Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама».
Кассель. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт.
Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
Изначально оно не рассматривалось как самолишение, но, напротив, было щедрым приношением божеству, от которого ожидали благосклонность, награду или прощение. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
Холст, масло. Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки, – замечает Карл Маркс. Крестьянская чета превращалась у Рембрандта в Марию и Иосифа, а старые люди, на лицах которых драматическая судьба оставили глубокие отпечатки – в пророков и апостолов.
Однако напряжение вносится мерцанием переливчатых драгоценных камней на кинжале и ножнах, сильным светом, выделяющим обнаженное тело Исаака. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Он старается умерить силу ударов своего топора. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким.
Т. е. А правая – нежная, мягкая изящная. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников.
Авраам. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею).
Бог требует не убийства, а возвышения сына. История Авраама, вера которого была испытана Богом, рассказана в ветхозаветной книге "Бытие" (22: 1-13). Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну).
Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Но внешне он абсолютно спокоен. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. 21, 6-7). Жертвоприношение Авраама.
Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой).
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Но это нечто удивительное, размером с человеческую голову, что горит и пылает внутри, в нескольких метрах от нас, распространяя вокруг себя свет и тепло. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Центральная фигура картины – Авраам, обернувшийся к ангелу-избавителю. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет.
Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Т. е. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца».
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). 175, 5 x 210, 5 см. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.
На четвертый день в живых осталось только 67 человек. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. 15:13). Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Имя сына при этом не названо.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения.
В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. И вот, пожалуйста, ангел.
Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. «Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Колорит картин Рембрандта 40-х гг.
Картинная галерея. Живя среди языческого мира. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине.
В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Ясно, что это рука Божья и рука эта, собственно, обращена к Аврааму, Авраам смотрит на эту руку и мы понимаем, что художник берет именно тот момент, когда голос с неба раздается и останавливает Авраама, который уже занес меч. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Господь сейчас же воззвал к нему с неба: «Я знаю теперь, что боишься ты Бога своего и не пожалел для него сына твоего единственного. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ).
ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. 18, 23-25). Мастером прекрасно передана игра света и тени. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Ангел останавливает занесенную руку отца из которой внезапно выпадает кинжал. Свяжи меня покрепче, чтобы я не мог воспротивиться по скорби души моей, чтобы в твоем приношении не было пятна и чтобы я не оказался в глубинах погибели». После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Но не все кредиторы были удовлетворены.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил.
Заказы получили шесть художников. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Отец обманул его, по сути дела. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне.
Ещё мгновение – и свершится непоправимое. Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Природа этого света таинственна и непонятна. И пришли на место, о котором сказал ему Бог и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим – Измаил. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. 2 Проблема «отцов и детей» Психологические по своему характеру толкования предлагают вслушаться в этот текст, как слушают рассказ о сновидении.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Но кому здесь более удивляться и изумляться. Сын будет сопротивляться и кричать. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. В 40-х гг.
Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, Царь Давид (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном.
Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». И шли далее оба вместе. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.
Уберём мысленно чужую полоску холста в нижней части, до локтя Исаака и увидим, как меняется композиция. Самсон, однако, стоял на своем. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Конечно, здесь господствует любовь. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). 50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника.
Все его имущество и работы были проданы с аукциона. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу).
на религиозные темы (Жертвоприношение Авраама, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. через 20 лет после эрмитажной картины. Это время отмечено в искусстве чертами общеевропейского стиля барокко. » (Рихард Гаманн). И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим».
В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. «Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана Погребение. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Здесь он все радикально переставил, все поменял. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок.
Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Младенец стал старше. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Библейская история такова.
Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность.
Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. (Быт. Так или иначе уже ранние работы художника обнаруживают в своеобразном преломлении главные черты цветового строя, основанного на природной связности цвета. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.
Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.
Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. 18, 12).
Картину (размером ок. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Артемида – защитница целомудрия. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. и господин мой стар».
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый).
Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака.
Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Выражение лиц так сосредоточенно, что мы понимаем: в этот момент общения с Богом они ничего другого не видят и не слышат.
Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Что мы видим.
Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале.
Первоначально картина называлась «Купание». Пальцы расположены близко друг ко другу. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Он сильно изменился со времени Листа в сто гульденов. Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт.
Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.
Группа опрокидывается в её вершине. Имя сына при этом не названо. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых.
1, 29). Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама.
Эта картина, несомненно, венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Этот же изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Бог требует не убийства, а возвышения сына.
В Послании ап. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Греческое слово означает «всесожжение». Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Ее главная функция – охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета – смертоносных змей. И, наконец, мы видим поздний офорт Рембрандта, 1655 года, где до конца уже доходит философская мысль Рембрандта в интерпретации этого сюжета, где, с одной стороны, перед нами открывается какая-то новая богословская глубина, а с другой стороны, можно сказать, что эта картина уже не о вере, а о любви. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.
Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. Существует замечательная возможность обогатить духовные размышления над этой евангельской историей (Лк. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой.
Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Законом общества признавалась борьба всех против всех. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты.
2. 1 Толкование Авраама или повеление Бога В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Скоро гроза пойдет и здесь. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Однако, его замысел абсолютно оригинален. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
Еще более дивным произведением являются Ученики в Эммаусе (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Кто хоть раз внимательно изучил Милосердного самарянина (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. И мы знаем, что это изображение, точнее, этот сюжет потом стал интерпретироваться, как первое явление Бога-Троицы. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. 15:13). Основа колорита картины – спокойные холодные тона в серо-зеленой гамме. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков.
Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Нидерланды (Голландия). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его.
Усмотрит Бог агнца. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых.
Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Барокко. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636minus1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Группа опрокидывается в её вершине. Убитый горем Исаак безропотно лежит на руках у родного отца, ожидая свой смертный час. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть.
И Давид послал прислужников взять её8230» (Вторая книга царств). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна).
Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду.
В левой части гравюры нанесены многочисленные вертикальные линии, создающие впечатление льющегося стремительными струями дождя. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама.
Дева Мария изображена в образе простой женщины. Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Героев теперь не четверо, а трое. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу.
И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом.
Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Посмотрите: Авраам в центре сидит. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Блаженны плачущие ибо они утешатся.
Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров). Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Удивительна ее судьба.
В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Борода подстрижена характерно, залихватски. Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или так называемый Лист в сто гульденов, около 1642-46 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Эти две истории во многом противоположны друг другу. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. 17, 17).
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. На них устремлены глаза наблюдателей. Его образ полон глубокой внутренней значительности. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Но обучение продолжилось всего полгода.
На нем дымится жертва. Это – рука матери. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Он отвечал: вот я, сын мой.
То же сверкает в уголках глаз. Рембрандт создает свою картину в середине 1630-х гг. Действие происходит ночью в темной спальне. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. А отец при этом несгибаем. В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам).
Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. 1, 29). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы).
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Холокауст был особой жертвой. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна. Как можно сочувствовать вере, которая похожа на слепой фанатизм и ведет к добровольному убийству собственного сына. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры.
Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Всё здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Спокойный, еле заметно выгибающийся влево силуэт мадонны четко вырисовывается на фоне светлого сияющего неба.
И то, что испытывает Авраам, все эти страдания и мучения по поводу воли Божьей в данном случае, он переживает глубоко лично. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Исаак отчаянно кричит. На них падает основной свет. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило.
Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
Рука отца покрывает запрокинутое лицо сына. Вглядитесь в их лица. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает.