Виллевальде Богдан Павлович Villevalde Bogdan (1818 – 1903) Б. П. Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской Академии Художеств (1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр – очень почетный в эпоху Николая I. Навыки живописи такого род. Впервой половине девятнадцатого века набатальный жанр повлияли эмоциональный пафос романтизма иоттенки историзма события времен войн Наполеона инациональные европейских движений отмечены вживописи Жерико, Делакруа ит. д. Всемнадцатом веке сближению исторического жанра сбатальной живописью способствовали полотна Веласкеса, который глубоко раскрыл этическую подоснову иисторические смыслы военных событий итворческие произведения Рубенса, которые захватывают зрителя своим драматизмом идинамикой.
Новое развитие батальный жанр смог получить вовремена Великой Отечественной войны ипоследующие годы— вофронтовой графике, вплакатах, вживописи, ачуть позже ивмонументальной скульптуре.
Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853--56. Баталист и писатель. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934). Менцель в Германии, Дж.
Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора – социально-политический, национальный и интернациональный идейно-художественный – создают новую историко-художественную ситуацию. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. изображение Отеч. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ).
Уэст, Дж. С. 1940-хгг. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции).
в рамках Б. ж. Самокиша, Р. Р. разновидность Б. ж.
Уэст, Дж. описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Это вызвало огромный интерес жителей города. Давида, посвящённые Наполеону романтич.
В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). Шарле и О. Раффе.
до н. э., Брит. иск-ве с сер. Грекова, М. И. Батальный жанр (от фр.
Только за два месяца – в октябре и ноябре – было выпущено около 200 плакатов. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. работали мастерагравюры (А. Ф. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром.
Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: Фронтовик (1926), Колхозный сторож (1933). до н. э. ). Иванова. Своеобразное звучание Б. ж. Глазунов, С. Н.
20в. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Угрюмова, акварели М. М. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон.
В 18в. Почему же картина относится к батальному жанру. 20вв. В иск-ве России Б. ж. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ). И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. мастеров франц. создают идеальные героич.
Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г. «Бородинская битва», 1911 г. ) к широте и точности показа военных действий. АХ Б. ж. Вне академич. Ковалевский, В. Д.
Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) – первая в этом ряду. войне 1812 (Н. П. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Тициан (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров.
Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером.
В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Верещагина.
В России расцветает искусство морской батальной картины (И. Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в ГЭ). колонна Траяна, нач. Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Во Франции в официальной батальной живописи (О. В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Кривоногов, Б. М.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности.
привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А.
Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). Победили еще в страшном и гибельном 41-м.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Лермонтова, литографии В. Ф. Ковалевский, в реалистич. Вне академической традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны.
А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). Возрождения Б. ж. В Ампир добавился романтизм и интимность. Вучетича, М. К.
Великая Отеч. Война – это всегда смерть и опустошение. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).
20в. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. отображения исп. В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Авилов, А. П. Штурм Геок-Тепе».
Сойфертис. 7в. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), батально-исторические композиции Г. И.
(серия Мужики) художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Якшича в Сербии и др. Шухмина, К. С.
И так близко от меня. И. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. в рус. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ).
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Зауервейд, Б. П. В средние века сражение изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда в иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн.
От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. войны 1812– в рельефах Ф. П. «Полтавская баталия». Бидермейер – это некая переработка форм Ампира. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. П. Ульянов).
Тимма на темы Крымской войны 1853-56. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4 – 3 вв. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
Е. Моисеенко и др. ) и Великой Отечественной войн (А. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Вслед за трагически-одиноким образом Горького (1932) Корин пишет в 1939-1943 (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры (М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, В. И. Качалов все – в Третьяковской галерее и др. ), парадных и в то же время остродраматических.
Плакаты Окон ТАСС во время войны были действенным идеологическим оружием. В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Вауэрман), морских сражений (В. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Формирование батального жанра началось в 16 веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса.
Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих Александр Невский (1942-1943, там же) и мозаики на станции метро Комсомольская (1953). Авилова, Ф. С. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства.
