Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Художник наконец смог приобрести собственный дом. В частности, довольно неуважительно «воспета» муза в картине Лотрека «Похмелье». Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Наследие этого мастера огромно.
Красота иная, высшая, душевная. Правила приличия требовали не выставлять богатство напоказ и дома бюргеров никогда не станут дворцами, стены которых застыли в ожидании полотен. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Это вписывалось в общепринятые нормы веротерпимости. И натруженные морщинистые руки бессильно лежат на коленях.
Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа. Рембрандт создает театральную жестикуляцию, которой еще не видывали в живописи. Все эти работы начаты в одном и том же 1635 году.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Валадон была уникальным явлением в парижской художественной жизни. После распродажи имущества художника след картины потерялся. В письме от 2 января 1639 года он пояснил: «Поскольку Вам, монсеньер, дважды пришлось испытать неприятности по этому поводу (запоздалой поставки картин для принца), в знак уважения присовокупляю картину 10 футов в длину и 8 футов в высоту, которая будет достойна Вашего дома».
Он никогда не был окружен воздыхателями. Сохранилась папка, в которую некто неизвестный собрал рисунки исправленные Рембрандтом. Кто-то смог отдалиться от него и сделать себя заново. Пусть в людской памяти останется образ и этого поколения древнего, библейского еврейства.
В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками. Оскорбленная и измученная ревностью, Гиртге подала на Рембрандта в суд. История донесла до нас прекрасные портреты, выполненные в разной манере. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство.
Иное дело – Рубенс. В другой раз темой было «Благовещение»: Мария молится, Архангел появляется и протягивает к ней руку — тема традиционная, жесты знакомые. Его Адам и Ева — образец пропорций и грации. Книга называла голландского художника Рембрандта «воплощением южно-германской расы». Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.
Ничего сверхъестественного, поразительного. И библейские сюжеты он рисовал «с натуры» – натурой служили люди, окружающие его в еврейском Амстердаме. В то время в Европе быстро расставались с детством. Хлопая крыльями, он хватает Авраама за руку и заставляет выронить нож, падающий на землю.
Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом. Еще одно предание рассказывает, как Рембрандт однажды оборвал интимный разговор. Но после травмы была вынуждена уйти с манежа. Рембрандт всегда стремился выделить центр, добавить движения, выявить смысл. Слишком юны.
Так, натурщицей Рембрандта была его жена Саския. Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Забавно, что, несмотря на большое количество картин и гравюр, подписанных этим измененным именем, в большинстве документов его времени, в которых упоминается художник, его имя пишется как «Рембрант». На нем голландский военный костюм, берет с большим пером. Собственной научной методикой Дюррер пользовался и сам. В частности, довольно неуважительно «воспета» муза в картине Лотрека «Похмелье». Более возвышенное, тихое решение, присовокупляющее к покорности отца безропотность сына.
Не какая-нибудь «Неопалимая купина», а жертвенный дар и на нем знак, который Предвечный послал младшему в доме Иоаса — Гедеону избрав его для борьбы с врагом. Очевидно, ученик делал сначала что мог, по памяти. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Такова была его манера пробуждать самосознание в учениках. Подлинным шедевром становится «Автопортрет с Саскией на коленях», на котором художник изобразил апофеоз счастья. Лотрек, деливший некоторое время с ней быт, не церемонился изображая ее «повседневную».
Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Но не из-за недостатка мужества и энергии. Более возвышенного решения невозможно придумать. Однако, единственное изображение Саскии в обнаженном виде – знаменитая «Даная» – было сделано Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Рембрандт придал своей мастерской весьма своеобразное направление. Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью. Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта.
Не показывалось ничего отталкивающего. В 1663 г. он добавил «д» и с тех пор подписывался только так, что доказывает важность этой перемены для Рембрандта (по причинам, для нас неизвестным). Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах.
Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы. Важно, что очень любил. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.
Однако, хотел он того или нет, ему приходилось еще и руководить мастерской. Подобного нет в европейской живописи. В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка».
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и Данаю. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К.
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ). переработал полотно. И в это же время у него появилось много учеников.
