Густав Климт, австрийский живописец, график и декоратор, крупный представитель венского модерна, родился в 1862 г. в Вене. Симпатия к левым движениям на Западе н. С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России. Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям носивших, порою, условную принадлежность к той или иной стране. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром. Модерн в живописи – это сюжеты, наполненные характерными для символизма образами.
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране. Модерн в живописи представлен работами таких культовых личностей как П. Гоген иП. Венский Сецессион Архитектура и живопись стиля модерн в Австрии Автор – Денисова И. Н. Стили живописи, такие, как постимпрессионизм и символизм имели общие тесные связи с направлениями модерна.
Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь.
Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). wrobel – воробей). Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. Популярным стал мотив поцелуя, который буквально переходил от одного мастера к другому.
Римского-Корсакова. Вот таким образом в период модерна существовали разные стилистические течения. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Главным средством выражения они изобрели цвет. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. Основные черты югендстиля состоят в показе человеческих страстей (знаменитый Поцелуй П. Беренса) стал одним из первых решений этого мотива. Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, – волнообразно изогнутая линия.
Так начался творческий путь художника. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. "Новый стиль" развивался столь интенсивно, что уже в следующем строении В. Орта – "Народном доме" в Брюсселе (1896-1898) – заметнее становятся элементы конструктивизма. В 1926-1927 гг.
В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил.
Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, Шиповник, Московском книгоиздательстве, в журналах Мир искусства, Золотое руно, Народное образование, Солнце России, Художественные сокровища России и других. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Роза, нарцисс также были любимыми цветами модерна. трагичностью неразрешимости противоречий. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Для постмодернизма характерны несколько признаков. Пушкина (1906-1907).
Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанского архитектора А. Гауди. В природе нет прямых линий, – любил подчёркивать Гауди, король стиля Арт Нуво. Бородина (1930), Борис Годунов М. П. Новая мода попала во власть чистой геометрии.
Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Немецкий график Теодор Хайне выполнил рисунок «Серпантинная танцовщица». «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ.
Ювелирная отделка деталей использование необычных материалов проникают в живопись. Драматизм стиля модерн снова обрел силу в искусстве художественной графики, ставшей популярной в социальных и политических кругах 1960-х годов среди нового поколения, ставящего под сомнение традиционные вкусы и идей. «Чем более ужасен мир, тем более абстрактным должно стать искусство», – писал немецкий художник Пауль Клее. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж.
Вспомним «Вихрь» Ф. А. Вспомним его «Царев-ну-Лебедь» (1900), навеянную музыкой Римского-Корсакова и пением Забелы-Врубель. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. У Бёк-лина был «Остров мертвых» (1880), у Лейстикова (1890-е годы) и Сомова (1901)— «Остров любви».
Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, вот таким образом у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства. Разумеется, модерн не «выбирал» эти жанры. Графика Бёрдсли – классика модерна.
склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Фогелер делает свой «Остров» — обложку для журнала того же названия. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее.
Но мы уже знаем, что архитектура модерна никак не могла и не хотела ограничиваться этим камерным жанром. Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Женское лицо, повернутое прямо на зрителя, выражает страсть откровенно и прямолинейно. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Тема эта обычно берется не в духовном аспекте, а, скорее, физиологическом.
Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития. Танцовщицы были любимыми моделями Тулуз-Лотрека, Шере, которые, как и другие французские плакатисты, довольно часто воссоздавали на своих плакатах танцующие фигуры В. Серов рисовал Карсавину и Павлову, писал Иду Рубинштейн.
Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море" (1872-1874). «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Художники часто искали случай передать любовную страсть. Началась новая эра графики. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. В других странах модерн называется так же: тиффани (по имени Э. К. Немецкое "Jahrhundertwende" – "поворот столетий", лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение "fin de siede" (конец века).
Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф. Разновидностью модерна является символизм. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е.
Гениально одаренный художник польского происхождения (польск. Началась новая эра графики.