истории– в творчестве Э. Мане. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). ван де Велде в Голландии).
Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853 – 56. иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. Самсонов) и другие. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. Специфич. Менцель в Германии, Дж.
Холст, масло, 127 х 197 см. Дейнеки, Г. К. Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары».
От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. Матейко). Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва». 1585, Дворец дожей, Венеция).
О. Ковалевский, В. Д. Поленов). Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Лермонтова на темы кавказской войны. Батальный жанр (от фр. 1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь.
Даже иконы можно отнести к батальному жанру, если на них изображены героические подвиги святых, например «Церковь воинствующая» или «Битва суздальцев с новгородцами». Никитину, гравюры А. Ф. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
рельефах и росписях. Якшича в Сербии и др. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839 – 43) создать народно-героическую эпопею. Виллевальде, А. Е. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся.
В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения. Герасимов – лирик по натуре изысканный пейзажист. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. Й.
И. Иванов). Айвазовский и А. П. Батальный жанр (от франц. Якшича в Сербии и др. Батальный жанр (от франц. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв.
живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. темы у В. И. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. Видимое нас ведет в область размышлений.
Советское правительство высоко оценило работу коллектива. Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. Именно вот таким образом и обратился Б. М. Коцебу). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Кившенко.
претворился в графике периода Гражд. А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны 1941-45 и в послевоенные годы – в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, графических циклах Д. А. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита (Зима, 1939 Лед прошел, 1945 Весеннее утро, 1953 серия Можайские пейзажи, 1950-е и др. ). Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Ромаса, Ф. С.
В батальном жанре работали мастера гравюры (А. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников. Ватто во Франции), а позднее – картины американских живописцев (Б. Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита.
музей, Лондон). Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г.
участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин. События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людской. Бубнов, И. С. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19—20 вв. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Острое трагич. Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил.
связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В живописи итал. «Апофеоз войны» – это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение.
И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. Д. Вазари так писал об этой картине: «. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
Эккерсберга и К. Кёбке, жанровые портреты Г. Ф. Б. ж. Менцель в Германии, Дж. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 – членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В др. -егип.
В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год обе – в Прадо). ван де Велде в Голландии). Поленов). традиции– работы М. Н.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты 20 века. Остановившись в занятом русскими Самарканде, Верещагин принялся за изучение жизни и быта города. Это картина-аллегория, картина-протест против войн. В 1930-е годы работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД) пришлось прервать. привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок.
Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. графике инд. Уэст, Дж.
Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. 19– нач. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф. А.
В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа – 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто – неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). живописи Б. ж. мозаичная копия 2в. Ороско, французский художник П. Пикассо, японские художники Маруки Ири и Маруки Тосико и другие, протестуя против фашизма империалистических войн, жестокой бесчеловечности, создали ярко эмоциональные, символические образы народной трагедии.
В странах фашисткой диктатуры в бездушных, ложномонументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Рубенса. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
В др. -греч. Тимма. ван де Велде в Голландии). Копли, Дж.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. В ср. -век. обе– в Риме). Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт.
Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925, ГТГ). Гагарина и М. Ю. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П.
Петрова-Водкина, А. А. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ). циклы создали Н. И. Яковлева и др.
Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. – картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н.
Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады. » (Т. С. Копли, Дж. Пахомов, Л. В. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII--XVIII вв. П. П. в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э.
Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Нисского, Я. Д. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. В сов.
Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Цигаля и др. Грекова (П. А.
Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4--3 вв. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
Романтич. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). (Д. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см.
В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Гагарина и М. Ю. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). Зубова, мозаика мастерской М. В.
А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Плакаты приводили нацистов в бешенство. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв.
Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Б. ж. Положение порой становилось просто катастрофическим.
картины А. Гро и Ж. Л. А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва). В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре иконописи. С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе – Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). Уэст, Дж.
В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. Развитие реализма во 2-й пол.
связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Пластов А. А. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы мира и войны, фашизма и войны, войны и человеческого общества и др.