Хотя он один писал «Жизнь Христа», хотя его «Жизнь Саскии» относилась к сугубо интимному творчеству, в своей мастерской он желал готовить художников, способных предложить для дворцов, городских ратуш, залов цеховых собраний религиозную живопись, которая облекла бы кальвинизм в форму и цвет. Отсюда контрасты крупных пластов света и тени. Но настоящее название этой картины мало кому известно – «Блудный сын в таверне». На полках были расставлены гипсовые бюсты великих людей древности. Ты загадка для меня, Рембрандт, – ты чужой, но так близок мне».
Дочь прачки, она стала в 15 лет цирковой акробаткой. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Критики «сделали из Рембрандта социального изгоя, непонятого в свою эпоху. Саския – с ударением на первом слоге. Через 20 лет после смерти Саскии Рембрандт продал надгробье с ее могилы.
А в последней картине — «Жертвоприношение Маноя» он делает из своего героя основополагающую фигуру христианской религии. Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. Ее услугами как натурщицы охотно пользовались Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек. Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда.
Несмотря ни на что, Хендрике осталась верна Рембрандту вплоть до своей смерти в 1663 году. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Но после травмы была вынуждена уйти с манежа. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г. ).
Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. Тогда они вели мелодию на два голоса, в которой зачастую доминировал его собственный. И его влияния тоже. Они подставят свой парус новому ветру, оставив Рембрандта, как оставляют старый очаг.
И, обратите внимание, в фигурах ни фунта лишнего веса. Наверное, это одна из его первых композиций. Семейное счастье совпало и с творческим взлетом – Рембрандт стал получать высокооплачиваемые заказы от состоятельных людей. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Художественную мастерскую нельзя сопоставить с философским идеалом вечной гармонии сфер.
Нет, Адриан Броувер пятнадцати лет уже покинул мастерскую Франса Хальса. Преподавание Рембрандта в корне отличалось от методы Рубенса. Сумма гонорара художника была поделена между всеми участниками в зависимости от высоты чина. Он называл художника цадиком, праведником.
В посмертных описях внутреннего убранства домов то тут, то там проскальзывает какой-нибудь «Проповедник» работы Рембрандта. Сегодня мы видим на этом автопортрете, как Николас рассматривает себя в зеркале. Он даже показал себя обезглавленным: Давид держит за волосы голову художника, с которой стекает кровь (Караваджо стоял перед зеркалом, когда писал Голиафа). Рисунок довольно расплывчатый и нечеткий. Не важно.
Мастер стремится к одному: внушить свои требования. Однако он не рассчитал дозу и суицид не удался. Ему было неважно, что их порой удивляло его неистовство. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку.
Он пишет «Жертвоприношение Авраама» как собственную интерпретацию гениальной версии Караваджо, принимается за серию из четырех картин о Самсоне — тема, за которую уже брался в Лейдене на этот раз он будет заниматься ею с 1635 по 1641 год, — и пишет свою версию «Похищения Ганимеда». Но настоящее название этой картины мало кому известно – «Блудный сын в таверне».
Ни она, ни ее муж не были уверены, что вестник — посланник Предвечного, до того самого момента (выбранного художником), пока не увидели его поднимающимся из пламени огня, возжженного для жертвоприношения. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. В своих бумагах, примерно в 1635 году, пометил: «Я продал Знаменосца за 15 флоринов, Флору Лендерта ван Бейерена за 5 флоринов, еще одну Флору Фердинанда Бола за 4 флорина и 4 стейвера». Рембрандт наделил Самсона кое-какими своими чертами. Получив задание нарисовать поверженного в прах Иова в тот момент, когда к нему пришли два друга, Константин Д. ван Ренессе изобразил Иова сидящим, а посетителей — стоящими.
Он видел небывалый взлет, пик славы художника и его постепенное, неуклонное разорение. Наверное, он знал, на что замахнулась его мастерская, какую роль сопротивления играла она. Очевидно, что надпись отмечает важную дату в его жизни. Рембрандт в образе Самсона — это Рембрандт на театре. Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания.
Однако если воспоминание об Эльсхеймере станет в жизни Рембрандта непреходящим, диалог с Караваджо продлится лишь несколько лет — диалог, развернувшийся вокруг глубоких характеров, а не образов или структуры картин, однако выявивший тонкое взаимопонимание двух творцов. И жизнь вдовца покатилась под уклон. Эти картины — «Знаменосец» и «Флора» — были написаны на темы, над которыми в то время работал и он сам. Для того чтобы ученики справлялись со своей задачей, Рембрандт не принимал начинающих. Еще никто не был так непочтителен с Ганимедом, так жесток с ослепленным Самсоном.
И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии". Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Rijn», «Воскрешение Лазаря»).
15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Как это непохоже на другие, близкие по времени изображения Саскии – полные милой, тихой прелести и спокойного внутреннего света. Лишь тогда драгоценный холст покинул мастерскую.
В то время он даже иногда подписывал на холсте: «завершено Рембрандтом». Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. А вскоре сделался настоящим мотом. Рембрандт отличался невероятной работоспособностью: он создал более двухсот пятидесяти картин, трехсот гравюр и тысячи рисунков. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.
Однако он не огорчался. А поэт Яаков Кахан написал: «Рембрандт, ты уверен, что в твоих жилах нет еврейской крови. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Некоторые ученые считают, что Рембрандт учил иврит в Лейденском университете по книгам. И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии".
Сюзанна была очень хороша собой. Он вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет. Сюзанна была очень хороша собой.
Небеса сошли на голландскую землю. В них сокрыты все человеческие страсти (и пороки тоже), но в какие-то моменты через них проявляется и Высшая сила. В мастерской бурлила жизнь. Рембрандт предоставил в распоряжение художников лучшее, что было в нем самом.
Тот говорил: «Старайтесь научиться вводить в ваше произведение то, что вы уже знаете. Все его имущество продано на аукционе. Отсюда размах жестов и объем. Это могло помочь ему увидеть объемные предметы плоскими и затем переложить их на двухмерное полотно.
О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. В личности Рембрандта, как говорит Мак-Куин, соединяется свое искусство и биография. И уточнил 27 января: «Повесьте эту картину на ярком свету и чтобы можно было отступить от нее подальше, тогда она предстанет в своем лучшем виде». Так было во всех странах, где законы ремесленных цехов еще распространялись на художников.
В том же году художник создал ее портреты: «Смеющаяся Саския» (ныне в Дрезденской галерее) и «Портрет Саскии в красной шляпе» (Кассель). Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. В Амстердаме теперь находится дом-музей «Рембрандт», название которого является измененным написанием имени художника, появившимся в 1663 г. Проще говоря, его ранняя подпись (около 1625 г) состояла просто из «R» или монограммы «RH» (Рембрант Харменцон, то есть сын Хармена) и, с 1629 г «RHL» («L», по-видимому обозначала Лейден). В Бельгии был Рубенс, а Голландия превозносила Рембрандта.
«Библия Рембрандта» – это свыше 800 картин, гравюр и рисунков. По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику. Его банкротство заставило многих людей сочувствовать ему как аутсайдеру. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона.
А рано или поздно все тайное становится явным. В переулке женщина выглядывает за дверь. Ему в то время были очень нужны деньги.
Религия одного стремится к буйству, другого — к сдержанности. Ренуар и Дега подчеркивали ее женственность. Для художника главным было: скала, ангел, жезл, коленопреклоненный человек и огонь.
Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. В тени Рембрандта можно было заявить о себе. Великий мастер умер в нищете. Что касается воплощения идей, предложенных для упражнений, то перед нами «Даниил в львином рве» работы Константина Д. ван Ренессе, поступившего в мастерскую в 1649 году.
Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Они ставили его в пример французским реалистам» (Мак-Куин, А. 2003 Создание культа Рембрандта). Он продавал их творения вместе со своими.
Это было одним из условий торговца Хендрика Эйленбюрха. Эта вторая картина (3, 02 метра в длину) очень резка: на ней изображено ослепление Самсона. Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье.
