Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Высказывались, в частности, мнения о том, что творчество Жерома160— это «Жан-Леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». В сундуке лежали два комплекта нарядов. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия». Да сделает ее Аллах для тебя благословенной.
Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Полотно велико по размеру — 134 203 см. Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В 1846г. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Рабами признавались, как мы уже писали, только немусульмане, захваченные на войне. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии. Безмятежное спокойствие неба и причудливые узоры, которые выписывали во дворе солнечные лучи, тщетно восставали против этого красноречивого отчаяния.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой — оливковую ветвь как символ мира. Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Жан Леон Жером Феррис Дата рождения: 18160августа 1863 (1863 08 18) Место рождения: Филадельфия Википедия В 1843-1844 г. г. Жерoм, вместе с Полем Деларошем, совершил поездку по Италии, которую из-за болезни был вынужден прервать. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром».
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности.
Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине160— в Везуле), организованная также Экерманом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Масло, холст. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. А это говорит в пользу мусульманских нравов. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. При этом он выставлял свои картины каждый год. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В 1841 году перебрался в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Поля Делароша и Шарля Глей-ра. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
В другом месте невольница сама говорит о своих достоинствах: «И тогда халиф спросил: Как твое имя. Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. А если раб принимал ислам, то подлежал освобождению без промедления.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. По этой лестнице поднимались самые красивые невольницы. Во дворе уже собралось много покупателей, разглядывавших совсем черных или более светлых негров. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жан-леон Жером (фр. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
— Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. В 1847 г. Жером выставил в Салоне картину «Молодые греки забавляются петушиным боем» (The Cockfight, 1846), которая была награждена медалью III степени, а картину В 1869 г. Жан-Леон Жерoм стал почетным членом Британской Королевской Академии, а король Пруссии Вильгельм I наградил его рыцарским орденом Красного Орла III степени.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. — спросил он посредника.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Полотно велико по размеру — 134 203 см. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Продажа рабыни. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Жан Леон Жером (1824-1904). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Она сейчас находится в музее Орсе. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров.
Покупки рабов и рабынь подлежали юридическому оформлению. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца.
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). В июне 1871 года он вернулся в Париж. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение « (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Он скрылся на некоторое время и вернулся, неся скамеечку из черного дерева, украшенную белой слоновой костью и поставил скамеечку на землю и посадил на нее девушку, подобную дейлемскому щиту или яркой звезде и была эта девушка как луна, когда она становится полной в четырнадцатую ночь и обладала пределом блестящей красоты» В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Своими успехами художник был обязан не столько художественным достоинствам выполненных им работ, сколько самим сюжетам – эпизодам из античной мифологии и французской истории с элементами эротики. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». «И персиянин сошел с мула и свел на землю девушку, — повествует «Тысяча и одна ночь». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома» В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. — спросил халиф.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Тем не менее женщина видела, как он выходил. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Во внутреннем дворике устроен торг.
Слуга из океля шел следом за нами, ведя за собой осла с большим зеленым сундуком на спине. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Жан-леон решил взять тему прославления императора Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». художников» в доме на улице Флерюс, 27. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. По мнению и Дж. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Жан-Леон Жером (фр. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, вот таким образом постарайся увидать ее обнаженной». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
По мнению и Дж. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Жан-Леон Жером (фр. Через несколько часов хозяин придет за ней и, наверное, простит ее. Таким образом, единственная плакавшая здесь невольница горевала оттого, что лишается хозяина остальные, казалось, были обеспокоены лишь тем, чтобы не оставаться слишком долго без нового господина. А это говорит в пользу мусульманских нравов. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея».
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Жером также работал как скульптор. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Судья вынес следующий вердикт:.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
Жан-Леон Жером (фр. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В июне 1871 года он вернулся в Париж. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.