Государственный литературный музейВ России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Технический манифест 1910 У. Боччони Технический манифест футуристической скульптуры 1912 и Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм 1914. И все же, несмотря на так называемое самоуничтожение футуризма в своем первозданном виде, некоторые идейные установки его манифестов намного пережили саму эпоху «смелости, отваги и бунта» в футуристической живописи.
Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. Манифесты: Ф. Т. Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) Футуризм 1909 Живопись футуристов.
Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Для футуристов движение, причём абсолютно необязательно связанное смиром техники, было символом творческой энергии жизни, проявляющейся всамых разных формах ивразных сферах. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики.
и проч. Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта.
Это придает всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. Милан, Галерея современного искусства. Приземистые фигуры таят возможность пробуждения огромных потаенных сил. Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994.
— Динамика и скорость как высшие художественные ценности.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. Хотя искусствоведы и выделяют ядро художников-футуристов, распавшееся с началом Первой мировой войны, трудно проследить влияние «единомышленников» друг на друга: в футуризме личное восприятие художника, как мне кажется, более всего ценно.
Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Безусловно, самым известным произведением Малевича является «Черный квадрат». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968).
Художник решительно трансформирует мужскую фигуру в некое подобие механического титана с мощным атлетическим телом из бронзы. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. В 1921 году художник покидает Россию и переезжает сначала в Берлин, а потом в Веймар.
Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский». К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов. Постепенно развиваясь в своих поисках истины, футуристы отказались от главенствующей роли динамики, раздробили образы и перешли к изображению отдельных частей тела и предметов. В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913. 2. 11). Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Последние два коммента были стерты (не знаю кем) и там был текст, который вы прочитали.
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. 1. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи».
Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент. Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. Эти первоформ не сразу заполняют пространство его картин.
В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. 1910. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце».
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. (В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Стихотворение отпечатано черной краской.
Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. Однако эта разорванность еще больше сблизила их с кубизмом, несмотря на то, что футуристы хотели отличаться от них. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Так, в одной из «Цветочниц» 1903 года стоящая строго в центре, достаточно плотно и декоративно написанная фигура девушки дана на фоне, наполненном мелькающим движением импрессионистически трактованной толпы в колышущихся пятнах солнца и легкой тени. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения.
Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. В картине Дж. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии.
Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. 20 февраля 1909 года, со страниц субботнего выпуска парижской газеты «Фигаро», футуристы громко заявляют о себе на весь мир – их первые лозунги изложенные в тексте «Манифеста футуризма», прогремели как гром среди ясного неба. и проч. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе.
Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Будетляне — так называли себя русские футуристы. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. — Пафос разрушения и взрыва. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Нам известны такие популярные художникифутуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М. Ф.
Швабинг с церковью св. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Мы тоже машины.
В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Статья Дж. И я написал сам этот текст. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства. Малевича). В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес.
Отвергая традиционную культуру, футуристы воспевали грядущую эпоху техники и высоких скоростей, пытаясь выразить в искусстве динамику современного мира. Слово Италия должно господствовать над словом свобода. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом.
После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Родина футуризма — Италия. Балла, Дж. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно.
Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Попробуем вглядеться в это произведение. Кандинского, супрематизма К. С. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра.
Выше, гордых голов гряда. Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». После круг наследовалей стал стремительно рости. Но каждый итальянец помнит, что когда-то на этой земле процветала самая могущественная мировая империя, затмившая своим великолепием все другие на сотни лет. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу».
Ф. Т. Италия позже других европейских стран вступила в империалистическую стадию развития, долго и болезненно изживала в своей экономике аграрно-феодальные пережитки, значительно отставая в своем развитии от Англии, Франции и Германии. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Первые литографические книги будетлян, давшие один изсамых оригинальных вариантов реализации футуристической концепции врусском искусстве, выходят в1912.
С 1924 года заметно усилились нападки на них как на иностранцев. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Композиция напоминает случайный фотографический кадр. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Бронза.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Если сравнить ранний «Городской пейзаж» (1902 – 1903) (см. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». В 30-е гг. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством. «Офутуризме».
приложение), можно увидеть, как эволюционирует манера художника. Футуризм в литературе и живописи постепенно вызывает интерес у все большего числа деятелей искусства, в частности, в России он получает широкое распространение. Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов».
Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д.
Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. С. 558). Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.
Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910).
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). 3. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время.
В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Чувствуем себя построенными из стали. Редко мне нравятся картины этого типа.
К началу 20-х гг. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914. Его невозможно связать стой или иной группировкой, сопределённым кругом художников или писателей. приложение). С. 63).
Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. Был узаконен коллаж как прием. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных.
В частности, «музейность культуры», как им казалось, слишком тяготит художников, отчасти ограничивает их и препятствует возникновению новых веяний в искусстве. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк).
Это обстоятельство породило несколько тенденций. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). Лекция// Искусствознание. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. 1913 «Перерождение интеллигента», 1913.
Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. приложение), «Пейзаж с башней» (1908) (см. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). принцип симультанности (одновременности).
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика.
Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».
Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Малевич идет к черно – белой формуле «Черного квадрата» иным, более рациональным путем, через выявление первоформы, которой стал черный квадрат и первопространства – белый фон. Но в силу запутанности эстетической программы и оторванности самих произведений от реальности значение непосредственно сюжета сведено у них почти до минимума. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. В «Косаре» кубизированная объемная фигура дана на плоском локальном фоне со знаковым орнаментом рисунка, условно изображающем цветы или деревья. Он постиг опыт импрессионизма, модерна, сеннанизма и через экспрессионизм и фовизм выходит к неопримитиву. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта.
Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика). Деревенская церковь» (1908) (см. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена.
Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет». Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода.
Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Весь этот образ как будто витает, плавает. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. 1917–1918.
Мы тоже механизированы». Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова). В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Некоторые представители движения, в особенности Маяковский, попытались возглавить революционную литературную жизнь, что было встречено большевиками без особого восторга. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
«Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). «Ага. В «Жнице» сделан дальнейший шаг в стремлении связать фигуру и пространство, в «Уборке ржи» фигуры и пейзаж, лица и снопы, живые и неживые тела трактованы одинаково, а в «Лесорубе» все поле холста заполнено аналитическими элементами, первоформами цилиндрических и конических объемов. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции.
Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры.
— Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Как верно подметил немецкий философ В. Беньямин, в XX веке окончательно формируется процесс политизации искусства и, соответственно, эстетизации политики. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис.
Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис.
Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Любая другая форма – круг, крест, пирамида не могли бы создать ощущение такого взаимодействия, достигаемого столь ясным, экономным путем.
аэроживопись). Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. С помощью специальных научных исследований Кандинский стремится выяснить, как посредством геометрических форм и чистых цветов можно выразить и простые впечатления (например «плотный цвет») и сложные понятия (к примеру, определив серый цвет как символ мещанства).
Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). теоретиком футуризма. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Весь мир есть некое событие, а не состояние.
Nadiushka, я прошу прощения за мой поступок: я пошутил. Металлический объем лица расчленяется, разрезается. Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь.
Революционное время дало второе дыхание футуристической мифологии обискусстве будущего, преобразующем жизнь исамого человека. В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958), также близкие по стилю Сезанну. В данном случае – увы.
Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи это средство самовыражения, самоутверждения. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т.
Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»).
«Ага. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Прежде всего движение. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»).
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Он был написан для молодых итальянских художников. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Любопытно, сколь разных результатов они достигают, руководствуясь одними и теми же установками.
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения.
с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. и поясняет: – это ядра.
Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Скорее, это был образ жизни.
1. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.
Ларионов, Н. С. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Умберто Боччони Непрерывность форм в пространстве, 1913.
К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Таковы его вариационные мотивы весеннего цветущего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад». художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. Ядро экспозиции составляли работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька – мастеров яркого дарования, чьи творческие позиции далеко не во всем совпадали друг с другом. В картине не было предмета, однако картина эта волнует и покоряет».
Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Это будет само динамическое ощущение». Футуризм (от лат.