У Рембрандта появились экстравагантные привычки. Только тогда они поняли, что им явился Бог. Их работы могли быть совместными или индивидуальными. Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Его работа сама перекроет другим дорогу. И она в это же время оказалась в этом доме. Это в правилах игры в переодевания, комедии персонажей. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Но бывают и счастливые исключения.
Подозреваю, что каждый еврей, приехавший в Амстердам, обязательно придет в этот дом, в гости к художнику, которого в Израиле считают «своим». Идеал.
Любил ли он ее, как модель. Очень скоро мастерскую наполнили художники, пришедшие работать вместе с ним или отдельно. Художник безумно любил жену, часто изображая её на своих картинах. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Так, Фердинанд Бол, один из старших учеников, сделал гравюру по эстампу Рембрандта «Эсфирь с распущенными волосами», уделив внимание не окружающим пилястрам и аркам, не жесту женщины, держащей в руке бумагу, а лицу и волосам, подчеркнув волнообразные линии на белизне одежды, прекрасно уловив непреклонную волю, читающуюся во взгляде. Да, тихо вести себя израильтяне не могут.
И правда, это удивительная история. Тогда вы скорее откроете то, что от вас ускользает и что вы хотите открыть».
Например, для «Жертвоприношения Гедеона» им пришлось заглянуть в Библию, в Книгу Судей, чтобы узнать, что Ангел Господень явился Гедеону, прикоснулся своим жезлом к дару, который тот положил на камень и высек из камня огонь. Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Набережные каналов пустынны. Важно, что очень любил.
Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. С портретов евреев, которые он писал в то время, на нас смотрят полные трагизма глаза. Все из области обыденного: письмо, рождение ребенка. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Посреди разрастающейся смуты он знал, что должен удержаться на вершине большой живописи.
И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Ее услугами как натурщицы охотно пользовались Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек. Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого. Но все же лучшим теоретиком в области обнаженки считали немца Альбрехта Дюррера. Он одобрительно относился и к тому, что свое завещание Гиртге написала в пользу Титуса. Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. Если Рембрандт в своем берете появляется в «Возведении креста», Караваджо пишет себя присутствующим на казни святого Матфея в виде прохожего, застывшего от ужаса в самом центре сцены.
Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника.
Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей.
В 1635 году Рембрандт запечатлел её в картине «Блудный сын в таверне». Перу художника принадлежат подробные трактаты по этой теме. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Позже (в 1890 г) Лангбен опубликовал книгу «Рембрандт как воспитатель» (Rembrandt als Erzieher). Трудно говорить о том, как любят художники.
Дом восстанавливали по картинам и рисункам. Судя по всему, Рембрандт был знаком с ивритом. И поселился на улице Розенграхт, в «еврейском гетто». В другой раз Бол расположился перед картиной Рембрандта «Портрет Саскии в образе Минервы», чтобы сделать с нее рисунок.
Необычную ноту в общее звучание вносит то, что Рембрандт написал себя самого в правой части картины бегущим со шпагой в руке, так, словно он хотел с маху ворваться в библейскую сцену и отомстить за Самсона. А он влюбился в нее сразу. Счастье его было недолговечно – спустя 9 лет Саския в 33-летнем возрасте умерла от туберкулеза. После них редко кто из художников посмеет нарушить спокойствие верований.
Так что, скорее всего, рисуя обнаженку, художник зарабатывал себе на жизнь. И вот художник жил вместе со своей натурщицей тайно. Рембрандт очень любил изображать ее в своих работах.
К этому выводу пришли изучив 36 автопортретов Рембрандта. Об этом писал и художник Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта), единственный из российских академиков, оставшийся в «иудейском вероисповедании». Солдаты схватили ослабевшего героя и выкалывают ему глаза кинжалом. Это уже настоящее признание. Простой люд ему был чрезвычайно близок. Это самое начало пытки, когда острие проникает в первый глаз и оттуда брызжет кровь. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.
Голландии были нужны национальные герои и символы. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду.
Дочь прачки, она стала в 15 лет цирковой акробаткой. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. В названии этой картины Рембрандт предугадал свое будущее. Он идеализировал ее и использовал ее в качестве натурщицы для своих многочисленных работ. Поразительный путь, переворот, на который способна только молодость. Но Библия — это слово, а не образ, не изображение персонажей или телесного облика Христа. И вновь его моделями стали соседи – евреи.
Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи. Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было.
Две таких картины хранятся в Эрмитаже: «Портрет старика-еврея» и «Портрет старого еврея в красном». В искусстве неизведанное нередко привлекает больше, чем верность. Одна из поздних его картин – «Еврейская невеста».
Мастерская работала в полную силу. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Через три года он женился на богатой наследнице Саскии ван Уиленбург. Рембрандт и представить себе не мог, что изображение его обнаженной жены предстанет глазам посторонних. Однако эта гипотеза явно неудачна.
Надписи на иврите встречаются на его картинах – «Моисей, разбивающий скрижали», «Пир Валтасара» и других. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. По мнению ряда искусствоведов, художник придал Данае черты своей гражданской жены Гертье Диркс. На рисунке не видно исправлений мастера. Ни один поэт не воспел его при жизни.
Рембрандту было известно его имя. История донесла до нас прекрасные портреты, выполненные в разной манере.
Любил ли он ее, как женщину. Создается впечатление, что ученику с трудом давалось это задание. Он очень долго искал натурщиков для них. В Италии, во Фландрии или во Франции красота самой живописи возвышала страдания. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Они были почти ровесниками, когда связали свои судьбы.
А после в своей типографии издавал книги на иврите. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. В названии этой картины Рембрандт предугадал своё будущее. Рав Кук, посетивший в 1912 году Национальную галерею в Лондоне, тоже остановился у его полотен и увидел в них «всепроникающий свет, который, как говорили мудрецы Талмуда, создал Всевышний в дни творения, а затем сокрыл, так что увидеть его могли только избранные и Рембрандт – один из них».
Юноши, которые здесь работали, порой приходили сюда поздно, лет двадцати. Изменение в написании чисто визуальное, оно не отражается на произношении имени художника. Трижды Рембрандт изобразил Саскию в образе Флоры: в 1634 году (Эрмитаж), в 1641 году (Дрезден) и в 1660 году (Нью-Йорк). Таким образом, стерео-слепота была не недостатком, а даже скорее достоинством для некоторых художников. В конце концов, он промотал состояние, став таким же нищим, как и библейский персонаж в конце пути, некогда изображенный им с бокалом в руке. Когда Рембрандт написал свое «Жертвоприношение Авраама», Караваджо уже двадцать пять лет не было в живых.
Они трактовали сюжеты по велению сердца, без всяких ограничений, стараясь добавить свое личное отношение ко всем этим историям, ужас которых был несколько сглажен силой метафоры. Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. Если в этом и было насилие, оно порождалось не властностью, но требовательностью. Вот таким образом особенно впечатляет явление Ангела Господня.
Хотя ван Мандер не сказал о Караваджо ничего особенного, даже не смог подробно описать ни одно из его произведений, он отметил особенность этого художника, заключавшуюся в том, что тот никогда не работал над картиной по рисунку (ибо в графическом изображении застывает нечто живое) и подчеркнул, что итальянец писал непосредственно с натурщика и в живом цвете. Большинство были моложе: им было восемнадцать, шестнадцать, даже двенадцать.
Это голландка, застывшая в своей душевной умиротворенности. Валадон была уникальным явлением в парижской художественной жизни.
Совсем не рубенсовская фигура, совсем не холеные руки. Любил ли он ее, как модель. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка.
Картина полна шума и ярости, смятения, стальных лат, до предела напряженных мускулов. В 1642 г он в начале года использовал эту монограмму, а затем добавил свою родовую фамилию «ван Рийн», но в этом же году он отказался от фамилии и начал использовать только свое имя в первоначальном написании «Рембрант». Рембрандт предлагал темы — и те, к которым сам уже обращался и те, за которые никогда не возьмется: «Жертвоприношение Авраама», «Иуда возвращает тридцать сребреников», «Христос в Эммаусе» Порой для сюжета не существовало живописного образца и ученику приходилось творить самому. Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Тем не менее никто не был избавлен от работ, предшествующих живописи: разрезать холсты, натягивать их на раму, готовить подставки, растирать краски, цедить масло, а также смахнуть пыль, подготовить кресла, в которых будут позировать бюргеры для своих портретов.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. По словам Ливингстон, это должно было быть даром для великого художника, учителя живописи часто заставляют учеников закрывать один глаз, чтобы превратить объемное изображение в плоское. Караваджо изобразил Исаака вопящим от ужаса под рукой отца, который прижимает ему голову к земле, собираясь перерезать горло ножом, в тот момент, когда вдруг является агнец, предназначенный для замены единственного сына.
Аснат, по мнению художника, здесь не только воплощение еврейской материнской любви. Порой он порождает одних подражателей, отдающих ему взамен лишь искаженный образ его самого и мешающих ему. Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов – пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира.
Быть может именно талант и спас его. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта). Эффект получился почти комический.
Подлинным шедевром становится «Автопортрет с Саскией на коленях», на котором художник изобразил апофеоз счастья. И жизнь вдовца покатилась под уклон. Она стала любовницей Рембрандта.
"Моя жена любит только Швейцарию и лимонад", – говорил Сезанн друзьям. Эти полотна, гораздо более крупные, чем картины из серии «Жизнь Христа», позволили художнику передать фактуру тканей, камня, дерева, металла, тела, ювелирных украшений — всей той густой реальности, которой он любил насыщать трагедию. Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда. Тогда как антверпенский художник набирал учеников для того, чтобы они помогали ему в работе и разделял обязанности — одни писали фон, другие работали над листвой или одеждами и все это делалось под наблюдением мэтра, который подправлял целое и завершал отдельные части, у Рембрандта ученик участвовал в художественной дискуссии, открытой хозяином, но собственными произведениями.
Порой Рембрандт подавлял личность. Ренуар и Дега подчеркивали ее женственность. Ведь жизнь художника передана в его картинах. И тот и другой брали Историю и Мифологию со всеми их страхами, смятением и надеждами. Излюбленным местом художника был один из портовых кабачков, где сновали матросы, бродячие актеры и мелкие воришки.
Любил ли он ее, как женщину. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. В общем, к нему приходили художники, которые затем избрали разные направления в голландском искусстве и это позволяет заключить: черенок-Рембрандт, привитый к стволу национального искусства, пусть и дал мало новых побегов (хотя Карел Фабрициус, Самюэль ван Хоогстратен, Николас Мае — уже много), но, по меньшей мере, на долгое время сохранил его оригинальность, отсрочив упадок и угасание голландской живописи в конце века. Лотрек, деливший некоторое время с ней быт, не церемонился изображая ее «повседневную». Не важно. Сегодня историки имеют менее однобокое представление о Золотом веке. Он подписал его своим именем с пометкой inventor et fecit (задумано и осуществлено мною).
Дома же в Антверпене моделью мастеру служила его юная жена Елена Фурман. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Но только в 50 лет Рембрандт оказался банкротом. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне.
Сменились ли вкусы публики изменилось ли отношение к самому художнику, характер которого был достаточно сложен, был ли он плохим «бизнесменом», несмотря на дружбу с евреями – кто знает. У него рука отца отворачивает голову сына к скале, открывая шею. Наверное, после него эта требовательность к сюжетам исчезнет. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Трудно говорить о том, как любят художники. А в 1898 году его дела пошли в гору и в творчестве начался более светлый период.
В числе приобретенных картин была Даная Рембрандта. Он стал коллекционировать произведения искусства и ювелирные изделия. Хоогстратен хранил в памяти ключевую фразу преподавания Рембрандта. А он влюбился в нее сразу.
Ян Ливенс в восемь лет поступил в мастерскую Йориса ван Схутена в Лейдене. Поначалу Рембрандта привлекали свершения героя. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Обе картины перекликаются. После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг.
Наконец, с разрывом в сорок лет, они написали картины на одну тему: «Жертвоприношение Авраама», причем голландец своим полотном возразил итальянцу. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Например, при оккупационном нацистском режиме была создана опера Рембрандта (1944 г) и проводилась неделя культуры Рембрандта. Это явление называется стереослепота – неспособность видеть мир в 3D.