Каждое страдание – это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания – клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров. Сам этот танец Лои Фуллер был порождением стиля модерн. Например, красный воспринимается, как команда, руководство к действию.
Обращение к сказке — это традиция еще романтических времен. Бенуа). Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Кстати, сами выставки — особенно международные — тоже стали «жанром» модерна. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Врубель, А. Н. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ).
Это движение стало переломным по содержанию. Футуризм позиционировался как искусство будущего.
Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. В графике — особенно книжной — листья составляют гирлянды, которые утрачивают свои конкретные черты и становятся виньетками или другими книжными украшениями. Органический, «естественный» человек становился героем Гогена, равно как и любого другого художника, предпринимавшего поездки в далекие страны, дабы найти в них новый источник вдохновения. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Райта. Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: флореальное искусство или Арт Нуво, неоромантическое (национально-романтическое), рациональное или геометрическое, неопластицизм, неоклассицизм. В 1892 г. бельгийский художник Анри Ван де Велде (1863- 1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от "фигуративного искусства" и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве.
Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. «Китайский павильон. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. За пристрастие к этим формам австрийского архитектора И. Хоффманна (1870- 1956) прозвали "дощатым" или "квадратным Хоффманном". У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием.
Шенберг, К. Пендерецкий).
В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль».
Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма. Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна (Revue blanche, основан в 1891, Париж The Studio, основан в 1893, Лондон The Yellow Book, основан в 1894, Лондон Jugend, основан в 1896, Мюнхен Ver sacrum, основан в 1898, Вена Мир искусства). Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие. Малютина (1859-1937), А. Н. Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют. Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна. Интересен тот факт, что В. Кандинский жил и учился в Одессе.
В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин "La Porte Chinoise" (фр. Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период модерна существовали произведения не только в "стиле модерн". Эти полотна показывают зрителю фигуры прекрасных юношей и девушек, олицетворяющих давно ушедшие времена.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). Рёслина, английских графиков Крейна и Блейна. Вспомним ее «Волну», сделанную для шехтелевского здания Художественного театра.
Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. В их числе называют У. Моррис, Дж. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Мысль о существование разума и души за пределами реального мира изучение бессознательного, а так же феномена сна и абсурдных явлений дало художникам новые темы для работ. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Поэты-символисты не заставили себя ждать, воспевая "бледный идеал" и сравнивая молодое искусство с крито-микенским, этрусским, "пламенеющей готикой" Средневековья и французским рококо. В постройках Ф. Журдэна (магазин "Самаритэн" в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. -Ж.
Обилие перечисленных мотивов не означает, однако, что иконография модерна окрашена лишь в оптимистические тона возрождения, порыва, пробуждения. Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Это классика Модерна. Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов.
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Во Франции: "флореальное" или ар нуво ("новое искусство"), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому ар нуво искусство именовали "югендштилем", в Италии – "либерти", в Польше – "сецессией". Главным признаком модерна считается особая плавность форм, которая выражается в вытянутых, растущих в высоту фигурах с четкими контурами на однотонной поверхности. дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила.
belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. На этих картинах вы не увидите привычного эффекта глубины, вот таким образом все изображения выглядят плоскими, словно настенные аппликации. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Здесь есть опасность больших натяжек. Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма.
Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Вот таким образом так любят изображать Саломею (Климт, Бе-мер, Бёрдсли, Штук, Коринт, Моро), Юдифь, Иродиаду, Далн-лу. Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. Драпировка, раскинувшаяся веером, уподобила балерину гигантской бабочке. В 1902-1904 гг. И никаких полутонов.
Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов.
А бстракционизм порвал связь с природой окончательно.
Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников. Прошло несколько лет. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона».
Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе). Линия приобрела удивительную силу. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг.
Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь. архивы тоже прочесывает по истории сестр. А как же тогда кубизм. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные.
В России утвердился термин "модерн" (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название "ар нуво", а слово "модерн" означает просто современный, актуальный, передовой). Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. В каждой стране он именовался по-разному. Выше уже шла речь 6 культе частного дома в модерне. В самом этом порыве и экстазе таились ущербность, надрыв, подчас перенапряжение. Были свои привязанности у модерна и в мире животных, особенно в мире птиц.
Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Выразительный вариант «Поцелуя» создает П. Пикассо в одной из своих ранних работ — «Свидание» (1900), еще целиком ограниченных рамками Ар Нуво. В 1899-1902 гг.
В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. Период Модерна относительно короток имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Активно строились общественные сооружения, магазины, вокзалы. Вспомним сказочного Коненкова 900—910-х годов или его же обращение к мифу, к античности (аналогия неоклассицистическим тенденциям в позднем модерне). Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.
Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Знаменитая картина «Весна» Ходлера (1901) служит тому ярким примером. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к "Озарениям" ("Illuminations") А. Рембо: "О, потаенные самоцветы – раскрывшиеся цветы. К тому же Лои Фуллер в своих вихревых движениях представлялась современникам новоявленной вакханкой. Постмодернизм состоял из студенческих групп, которые стремились привнести в потребительское общество новую сверхидею.
В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. В формах модерна преобладал – отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна.
Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Ионеско, Ж. П.
Словно на интересном уроке побывали. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). Так появилось новое течение, которое захватило умы художников и ценителей живописи на многие годы. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками).
В последнее десятилетие жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра. Умер Иван Яковлевич Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Художник называл своё искусство «музыкой цвета». В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма исторического тупика. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ.
Модерн (фр. И никаких полутонов. modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. В деревянной гравюре Э. Мунка (1902), вопреки обычным его приемам, экспрессия скорее таится внутри, чем выражена снаружи.
Графика Бёрдсли— классика модерна. Младенцы и юноши представлены на полотнах Кузнецова, Уткина, в скульптурных произведениях Голубкиной юноша, пробуждающийся к жизни, — любимый мотив Матвеева в конце 900-х — начале 1910-х годов.
Знаменитый «Поцелуй» Беренса (1898) давал одно из первых решений этого мотива. «Сирень» Врубеля (1900) —это не натюрморт, не пейзаж для выражения стихии цветения трудно подобрать название жанра. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей.
По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями.
Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.
Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна.
Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию удар бича.
Причем условность подобных приемов не лучшим образом сочеталась с натурализмом пошловатых аллегорий в духе модных венских салонов академической живописи. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции.
Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм.
Мы не будем говорить об иконографии модерна в скульптуре. С приходом модерна в изобразительном искусстве конца XIX века произошел качественный сдвиг. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. С другой стороны, мы уже имели случай говорить о том, что в скульптуре редки случаи проявления «чистого» модерна. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион.
Тиффани) в США, модерн стай (современный стиль) в Англии, стиль либерти в Италии, модернизмо в Испании, Арт Нуво (новое искусство) во Франции, югендштиль в Германии, еловый стиль в Швейцарии. Мастера модерна не пренебрегали и другими формами проявления любви—вспомним хотя бы «Данаю» Климта (1907— 1908), где эротическое начало побеждает климтовский декоративизм.
На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А. В этих случаях пейзаж часто тоже опирается на заведомую условность символического плана. Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н.
Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. "Мы гребень вставшей волны", – писал В. Брюсов. Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма.
Стилевое новаторство становится самоцелью. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: "Назад к природе", художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму "викторианского стиля", второго ампира, необарокко и "неоренессанса" середины XIX в. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания "изнутри наружу" (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу "слоеного пирога").
Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. На почве этой условности появляются «бродячие» мотивы.
Во-первых, обязательно наличие готовой формы. Линии на такой бумаге выглядели по-новому. тогда, когда во Франции начинался фовизм.
Под "стилем модерн" понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Отсюда название.
Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Ещё в начале века модерн называли не художественным стилем, а стилем жизни. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным.
Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто рогатый, дьявол – клеветник, а Демон значит душа и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. Волнистые линии орнаментики Арт Нуво сравнивали с крито-микенским искусством.
Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Но этот вопрос выходит за рамки проблемы иконографии.
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. При этом художники модерна иногда обращаются к пейзажу или натюрморту. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. Парафразом ходлеровской темы стала одна из картин Петрова-Водкина — «Юность» (1911). Мотив изогнутой линии стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Беренс свел мотив к знаку. Мусоргского (1931). Интересно также сравнить "стиль Гимара" с флореальными мотивами неорусского стиля этого периода.
В частном доме стиль смог воплотиться особенно полноценно в силу многогранности его претворения — в архитектуре здания в целом, в отделке интерьеров, деталей и т. д. Здесь наиболее последовательно выявилась возможность строить «изнутри». Земля отходит ко сну.
Особенно популярна была сказка в немецком романтизме. Глинки (1913) и Садко Н. А. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых – Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929). И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов. Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль— это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Продолжали создаваться композиции в духе историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения.
Но дело не только в этом. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Это как бы знак любви. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Глаза пана горят огнем молодого месяца, висящего над горизонтом.
Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.
Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Термин модерн, впервые упомянут в 1880-х годах в бельгийском журнале LArt Moderne, описывающем работы Les Vingt – двадцати художников и скульпторов, стремившихся к реформам через искусство. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Некоторые архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции). Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
Рубеж XIX-XX вв. Модерн стремился впитать в себя всё. Станислава Пшибышевского: ""Крик". Список, видимо, можно было бы значительно расширить. "venetian revivah).
У русского футуризма судьба весьма трагична. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Подобно Франции, новое искусство по-разному именуется в разных странах и культурных центрах Европы. Климт в картине того же названия (1911) стремился уравновесить порыв и абстрагированный декоративизм. Близка в целом символистской иконографии А. Голубкина.
Ревнивец» Бенуа (1906) — это тот же остров, плавучий павильон. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Отсюда термин "венецианское возрождение" (англ.
Однако Ар Нуво захватил воображение публики всего мира на экспозиции Всемирной Выставки в Париже в 1900, организуемой каждые одиннадцать лет начиная с 1798 года. Вот таким образом даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) – линии, названной критиками "ударом бича", – кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы. В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Гассель (1839 год). Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера.
В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Не случайно вот таким образом к ней обратились взоры художников того времени. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. Модерн повсюду способствует распространению форм лёгких, мягких, нежных. Все эти «персонажи» выступают не в обычном своем окружении, не в естественной среде, где они всегда существуют, а самостоятельно, как изолированный предмет или как предмет, условия существования которого не занимают художника.
Этот танец давал повод для самых различных уподоблений и пластических аналогий. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена — изменить ее было не под силу даже такому своенравному стилю, как модерн. Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Самой значимой датой, которую относят к возникновению модернизма, считается 1863г.
Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. В русском модерне также мы часто сталкиваемся со сказочными сюжетами. Прослеживается этот стиль в отдельных работах Кандинского и Коровина, Левитана и Петрова-Водкина, Рериха и Серова.
Особенно любимыми птицами были лебедь и фазан: один символ обреченности, второй – солнечности. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил. Мастера модерна любили изображать, например, остров, хотя и придавали ему разное значение. Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа).
Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. "yacht style"). Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Это художественная переработка (стилизация) разнообразных форм растительного мира. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Зимина, Руслан и Людмила М. И.
Важен был факт бегства от городской цивилизации ради обретения естественного бытия. Но для нас важно, что модерн как стиль должен был «иметь дело» именно с этими зданиями.
Вместе с тем его образ таил в себе и другой смысл: в многочисленных «глазках», вкрапленных в многоцветное оперенье, согласно преданиям, заключен был источник «сглаза». Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Линия приобрела удивительную силу. Женщина в экстазе — довольно часто встречающийся мотив в искусстве модерна.
