – полутенью. Писал всегда с натуры, работал очень быстро, вдохновенно. 2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
Композиция должна быть уравновешенной. Учитель. Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. – Верно, ребята, молодцы, что все подготовились и выполнили задание. (рис. Принесли краски и все необходимые для работы материалы.
Учитель – Верно. Например, в картине И. Н. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М. Теплова.
Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г.
5-7 мин. Учитель. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость) имеет большое значение в композиции натюрморта.
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, – Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. 3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Первые натюрморты носили символический характер. Например, в картине И. Н. Теплов, Т. Ульянов, П. Г. За теневой частью предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет).
Организационная часть – 3-5 мин. На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, приступили к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему). Ребята, а теперь обратим внимание на доску, здесь представлены репродукции картин художников: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С.
Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Нужно иметь е виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном – темнее.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. (3-5 мин. ) 2. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. 1, 2, 3, 4) Учитель. Венецианова, выступавшего против строгого разграничения жанров и стремившегося научить своих воспитанников целостному видению натуры.
Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление. Ученики – (показывают. ) Ответы учеников. Композиция, линейная перспектива, воздушная перспективаУчитель. Для каждой постановки характерна своя собственная цветовая и тональная организация. Ученики – Нам необходимо было дома порисовать с натуры цветы, вазы, овощи, фрукты, посуду.
Учитель внимательно следит за дискуссией, направляя ход мысли учеников. 3. Эскизы, сначала выполнялись на небольших форматах, в карандаше (рис), лучшие были выполнены в цвете.
Пасхальное застолье отличалось красотой оформления. Репродукции, работы детей. План урока1. Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью.
Учитель – Правильно. Вид занятийТематическое рисование. Тип урокаКомбинированный. Цель урокаСоздание по представлению пасхального натюрморта. Репродукции. План урока1.
В углу расставлены белые скамьи, перед ними – стол. В настоящее время большая часть натюрмортов, созданных в XVIII веке, хранится в Эрмитаже, Останкинском дворце и музее в Кусково. На пасхальном столе могут присутствовать цветы, фрукты и разнообразная посуда: чайник, сахарница, самовар, чашки, пиалы и т. д.
Очень хорош Натюрморт с попугаем (1737) Г. Н. Усложняются постановки- усложняются задачи: рисование с натуры анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени беседа Натюрморт в живописи 1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция определение цветовых сочетаний (первая пропись) 2-й урок – подбор цветов, близких натуре использование палитры, живопись по мокрому, по сухому. Большой интерес представляют также графические натюрморты М. А. Свой мольберт он установил в глубине веранды. Но никто не стремится их убирать. Рисунок учителя. В работе важно, чтобы все изображение должно быть ни большим, ни маленьким.
По программе В. С. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует). Ученики – Мы будем рисовать натюрморт.
Скорее всего, художник намеренно выбрал такую композицию, ведь, если приглядеться к натюрморту повнимательнее, можно заметить: художник показал вещи, которые характеризуют человека, страдающего пристрастием к алкоголю. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Не следует на одно и то место накладывать более трех слоёв акварели.
Учитель – Совершенно верно, молодцы. Но есть здесь и исключения. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете. Учитель. Еще одна основная тема натюрморта – это вещи, сделанные руками человека.
Светом называют наиболее освещенную часть предмета. Слово пасха – древнееврейское и в переводе на русский язык означает переход, прохождение.
Продолжая традиции Левитана, в живописи Жуковского доминировали лирические пейзажи, вначале сдержанные, строгие по тону («Весенняя вода», 1898 «Лунная ночь», 1901), затем все более яркие, красочные импрессионистические («Мартовский вечер», 1904 «Плотина», 1909). Богомолов. – Молодцы ребята вы все очень старались и вот таким образом работы получились. Все это освещалось в храме в Страстную субботу. Картина Осень.
Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Все стало желтым, золотым, оранжевым, окрасилось в осенние цвета. Коровина. Давайте посмотрим, ваши наброски.
