Заслуга утверждения бытового жанра в романтическом стиле принадлежит (1780 – 1847), который обратился к жанровой живописи в 1820-х годах XIX столетия. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж. Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт изображает бытовой жанр в живописи.
Бытовая живопись (жанровая живопись, жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.
Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Стен. Киров). Нетсхер в Голландии). Метсю. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.
В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. В период Тан (7—10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне.
Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ).
К середине 1840-х гг. Хиллестрём), Польши (Я.
Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата.
Успехи Б. ж. способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др. В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Один из жанров изобразительного искусства, который посвящен повседневной, обычной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Успехи Бытовой жанр способствовали вместе с тем появлению его салонных, «великосветских», обывательски-натуралистических, декоративно-экзотических и др.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ).
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Реалистические тенденции буржуазной Бытовой жанр проявились в искусстве Италии (П. Нередко подобные картины небольшие по размеру. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Пластов, А. А. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами.
Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени.
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистических образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символическое содержание эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирическим переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б. ж. 19 в. часто она была призвана выразить то некую мистическую сущность жизни (Э.
В 1768г. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро.
В 16–18 вв. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. мастера советского. А. Пластов), города (Ю. И. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.
пишет: «Сатира Федотова, как и сатира Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой кухарки. Мурашко, З. Е.
Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице.
Во Фландрии П. П. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа.
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. И это, прежде всего изображение в качестве главной темы времени года, причем не отвлеченно, не посредством введения аллегорий, как это было свойственно академическому искусству, а через показ полевых работ с включением фигур работающих и отдыхающих крестьян.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Искания мастеров АХРР и ОСТ органически вошли в радостное, жизнеутверждающее искусство 1930-х гг. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880—1892, обе в ГТГ).
В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Сама жизнь сформировала этот тип. Успех произведений жанристов был связан и с высоким профессиональным мастерством исполнения. У него старообразная физиономия сатира. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки.
Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5—6 вв. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. М. Татевосян) и др. Выражение томного восторга написано на ее лице. Не один Шибанов обращался к этой теме.
Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. Лонги), Германии (Д.
Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели.
Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. С первых же лет Советской власти художники (Б. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона).
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. передвижники. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику – картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Уже в 1920—1930-е гг. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах — как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 в. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 в. школы светской миниатюры Ирака, Средней Азии, Азербайджана, Ирана, Индии, сложившиеся между 13 и 16 в. ). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. П. Норблин). Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения.
Их веками игнорировало, не замечало искусство. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино.
Г. Перов и др. ). Французские романтики (Т. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен.
Веласкес и др. ). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Золотой Плес", 1889 " После дождя. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10—13 вв.
считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типичных образов, показывающих духовный рост советских людей их новые взаимоотношения в быту.
Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9). Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова.
«Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания.
Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Художники воссоздают жизнь деревни (А. В середине – 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Тем временем художники продолжают использовать бытовой жанр в живописи, а обыватели – радоваться таким полотнам и с удовольствием приобретать их для интерьера. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Корин). В конце 19 — начале 20 вв. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Французские романтики (Т.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.
Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
Победа идеализирующего направления привела к упадку голландского и фламандского бытового жанра в конце 17 в. Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиционным формам Бытовой жанр, с 1860—70-х гг.
Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности.
Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Невеста же попросту миловидна. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне.
Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Едва только взглянув на полотно, он останавливается на светлом силуэте фигуры купеческой дочери, вырисовывающейся на общем приглушенном темном фоне помещения.
мастера советского. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. В Бытовой жанр русского критического реализма сатирическое разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев.
(«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди «дна»). Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
В. Герасимов). Первые знаменитые изображения бытности трудового народа принадлежат Шопенгауэру и братьям Лимбург. Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта.
С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ).
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете». Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень – возникновение импрессионизма вернуло ему значение. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. В период Сун (10-13 в. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений.
Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. События могут развертываться на природе или в помещении.
Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Ходовецки), Швеции (П.
В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии.
Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника». Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Художник запечатлевал на своих полотнах сцены деревенской жизни и нелегкого крестьянского труда. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.
в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности.
В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. В 1920-х гг. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». genre, нем. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью.
Со 2-й половины 1950-х гг. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. В советском Бытовой жанр отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Их манера повествования медлительна и спокойна.
Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. Волга", 1891–1895). На рубеже XIX—XX вв. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Вся обстановка чиновничьей службы с ее низкопоклонством и надутой спесью отпечаталась на нем с чрезвычайной отчетливостью.
Оп – настоящая «военная косточка». Главное для него – верно изобразить натуру.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. что тоже чувствуется в этой работе. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852). Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Горячая, прогретая земля.
В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19 — начале 20 вв. Содержание событий мгновенно угадывается зрителем.
Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре. Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. М. Татевосян) и др. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери.
Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Федотова. Деталь фрески. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком.
Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж. Б. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом.
На рубеже 19 и 20 вв. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Под стать герою и закулисная хозяйка этого грязного гнезда, в котором оба они чувствуют себя вполне уютно». Нетсхер в Голландии).
Пафос строителей коммунистического общества утверждается в произведениях мастеров многонационального искусства советского периода. В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С.
Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Терборх. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. В 1850—60-х гг. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю.
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. А. Бронников, К. Е. Маковский). В результате русская жанровая живопись обогатилась новыми образами, пришедшими на смену идеализированным, то сентиментальным, то героическим представителям народа. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. В 1920-х гг.
В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). «Танцоры и музыканты». Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Sitten-bild), один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Учился у Робера Компена, . Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна.
(К. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. В период Тан (7-10 в. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Центральная часть триптиха – «Благовещение».
Курбе и Ж. Ф. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер.
Бытовой жанр (фр. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст.
В процессе развития бытового жанра определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни. Бытовые сцены известные с глубокой древности, в особый жанр искусства выделились в феодальную эпоху — в странах Дальнего Востока и в период формирования буржуазного общества — в Европе. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него.
На рубеже 18—19 вв. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. на смену академическому искусству пришел реализм.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. М. Пэн), Латвии (Я. В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее.
Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В XVIII в. Ж. Б. С. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Де Витте. На рубеже 19 и 20 вв.
Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики.
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции. Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры.
Основой его творческого метода стало изучение действительности. В картинах мастеров XIXв. Вишнякова. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Коржев, В. Е. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (На пашне. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи.
Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека.
Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. В своих картинах художник показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века.
Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Дальнейшее развитие Б. ж. 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника.
Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. Ряд стилистических особенностей этого типа жанровой картины восприняли во многих странах мастера Б. ж., стремившиеся соединить широту восприятия народной жизни со свежестью и неожиданностью аспектов (М.
Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Пименов), семьи (П.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Значительное достоинство этой картины – то особое внимание, которое уделяет художник внутренней характеристике крестьян, умение создать выразительные типы, как, например, образ крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К.
Хиллестрём), Польши (Я. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране — Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). В конце 19 — начале 20 вв. ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции). Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Весна».
Плес", 1889 "Свежий ветер. П. Норблин). Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах. В период Сун (10—13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений.
В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце 19 — начале 20 вв. Жилинский, Г. М. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. С первых же лет Советской власти художники (Б.
Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Г. Перов и др. ). Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. П. Кончаловский). Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно.
«Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. Жанрово-бытовые черты глубоко проникают в портрет, пейзаж историческую и батальную живопись. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М.
В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековом искусстве жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни возникали, как правило, с развитием светских гуманистических тенденций в рамках господствующего религиозного мировоззрения и часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны.
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6). На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Б. ж. для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада.
Картины «Хозяйка и служанка» (ок. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов. Серебрякова, Д. Д.
Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными.
Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу».
Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть.
На рубеже XIX—XX вв. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. На рубеже 18—19 вв.
Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Уже в 1920—1930-е гг. Саввинская слобода", 1883). Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России).
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В полотнах воспевался мирный труд. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Де Хоох. Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту.
Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. И бытовая жизнь, внешне абсолютно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (Свежий кавалер, 1846 Сватовства майора, 1848). В них находит своё отображение типичный поток времени.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.
Одни сюжеты могут быть повествовательными, содержать довольно подробный рассказ о том или ином событии, показывать действие, его кульминацию. Лонги), Германии (Д. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Во Франции Л. Ленен стремился показать не только характерные черты облика и трудового быта крестьян, но и присущие им моральную стойкость, чувство достоинства. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи — сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти — 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Сокольники", 1879, "Мостик. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками.
1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. В 1768г. Ходовецки), Швеции (П. Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист.
В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Особое место в искусстве XIXв. Ок. Все было направлено к одной цели: донести до зрителя содержание, заставить сопереживать, любить или ненавидеть. Весна, На жатве. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.
Ведущую роль в бытовом жанре играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. Со времен их творчества основополагающей чертой бытового жанра стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, заастую символичностью обраов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
О чём рассказывает бытовая картина. Нетсхер в Голландии). Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. М. Пэн), Латвии (Я.
В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев — В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему.
В искусство XIXв. Советские художники утверждали исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда и человеческих отношений. Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). (1851-1852). Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. Естественно, что бытовой жанр в живописи неразрывно связан с другими распространенными жанрами.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами. В творчестве А. А. Дейнеки и Ю. И. Пименова, входивших в объединение ОСТ, стал определяться характерный и позже для них бодрый, энергичный строй картин, посвященных строительству индустриальному труду, спорту.
Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »). бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Со 2-й половины 1950-х гг.