В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. В 1817 году скончалась его мать. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии).
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Бартолини тогда ваял графскую жену. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. На фоне античного портика изображён великий старец Гомер на троне, его увенчивает лаврами Слава. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства.
Неоклассицизм. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. В настоящее время находится в музее Орсе. В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Учился в Тулузской академии изящных искусств. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми.
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. В 1813 году Энгр женился. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Художник выполнил и множество графических портретов42. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Учился также игре на скрипке. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Искусство Энгра— цельное по стилю, но очень неоднородное типологически и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. В декабре они обвенчались.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Сумма гонорара составила 3000 франков. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
Эта техника наилучшим образом подходила для портретов и небольших полотен с двумя-тремя персонажами, но в монументальных картинах постоянно приводила к невозможности объединить в единую композицию множество фигур. Отшлифованное совершенство картин Энгра вдохновлено работами его кумира Рафаэля. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. В 1806—24 жил и работал в Италии изучая искусство Возрождения, в особенности Рафаэля, в Риме.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Образцом композиции Энгру, по-видимому, послужил Гентский алтарь, перевезённый тогда в Париж фигуру Наполеона сравнивали с образом Бога-Отца Ван Эйка. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Франция. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Официальные круги приняли картину с восторгом. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Холст, масло. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Энгр в очередной раз отступил от анатомической точности изобразив струящиеся формы нереиды бескостными, особенно её руки, также абсолютно неестественно была изображена запрокинутая голова.
В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Бездетная пара часто посещала музыкальные и театральные представления, по воскресеньям они сами устраивали приёмы и музыкальные вечера, на которых Энгр мог демонстрировать своё искусство85. Энгр Жан Огюст Доминик занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Лувр. Париж. Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Рок в своё время совершил пенсионерскую поездку в Рим, во время которой познакомился с Жаком-Луи Давидом. В 1834—41 был директором Французской академии. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Ученик Ж. Л. Давида. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Единственный звук или движение, присутствующее в композиции это тонкая струя воды. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. 146 x 98 см. Энгр явно выделялся среди многочисленных студентов Давида, который оценил его мастерство и дарование.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Столь же спокойно и выражение его лица. Вместе с тем он был далек от одноплановости.
Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Женская фигура в неприкрашенном интерьере кажется застывшей во времени и пространстве.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. — Его надо найти в самой модели». «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.
Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане).
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). 27 июля 1849 года скончалась супруга Энгра— Мадлен— в результате неудачного удаления зуба и последовавшего за этим заражения крови114. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В юности служил в епископской капелле в Монтобане играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Возможно, Жан Энгр-старший собирался попрощаться с сыном перед его отъездом в Рим, но и в тот год пенсионерская поездка вновь была отложена26.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
29 августа 1820 года, вскоре после переезда во Флоренцию, Энгр получил заказ, который абсолютно изменил его жизнь и привёл к серьёзному творческому перелому. Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал, который органично соединил движение округлых линий22. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Идеализируя внешнюю красоту, Энгр считал себя не в праве только копировать реальную женщину и создал недостижимый образ, рождённый фантазией52.
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Многие, особенно ранние, работы Энгр Жан Огюст Доминик отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Энгр Жан Огюст Доминик играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Николаю и Александру Невскому. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».
Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.