Начался последний, самый спорный период в его творчестве. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие – превыше рефлексии и форму – превыше содержания.
Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Эта атмосфера «площадного живописного действия» вызывалась общим интересом художников к народному искусству – изображения с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В.
Дж. В чём его главное содержание.
В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. 1913 год. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С.
Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. «Все стало ненадежным, зыбким, расплывчатым. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. Гончарова, К. Малевич. И, наконец, «ничевоков».
Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал.
Однако само по себе оно бесполезно и во многом даже вредно. Оба цвета паритетны, но их простое на первый взгляд взаимодействие достигается не просто. Культ города с его динамикой и безликостью. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок.
Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью.
Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. «Звон», 1915г. ) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности.
с парохода современности». Давайте рассмотрим одну из работ. Северини. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг.
С. 14). Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
Картина Дж. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов.
В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». 2. 4). Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем.
Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. и поясняет: – это ядра. Абсолютно иные задачи решал в своих произведениях Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943). «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.
В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Веймаровский стиль мастера сочетает в себе геометризм и свободноузорочье на ровном, однородном фоне, не допускающем цветовых переходов иллюзии пространственного движения. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). Обе– ГРМ).
При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В «Портрете И. Клюона» художник как бы увеличивает фрагмент из работ крестьянского цикла («Косарь») (см. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Урсулы» (см. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год.
Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал).
«Бубновый валет» – это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году. Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Именно вот таким образом говорить, к примеру, о футуристической живописи как о продукте долгих изысканий движимого Идеей художника не приходится вплоть до объявления группой энтузиастов «эпохи футуризма», когда такая Идея была преподнесена в качестве готового материала, данности. Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) влияние Сезанна сочетались с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. Будетлянство Хлебникова.
Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций.
Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов. «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Между тем книга весьма любопытна. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
Помимо литературного или живописного изначально существовал футуризм как идеология, как особая стратегия утверждения нового вискусстве, особая стратегия существования искусства всовременном мире, как философия новой культуры. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Боччони, 1912). Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно.
Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Бейте в площади бунтов топот. деталей так ложатся на душу, что могут надолго оставить след в моей памяти. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество).
В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная.
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. футуризм фактически распался. Джакомо Балла Динамизм собаки на поводке, 1912.
Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим.
В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Так именовали себя литераторы и художники, которые в первые десятилетия ХХ века заявили о разрыве с творческими устремлениями и традициями минувших времен. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Простота, доведенная почти до гротеска, – главный художественный прием и в другой работе – «Портрет Г. Б. Якулова» (1910г. ). Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Композиция картины – нечто среднее между предметным изображением и передачей определенной стремительности.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная.
ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать. Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики.
В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Всего доброго. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др.
Футуристы были революционерами в искусстве. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Первая объясняет скачкообразность развития футуризма – сменяющихся взлётов и падений продуктивности – тем, что молодые художники с ещё не утвердившимися творческими предпочтениями загорались провозглашёнными футуризмом образами, пробовали свои силы, но в конечном итоге «вырастали» из него.
Но на самом деле оказалось что это немного не так. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Но с другой стороны, мы вправе рассматривать футуризм в качестве некой школы, которая «окунала» неопытных художников в актуальные художественные процессы и, в итоге, помогала им обрести истинных себя не только в родственных течениях, но и в других областях творческой деятельности, так как футуристические идеи проявились почти везде, где требовалось художественное исполнение – в театре, моде интерьере, рекламе и т. д. Вторая тенденция обусловлена тем фактом, что, с точки зрения изобразительных приёмов, готовые полотна футуристов зачастую выглядят совершенно не похоже от одного художника к другому. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Наиболее известные представители этого стиля Дж.
Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. Ранний Дж. Однако и сегодня многие исследователи критикуют абстракционистов за неоднозначностью выбранных ими художественных средств выражения, которая заставляет разных людей различно (а иногда и диаметрально противоположно) воспринимать их картины. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага).
Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916).
Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». с парохода современности». Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж».
Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. По признанию самого художника, существенный отпечаток на его творчестве наложила импрессионистская выставка в Москве и особенно картина Моне «Стог сена». О способности искусства оказывать значительное влияние на человека говорил ещё Платон. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914).
Но, обо всем по порядку. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. 1998. В 1913 году появляются идеи «заумного языка».
Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». ООМИИ) идругих.
Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. не случилось. Буду рад, если вы меня поняли. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Повторно поэта арестовали в 1941 г. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 г. Александр Введенский в начале 30-х годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Татлина предупредили о том, что установка этих небольших часов прямо на полу в центре зала может быть опасен для зрителей: кто-нибудь споткнется, но Татлин настоял на своем. Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма.
В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство.
«Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). приложение) и крупным планом дает голову.
И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). Итальянцам уже известны примеры индустриализации Англии, Германии или США, однако их традиционное общество с только-только зарождающейся промышленностью совсем недавно встало на путь перемен и вот таким образом сильно отстало от передовых стран.
Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Так строятся картины «Мюнхен. Человечество само стало «Солнцем».
Эго-футуризм Северянина. и проч. Например, у позднего Дж. Ненависть к существовавшему до них языку. Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов.
Он работает пока еще мелким фактурным мазком, сменившимся со временем локальным живописным пятном, в чем легко убедиться, сравнивая работы 1904 и 1906 годов. Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). Я бы дал такой ответ: футуризм сформировался по принципу «от обратного»: как художественное течение он основывается на заранее выдвинутой программе, которая только впоследствии обросла плодами творчества своих последователей.
Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Давид Бурлюк.
Цвет должен быть переливчатым искрящимся, а тени светящимися, мерцающими. Иногда эти два начала, совмещенные в одной работе, вступают в противоречие. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». приложение) с «Мурнау.
Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Во всем облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем.
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Им удается изображать невероятно яркие образы. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. В изобразительном искусстве футуризм отталкивается от фовизма, заимствует у него разнообразные цветовые находки, от кубизма, у которого перенимает художественные формы. В музыке искать гармонию шумов.
В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915).
Статуя известная в нескольких вариантах, воплощает программу Манифеста: Мы распластываем, раскрываем фигуру и заключаем пространство внутрь нее. Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Пой. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви» (1912), «Крестьянка с ведрами» (1912).
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Как бы парит и сама фигура авиатора.
Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Фигура женщины срезана и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Это отклик на открытие радиоактивного излучения. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями.
Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. В композиции «Старая Руза» (1913) он пытался подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины – дома, землю, небо – предельно близкими друг к другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Двор замка» (1908) (см.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму.
В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. Передача движения достигалась просто и без затей. Он объявляет, что футуризм – это новое направление в искусстве, базирующеюся на агрессивном отрицании устоявшихся принципов и канонов. 2. 7, 2. 8, 2. 9). По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная.
Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Холст, масло. Маринетти.
Использованы и типографские линейки. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Квадрат первоформ вписан в квадрат первопространства. 4. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов. Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа.
Велосипедист. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг.
Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Живопись в них еще более утяжеляется, стремится к геометричности, не обнажая еще объемных структур, она сохраняет декоративную плоскость. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации.
К этому можно относиться двояко. Здоровое естественное бытие человека, лишенного рефлексии, активная цветопись роднят эту работу с портретами и автопортретами мастеров «Бубнового валета» – художников, соединявших уроки новой французской живописи с буйной московской красочностью и фольклорными истоками. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного».
требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. Наталья Гончарова. Это был очень удачный рекламный ход. Семья Кандинских испытала на себе политические изменения в Германии.
Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. 1913. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.
«Девушка сцветком». Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Здесь есть и желание шокировать зрителя, попытаться выразить мысль о том, что красота может быть не только той, к которой мы привыкли. приложение) (1908), «Озеро Риг.
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др.
Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Начиная с1915, для русских художников футуризм уже непредставляет актуального направления вживописи.
Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. 2. Основной мыслью литературного футуризма явилось утверждение, что нужно менять отношение к слову изобретать новые слова слово должно стать новшеством. Нас ли сжалит пули оса. Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году.
Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. 1922.
Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни.
Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов.