Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Именно создание скульптур, привело Жан-Леон Жерома написать серию картин с сюжетной линией Пигмалион и Галатея, а также подобными им его картинам, где художник изобразил, как скульптор превращает мрамор в плоть. Хотелось рассказать только об одной картине художника, но увлеклась и получилась большая статья об этом замечательном художнике Жероме Жак- Леоне и его оригинальном творчестве.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Полотно велико по размеру – 134 203 см. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Как считали критики того времени, петухи изображены более реалистично и точно, чем фигуры молодых людей. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: Убийство Цезаря, Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед ареопагом (1861), Авгуры, Клеопатра у Цезаря и некоторых других полотен. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром».
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи61.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. По мнению и Дж. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Жан-Леон Жером (фр. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Жан-Леон Жером (фр. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Технике рисунка он учился у Клода Карьяжа, старавшегося передать своим подопечным основы академической живописи. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Жером также работал как скульптор. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо – тщательное, не сухое колорит – не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
И маскарад – не маскарад и драма – не драма». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. При этом он выставлял свои картины каждый год. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
В соответствии с эстетикой академизма подобающая сцене жестокость компенсируется мужеством и несгибаемой верой мучеников. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. 29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
22 марта 2001 г. полотно Бассейн в гареме было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа (пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно – представление о жизни как театральных подмостках. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). По мнению и Дж. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим.
Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: Молодые греки во время петушиного боя (Люксембургский музей). По мнению и Дж. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: Перевоз пленника по Нилу (1863), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмея, Рабочие на молитве (1865), Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев (1866) и Арнауты играющие в шахматы (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, Людовик XIV и Мольер (1863), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865) и 7 декабря 1815 года (смерть маршала Макдональда). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Она сейчас находится в музее Орсе.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В июне 1871 года он вернулся в Париж. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жан-Леон Жером (фр.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Ему принадлежат несколько мраморных раскрашенных статуй обнаженных женщин, пользовавшихся большим успехом у публики на Салонах второй половины 19 в. Умер Жером в Париже 10 января 1904.
Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Он продолжал писать картины на традиционные для него темы – охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца56. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Jean-Leon Gerome 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны – 10 января 1904, Париж) – французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Очень интересная история этой картины. Она оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В июне 1871 года он вернулся в Париж. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). В 1841 году перебрался в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Поля Делароша и Шарля Глей-ра. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых неогреков. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901).
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих Великий (1874), Серое преосвященство (1874) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876). Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Во внутреннем дворике устроен торг. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Он изучал живопись у художника Поля Делароша в Париже, куда приехал в 1840 г. Вместе с Деларошем Жан-Леон Жером путешествовал по Италии в 1843 г., но сраженный лихорадкой он вернулся в Париж в 1844 г. По возвращении Жером работал в мастерской Шарля Глейера, а также обучался в Школе Изящных Искусств. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Жан Леон Жером (1824-1904).
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857, в собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне (1861).
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом1.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
Начальное художественное образование Жером получил в родном городе.