Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ).
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»). «Суд Соломона». золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу.
Мебель украшается элементами архитектурных ордеров: колоннами с базами и капителями, фризами, карнизами, а её конструктивные членения подчеркиваются архитектурными тягами невысокого рельефа. Ампир в России В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения.
В 1802-1813 гг. на культуру Древнего Египта. Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен. Эти отношения были прерваны войной. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир.
В центре на верхнем выступе бюро установлена бронзовая скульптурная группа из трех мифологических персонажей: Минервы, Клио и Виктории. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове.
Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Стоун). Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808).
В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. В других помещениях дворца стояла мебель из карельской берёзы, красного дерева и ореха с золоченой резьбой. Огюст Монферран).
Потолки выглядят как произведения искусства. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Это уже была декларация эклектики. Но и сейчас первоначальный замысел архитектора можно себе представить, побывав на улице Зодчего Росси. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала.
Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы:черешня, клён, ясень, лимонное дерево. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ).
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Жак -Луи Давид. Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»).
Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». Именно на эти её качества опирался ампир.
жил и работал в Италии. Такие шкафы, украшенные колоннами или пилястрами с бронзовыми золочеными базами и капителями, фронтонами, карнизами, фризами, архитектурными профилями и т. д., делаются весьма похожими на античные храмы. Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4.
Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты.
Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. imperium – власть).
Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивание которых не допускается. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805.
По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу.
Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Происходит переосмысление русской тематики в духе античности.
Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). В Англии в период 1812 – 1830 гг. Стиль Росси легко узнаваем. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута.
Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. Фанера изготавливается, обычно из темного красного дерева, а иногда из чёрного и тщательно полируется. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Особой популярностью пользовался цикл гипсовых медальонов, посвящённых Отечественной войне 1812г.
Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Проектировал также гарнитуры из красного дерева, карельской берёзы, серого клена, ореха, тополя, допуская иногда накладки из золоченой бронзы. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Нижний край часто отделывали блестками.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Основной темой его творений стало состояние человека и природы. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. А. Д. Захаров Горный институт, арх. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Эти отношения были прерваны войной. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ).
Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек интерьеров, мебели. Став приверженцем Наполеона, Давид получил титул «Первого художника императора».
Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Пика. Ампир рождает новые типы мебели.
В 1761 году с одной стороны площади Ф. -Б. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Высокая мебель избегается. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Подъём в архитектуре и русском искусстве в целом был вызван универсальностью, целостностью и упорядоченностью новой художественной системы, её внутренней логикой и завершенностью. Два двухсторонних дивана оригинальной формы стоят между колоннами, как бы отделяя и организуя самостоятельное пространство каждой трети объёма зала для собравшегося там общества.
Исчезла мебель, состоявшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать по отдельности. Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Авторами были Персье и Фонтен. В эпоху ампира красное дерево царило в интерьере.
По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала.
В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей.
Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Давиду.
Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Например, в декоративном убранстве экстерьеров и интерьеров зданий, мебели, светильников, посуды и т. д.
Императорский фарфоровый завод в Санкт. Авторами были Персье и Фонтен. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Особенностью творений этого пейзажиста является невероятная точность деталей.
Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх.
Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения.
В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре.
Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. массивны, прямоугольны, замкнуты. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ).
Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.
Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. 1812— 13 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». В 1809-1813 гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма».
Классицизм в живописи В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета использование локальных цветов. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Давиду.
боковой рамой и вкладным сиденьем. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами.
Классицизм Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности. Устанавливается строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие.
этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Женское тело было хорошо видно. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов.
А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. Декольте тоже были максимально открытыми. Большой популярностью пользуется кресло-корытце с полукруглой спинкой, плавно переходящей в низкие локотники, которые часто украшались резными фигурками лебедей. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Каждый лист сопровождается названием и комментарием.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Для обивки использовали шелк или бархат. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. По сравнению с ампирной мебелью Росси, его мебель имеет болеё строгий вид и не перегружена резной орнаментикой. От Древней Греции и Рима в ампир перешли лаконизм, монументальность, строгая уравновешенность частей, симметрия сооружаемых объектов. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Уэджвуда и мастеров завода в Дерби.
Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Принцип рационализма и железной логики, выдвинутый классицизмом, приобретает чисто формальный характер. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир).
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Настолько был силен гипноз французской моды. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). В интерьерах мебель часто ставится целыми гарнитурами, выполненными из одной породы дерева, причём их цветовая гамма обязательно сгармонирована с цветом других элементов интерьера.
Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Он буквально преобразил Петербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом.
Изменение характера и направлений развития искусства классицизма, в первую очередь, в его французском варианте, произошло после буржуазной революции, после провозглашения древнегреческого и древнеримского искусства её идеалом. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.
1800 г. Классицизм и мода Набор ювелирных украшений эпохи классицизма был ограничен. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. Носили ожерелья из нескольких рядов жемчужных нитей и жемчужные серьги.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Ш. Персье и П. Ф. Л. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.
Он был мягче и пластичнее. При этом ампир сохранил раздвижную мебель. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати.
Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. В качестве обивки подбирали ситец.
Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
Проектируемая им мебель, люстры и драпировки, роспись, скульптура, декоративные вазы и т. п. Ж. -Ф. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени.
Классицизм Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Например, мастер создал типичную парадную обстановку залов Мира и Войны и Греческого зала в Павловском дворце. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Главный фасад дворца смотрел не на Неву, как это было заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную этим же архитектором великолепную площадь, соединенную с Невским проспектом небольшой, но широкой Михайловской улицей. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. В 1834 году Росси построил еще одну необычную арку, перекинутую над улицей и соединившую два здания Сената и Синода на Сенатской площади.
Ф. Ф. Щедрин. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. В своей мебели А. Н.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Жемчуг монтировали вместе с бриллиантами им украшали оправы эмалевых миниатюр. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Воронихина, уже просматривается определенная тенденция формообразования русской мебели первой трети XIX в., которое идет по двум весьма самостоятельным направлениям. Настолько был силен гипноз французской моды. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал.
Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве.
В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Шальгрена. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида». Популярными становятся отдельно стоящие напольные зеркала – псише, украшенные бронзой, а также небольшие псише, устанавливаемые на туалетных столах. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски) золотятся обязательно. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Давиду.
Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. В 1806-1836 гг. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов.
Деноном. После этого он создал серию портретов, посвящённых императору Наполеону. Например, сестра Наполеона Элиза Бачиоки выписывает из Франции мастеров-мебельщиков и декораторов для отделки дворца Питти во Флоренции, покровительствует местным итальянским мастерам, работающим в этом стиле.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Рациональность конструкции, простота сборки, высокая прочность и жесткость, удобство обеспечили такому типу стула или кресла широкое распространение. Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Качество резьбы русских резчиков было безупречным – их мастерство опиралось на вековые традиции народной резьбы.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх.
«Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании.
Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Скульптор ставил своей целью воплотить в этом образе идеал человека и гражданина своей эпохи. -Л. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810).
Шею и руки оставляли открытыми. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы). И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. В них вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности.
Стасов, О. И. Никола Пуссен. также арматура трофеи фасции). Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). и военной кампании 1813–14гг.
Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Австрийский и немецкий ампир представляют собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике, т. н. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Закреплению теоретических доктрин способствовала деятельность основанных в Париже Королевских Академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов.
Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. Это уже была декларация эклектики. Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Для парадных помещений К. Росси создавал мебель большей частью золоченую или окрашенную в белый цвет с золоченой резьбой.
Известняк. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. «Переход Наполеона через Альпы».
Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. меблируются авторской мебелью. Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». Своеобразие декорировки мебели александровского ампира – это концентрация отдельных пятен орнаментировки в определенных местах на сравнительно небольших гладких поверхностях мебельных объектов. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии».
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Шальгрена.
Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского о-ва с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, арх. Кваренги, Тома де Томон, К. И. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы.
Классицизм в живописи Жак-Луи Давид Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей во второй половине XVIII века вдохнуло в классицизм новое дыхание.
Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути.
Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
Такое сиденье делается трапециевидной формы. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Украшения в это время любили страстно их носили много и в любое время дня.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы.
Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Иногда потолки расписываются по белому фону, а вся живописная композиция обрамляется широким бордюром. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В он учился в Академии художеств в Копенгагене.
П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье.
Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. стиль цопф.
– 1849 гг. ). Кольца носили по многу, отдавая предпочтение скромным украшениям. Ампир оказался востребованным и в создании театральных декораций во времена, когда стиль уступил свое место другим стилевым направлениям – романтизма, реализма импрессионизма, сецессии. «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля.
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия.
В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети XIX века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, стиль Регентства и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира».
empire – империя и лат. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. В отличие от стиля предыдущей эпохи – стиля Людовика XVI – для мебели ампира характерно прямое заимствование античных форм. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания.
Вернулась мода на цветные драгоценные камни. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Захаров, М. Ф. В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Влияние ампира во 2-й половине XIX века, несомненно, в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (Эдвардианский), Италии, Кайзеровской Германии. Ампир представлял собой поздний классицизм, так как сохранял общую ориентировку классицизма конца XVIII в. на образцы и формы классического искусства античности. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
Каррузель в Париже, 1806, арх. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена.
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Среди этих картин — «Суд инквизиции». В дворянских домах появляется т. н. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана.
Шею и руки оставляли открытыми. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
По сравнению с формами архитектуры, которые во времена ампира ориентируются, в основном, на образцы древнеримских построек и потому не имеют существенных изменений интерьер, в котором достигается беспримерное стилевое единство всех элементов, его составляющих, теперь решается по-новому. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности.
Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Вначале русская мебель, особенно дворцовая, не свободна от влияния французских и даже английских образцов, но позднеё русское мебельное искусство приобретает самобытный самостоятельный характер. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии искусство Третьего рейха в Германии, неоклассицизм в СССР). Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Скульптор А. -Д. В XVIII – начале XIX вв.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Ампир (от франц. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно.
Бове. В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма сходит на нет. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. диванная комната. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.
Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Перед ним раскинулся огромный пустырь. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители.
Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Стулья делаются проще, чем кресла.
Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Томира и его мастерской.
Поощряются строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Воронихин, А. Д. Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Объем зала разделен колоннами на три части.
Казаков, Дж. Воронихин не использовал бронзовых украшений, заменяя их резьбой по дереву, которая потом золотилась или покрывалась черно-зеленой краской имитирующей старую бронзу. Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Мебельные гарнитуры этого дворца являются примером прекрасного использования волнистого клена и бронзовых накладок – весьма редких украшений для русской мебели, оттеняющих гладкие полированные поверхности этого дерева. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». оссианизм).
Росси, В. П. Наряду с роскошно декорированной парадной мебелью русские мастера создают болеё удобную и простую мебель для помещичьих усадеб и зажиточных слоев городского населения. Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв.
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. АМПИР (фр. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике.
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Он сам и мебельщики его фирмы производят много мебели, близкой к творчеству Рентгена и Жакоба Демальтера, а также мебели по проектам русских архитекторов. Император желал больше пышности и великолепия.
В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. Важным предметом обстановки становится клавир. В 1806 – 1836 гг. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
породы. Всего в серии 82 листа. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808).
Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п. ), нарочито парадных и холодновато-торжественных исполненных театрального пафоса.
Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Здесь Воронихин использует, также как и для мебели Розового павильона, волнистую берёзу с её великолепным золотистым оттенком и красотой текстуры, которые здесь слегка подчеркиваются небольшими вставками черненого дерева. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ).
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Скульптор А. -Д. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску.
Задние ножки искривлены. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Стали популярны круглые и овальные броши.
В франц. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. В это время весьма модными становятся т. н.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи.