В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам изображающим сцены войны. Батальный жанр в изобразительном искусстве занимает особое место.
Бидермейер, от немецкого Biedermeer, Biedermaier. Менцель в Германии, Дж. Панорама (от греч. Гениально.
до н. э. ). А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. В тяжелейших условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции «Окон ТАСС», горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г.
Основным источником создания орнамента всегда была природа. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. В «Окнах ТАСС» – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене, талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов того времени. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г. Ф.
Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Грекова (П. А. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. «Некоторые из «Окон», – писала в августе 1942 года «Вечерняя Москва», – целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты». Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий.
Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. Такое уподобление мне понравилось и я стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем облике». Они сближают с жизнью, создают праздничное зрелище.
В самой центральной Азии. Уэст, Дж. Прянишникова, А. Д. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ).
Менцель в Германии, Дж. В. Ломоносов). С. Копли, Дж. Д. Вазари так писал об этой картине: «. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню». ван де Велде в Голландии). Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился использовать закономерности, лежащие в ее основе и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами.
Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В.
Орнамент (от лат. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Но он старается принять случившееся с достоинством. Толстой, В. И. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П.
Матейко). Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь ожесточенной, что Геббельс лично угрожал «вздернуть на виселицу всеx, кто работает в «Окнаx ТАСС», сразу же после взятия немецкими войсками Москвы». Якшича в Сербии и др.
Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ). Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом.
Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами. Комбинированная атака», «М. Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары».
Никитину, гравюры А. Ф. 1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). Война – это всегда смерть и опустошение. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. – картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н.
То есть батальный жанр посвящён военной тематике. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Петрова-Водкина, А. А. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость.
Грекова, М. И. Типичными мастерами бидермейера являлись: М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюлдер, датчане К. В. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а за мозаики «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году.
Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни («У телеги», 1906 «Можайские ряды», 1908 «Свадебные в трактире», 1909). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». ван де Велде в Голландии).
Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Рубенса. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. В конце 19 – начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф.
В Ампир добавился романтизм и интимность. И. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. Реализм передвижников повлиял на классический батальный жанр, особенно можно выделить творчество Ф. А. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А.
С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. Батальный жанр (от фр. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих Александр Невский (1942-1943, там же) и мозаики на станции метро «Комсомольская» (1953).
Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: «Фронтовик» (1926), «Колхозный сторож» (1933).
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Самсонов) и другие. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).
Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934). Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. В господствовавшей официальной батальной живописи (О.
Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). И. Иванов). Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Кривоногов, Б. М.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Рубо. «Окна ТАСС» – цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов.
Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Тициан (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны. Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса.
Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. Ню (произошло от фр.
«Полтавская баталия». Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита («Зима», 1939 «Лед прошел», 1945 «Весеннее утро», 1953 серия «Можайские пейзажи», 1950-е и др. ).
Уэст, Дж. С. Дуниковский в Польше, Дж. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. ван де Велде в Голландии).
В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика. В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Иванова.
Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС». – вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
Батальный жанр (от франц. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). Коровина.
Гончаров и Ю. И. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М.
Любая война – это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. В картине «Жатва» – тема войны скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Победа демократических сил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решительным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. Серийно производился в 1961-1972 годах.
Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г. «Бородинская битва», 1911 г. ) к широте и точности показа военных действий. Вауэрман), морских сражений (В. К ней еще не раз обратиться художники. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскому Мессии, окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). «Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью». Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». Микенаса, Е. В. Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я.
Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Гагарина, М. Ю. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.
В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. Уэст, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи (Отец и сын, 1930 Нищий, 1933 Игуменья, 1935 Митрополит (будущий патриарх Сергий), 1937 и др.
Снимаем шляпы. » Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
(Д. до н. э. ). Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии.
Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. В господствовавшей официальной батальной живописи (О.
С беспощадной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Кившенко, В. И. Никитину, гравюры А. Ф. Нивинский (1920-1925).
В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871-1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф. А. Только за два месяца – в октябре и ноябре – было выпущено около 200 плакатов. В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения. Он может быть составной частью мифологического или исторического жанра. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа – 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто – неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). По приглашению М. Горького (предложившего назвать будущую картину Русь уходящая) Корину в 1931-1932 удалось побывать в Италии и других странах Европы.
Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. его рассматривали как высокий жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.
Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. С. Копли, Дж.
В средние века сражение изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда в иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Рубо. В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку «Микки Маус» по имени известного мультипликационного мышонка. Виллевальде, А. Е. Холст, масло, 127 х 197 см. Батальный жанр (от франц.
Качалов все – в Третьяковской галерее и др. ), парадных и в то же время остродраматических. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). Даже иконы можно отнести к батальному жанру, если на них изображены героические подвиги святых, например «Церковь воинствующая» или «Битва суздальцев с новгородцами». Угрюмова, акварели М. М.
Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы). Диорама (от греч. Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год обе – в Прадо).
И так близко от меня. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз Реквиема (1959, дом-музей) и продолжил серию «героических портретов» (С. Т.
Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо). Исторические художники создают портреты полководцев (Г.
Плакаты приводили нацистов в бешенство. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром.
В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. до н. э. ). Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
Студия военных художников им. Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 – членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии).
Самокиша, Р. Р. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Так как уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов.
Каждый орнамент выделяется каким-либо образом допускает какое-либо (композиционное, цветовое. ) решение Идет от какого-либо (придворно-религиозного. ) искусства олицетворяет что-либо (пышное цветение природы. ) отличается какой-либо особенностью (виртуозностью изяществом, легкостью рисунка) подчеркивает что-то, производит определенное впечатление располагается где-либо (по краю. ) свидетельствует о чем-либо. Это вызвало огромный интерес жителей города. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид) Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н. Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение.
Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны 1941-45 и в послевоенные годы – в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, графических циклах Д. А. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ватто во Франции), а позднее – картины американских живописцев (Б.
Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К.
Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. Тимма. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь.
Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л. с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения Метеор (Метеор-М), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Популярность и значимость «Окон ТАСС» была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве» значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту.
С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва».
Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. Тоидзе) и многие другие. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Картина «Сенокос» прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. Верещагин, обличавший милитаризм и запечатлевший мужество и страдания народа. В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре иконописи. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б.
В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ). На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7, 62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) – первая в этом ряду.
Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19—20 вв.
Е. Моисеенко и др. ) и Великой Отечественной войн (А. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Вслед за трагически-одиноким образом Горького (1932) Корин пишет в 1939-1943 (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры (М. В. В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием.
Иванова. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Непритворность, полное отсутствие того, что называют «манерой», отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, – А. Е. Ватто). В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века. Зауервейд, Б. П. Зауервейд, Б. П. Положение порой становилось просто катастрофическим.
Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1933-36) и к роману М. Горького «Дело Артамоновых» (1939-54 за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом.
Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). П. Т. Пушкина), Ж. Л. Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э. Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Штурм Геок-Тепе».
Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными («Клятва сибирских партизан», 1933 «Мать партизана», 1947). Шмаринова, А. Ф. Шарле и О. Раффе. Тимма на темы Крымской войны 1853-56. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на Реквием, картину, которая воплотила бы «святую Русь» на рубеже трагических перемен.
Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Уэст, Дж. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов.
Менцель в Германии, Дж. В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Копли, Дж.
Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Шухмина, К. С. Фаворский и И. И. Марченко и Н. С.
Эккерсберга и К. Кёбке, жанровые портреты Г. Ф. ван де Велде в Голландии). Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. Его высшие достижения – в небольших натурных этюдах русской природы. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др. ), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Ф. Зубов) и мозаики (М. Хотя батальный жанр в живописи стал отдельно формироваться не так давно, но человечество с древних времен знакомо с изображениями великих битв.
Мальцев, Г. И. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). Во Франции в официальной батальной живописи (О. Поленов). В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкие художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси. » (В. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Глубоким страданием проникнуто другое произведение – «Сгоревшая деревня» (1942).
В России расцветает искусство морской батальной картины (И. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. Картина «Окраина Москвы. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Это картина-аллегория, картина-протест против войн. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс).
Пластов А. А. «Апофеоз войны» – это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом («Сдача Бреды», 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П.
За границей в начале войны было проведено шесть выставок – в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. Федотова, Г. Г.
В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). Бывают орнаменты геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные, символические, комбинированные и другие.
Рубенса. Пахомова, Б. И. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII-XVIII вв.
Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Почему же картина относится к батальному жанру. Уэст, Дж. С.
Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. 2 февраля 1943 года». Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Авилова, Ф. С. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. Цигаля и др. осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции.
Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Орнамент строится по определенным принципам (на четком ритме из фигур. ), придает предмету какой-либо вид украшает его может быть выполнен в разной технике: выжжен вылеплен наложен, нанесен написан окрашен построен. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф.
Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Нестеров, А. Н. Васнецова, вдохновлявшегося древнерусским эпосом. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. «Война.
С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). di – через, сквозь и hrama – вид, зрелище). В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А.
Коцебу). Ковалевский, В. Д. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Якшича в Сербии и др. Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв.
Виллевальде и особенно А. Е. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников – И. М. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Вучетича, М. К. Айвазовский, А. П. М. И.
занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке.
связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).
Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Лермонтова, литографии В. Ф.
Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Дуниковский в Польше, Дж. Фаворским, а также встречи с В. В.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию является частью произведения искусства изделия. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12, 7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).
связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). Это был поистине героический труд. В советском искусстве батальный жанр получил очень широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн.
Герасимов – лирик по натуре изысканный пейзажист. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Угрюмова, акварели М. М. П. Ульянов). Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.
Богородского, П. М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса.
Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людской.
В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Менцель в Германии, Дж. Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады. » (Т.
(серия «Мужики») художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Бидермейер – это некая переработка форм Ампира. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Аникушина, А. П. Рыбаки» (1928-30), «Колхозный праздник» (1937).
Коровина и С. В. Этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Баталист и писатель. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие летчики» (1937).
Вне академической традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе – Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. Маяковским.
Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. Это направление в искусстве развивалось в основном в Германии и Австрии.
Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Савицкого, Н. С. Еремин), «Родина-мать зовет. » (И.
Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В 1930-е годы работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД) пришлось прервать. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. Дейнеки, Г. К. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты.
Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Эту традицию сохранили и художники-баталисты 20 века. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия. Копли, Дж.
ван де Велде в Голландии). Зубова, мозаика мастерской М. В. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
Якшича в Сербии и др. Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629-1631, Мадрид, Прадо). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Батальный жанр (от франц. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Кибальникова, В. Е. Батальный жанр (от франц.
Неменский и др. ), в скульптуре Ю. Й. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Гагарина и М. Ю. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв.
С. Копли, Дж.