Но дело не только в отмеченных выше метаморфозах. Любили тюльпан, орхидею, лилию. Большое развитие в модерне получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Наиболее экспрессивно выражал их Э. Мунк — в «Комнате умирающего» (1893), «Крике» (1893), «Беспокойстве» (1894), «Пепле» (1894) и других произведениях 90-х годов. Социальная природа модерна коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью.
Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов – особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Художественный стиль ар нуво эволюционировал. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П.
Дом ван де Вельде в Уккле, особняки Орта, Шехтеля принадлежат к наиболее выразительным явлениям стиля — одни комплексностью своего замысла (ван де Вельде), другие качеством архитектуры (Орта, Шехтель). Женские фигуры часто включаются в художественные композиции в качестве фей или сирен, как, например, в ювелирном искусстве Рене Лалик, Жоржа Фуке и Филиппа Уолферса. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта.
Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. В Италии – Arte nuova, Stile floreale или La Stile Liberty в честь лондонской фирмы Liberty Co. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Главным образом слиянием с принципами кубизма. Вспомним и о Родене, который многократно варьировал свои «Поцелуи» в мраморе.
Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П. В России дань модерну отдал знаменитый ювелир К. Фаберже. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль.
Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Модерн любит выявлять человеческую страсть, ее буйство.
С французского языка moderne переводится как «современный». Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Не одного резкого движения, наоборот, движения спокойные, легко текущие.
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика.
У Г. Кольбе—«Золотой остров» (1898). Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Очень часто, например, мы встречаем в живописи и графике козлоного пана. Вернемся к разговору о живописи и графике. Стравинского в постановке М. М.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Молодых героев мы постоянно встречаем в произведениях Хофмана. Подсолнухи — горение, сияние солнца, своеобразную жажду жизни. Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П.
Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. В 1908-1909 гг.
Ревнивец» Бенуа (1906), «Поцелуи сфинкса», которые так любили символисты всех стран. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Если рассматривать модернизм в живописи, как некоторое откровение, то очень многое можно почерпнуть из событий тех лет. В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др.
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика.
И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Врубель в России). moderne от лат. Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Радость порыва смешивалась с тревожным ожиданием. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики).
Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается абсолютно новое искусство. художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903). Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Произведения восточного искусства коллекционировали Э. Золя и братья Гонкур. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, – что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения.
Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса искусства этрусков и французского Рококо. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). По его наблюдениям, определённые цвета вызывают у людей конкретную реакцию.
Бенуа (1870-1960) и других». Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии) или тонко нюансированной монохромией (М. А. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления.
В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 -1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. Орхидеи, лилии, кувшинки знаменовали трагедию, гибель, смерть. Мы уже говорили о «Поцелуях» Родена, о «юношах» Минне и Матвеева. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. Но наиболее популярной моделью стала на рубеже столетий знаменитая танцовщица Лои Фуллер, которая прославилась своим «серпантинным танцем».
Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Был широко распространен в Италии и России.
Мунка называют предтечей импрессионизма. Вот что значит профессионализм и харизма.
Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было граничит с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их – мастерские Морриса, 1861 и Выставочное общество искусств и ремёсел, 1888, в Великобритании Объединённые художественно-ремесленные мастерские, 1897 и Немецкие мастерские художественных ремёсел, 1899, в Германии мастерские в Абрамцеве, 1882 и Талашкине, около 1900, в России). Эти ллюстрации, выполненные с блестящим заимствованием чисто японский двухмерной пространственной композиции, могут рассматриваться как изюминка Эстетического движения и первого проявление вкусов Ар Нуво в Англии. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Появляются новые имена в мире моды. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров.
Кроме этих классических произведений напомним и некоторые другие: бесконечные «Поцелуи» Сомова, «Китайский павильон. Многие художники и скульпторы часто обращались к изображению профессионального танца.
Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. В 1890-1900-е гг. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Модерн охватил все страны Европы и Америки.
Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения. Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Модерн, стиль модерн (франц.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Дерево или цветок могут быть признаком лирического созерцания художника (например, береза в рисунках и картинах Фогелера). Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века.
В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Кафка, А. Камю), театре (Э. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К. Билибин спросил его о судьбе акварелей.
Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам.
Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный». К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В изобилии бытовали мотивы умирания, безысходности, томления, отчаяния.
В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). Творчество непревзойдённого мастера цвета стала известна лишь после его смерти. Реальность становится в картинах модернистов более существенной, чем реальность жизни.
это противоречило концепции конф. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Эти течения взаимодействовали между собой.
Любимыми были: лебедь, павлин, фазан. Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Но у искусства модерна были свои предшественники.
Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. В России он назывался Стиль модерн.
Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Тем не менее все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Жизнь пробуждается в молодых телах и в еще не раскрывшихся душах.
Лебедь привлекал своей изысканной красотой, аллегорией обреченности («лебединая песня»), белизной. Всё это придавало картинам большую выразительность. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Врубель нередко обращался к подобным образам. Еще ранее, в 1856 г., Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр.
К тому же в подобных постройках выявилась другая сторона стиля — его тяготение к открытости, публичности, «выставочности». Модернизм во многом определил пути современного искусства. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу.
"Ворота в Китай"), а в 1895 г. магазин "Maison de LArt Nouveau" (фр. Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину. Характерно для живописи модерна парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной четкостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. В картине Врубеля «Пан» (1899) это мифологическое существо, приспособленное к лесным просторам России, уподоблено пню, вырастающему из земли. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания.
Их интересует пробуждение чувства, становление жизненных сил. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Тиффани.
Ответ на поставленный вопрос лежит как бы на поверхности. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Климтовская «Саломея» (1909) запечатлена в экстатическом состоянии: ее тонкие костлявые пальцы судорожно сжаты, глаза закатились, веки полуоткрыты. Развивая идеи, заложенные Дж. Новый стиль характеризуют волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости.
Первый шаг в этом направление был сделан английскими графиками и архитекторами (Мак Мардо Артур, Крейн Уолтер), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С. В. Австрийский мастер Ко-ломан Мозер нарисовал Фуллер в одной из своих акварелей.
"Прекрасная эпоха" (фр.
Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями». Колокольчики обозначали желание. Художники модерна часто изображают юных героев.
Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. Экстаз — злодейски-эротический, как у Климта, экстаз танца, как в любой из «Вакханалий» Штука или Хофмана или просто «Женщина в экстазе» Ходлера (1911) — они все сродни друг другу, все образуют новый род героинь, способных откровенно выявлять свое чувство, свое внутреннее состояние, жар своей души, пыл любви, движение тела. Чем неопределеннее форма из мира природы, тем ближе она духу художника – модерниста.
В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). До 1900 года Йозеф Хоффманн, как и другие яркие представители модерна, экспериментировал с криволинейными органическими мотивами. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2.
Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Пожалуй, не было в истории искусств такой же второй по своей популярности модели исключая, разумеется, коронованных особ и всякого рода иных знатных и имеющих власть заказчиков.
Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. С его живописью связывают «золотое время» модерна.
У Ходлера есть еще одна картина на близкую тему — «Юноша, удивленный женщинами» (1903). В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Дягилева в Париже. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс.
Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. «Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф. В начале 1900-х гг.
В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». В дальнейшем это стало главным принципом стиля модерн. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Они выступали за единство всех искусств, возражая против сегрегации между изобразительным искусством, живописью и скульптурой и декоративно-прикладным искусством.
Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Как уже отмечалось выше, стиль модерн в живописи и архитектуре носил такое название именно в России и, конечно же имел свои национальные черты. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
Животный и растительный мир становится предметом специального внимания художников, скульпторов, графиков, мастеров прикладного искусства. Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства.