Перед созданием картины Федотовым была написана поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора», затем уже была создана картина, можно сказать, помотивам, которую автор назвал «Женитьба Майора».
Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. Пережитое» Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. Такого рода произведения – с их резким переносом акцента с романтических идеалов на внутренний авторско-зрительский «суд» – стали своеобразным введением в эстетику «передвижников», переходную от романтизма к символизму. Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест).
Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева говорят, много крови испортил не одному старому генералу».
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Так или иначе, но сейчас практически ни в одной стране, ну может кроме мусульманских, не принуждают девушку выходить замуж по расчету родителей. Картину приняли восторженно. Лидия Смирнова как-то заходила в дом чайку попить.
Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Однако его мнение разделяли далеко не все. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Передуманное. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак» изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, – Сергея Михайловича.
Подобных вопросов возникает множество. / По-старинному— в сизом платочке. Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест).
Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке. – В. А. Гиляровский. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Это излюбленный приём Павла Федотова. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
Автор картины Неравный брак открыто осудил меркантильность российского общества. Катя Савинова жила с кем-то внизу, по соседству — Румянцева с Макаровой.
Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Это удивительно творческий человек, золотые руки. Самый значимый персонаж картины – молодая девушка – написан художником особенно тщательно. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.
Он был таким первозданным. / Ой, стыд какой. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. 6. Однако об этом немного позже. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Критик считал, полотно Пукирева «одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы».
Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
Там была паршивенькая трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, площадь центральная и рынок, на котором продавались крынки со сметаной, молоком, земляника, черника. За неё Академия наградила его званием профессора.
Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. «Неравный брак»— картина русского художника Василия Пукирева. Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной Неравный брак.
Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно расчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. / Нет, в светлицу уйду. »46. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Признание в любви было безответным и художник всю жизнь прожил в одиночестве. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Остальные персонажи играют второстепенную роль.
Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. В противовес жениху написан образ невесты. На самом делекартина Неравный брак не имела столь романтичного происхождения. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест. В. Пукирев. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Кроме звездного актерского состава (Гурченко, Савинова, Макарова, Румянцева, Крючков, Носова, Смирнова, Мордюкова) Константин Воинов привлек еще одного мощного исполнителя — прекрасный древний Суздаль.
Среди гостей выделяется фигура шафера изображенного у края картины за невестой. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. За нее Академия наградила его званием профессора.
В России появился новый талантливый художник – Василий Пукирев (Неравный брак). Но зато тут русский антураж: шубы, самовар иконы. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. А невеста все равно рыдает. — стыд какой. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение. При этом мать говорила дочери: Пойдешь замуж и точка Довольно нам в нужде жить. Любопытно, что в Суздале одновременно снимались «Рублев» Тарковкского, «Женитьба Бальзаминова» и экранизация пушкинской повести «Выстрел». Но только не в русском искусстве. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина.
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования. Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. В поздние годы, страдая нервным расстройством, впал в нищету и мыкался по чужим домам.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак» изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. «Слышанное. Для «Женитьбы Бальзаминова» Воинов выбрал местом действия великолепный город Суздаль.
Один из секретов Воинова смог понять только сейчас. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Волосы нам укладывала знаменитый мастер истинный профессионал, Мария Ивановна из МХАТа. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Ведь далеко не все неравные браки были такими уж жертвенными и несчастными. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
1. чужой. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Ж-4521)8910. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. 8.
В целом картина Неравный брак оставляет впечатление безысходности. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Потому он изображен позади невесты. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела МузеиПечальные невесты в русской живописиСвадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей.
В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. 58, 3x75, 4. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Преподавал в МУЖВЗ (1861 – 1873). Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Вицин, сыгравший двадцатилетнего оболтуса Мишу в 46 (. ) лет, с грустной самоиронией вздыхал: «Женитьба набальзамированного». Прерванное венчание. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями.
Невеста – совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Картину приняли восторженно. Служанки шушукаются. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо – сваха. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь.
А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. Потрясают не только виды старых церквей, торговых рядов, настоящих улочек и домиков (в том числе и настоящий «дом Бальзаминовых»), а чистая атмосфера, открытость, воздушность.
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Тогда еще не было никаких туристических комплексов, никаких «Интеротелей» и никто там еще не снимал. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. А невеста все равно рыдает.
Жил он в нужде и вот таким образом постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Возможно на выбор художников влиял стереотип и такая русская традиция – к венцу со слезами, на войну – с песнями. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной.
В той или иной степени автопортретны, связаны с глубоко личными переживаниями картины "В мастерской художника" (1865), "Прием приданого по росписи" (1873 все работы – в Третьяковской галерее) и Прерванное венчание (1877, Музей искусств Азербайджана, Баку). Обращался также к портрету, пейзажу и историческому жанру, был незаурядным рисовальщиком. Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: художники были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. 5.
/ Никогда с ними я не бывала». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было абсолютно не комильфо. Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, Прием приданого в купеческой семье по росписи (1873). На полотне Николая Неврева Смотрины (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно. – Н. А. Варенцов. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине – это сам В. В. Пукирев, как живой». Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Описание картины, ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. «Неравный брак» – картина русского художника Василия Пукирева.
И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди»Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного.
А как нелегко было осваивать кринолин. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.
Пукирев стал выпивать из училища пришлось уйти. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин с таким из-под венца не убежишь. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе.
Садишься, а юбка поднимается кверху, закрывает тебя. Он был влюблен в Софью Рыбникову. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
«Москва и москвичи» Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева – Просковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Виденное. На выставке картина произвела огромное впечатление на современников.
Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. И мне и Мордюковой она придумала очень смешные прически. Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое. В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова Перед свадьбой (1872) года: тут уже страдающая мать. На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Воинов с Вициным и с оператором.
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Умер Пукирев в Москве 1 (13) июня 1890. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Петербург Христос в пустыне, 1886 не сохранился).
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Репин писал о её особом воздействии: «» Неравный брак» Пукирева говорят, много крови испортил не одному старому генералу». В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве. Рядом мы с Шагаловой и Конюховой.
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Мы в гостинице жили тесно — втроем в одном номере.
Помню, после очередного дубля Лидия Николаевна подошла к лошади, обняла ее за шею и сказала: «Эх, милая, у нас с тобой одна судьба: лошадь гоняют и артистку гоняют» А Вицин был как свой, — продолжает воспоминания хозяйка дома 13. На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. На таких полотнах изображенобраз несчастной девушки с загубленной жизнью. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
В ней борются противоречивые чувства. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность. Мы выходили на маленькие балкончики гостиницы и смотрели — бабы пришли с обычным молоком или топленым, а может, со сливками. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. И я стала работать.
Критик считал, полотно Пукирева «одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую. Роль свахи для меня была открытием. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор.
Мы варили на плитках себе еду. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности.