17 век нельзя считать расцветом русской живописи, также нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Светские живописцы 17 века изображали царей, полководцев, бояр. Так развивалась живопись 17 века в России.
К 1620 г. караваджизм и в Риме и в Неаполе уже исчерпал свои возможности и начал быстро растворяться в академически-барочных направлениях, хотя отголоски караваджизма можно проследить в творчестве многих итальянских живописцев вплоть до конца 17 столетия. В 17 веке в культуре России, в том числе и в живописи происходит процесс «обмирщения». В итоге живопись в России в 17 веке разделилась на два лагеря. В 17 веке в культуре Росси, в том числе и в живописиэ. Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописи стал веком искусства, а не ремесленной подделки.
В 60-х годах наступает третий этап в живописи 17 века. В 17 веке русской живописи выделятся особое стремление художников реалистичного изображения человека. В 17 веке в культуре Росси, в том числе и в живописиэ.
В истории искусства России 17 век был периодом борьбы двух живописных школ и формирования новых жанров. Человеком, который продвинул живопись в России в 17 веке по новому направлению и способствовал ее частичному освобождению от религиозной идеологии, был Симон Ушаков. Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописистал веком искусства, а не ремесленной подделки.
Живопись в России в 17 веке из высокодуховной превратилась в более мирскую и близкую к народу. Презентация для школьников на тему Живопись России 17 века по мировой художественной культуре (МХК). Помимо Болоньи и Рима академические принципы широко распространяются во всей итальянской живописи 17 века.
В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам.
При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы.
Эрмитаж) имеет важное значение. Эти реалистические устремления, стихийно прорывавшиеся сквозь академическую доктрину, но неспособные ее разрушить, особенно сильно сказывались в рисунках Карраччи. Новый стиль сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Этому стилю были присущи затейливость и асимметрия конструкции. Были забыты идеалы нидерландской революции. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе.
Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого. Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св.
В отсутствие опытного регента хор звучал фальшиво. Можно сказать, что нерукотворный образ был центральной темой в его творчестве.
Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана. Это можно проследить по иконам «строгановской школы».
У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Лантара и Жозеф Берне высоко ценились, как пейзажисты и художники моря. В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных. Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати.
Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм. Депорт и Удри с большим успехом писали сцены охоты и фигуры животных.
Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. 1625 Неаполь, музей Каподимонте) блещет холодной красотой обнаженных тел изысканной игрой линий и ритмов. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской» школы носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской» школе и к противопоставляющейся ей «строгановской» школе иконописи.
Лукой», 1592, Лувр). В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях.
В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. Но некоторые из них заслуживают специального внимания. Но еще остаются сильны религиозные сюжеты из эпохи Возрождения.
Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. Живопись в 17 веке в России также обретала силу. Не случайно мастер предпочитал однофигурные изображения с всегда сосредоточенным выражением острохарактерных ликов, рассчитанные на индивидуальное восприятие, любование с близкого расстояния, не в храме, а дома, не среди людей, а в молитвенном уединении, в котором пребывают и его персонажи.
Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века. 1618, Лондон, частное собрание). Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Портрет петровского времени).
А. С. Пушкина — обе ок. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории.
Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. 1600—1665).
Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). А. С. Пушкина). Очень часто это сооружение расположено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты. Терезы» Бернини. Ромуальда», ок. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо.
Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Протопоп Аввакум сетовал, что в церквях звучит новая музыка, а не божественное пение. 1635 Эрмитаж). Светские художники 17 века изображали царей, полководцев, бояр.
Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером.
Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы. Одновременно Ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одарённости ("Портрет скульптора Франса Дюкенуа", около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель). Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей.
(таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Об этом наглядно свидетельствует вся предшествующая история древнерусского искусства. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Писал светские портреты (парсуны – от слова персона).
В 17 веке произошло еще одно не маловажное событие. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма.
Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. Обвинение Караваджо в натурализме, всегда исходившее из лагеря противников реалистического искусства, глубоко ложно. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Художники пробуют, экспериментируют.
В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. К ранним его работам относится Автопортрет (ок. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры.
Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто называют «петушиные гребешки». Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Нередко они служили пособиями для русских художников. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения.
С конца 1621 жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал и довёл до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играют поза, осанка, жест модели. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Необходимо было восстанавливать утраченное. Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру.
Выполнял рисунки для гравюр и сами гравюры. Расписывали много, но иначе, чем раньше. Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), таки для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII века.
Уже в конце 16 века в русской иконописи стали проявляться черты светского искусства. Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. семейство», ГМИИ им.
Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань. Так назывались портреты – искажённое слово персона. Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин. В 17 веке Москва стала центром русского искусства. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св.
Росписи насыщены занимательными подробностями. Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом. Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко.
Некоторые из них были исполнены в новой для древнерусского искусства технике масляной живописи. На стенах фрески расположены в семь рядов. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. «Они совершают своего рода самостоятельный переход к искусству Нового времени, хронологически запоздавший по сравнению со стремительными темпами Никитина и Матвеева. «Годуновская» школа иконописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону.
Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте). После смерти Лосенко над дальнейшим развитием русской академической школы много работал И. Акимов.
Средствами эпохи Просвещения, которой принадлежит XVIII столетие, русское искусство выполнило функцию, которую обычно берет на себя Возрождение»2. Мощные фигуры могильщиков, опускающих тело святой у края картины, написаны в духе Караваджо. Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. В живописи XVII века можно выделить несколько направлений.
Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» – типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах.
Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Портрет — парсуна (от искаженного слова «персона» латинское «регsona», личность) — родился еще на рубеже XVI— XVII вв. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России. Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев.
«Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Вот таким образом образовалось несложение между текстами и напевами.
А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. Матфей (ок. Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий.
Наиболее популярными были «парсуны» М. Скопина-Шуйского, Ивана IV, царя Алексея Михайловича, стольника Годунова. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. Лепренс. Его фигура хрупкая, тонкая, с подгибающимися коленями, затерянная в пустоте тёмного фона, очень далека от героических персонажей русского искусства XIV-XV веков. Среди известнейших авторов XVII в. – хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво.
На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка. Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. Главное место занимает изображение жатвы. Хитрово. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. Огромное влияние навевалось с запада.
Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Первый спектакль имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо».
С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I в многочисленных портретах короля и его семьи ("Карл I на охоте", 1635, Лувр, Париж), английской знати ("Портрет Джеймса Стюарта", Метрополитен-музей, Нью-Йорк), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утончённый аристократизм образов. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. Фрески этой церкви также являются выдающимся памятником монументальной живописи Ярославля. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4.
в домовой церкви Никитниковых в Москве, они пожелали запечатлеть и себя. Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью — романизмом — смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII века.
Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. Очень индивидуальный, колористически утонченный стиль Маньяско с его системой отрывистых, подвижных мазков сильно отличается от сочной, полновесной живописи барокко, непосредственно подготовляя во многих отношениях живописный язык 18 столетия. Во главе неё был поставлен один из наиболее образованных людей того времени боярин Б. М. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Ильина Т. В. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства. Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666).
Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Затем его имя встречается в списке царских иконописцев— 7129 г. Он уже состоит жалованным иконописцем, получая в год 20 рублей. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
В его «Распятии Петра» нет ничего героического. В этот период творческого расцвета ему удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой ("Портрет Марии Луизы де Тассис", собрание князей Лихтенштейн, Вадуц), а в интимных портретах (живописца П. Снейдерса, Старая пинакотека, Мюнхен) – раскрыть духовное богатство современников. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой.
Первое народное ополчение. Булат Окуджава. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Тесной группой стояли они в молитвенных позах. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин.
они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Основной темой искусства стал именно человек. В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы.
Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет. С другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. Молодые фламандские, голландские, французские и испанские художники, подолгу жившие в Италии, увлекались картинами Караваджо и пытались ему следовать. Выдающимся иконописцем того времени был Симон Ушаков (1626-1686). Еще необычнее композиция «Обращение Павла».
Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального.
Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Последний из сохранившихся Спасов нерукотворных кисти Симона Ушакова датируется 1678 годом. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка.
Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. Не существует какого-то единого стиля в живописи. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно.
Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Сицилианец Орацио Борджанни (ок.
Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Здесь впервые русские мастера овладели техникой масленой живописи, живописи по тафте и другими живописными техниками. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет.
Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. Вишняков занимает особое место в этой среде. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма.
Несомненно новым у мастеров «строганновской школы» было то, что им удавалось передать лирическое настроение поэтического, сказанного пейзажа (пример: Иоанн Предтеча в пустыне). Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. Так, в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб – клеть, покрытый двускатной кровлей, над которой возвышается маковка с крестом), распространенными по всей России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви.
Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Позднее эти тенденции усиливаются. Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности. Оружейная палата играла роль своеобразной школы, где находились лучшие мастера различных видов искусства, в том числе и живописи 17 века.
