Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры. Петрус Кристус – представитель Ранней нидерландской живописи, которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения.
Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Традиционные темы монументальной живописи готики на светский сюжет являются сцены охоты игры в мяч, музицирования в саду.
Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года.
Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие1. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»). Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
1265). Французы также стремились ее разрешить. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. И снова готический стиль был оттеснен на задний план.
Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его.
Старые романские храмы были для этого слишком тесны. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене. Заметный вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии, а также в изящных творениях Стефана Лохнера.
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл.
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога».
На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo.
Франциска. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Строился с 1163 по 1345 гг. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера).
Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Образы св. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
1410). Натурализм в готике со временем стал преобладать. Мастера живописи стали использовать пустоту для того, чтобы подчеркнуть материальность изображаемого. «Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны. Франциска. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).
Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства.
Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп. В эпоху поздней готики появляются т. н. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м).
Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Особое внимание они уделяют глазам. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.
Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в. Кантерберийский собор в Англии – готический стиль архитектурыВ силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса или Возрождения. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Раннее средневековье VI-XII вв. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». В центре её Богоматерь. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба.
Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа. принадлежало парижской школе. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Хоровод кавалеров и дам может быть связан с празднованием майских торжеств, для которых тема любви являлась центральной. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Но против такой гипотезы найдется множество возражений.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры.
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. 1250), Распятия над алтарями. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В ту пору это была неслыханная смелость.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли.
Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. В 14—15 вв.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
1270-1337 гг. ) готическим мастером. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре.
Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Этим фактором был заказчик-донатор. Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.
Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения.
Любое изображение на алтаре предельно символично и является знаком определенного обширного содержания. Наиболее выдающиеся представители готической живописи: Р. ван дер Вейден и братья Эйк, Х. Босх и А. Дюрер. Поскольку под эгидой культа св. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики.
По семь статуй поддерживают арки входа. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. 1325). На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н.
Франциском. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Учитывая, какой огромный шаг вперед сделала за полвека живопись на континенте, старомодность этого Рождества может показаться удивительной однако не следует забывать, что в Англии стили развивались почти независимо от французских или немецких достижений. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
С этими зданиями соседствуют высокие горы и деревья, поднимающиеся до верхнего края картины. Все улицы расходились от паперти.
В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св. чтв.
Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. На этой картине, завершенной в начале 15 столетия изображены распятие Христа и мученичество святого Дионисия.
Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Отделяя от стены, пилона или пучка опор, статую свободно располагают перед стеной, а затем в нише обретая независимость, скульптура вступает в новое взаимодействие с архитектурой. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Кроме того, литература, посвященная Страстям Господним и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и спопобов видения. Данные настроения родились под воздействием страшной чумы. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Часословы были не только молитвенниками, но и предметом эстетического любования ибо страницы их украшались изысканными миниатюрами. Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Их разбудили два ангела с трубами. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. В готической рукописи изменился вид страницы.
Слово «готика» происходит от итал. в Нидерландах). В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже.
Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Описывая эти различные концепции пространства как 39одновременные и в то же время последовательно сменяющие друг друга39, Фрей дает нам ключ к пониманию искусства рассматриваемого периода. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Уже отмечалось, что формирование готической живописи представляло собой не просто смену стиля. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ).
В этом и заключалась совершенная революция. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
«Ты говоришь правду, – отвечает Св. До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Мартина, расписанные Симоне Мартини. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены.
Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Людовик Французский – король Франции и хранитель св. Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. При этом Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Иными словами, натуралистический стиль Джотто был для сиенцев неправильным, а изображенная в этом стиле Мадонна – неправдоподобной. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). принято называть романикой или искусством романского периода. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки.
1260). Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Грандиозные головные уборы.
На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). Он расположен на территории Новгородского детинца. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. В поздней Готике эта тенденция усиливается.
Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Возможно именно Джотто первым поставил главный вопрос: как создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости.
чтв. В моду входят объемные прически. С фрагментом вестминстерского алтаря эту сцену сближают широкие складки драпировок изящество и хрупкость фигуры Младенца Иисуса, а также элегантная поза Марии.
Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк.
Внимание акцентируется на прекрасных женщинах, которые объяты горем и контрастируют с истерзанным телом Иисуса. Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене.
От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни». Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ).
Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов.
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.
Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна.
Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Усилилась повествовательность.
Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Четыре ближайших к Мадонне святых выражают идею диалога между Царицей Небесной и покровителями города. Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей.
Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла.
Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. Арка и свод.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). «галереи королей». Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны.
Ее голова наиболее пластически сложна. При этом Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Таким образом, широко известная теория резкого разграничения между линейной или 39плоской39, готической живописью Северной Европы, с одной стороны и объемной, пространственной итальянской живописью от Джотто до раннего Ренессанса – с другой, не имеет под собой оснований. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни.
Франциск – основатель ордена Францисканских монахов, одним из главных принципов которого была вольная нищета, по преданию в юности сподобился откровения от Бога, Который беседовал с ним через Свое Распятие. Никола Фроман (ок. Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.
Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию».
Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись.
Один из наиболее интересных периодов истории архитектуры Украины— конец XIV— первая половина XV века. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Французы также стремились ее разрешить. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо.
Коренные изменения в женской моде произошли в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». Великая сила отречения св.
Средоточием духовной жизни стал городской собор. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
XIV века). Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. С одной стороны, были объявлены еретиками и уничтожены в ходе кровопролитных войн катары и другие подозрительные секты с другой – нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, в некоторых отношениях не менее опасные для официальной церкви, успешно и беспрепятственно внушали своим мирским приверженцам идеалы братской любви и бедности. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного.
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге.
Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
В Псалтыре св. была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых. С 13 в. ей часто посвящаются порталы.
Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Изменяется трактовка традиционных образов. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». XIV века). Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике.
Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий.
Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси.
Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». По воскресеньям в нём проходили мессы. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). По сравнению с романским стилем скульптура приобретает все большую свободу и самостоятельность.
В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Сисоя над отверстым гробом. Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. Слово происходит от итал. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. 1435 – ок. Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера.
Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие».
Фаворский свет).
Цикл датируется 1360 – 80 гг. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям.
Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). 1430).
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Усилилась повествовательность. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто.
«благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их.
Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Распятие Чимабуэ и другие изображения с подобной иконографией восходят к тому образу, который по преданию разговаривал со св. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). Франциска.
Архитектура готического собора – символ бесконечности. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. В конце 13-14 вв. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Оно создало удивительные, по художественным достинствам, витражи во Франции, проявило себя в алтарной живописи Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена в Нидерландах. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода. Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья. Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Изображения на алтаре разделены пустотой.
Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). 1320 г. ). Ангерран Картон стремился изображать фигуры объемными и размещал их группами в таком пространстве, где персонажи могли выражать свое состояние посредством движений и жестов. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.
Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Франциска. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями.
«Прекрасные Мадонны»). Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Нижняя Тура Земское училище. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб. В капелле Св. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа».
Складки приобрели естественную тяжесть глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Лик Спасителя просветленный и радостный. К одной из стен примыкал камин. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. S-образной фигуры. Видимо здесь была исполнена целая серия городов. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне.
Франциска Ассизского развивалась вся культура проторенессанса в Италии, понятно, почему ранние иконы в основном представляют Богоматерь и Распятие, как главные темы жизни св. Так Готика подготовила Ренессанс. Собор определял силуэт города и был виден издалека.
Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Иллюзионизм и вещность художников Сиены проявляется в том, что зачастую ретабль – резной заалтарный образ – мог имитироваться средствами живописи на стене. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах.
В статуях святых — Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
В связи с расширением зоны окон и уменьшением площади стены главным видом монументальной живописи становится витраж, соединяющий в себе функции освещения интерьера и цветового акцента. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св.
Монументальная Сиенская живопись существовала не только в самой Сиене, но и за ее приделами, на что указывают росписи Сан Франческо в Ассизи. В V – VII вв.
Готический стиль в живописиВажную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Антония, Онуфрия и др. ).
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский. Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени.
Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография». Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды.
Панно, выполненное совместно Жаном Малуэлем и Анри Бельшозом и хранящееся в Лувре, чарует зрителя тонким взаимодействием между архитектурными элементами, золотым фоном и пейзажем. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии истории, ремёслам. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами.
Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников.
справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
5: 1 – 20). На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Мульчер, ок. Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5.
Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Готика (от греч. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.
Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Возможно именно Джотто первым поставил главный вопрос: как создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости. 1290), дролери (от фр. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св.
Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. В живописи появляется портрет. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж).
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. В декоративно-прикладном искусстве готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Согласно католической традиции, св. Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами».
Благодаря такому подходу можно прийти к выводу, что основы ренессансной живописи были заложены на рубеже 13 – 14 веков, несмотря на то, что для развития линейной перспективы потребовалось еще около ста лет. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие». В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность.
Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины и т. д.
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В готических статуях XIV- XV вв. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.