Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Может быть и нерпа издает в ответ какие-нибудь звуки. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Пасть с острыми зубами приоткрыта.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Благодаря этой сценке, картина становится очень позитивной и еще более живой. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Мастер создавал натюрморты, композиции с охотничьими трофеями и картины изображавшие птичьи дворы. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Очень интересна его картина Битая птица в нише, хранящаяся в Эрмитаже. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Ее круглые глазки живо поблескивают. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам).
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Закончив обучение, Снейдерс отправился на шесть лет в творческую поездку в Италию и посетил Рим и Милан, крупные центры итальянского искусства.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Цель восстановить возможный исторический контекст не была у живописца на первом месте, однако он не игнорирует историческую справедливость и достоверно изображает предметы, которые мог использовать охотник одной эпохи.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). В ранних своих работах художник часто использует асимметричную композицию и символику, характерную для натюрморта-ванитас: подсвечник с недогоревшей свечой, карманные часы, опрокинутый кубок. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Произведений Блума сохранилось немного.
Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний2255. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Особо привлекает к себе живая сценка в правом (относительно полотна) нижнем углу: маленькая собачка с висящими ушками забралась с испуга на корзину со снедью и лает на кольчатую нерпу, а морской зверек смотрит на шумящую с удивлением. Крупноформатные декоративные картины с изображением мертвых лебедей, зайцев, коз писали такие художники, как Я. Веникс и М. де Хондекутер. Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета104. В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht).
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Кажется, что объекты постоянно стремятся изменить свое местоположение на холсте. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
Можно предположить, что общей идеей натюрморта является изобилие.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Все это морское изобилие шевелится и расползается. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Строгая и лаконичная композиция картины, минимум пустого пространства. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок78.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Все фрукты будто бы нанизаны на веточки с листьями и усиками.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Это дало Франсу больше свободы, чем имели другие приезжие художники. Узор снаружи есть, но очень нечеткий.