Меняетсяобразныйстрой картин. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. Нужно отметить, что живопись в 17 веке в России сильно изменилась, особенно это касается портретной. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа.
В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. 1630-х – нач. Фигуры святых обычно тонкие изящные и очень вытянутые вверх. Отвергая академизм как эстетическую доктрину, не следует забывать его значение как большой школы профессионального мастерства. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Сохранилось более 50 икон с его подписью. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль. Герой «Мужского портрета» (до 1660 г. ) откровенно выказывает своё пренебрежение по отношению к окружающим. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи.
Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века.
Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей. Этим Караваджо ставит зрителя в непосредственной близости от происходящего, как бы у края чернеющей под плитой могилы. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме.
При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвий, полковых знамён, шитья, ювелирных изделий. В 17 веке, в культуре Росси, в том числе и в живописи происходит процесс «обмирщения». Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи.
Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. В1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «художник» – придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. Документы сообщают, что иконописец Чирин Прокопий получил жалованье (сукно) в июне 7123 г. Это первое известие о нем.
В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей).
Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. В сер. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Декоративизм — одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения – провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны.
Следование иконописным канонам, которого требовали старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом, не могло исправить ситуацию. По всей вероятности, это означает, что его уже не было в живых. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Причины этого и в особенностях развития отечественного искусства и в значительном усилении контактов России с Европой.
Таков «Вертоград многоцветный» – своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, – истории, зоологии, ботаники, географии и т. д. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. Плугин, что человек в росписях этого столетия редко предстаёт созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны».
1630). Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом.
Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок.
Изящные картины Ватто и его последователей Ланкре и Патера изображающие сцены из быта высших слоев общества, с костюмированными по театральному кавалерами и дамами, беседующими между собой, танцующими, развлекающихся музыкой и т. п. в роскошных парках или в красивых уголках сельской природы, возбуждали восторг в любителях искусства. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Под его руководством сформировалась группа художников (А.
«Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. То здоровое и жизненное, что было в искусстве Карраччи, растворяется в манерной красивости и условности образов догматического академизма.
Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Это Балансная школа (братья Караччи) и караваджизм Микеланджело Меризи да Караваджо. К лучшим произведениям данного направления можно отнести изображения царя Федора Иоанновича (вторая четверть XVII века, ГИМ), князя Скопина-Шуйского (вторая четверть XVII века, ГТГ)», Ивана IV (вторая четверть XVII века, Копенгаген, Национальный музей). Но подлинным олицетворением горя является фигура Магдалины, печально согнувшейся, уткнувшейся лицом в ладони, — столько в ней непосредственного чувства и одновременно трагического величия. Он учился у Пуссена.
Такова, например икона «строгановской» школы Прокопия Чирина «Никита – воин» (1583 год). Появляются новые средства передачи объёма, художники используют светотень вместо условно символического контура. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые» в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.
Постепенно происходит дифференциация жанров у художников. Художники были заинтересованы в более реалистичном изображении личности, развивалось «парсунное» письмо – портретные изображения. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». Симон (ок.
Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. Он занимался восстановлением икон в Благовещенском соборе.
Примерно к 30-м гг. Работал при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен. Он считал необходимым перенести приемы реалистической живописи и в церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых такими же, как «царские персоны», то есть изображенными правдиво. Большое влияние вносит Итальянское искусство.
К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. 1628 Венеция, церковь св. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Так же рожь и овёс. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном.
От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности.
Излюбленной темой его становится СпасНерукотворный. Все больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Но прежде всего, Ушаков известен как иконописец. Это сказалось и в пристрастии художника к изображению красивого человека, окруженного столь же красивым пейзажем и богатой архитектурой и в том, что в этих фресках с необычной для древнерусского искусства смелостью дано изображение нагого тела («Блудница на Звере», «Жена Пентефрия», «Купающийся Нееман», «Непорочная Сусанна», «Вирсавия» и др. ).
Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Есть изменения и в языке изображения. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. Уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве.
Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником).
Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди.
С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. В новом партесном пении XVII в. проявляются тенденции барокко. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе).
Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолётное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты.
Своей методикой художественного воспитания Карраччи порывали с ремесленным Эмпиризмом прежнего обучения в мастерских. Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи.
