Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни – повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном. Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени.
Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения. Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру. Натюрморт как жанр живописи стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи – уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения. Начало ХХ века — расцвет русской натюрмортной живописи.
Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами. Натюрморт в живописи – изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Именно отсюда из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.
Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов. Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен. Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства. В 30-40-е годы XX столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. Это может быть различная снедь, т. е. Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ). stilleven, нем. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых обманок (trompe lil). Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя. Караваджизм). Картины «Малых голландцев» ещё не были пышными, они, скорее, подчёркивали светлую обыденность обстановки. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин nature morte, который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была живая натура (исторический жанр, портрет и др. ). 6650, 5см Кувшин, бокал и книга.
А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Зародившийся в университетском Лейдене жанр учёного натюрморта является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др. ). Stilleben, англ. Матисс и др. ) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). пища, посуда, книги, статуэтки и т. п.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан).
Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины. Термин «застывшая жизнь» (голл. Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов. Термин «застывшая жизнь» (голл. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн.
Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Холст, масло.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Слово натюрморт с французского означает мертвая природа. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок».
В натюрморте изображаются только обиходные, т. е. Почти мгновенно эстафету по выходу из живописной плоскости в трёхмерное пространство подхватывают русские кубофутуристы например, Владимир Татлин использовавший фрагменты изготовленных промышленным способом реальных предметов: крышку стола, водосточные трубы, те же газетные заголовки. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. stilleben, англ. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, вот таким образом живите так, как хотели бы умереть».
Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. Во Франции мастера фовизма (А. В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир (обманки Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ).
Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. (М. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Это мир обычных предметов, живущих своей, незаметной для обывателя жизнью.
В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. 1908.
Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр цветы-птицы), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.
Бейерен), цветы и фрукты (Я. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Рекко, Дж. Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Историю натюрморта как жанра станковой живописи и в частности его типа trompe loeil (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы Натюрморт итальянца Якопо де Барбари (1504).
Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). (Я. Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания с надписями типа «моменто мори» («помни о смерти»). Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем.
В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Вещи превращаются в символы. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Дерево, масло 48, 825. 8см. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см).
Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах – их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов. Вскоре этот жанр получил широкое распространение в странах Западной Европы. В 20-30-х гг.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Сезанн, В. ван Гог). Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: рыбы (А. Канольдт в Германии, Дж. Stilleben, англ.
Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI – начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др. ). Картон, масло. Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др. ) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей. Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями (де Хем), светильниками с горящей или догоревшей свечой (Доу).
natura morta, буквально – мёртвая природа голл. Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. На сей раз всё было свежее и съедобное. Холст, масло.
Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в Триптихе семейства Брак Рогира ван дер Вейдена). Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства.
Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. 244244 см).
С. Петров-Водкин) и тематических революционных натюрмортах (Ф. 1972. Интерес к бытовому характеру вещей интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Проучившись довольно долго, он выбрал классический стиль живописи, вне модных течений. Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзиониситские приемы, создающие искусный обман зрения.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея. vanitas).
В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). Холст, акрил 102, 8103. 5см.
stilleven, нем. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.
В 60-70-х гг. Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». В 40-50-х гг.
П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. 1908. Американский художник Дэвид Грей представитель современного искусства, ему 45 лет.
9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. На тщету земных наслаждений указывают игральные карты, курительные трубки (Класс).
Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. stilleben, англ. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь».
В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). stilleven, нем. жанр живописи появился в России в начале XVIII века.
Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий). 8165см Ваза с фруктами, 1909. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Параллельно с мрачными «ванитас» голландцы развивали и некую её противоположность, которую и стали называть Stilleven, то есть «тихая жизнь». Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
nature morte итал. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Все изображенные предметы имеют свою символику.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». «натуре морте» – букв. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). Термин «застывшая жизнь» (голл.
Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. vanitas). Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц.
Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l. il). 1914. Результатом стали множество картин в очень приятной технике.
stilleven, нем. Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Натюрморт (франц. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К. Маковский).
Кончаловский, С. Е. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Д. де Хем), битая дичь (Я. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например имитацией книг для «ложных шкафов». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов).
stilleben, англ.