Описание картины рембрандта харменса ван рейна «жертвоприношение авраама». Новый выпуск проекта собственного производства ТБН-Россия познакомит зрителей с картиной Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». 1 описание картины «жертвоприношен ие авраама» — рембрандт харменс ван рейн описани е картины рембрандта харменса ван рейна: жертвоприношени е авраама.
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков.
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. Рембрандт как бы еще усиливает этот эффект остановленного мгновения: нож, повисший в воздухе, выпавший из руки – это такой удивительный прием. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы.
Удивительна ее судьба. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Но это нечто удивительное, размером с человеческую голову, что горит и пылает внутри, в нескольких метрах от нас, распространяя вокруг себя свет и тепло. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Рембрандт был человеком с очень сложным характером. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Заказов становилось все меньше.
Героев теперь не четверо, а трое. Фонтан в центре площади. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз.
Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, "собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Пальцы расположены близко друг ко другу. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. «В середине 1630-х годов XVII столетия Рембрандт пишет множество религиозных композиций.
Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Т. е. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. Борода подстрижена характерно, залихватски. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. В Послании ап. Там можно увидеть произведения искусства древних культур Передней Азии (Шумер и Вавилон) или Северной Африки (Египет). Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Но в предпочтении к определенному кругу легендарных сцен могли проявляться и личные склонности мастера, его отвращение к той порче нравов, которая в его годы побеждала в зажиточной Голландии.
Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или так называемый Лист в сто гульденов, около 1642-46 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Т. е. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. Но кому здесь более удивляться и изумляться.
Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Также уверенно вы будете чувствовать себя, посещая какую-либо знаменитую церковь.
Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына».
Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Здесь он все радикально переставил, все поменял. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца.
Действие происходит ночью в темной спальне. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна. Семь железных механизмов и девять больших пестрых фигур разбрызгивают воду.
Вглядитесь в их лица. Младенец стал старше. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь.
15:13). Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. Картину (размером ок.
Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. В ней меньше символизма и больше психологизма, если под психологизмом понимать по крайней мере вот эту попытку изобразить внезапное движение человека, когда он разворачивается, услышав голос у себя сверху и за спиной.
Однако, его замысел абсолютно оригинален. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Византийская империя владела обширными землями в Европе и Азии.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением».
Ещё мгновение – и свершится непоправимое. Убитый горем Исаак безропотно лежит на руках у родного отца, ожидая свой смертный час. Заказы получили шесть художников. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие.
Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Блаженны плачущие ибо они утешатся. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». И шли далее оба вместе. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю.
50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. И Давид послал прислужников взять её8230» (Вторая книга царств).
Бог требует не убийства, а возвышения сына. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень. Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Группа опрокидывается в её вершине. На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Сын будет сопротивляться и кричать. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов.
Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана Погребение. За это я умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок морской и овладеют потомки твои городами врагов своих». И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Но не все кредиторы были удовлетворены. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных.
Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Вокруг оси вращается змея. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило.
Не исключением становятся и его полотна на библейскую тему». Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).
Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Так, греки, а позднее и римляне — народы европейские — расселились в глубь Азии и Африки. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Европейские народы также оказали влияние на развитие культуры на других континентах. Еще более дивным произведением являются Ученики в Эммаусе (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Но их усилия оказались тщетными.
Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины.
Дело в том, что ангел в библейском тексте говорит, по сути дела, не от своего имени, ангельского, а от имени Бога, т. е. На них устремлены глаза наблюдателей. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Он отвечал: вот я, сын мой. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Природа этого света таинственна и непонятна. Он сильно изменился со времени Листа в сто гульденов.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Губы источают влагу, маленький пестрый слоник обливается из хобота. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст.
Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки, – замечает Карл Маркс. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному».
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. » (Рихард Гаманн). Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. И то, что испытывает Авраам, все эти страдания и мучения по поводу воли Божьей в данном случае, он переживает глубоко лично. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Авраам. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения.
Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами).
А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Колорит картин Рембрандта 40-х гг. Подобное происходило в разных уголках земного шара: в Египте, Китае, Южной Америке.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636minus1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Каждая эпоха в искусстве представлена наиболее типичными для того времени произведениями. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).
Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Дева Мария изображена в образе простой женщины. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Это – рука матери.
В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Но мы все-таки договорились, что, глядя на репродукции, мы не будем обсуждать саму живопись с точки зрения цвета, мазка и т. д. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта.
Вот здесь происходит явно какой-то поворот, появляется несколько новая интерпретация, более психологическая, что ли. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства.
Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Мы можем догадаться, что это агнец, в первую очередь по таким крутым, закругленным, характерным бараньим рожкам. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. 15:13). Да и что получилось бы из этой затеи. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
На них падает основной свет. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара.
«Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.
В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам). Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.
Первоначально картина называлась «Купание». Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама.
Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Что мы видим.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Артемида – защитница целомудрия. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. через 20 лет после эрмитажной картины.
И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда».
Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Мастером прекрасно передана игра света и тени.
Кто хоть раз внимательно изучил Милосердного самарянина (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум).
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. И вот, пожалуйста, ангел. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Скоро гроза пойдет и здесь. Посмотрите: Авраам в центре сидит. Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой). Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. То же сверкает в уголках глаз.
Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. По определенным признакам сможете представить время создания картины. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Отец обманул его, по сути дела.
Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. на религиозные темы (Жертвоприношение Авраама, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.
На нем дымится жертва. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Но внешне он абсолютно спокоен. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.
Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. А правая – нежная, мягкая изящная. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Жертвоприношение Авраама.
Дела шли все хуже. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Библейская история такова. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
Но обучение продолжилось всего полгода. Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров). Никто из слушателей не говорит ни слова, но их лица, фигуры, позы – на редкость красноречивы. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.
В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Из золотого гребня Жар-птицы вода выбрасывается высоко в воздух. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Самым древним картинам и скульптурам насчитывается примерно 35000 лет. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Группа опрокидывается в её вершине.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. А отец при этом несгибаем. Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых.
В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Он старается умерить силу ударов своего топора. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом.
В 40-х гг. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Конечно, здесь господствует любовь.
Усмотрит Бог агнца. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Из Константинополя (сегодняшнего Стамбула)— центра империи — искусство распространялось на окраины государства и оказывало влияние и на Европу и на Азию. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Исаак отчаянно кричит. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.
Самсон, однако, стоял на своем. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, Царь Давид (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.