1700 Эрмитаж). Он делал упор на религиозную тематику. На новом пути было многое обретено, но и немало утрачено. У каждого брата был разный уровень мастерства. С момента появления такого вида письма сохранялась иконописная традиция, а уже чуть позже «парсуны» стали более реалистичными. Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке».
Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Не малую роль во французской живописи сыграл Шарль Лебрен.
Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Ушаков был новатором. «Строгановская» икона – небольшая по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Русское искусство этого столетия – явление крупное, художественно яркое и противоречивое.
Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык. Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) — самый яркий тому пример. К сожалению, до сих пор ни одного из этих портретов обнаружить не удалось. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора. Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы.
Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Правда, отдельные элементы реалистического восприятия можно видеть уже значительно раньше.
В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. Чирин был уроженцем Новгорода. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии.
Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Основой его является рационализм. Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой.
Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии абсолютно новая задача— изображение обнажённого тела. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». 1640-х гг. Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический.
Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. Венецианец Карло Сарачени (ок. Для них более важно действие, сюжет.
Подъем культуры начинается с сер 17в. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера.
Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн.
Она помогла централизовать французскую живопись. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. В кон.
Обрёл новую форму светский жанр – портрет. Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Ушаковым.
На небольшом пространстве иконы художники располагали несколько сюжетов, объединенных общим смыслом. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать возможно более похожими.
Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий.
В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати (парные портреты маркиза Антона Джулио Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин.
(Существуют достоверные сведения, что Алексей Михайлович неоднократно заказывал Ушакову свои портреты, которые не сохранились, вот таким образом особый интерес представляют миниатюрные портреты царя Алексея Михайловича и его жены на данной иконе). В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре.
В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана). Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. Они облачены в праздничные разноцветные одежды.
Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668). «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России.
Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна. Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Культура России 17 века, в том числе и живопись, была пропитана светскими мотивами.
Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Большое влияние на развитие русской живописи оказали иконописцы царского двора – Симон Ушакови Иосиф Владимиров. Изменения также затронули и иконопись. Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое. Поняв бесплодность маньеристического эпигонства, они хотели создать более творческую и жизненную систему. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3.
Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Одна из особенностей школы – правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление.
Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. В портретах, бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись. В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону и «строгановский» (заказчики – купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом изысканностью и богатством орнамента. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства.
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью.
Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Гордость и тщеславие были присущи не только людям, близким к трону, но и простым смертным.
Развитию живописного мастерства Креспи способствовало его широкое знакомство с художниками 16 в. и Рембрандтом. Этот аспект даже в какой-то мере лишает эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности.
Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. «Большие размеры холстов их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных напоказ драгоценностей призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства – главной опоры абсолютизма.
Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). 1616), а около 1619 г. появился в Италии. В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены.
Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план. Подобная художественная организация не была новостью.
Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Художники «строгановской школы» тщательно выписывали на иконах мельчайшие детали, строили сложные композиции использовали яркие краски, которые делали иконы праздничными.
Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства. Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Тем не менее к Караваджо примкнуло множество живописцев, образовавших целое направление, называемое караваджизмом, а его влияние распространялось даже на представителей враждебных караваджизму группировок. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью.
Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. 1597 — ок.
Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Он культивирует тип свободного эскизного рисунка.
Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. С другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Оказавшись здесь, можно увидеть все грани творчества художников той эпохи. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля».
В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). А. С. Пушкина).
1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Попытка оправдания простого, «земного» человека особенно отчётливо выражена в изображении Страшного суда, занимающего западную стену храма. Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме.
Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Россия стояла на пороге нового времени. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение».
Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Огромные фигуры заполняют собой весь холст. Это важный шаг на пути развития реалистического метода. С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Новые веяния в русской живописи 17 века отчетливо проявились в «парсуне» (происходит от слова «персона»), ставшей начальным этапом становления реалистического портрета.
Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный. В почете у этих последних были также жанристы А. де Фавре и Ж. -Б. Руководил работами Иван Панссеин. Самые главные направления – это барокко и классцизм. Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков.
Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок.
Для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году Симон Ушаков пишет небольшую икону «Спас нерукотворный» и в дальнейшем он часто будет обращаться к подобному изображению. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. В 1580—1590-е гг. Вот таким образом в иконописи XVII в. проявляются черты упадка.
В 17 веке создаются монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды и других русских городов. Вдобавок к этому и посланники были не прочь приобрести интересующие их портреты в мировых столицах. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении. Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась.
Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им.
Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Как найти и узнать близкого человека.
Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. Его картины исполненные с подлинным живописным блеском открытыми и торопливыми мазками, свободно разбросанными по холсту, подготовляют почву для Маньяско и венецианцев 18 века. Эти росписи погибли вместе с дворцом. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.
Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Те же тенденции проявились и в каменном храмовом зодчестве. В верхнем узком восьмерике находится звонница и получалась церковь под колокольней.
Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. Канты, начавшись как род духовной лирики, очень скоро вышли за рамки домашнего духовного музицирования и приобрели новые черты. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала.
Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. Богатые купцы Строгановы были почитателями икон. Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции Ван Дейка ("Отдых на пути в Египет", конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).
В Италии появляются две школы, протестующие против маньеризма (стиль это характеризуется утратой гармонии между природой и самим человеком, духовным и телесным). В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти. С особенным размахом декоративный талант Пьетро да Кортона проявился в его дворцовых росписях. С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов.
Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом (штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд). Ушакову, несомненно, были знакомы некоторые основы перспективы. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо.
Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы ит. д. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве.
Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. В данном случае показательно творчество Трухменского. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников.
Его живопись поражает разнообразием приёмов. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Но больше всего у Маньяско монахов.
Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера. Симон Ушаков хотел, чтобы живопись обладала свойством зеркала. Художники много внимания уделяли красоте формы, тщательно прописывали каждую деталь. Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок.
Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Ограниченный и наивный в его первых работах, реализм Караваджо обретает в его последних холстах замечательную художественную и духовную зрелость. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование». Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2.
Заслуга «строгановских» мастеров в том-то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621).
Главное место отведено композиции на тему «Премудрость созда себе храм». Его позднее «Видение св. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари.
Они сажают и поливают дерево «Русского государства». На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Но первое место среди исторических живописцев по праву занимал Г. Угрюмов, создавший множество картин исторического и религиозного содержания.
Потому так трудно дать четкую стилевую характеристику многим итальянским художникам того времени. В этих храмах выразилось то светское начало, которое современники назвали «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках). «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Плугин, что человек в росписях этого столетия редко предстаёт созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны».
С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Эскизы знамён тоже принадлежат С. Ушакову. Портрет — парсуна (от искаженного слова «персона» латинское «регsona», личность) — родился еще на рубеже XVI— XVII вв.
Художники под его руководством написали 249 сложных композиций и 2066 лиц. Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности. 1638 г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. Есть изменения и в языке изображения. 1600—1660), работавшего в Виченце.
Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника. Все становилось более светским и жизнеподобным. В живописи XVII века можно выделить несколько направлений. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников.
краеведческий музей, город Истра). Именно вот таким образом все ушаковские Спасы так непохожи на древние образцы. Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1. Европейская живопись 17 века идет вслед за эпохой Возрождения.
Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг.
Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.
Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко.
Иеронима» (ок. Сторонники старины осудили эти новинки. Именно эта композиция, когда изображается только лик на убрусе (плате) – позволяла иконописцу применять и совершенствовать технику светотени.
После реализма обороты начинает набирать классицизм. В России начинает получать распространение такое явление как светская живопись. раскол церкви влиял на культурную жизнь. Это название не объясняет сущности явления. Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу.
Ушаков происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Об этом свидетельствуют не только изображение Кремля в иконе («Насаждение древа»), но и подробно и тщательно разработанные архитектурные фоны некоторых гравюр исполненных на меди по его рисункам гравёром Афанасием Трухменским («Давид», «Варлаам и Иоасаф»). Фресковая живопись XVII века с большой оговоркой может быть названа монументальной. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».
Им был выполнен для царя чертёж «Течение Дона от Воронежа до Азова». Во главе нового движения, провозглашавшего те задачи живописи, которые вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией стоял Симон Ушаков (1626-1686). Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения.
Среди росписей, сделанных в 1652-1653 г. г. Картины становятся все более популярными. Особенно изыскано в этом отношении икона 20-30-х годов XVII века «Иоанн Предтеча в пустыне». Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты.
Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности.
Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. Ушаков расписывал стены Коломенского дворца Алексея Михайловича. 1595 Лувр).
1626 г. ). Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты.
Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. А. С. Пушкина).
«Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке.
Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Основные черты развития монументальной живописи на стенах XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. Эрмитаж). Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. характер портретов Халса изменился.
Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей.
Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок. Маска в руках Габриэли — не только атрибут его профессии: она— символ всего того, что прикрывает истинные человеческие чувства, которые можно прочесть на умном лице усталого грустного актера.