Не бойтесь экспериментировать с цветом, придумывать самые неожиданные вещи. Веранда», 1911 «Поэзия старого дворянского гнезда», «Радостный май», обе 1912), проникнутые элегическими чувствами. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением).
Нужно иметь е виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном – темнее. Теплов и Т. Ульянов. Они философствовали и любовались красотой осени. Возможно, посиделки здесь закончились до следующей весны. Может быть, гости спустились по ступенькам (мы их не видим, но на них указывает поворот вниз перил) и пошли прогуляться в этот парк или небольшой лесок, окружающий усадьбу. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже).
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний. Ее мы подчеркиваем с помощью светотени, которая помогает передать объем предмета. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Ученики – Понадобятся знания правил композиции. С. Н. Посмотрите на её техническое исполнение: как накладываются краски: легко – не втираются в поверхность бумаги.
Утром, наверное, были заморозки, так как чувствуется, как прозрачен и прохладен воздух. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. Ответы учеников: На прошлом уроке мы рисовали пасхальный натюрморт. Многие произведения анонимны.
Маковский Александр Владимирович. Мастер специально отодвинул фигуру модели к краю полотна, чтобы зрителю были хорошо видны предметы, разложенные на столе. -Мы с вами видим натюрморты с атрибутами Пасхи. Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины.
Постепенно цветной тон усиливается и так до полного цветового звучания. Подписью к нему могло бы быть множество строчек из Пушкина.
Обратите особое внимание на стенд, который учит поэтапному ведению работы. Практическая работа учащихся – 15-20 мин. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Учитель- Верно.
Работа начиналась с поиска схемы композиции – с форэскизов. Обучать умению рисовать, применяя различные средства художественной выразительности в живописи такие как, контрасты цвета, тона и др. В живописной работе так же, как и в линейном рисунке должна чувствоваться форма предмета. Ученики – На них изображены пасхальные натюрморты.
Натюрморт написан со стороны света и все предметы кажутся залитыми светом. Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонким слоем или слоями на бумагу, которые, просвечивая, выполняют роль белил. В процессе работы у вас возникли какие-либо сложности. Художник любил рисовать с натуры. Повторение законов линейной и воздушной перспективы. Определение лучшей работы.
Выставление оценок. Немало из них пейзажей и интерьеров, живописца можно назвать певцом усадебных мотивов. (7- 10 мин). Рисунок учителя.
Во время практической работы учитель делает замечания, подсказывает и направляет ученика. Слово пасха – древнееврейское и в переводе на русский язык означает переход, прохождение. Чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на обманке, художники писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги. Веранда», то понимаешь, что к этой картине больше подходит строка «очей очарованье». Пасхальный натюрморт (1920). Индивидуальная работа детей под руководством учителя. Художник, увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение, главная цель которого -- демонстрация богатства и роскоши.
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Организационный момент. Поищите его на палитре. Скажите, пожалуйста.
Грабаря, В. Э. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). «Унылая пора, очей очарованье», – писал А. С. Пушкин об осени. Ответы учеников. Акварель31. (илл. В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности.
познакомить учащихся с особенностями праздника Пасха. Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. 4. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей играть на басу, а больше ничего не узнал. С тех пор как возникло искусство изображение предметов повседневного быта стало обычным делом.
Наиболее темную часть светотени называют тенью, а переход от света к тени – полутенью. После этого каждый получал по кусочку кулича и по ложке пасхи. Любой предмет освещен неоднородно. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ.
Первые натюрморты носили символический характер. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Так ему был хорошо виден и угол деревянной пристройки и пейзаж за ней. Светлое Воскресенье Христово или Пасха, считается главным праздником христианской церкви.
Вся работа в целом построена на контрасте теплохолодности. Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом. III. Также можно дописать поздравительную фразу и подарить получившийся рисунок близким. Контур рушника на иконе создает диагонали объединяющие икону со столом.
3. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Народ считал Пасху праздником возрождения жизни. 2 Методические таблицы.
А теперь на ней скучают стол и скамейки, усыпанные увядающие листвой. (рис. ). Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте. Ученики слушают. Тема урока. Несмотря на то, что солнце светит сильно, никто не захотел выйти на веранду, она пустует. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Светлое Воскресенье Христово или Пасха, считается главным праздником христианской церкви.
Специально к этому уроку я давала вам задание на дом. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Учитель. На этой части иногда (если предмет глянцевый, например, ваза) возникает блик – яркое, блестящее пятнышко отражения. – Итак, заканчиваем работу.
Здравствуйте, ребята. Кто помнит что мы рисовали на прошлом уроке. В 6 классе по программе предусмотрено 4 часа на рисование натюрмортов. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М.
7- 10 мин. 3. Ребята, не спешите брать и наносить на бумагу чистый открытый цвет.
Кто может ответить, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. В 1870-1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. В православных семьях, на красный уголок у иконы вешали красную лампадку (в честь праздника) и поджигали ее от огня принесенного накануне из церкви. – Абсолютно верно.
Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. На этой части иногда (если предмет глянцевый, например, ваза) возникает блик – яркое, блестящее пятнышко отражения. Спасибо.
Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Ученики слушают. Например, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Объяснение нового материала. За теневой частью предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет). Сверху глазури дорисовываем посыпку в виде кружочков и палочек.
И обсудим вслух по уже известным нам критериям, которые мы с вами вместе обозначили на прошлом уроке. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Итог урока, экспресс-выставка (5мин. ) 5.
А давайте вспомним с прошлого урока, что такое натюрморт. Все ли вы сегодня подготовились к уроку. Пасхальный натюрморт (1920). У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. На столе стоят ярко-желтые цветы, они печально опустили свои головки.
В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. Они шуршат под ночами и от легкого ветерка. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца).
На полотне -- бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. 9. ) Любой предмет освещен неоднородно. 4. Кого сегодня нет на уроке. Начальный этап, урок 1. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу.
Из всего вышесказанного ясно, что во второй половине XIX столетия натюрморт не играл существенной роли в русской живописи. Корнилова. Учитель.
Передний план выступает как подход к основному содержанию композиции. Учитель. Используйте их как меру помощи. Этим достигается, удивительная объемность форм. 15 мин. Ребята работают, учитель оказывает индивидуальную помощь. Пасхальный натюрморт (1920).
Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать над тематическим натюрмортом. Сделать зарисовки в блокнотах карандашом и несколько вариантов красками. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Ответы учеников. 2Учитель. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете.
Объяснение домашнего задания. После этого высказывают пожелание художнику. Но в полном смысле назвать подобные изображения натюрмортом нельзя, так как предметы, представленные на этих картинах, не имели самостоятельного значения и играли роль религиозных символов. (рис 4. ) Ученики – Выходят к доске. Для раскрытия данной темы был изучен материал про славянские православные праздники.
Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом. Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Кузина Изобразительное искусство натюрморты ставят детям начиная с 5 класса.
Урок 2. На столе стоит стеклянная ваза с пышным букетом желтых цветов их цвет – в тон осенним листьям. Так, И. Н. Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Но мы с вами будем продолжать работу дальше.
Отлично исполненные, они полны поэзии. Но когда смотришь на картину художника С. Ю. Жуковского «Осень.
А теперь, ребята, обратите своё внимание на доску. Но в полном смысле назвать подобные изображения натюрмортом нельзя, так как предметы, представленные на этих картинах, не имели самостоятельного значения и играли роль религиозных символов. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. В середине 1900-х гг. У золоченого кресла -- шпага в роскошных ножнах. Деревянные расписные яйца именовались яйчатами.
Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Дети заканчивают построение композиции в карандаше. V. Веранда опустела. Ваша работа должна быть творческой и оригинальной. Левитана, И. Э. Вопросы: – Как художники передают в своих натюрмортах красоту праздника Пасхи. Сбоку рисуем веточку распустившейся вишни.
Сообщение задания на дом, просмотр работ – 5 мин. Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТермины1 (До начала урока необходимо подготовить доску: записать дату, тему, термины, Подготовить наглядный материал). Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной. Перед нами ясный и солнечный день.
Работа рассчитана на ваше воображение и фантазию.