В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Батальный жанр (от франц. Картина «Окраина Москвы. Так как уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души.
Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII – XVIII вв. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. 15в. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества.
В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). Типичными мастерами бидермейера являлись: М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюлдер, датчане К. В. Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо). Фаттори в Италии, У. Хомер в США).
Это направление в искусстве развивалось в основном в Германии и Австрии. темой Б. ж. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок. Студия военных художников им. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Толстого.
В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. Васнецова, вдохновлявшегося древнерусским эпосом. зап. -европ. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII-XVIII вв. Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее.
Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. В самой центральной Азии. Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже.
(На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. Диорама (от греч. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». до н. э. ). Дуниковский в Польше, Дж. К документальной точности тяготеют А. И. Гагарина, М. Ю. Батальный сюжет раскрывается как историч. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др.
Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. («Битва греков с амазонками», ок. (Д. Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва».
дон. э., Нац. трактуются библейские и мифологич. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
имеет творчество М. Б. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Сцены воен. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие летчики» (1937).
Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров.
Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Шмаринова, А. Ф.
полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид) Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). П. Т.
Историч. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871 – 1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. В Б. ж. Аникушина, А. П.
Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. В. Ломоносов). В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. сопротивление испанцев франц. Большую роль в развитии Б. ж. Мальцев, Г. И. Ульянов).
М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). художники создают портреты полководцев (Г. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Дуниковский в Польше, Дж. С. Копли, Дж.
Война. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. – картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762 – 64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. di – через, сквозь и hrama – вид, зрелище). Федотова, Г. Г.
Уже в 1920-е гг. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. -- картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762--64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).
живописи иран. Рубо. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана»., Смерть фашистской гадине. связано появление панорам и диорам: работы Ф. А.
Айвазовский, А. П. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого.
Его высшие достижения – в небольших натурных этюдах русской природы. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси. » (В. Исторические художники создают портреты полководцев (Г. Гениально. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др. ), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. В господствовавшей официальной батальной живописи (О.
Рубо. иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: На Волхове. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В.
Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы – в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика. Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо (1933-36) и к роману М. Горького Дело Артамоновых (1939-54 за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б.
Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть.
В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634 – 35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Коцебу аллегорич. Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо). Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Панорама (от греч. Кибальникова, В. Е.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение – «Сгоревшая деревня» (1942). террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо). (Д. – вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.
Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны. процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню. Французское слово «батай» означает «битва». С основанием петерб.
Ф. Зубов) и мозаики (М. Еремин), «Родина-мать зовет. » (И. Тоидзе) и многие другие.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа – 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503 – 06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504 – 06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537 – 38), а Тинторетто – неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Батальное искусство – не только область видения. книжной миниатюре иконописи.
Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. Гончаров и Ю. И. Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). Богородского, П. М. до н. э. ).
Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. СБ. ж. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). Маяковским. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г. Ф.
В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны (Фашист пролетел, 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы (Жатва, Сенокос, 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. миниатюре. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33). Фаворским, а также встречи с В. В. Копли, Дж.
В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Микенаса, Е. В.
Присекин), Отеч. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж. период Б. ж.
Марченко и Н. С. осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Особое значение для развития сов. Никитину, гравюры А. Ф. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. Верещагин, обличавший милитаризм и запечатлевший мужество и страдания народа. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н.
Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. С. Копли, Дж.
образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). создал К. П. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В.
То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. П. О.
Зауервейд, Б. П. Один из гл. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В.
Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. музей, Неаполь). Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.
1-й пол. Но он старается принять случившееся с достоинством. ван де Велде в Голландии). В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Якшича в Сербии и др.
храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).
С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. (А. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы). У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое.
Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Зубов) и мозаики (М. В.
Батальный жанр (от франц. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили Окнами ТАСС здание местного гестапо.
Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. Менцель в Германии, Дж. Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. В конце 19 – начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф.
Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова.
Пахомова, Б. И.
Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС». В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз Реквиема (1959, дом-музей) и продолжил серию героических портретов (С. Т. Коненков, 1947 Кукрыниксы, 1958 оба портрета в Третьяковской галерее Ленинская премия 1963). Прянишникова, А. Д.
Героич. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К.
И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Внимание уделял деталям быта, обстановке. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи (Отец и сын, 1930 Нищий, 1933 Игуменья, 1935 Митрополит (будущий патриарх Сергий), 1937 и др.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634--35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. В господствовавшей официальной батальной живописи (О.
Ломоносов). Рельефы на древнеримских триумфальных арках— завоевательные походы и победы императоров. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни (У телеги, 1906 Можайские ряды, 1908 Свадебные в трактире, 1909). Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны.
1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. развивается с сер.
Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Уэст, Дж. С. представлен в европ. Ватто). Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. Любая война – это не только противостояние армий, оружия и тактических схем.
Уэст, Дж.
Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Якшича в Сербии и др. К ней еще не раз обратиться художники.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. версию историч. Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Рубенса. звучание Б. ж.
Виллевальде, А. Е. Е. Моисеенко и др. ) и Великой Отечественной войн (А. В рус. Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскому Мессии, окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок.
романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. Сурикова, И. М. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром. Иванов).
Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными (Клятва сибирских партизан, 1933 Мать партизана, 1947). Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников – И. М. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв.
Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Боголюбов. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ). Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. В процессе развития батально – бытового жанра определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, до раскрытия общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни, где бытовой жанр выступает, как один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, современной художнику. Б. ж. и 2-й пол. В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
Комбинированная атака», «М. 2 февраля 1943 года». В 17–18вв. Савицкого, Н. С. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.
Ватто во Франции), а позднее -- картины американских живописцев (Б. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Уэст, Дж. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д.
Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Наполеоновские войны питали Б. ж. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс.
Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). до н. э. получил в иск-ве Сев. Прянишникова, А. Д. Грекова серии фронтовых зарисовок и графич.
В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а за мозаики «Хорошее утро» (1959 – 1960) и «Хоккеисты» (1959 – 1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году. С беспощадной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею.
К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). Бой изображен в ночное время. для аллегорич. По приглашению М. Горького (предложившего назвать будущую картину Русь уходящая) Корину в 1931-1932 удалось побывать в Италии и других странах Европы.
И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Богородского, В. Н. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. до н. э. ). 1884 «Герника» Я. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). 2в.
С. Копли, Дж. Дейнеки, Г. Г. Бидермейер, от немецкого Biedermeer, Biedermaier. В картине Жатва – тема войны скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином.
К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902—1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо. В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века.
Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом («Сдача Бреды», 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Это был поистине героический труд. Бытовой элемент привнёс вБ. ж. Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела.
Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа).
Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. появляется в ср. -век. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. Зауервейд, Б. П. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И.
войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Рыбаки (1928-30), Колхозный праздник (1937). Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839--43) создать народно-героическую эпопею. Орловского, произведения Г. Г.
образца 4–3вв. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач). картина «Последствия войны», ок. Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. Во Франции в официальной батальной живописи (О.
Как вид искусства они стоят особняком среди не только батального жанра, но и вообще как отдельный раздел изобразительного искусства. Дормидонтов, А. Ф. ван де Велде в Голландии). ван де Велде в Голландии). К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К.
война стала гл. Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). быта у флам. до н. э. ).
В него вошла и батальная живопись. преподаётся в двух классах– батальном и историческом. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. М. И.
сближается с историзмом (Я. Матейко). С. Копли, Дж. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
искусстве Б. ж. Нужно самому. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах исполненных в XVI—XVII вв. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917).
Виллевальде и особенно А. Е. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Угрюмова, акварели М. М. Ватто во Франции), а позднее – картины американских живописцев (Б. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра.
19в. : патетич. С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия)., Мы знали: защитник Москвы не сплошает. Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа -- 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503--06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504--06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537--38), а Тинторетто -- неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585).
Снимаем шляпы. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. ван де Велде в Голландии). Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Кившенко, В. И. духе трактовались историч.
По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. с эллинистич.