Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры. Петрус Кристус – представитель Ранней нидерландской живописи, которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения.
Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства.
Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни». Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. В моду входят объемные прически. На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Слово «готика» происходит от итал.
Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения. Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.
Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года.
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии.
Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Многим донаторам казалось, что только искусство способно перенести в реальную действительность объекты религиозного созерцания, сделать видения праведников зримыми и осязаемыми для всех и тем самым в конечном счете доказать бытие Божие. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре отважился их укоротить.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Франциском.
Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил.
Последняя черта также связана с житием Франциска, так как царственность и наружное богатство изображений символизирует духовное богатство, заключавшееся в вольной нищете. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто. Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св.
Данные настроения родились под воздействием страшной чумы. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. XIV века).
Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их.
Традиционные темы монументальной живописи готики на светский сюжет являются сцены охоты игры в мяч, музицирования в саду. В новом искусстве с неотразимым очарованием сочетались традиционные методы живописи и новые представления о том, что должно быть изображено на картине. Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел.
принадлежало парижской школе. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. XIV века).
Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер.
При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Детали изображения — черты лица, волосы, складки наносятся при этом особыми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене.
Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Но против такой гипотезы найдется множество возражений.
При этом Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. В Псалтыре св. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко.
Прочные связи с Францией обеспечивали Сиене готический оттенок искусства и куртуазный характер культуры в целом. Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. Цикл датируется 1360 – 80 гг. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).
При этом Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. В готической рукописи изменился вид страницы.
Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя. Он расположен на территории Новгородского детинца. Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св.
)— период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI— XII по XV—XVI века. В ту пору это была неслыханная смелость. Усилилась повествовательность. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение.
В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы или цветные рельефы также отличались яркостью красок. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений.
Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта.
Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Мартина, расписанные Симоне Мартини. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. О влиянии Симоне Мартини, работавшего в Авиньоне с 1339 года, на французское искусство можно судить по Благовещению, хранящемуся в Кливлендском музее искусств. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала — в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Раннее средневековье VI-XII вв.
Поле тимпана заполняется рельефом. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика».
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография». Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Видимо здесь была исполнена целая серия городов. Ярким представителем книжной миниатюры конца XV— начала XVI века был Робине Тестар, работавший при дворе графов Агулемских. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Великая сила отречения св. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая.
Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. 1435 – ок. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику.
Донатор Этьены Шевалье был королевским казначеем, душеприказчиком Сорель и предположительно также ее любовником. В Сиене, согласно Перригу, византийский стиль считался официальным и находился под покровительством городских властей. В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). Ее голова наиболее пластически сложна. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы.
Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие». Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Такая композиция имеет много общего с итальянскими произведениями апохи треченто, которым также свойственно четкое разграничение между архитектурой и пейзажем, масштабирование архитектуры в соответствии с пропорциями человеческого тела и изображение гор в виде гигантских валунов.
Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. В готических статуях XIV- XV вв.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие». А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике.
В V – VII вв. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным.
1270-1337 гг. ) готическим мастером. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Широте спроса отвечает развитие производства. В Сиене, согласно Перригу, византийский стиль считался официальным и находился под покровительством городских властей. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Мартина были представлены самые аристократические и возвышенные святые: Екатерина Александрийская – знатная девица и мученица, прославленная своей образованностью и красноречием, которая мистическим образом уневестила свою душу Христу Мария Магдалина, сподобившаяся первой видеть воскресшего Спасителя св.
Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок.
В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты – небольшой привилегированной части общества. Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483).
Франциска. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Такие привычные нам термины, как натурализм, консерватизм или элегантность, описывают лишь экспрессивные аспекты готического искусства и не могут использоваться как его определяющие характеристики. Франциска.
Сиенская живопись характеризуется изысканностью и вычурностью линии, графичностью изобразительного приема, плоскостностью использованием золота и выколотки в фонах, что усиливает сходство иконы с ювелирным произведением. Центральная для живописи 13 – 15 веков задача реалистичного пространственного изображения предметов волновала не одних лишь итальянцев начиная с Джотто. Строился с 1163 по 1345 гг. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств.
В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию». Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.
Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика».
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Лик Спасителя просветленный и радостный. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Витраж. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). У него появляются стигматы на руках и на ногах, которые, согласно учению католической Церкви, свидетельствуют об особой близости человека Христу.
Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе.
Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма. Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. При этом ван Эйк разрешил проблему создания трехмерного изображения на плоскости иным способом. Их разбудили два ангела с трубами. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Согласно католической традиции, св. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом.
Образы св. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Разнообразие стилей и мотивов живописи в эпоху готики, осложнявшееся стилистическими различиями между отдельными регионами, не позволяет нам дать готовую 39формулу39, которая определила бы, что такое готическая живопись. К одной из стен примыкал камин.
Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
Течение, возникшее под влиянием итальянской живописи, демонстрирует большее усердие при изображении пространств и более усовершенствованные и доскональные анатомические знания, в то же время большее внимание начинает уделяться свету, как с точки зрения объёма, так и в отношении цветового решения. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. «Ты говоришь правду, – отвечает Св. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов.
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. Этим фактором был заказчик-донатор.
Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.
В капелле Св. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны.
Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. В 14—15 вв.
Арка и свод. Особенно часты были также аллегорические фигуры Церкви и Синагоги, как правило, взаимно противопоставляемые. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Никола Фроман (ок.
Готика (от греч. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии истории, ремёслам. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»). Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
Фаворский свет). чтв. Усилилась повествовательность. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты иллюстраторы и т. п. ). Гибеллины – это сторонники императорской власти в противовес гвельфам – защитникам папской власти. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов.
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Сисоя над отверстым гробом. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. К концу 13 столетия они стали настолько декоративными, что превратились в предметы роскоши торговля ими особенно процветала при дворе Людовика 9 Святого. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги.
Пышные складки одежды изящество черт, неестественно вывернутые пальцы и модная завивка – все это типичные особенности континентального стиля, который был популярен в Англии с конца 13 века. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ).
Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. чтв. В центре её Богоматерь.
В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом.
В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Так Готика подготовила Ренессанс. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. К выводам, сделанным на основе подобных сопоставлений, следует относиться с осторожностью в связи с отсутствием материалов для их проверки.
Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены.
Манера эта была изобретена готами ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной.
Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам. Грандиозные головные уборы. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий.
Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений, является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического и абстрактного. По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Все улицы расходились от паперти. И все же между реалистическим пространством картин Джотто и пространственной концепцией других художников треченто можно провести параллели.
1320 г. ). Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке.
В качестве самых главных черт, характеризующих готическую скульптуру, могут быть названы два момента. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа. Миниатюра. Антония, Онуфрия и др. ). Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением — легким поворотом голов, сдержанным жестом. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364).
Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. По сравнению с книжной миниатюрой дошедшие до нас образцы французских панно и фресок немногочисленны. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Поскольку под эгидой культа св. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Тем не менее, несмотря на то, что картина доставила нереальный профит художнику, взяв первое место на выставке Art Institute of Chicago (американский аналог Третьяковки), это же самое признание доставила ему и немалое количество баттхёрта, вызванного тем, что картину, в основном, хвалили за то, как она офигенно высмеивает сельскую жизнь США— притом что она рисовалась на полном серьёзе. В центре пейзажа вьется между тонких древесных стволов река, убегающая вдаль и теряющаяся из виду в легкой голубоватой дымке.
Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями.
В этом и заключалась совершенная революция. По семь статуй поддерживают арки входа. Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.
Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году.
Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре.
Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св. В живописи появляется портрет. И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа».
В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа.
Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. С представлением о труде связаны распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых «свободных искусств», под которыми разумелись наука и искусство. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из легенд.
Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Непропорционально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Складки приобрели естественную тяжесть глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. По воскресеньям в нём проходили мессы. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб. Изменяется трактовка традиционных образов. Французы также стремились ее разрешить. Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп.
Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Людовик Французский – король Франции и хранитель св. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны.
Но традиционные истоки этого нового типа восприятия физической формы можно рассматривать и с точки зрения того, как размещаются различные предметы в композиции картины. Скульптура. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»). Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов.
Живопись. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. «Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский.
Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.
В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Такие привычные нам термины, как 39натурализм39, 39консерватизм39 или 39элегантность39, описывают лишь экспрессивные аспекты готического искусства и не могут использоваться как его определяющие характеристики.
Нижняя Тура Земское училище. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Начало готического периода ознаменовалось, к примеру изменениями в принципах изображения распятого Христа. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин.
В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Франциска. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Верхняя часть костюма— узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине.
Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция.
Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами». Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа.
Французы также стремились ее разрешить. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
принято называть романикой или искусством романского периода. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны.
Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Средоточием духовной жизни стал городской собор.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска. Изображения на алтаре разделены пустотой.
Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Этому способствовали витражи, заполнявшие огромные поверхности окон их композиции воспроизводили апокрифические сказания исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище.
Но против такой гипотезы найдется множество возражений. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12.
Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.
Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ).
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло).
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Франциска. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности.
Особое внимание они уделяют глазам. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. 5: 1 – 20). gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.