Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Он открыл мастерскую и к нему потянулись ученики, которых вскоре, несмотря ни на что, набралось больше сорока. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Своим долгом он считает и «прославление кистью революционных мучеников», посвящая этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Королевский музей, Брюссель) и «Смерть Жозефа Барра» (1793, Музей Кальве, Авиньон). Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года).
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Рисунки художника – образцы высокого мастерства. Короткая надпись: «Марату – Давид» – еще больше усиливает это впечатление. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Она же предопределила его гражданскую и человеческую репутацию на десятилетия вперед.
С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Они, по ее мнению, «обнажают перед нами секреты давидовского мастерства. Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона.
Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В результате им был создан рисованный фриз длиной 2, 25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов.
Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Давид горячо поддержал французскую революцию.
Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально.
«Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре. Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. Независимо от рез-ко менявшегося отношения общества, к нему всю дорогу тянулась молодая поросль и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала направление художника – творца идей. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
Все здесь дышит настоящей древностью: оружие, скопированное с римских рельефов, чеканная бронза светильника, стройная резная мебель, похожая на ту, которую видел Давид в помпейских домах. После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора». Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Энгр, Ж. А. Гро, П. П. Прудон. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Посвящая свой талант такому назначению, я особенно чувствую ему цену».
Он был глубоко потрясен и с лихорадочной быстротой работал над своим произведением. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
«Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер. Давид не стал оправдываться и объясняться. Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно граничит с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное.
Эволюция его стиля продолжается до конца жизни, но основа – его виртуозность остается неизменной. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, с охотой проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная влюбленность увенчивалась браком. 1748, Париж, – 29. 12. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Это было все же каким-то шагом вперед: искусство открывало для себя 039маленького039 человека, пыталось опоэтизировать его быт, сыскать нового героя, которым становится, в конце концов, агент третьего сословия, трудолюбивый буржуа, творец национального богатства.
Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена. Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр).
Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 года. 039Что до меня, – заявляет осыпаемый упреками на тот самый раз в корыстолюбии и спекуляции своей славой Давид, – то я не знаю чести выше, как обращаться к суду публики039. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Жак Луи Давид (фр. Он предостерегает Давида об опасности потерять себя в бесконечных повторениях мотива, в постоянном — целыми днями и даже месяцами — пребывании на Форуме или в коллекциях.
Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». С приходом к власти правительства Директории он был освобожден в 1795. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Пушкина).
Эти две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Я приготовлял ее под современным соусом, как я выражался в то время.
После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд). Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
Но техника Давида имела решающее значение. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774).
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Достаточно, если его изображение соответствует его гению. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. В ней нет ничего лишнего.
(Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией». Наступают годы реакции и в 1814 году к власти приходят Бурбоны. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала.
Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). Таким образом, мы видим, что автор достаточно критично относится к творчеству мастера. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Депрессия следует за крайним возбуждением. Так следует писать великих людей».
Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. За представленное на конкурс полотно «Велисарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». В августе того же года вернулся во Францию. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:.
Что может быть прекраснее такого служения. ». Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма.
Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам». Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1771 году успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр). Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов известных исторических лиц имело огромный успех в Салоне 1808 года.
Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее. После «Клятвы Горациев» Давид, как говорится, проснулся знаменитым. Давид Жак Луи (David), французский художник, общественный деятель. За Давида вступаются ученики, друзья, члены Конвента, ни одно серьезное обвинение супротив него не выдерживает проверки, но и на свободе его ещё немного лет преследуют сплетни и слухи.
Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Из-за политических разногласий в это время развелся с женой. Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Его интересуют самые различные психологические состояния. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж).
Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Композиция полотна с сидящей у ложа Андромахой повторяет сцену «Смерть Мелеагра», воспроизведенную в рельефе античного саркофага (ее часто копировали мастера классицизма эпохи Давида). Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». 1790—1791, Лувр) выражены затаенное беспокойство и серьезность.
Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены и члены королевской семьи уступили. Спокойствие разлито по всему пейзажу. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла». Очень интересной в плане философского понимания произведений Давида оказалась книга Ж. Ф.
Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Назначенный организатором траурной церемонии, Давид утверждал: «Я подумал о том, что было бы интересно представить его таким, каким я его увидел – пишущим во имя счастья народа». Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Олицетворением эпохи Наполеона явился портрет «Госпожа Рекамье» (1800, Лувр). Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев».
После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг.
Если же упомянуть о том, что классицистические тенденции были перенесены и на вещи и принадлежности, то можно упомянуть слова Вигеля, который записывал в своих мемуарах: «Одно было в этом несколько смешно: все те вещи, кои у древних были для обыкновенного, домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались». И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Картина была показана на выставке. Он работал над ним в Риме и его показ здесь вызвал подлинную сенсацию. Те стилистические изменения, которые заметны в этой картине по сравнению с «Боем Марса и Минервы», не являются проявлением творческой индивидуальности Давида, а лишь отражают те сдвиги, которые происходят в официальном искусстве.
Вершиной его творчества стала картина «Смерть Марата». И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась).
Искусство ставит своей целью приносить пользу, но не узкому кругу привилегированных лиц, а всей нации и скорее массам, чем образованным людям». Понимаете, Этьен. Современный Давиду критик писал: «.
Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.
С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Тонкость наблюдения индивидуальных качеств модели сочетается в портретах «Господа Трюден» (1792, Лувр) и «Господа Д"Орвийе» (1790, Лувр) с глубоким психологическим обобщением.
В 1776 директором Управления королевскими строениями графом д"Анживийе с целью «оживить добродетели и патриотические чувства» французов было заказано Давиду историческое полотно на сюжет из «Римской истории» Роллена «Клятва Горациев» (1784, Лувр). На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. 1825, Брюссель), французский художник.
Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». Написанный Руссо в 1761 году роман в письмах Юлия или Новая Элоиза, повествующий о горькой любви бедного учителя к дочери аристократа, превратился в настольную книгу всякого мало-мальски грамотного француза над ним рыдала вся страна – от принцессы, будущей злосчастной королевы Марии Антуанетты, до провинциального адвоката, ее будущего палача Максимилиана Робеспьера. Здесь им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна.
Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар).
1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Оно было закончено через три месяца, торжественно представлено в Конвент и помещено вместе с портретом Лепелетье в зале заседаний с постановлением, «что они не могут быть изъяты оттуда ни под каким предлогом последующими законодателями»., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Давид вынужден отправиться в эмиграцию, но, несмотря на это, в Париже его ученики продолжают чтить культ маэстро и ожидают его возвращения: «Ваши старейшие ученики Вас любят по-прежнему» – пишут они Давиду.
Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации.
Стиль Давида искусствоведы определяют как неоклассицизм. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Они чтили «простоту и ясность», не замечая, что их ясность была такой же условной формой, как вычурность рококо.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена. Так, в 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции.
Но как правильно отмечает А. Н. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). В период эмиграции наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства), он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Среди развалин Бастилии будет «воздвигнут фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы» и далее: «место действия будет просто, убранство его будет заимствовано у природы».
Иной точки зрения придерживается В. Князева в своей монографии «Жак Луи Давид». И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Мы застали его в положении, которое меня потрясло.
В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Итог оказался печальным. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели». Родился 30 августа 1748 года в Париже.
События национальной истории (неизвестно, был ли художник сам очевидцем клятвы представителей третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием) впервые стали сюжетом исторического полотна «большого стиля». Его учителями становятся «Рафаэль и античность». Французский художник, представитель неоклассицизма. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями».
подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена.
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Энгра и многих др.
Это уже не был органический большой стиль, подобно стилям былых времени. Революционные события художник воспринял с радостью. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Здесь он попадает в круг знатоков и любителей античности вместе с французским ученым и критиком А. К. Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей.
Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства». Жироде, Ж. Б. Именно ими можно восхищаться на картинах Сократ, Горации, Брут, Елена и Парис». Так по описанию Делеклюза, ученика Давида, выглядела его мастерская в период высшей славы художника.
Как бы восполняя отсутствие индивидуального, конкретного момента в художественном строе своих исторических композиций, Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр). Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Давид досконально и правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона по отношению к империи Карла Великого.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Второе значительное историческое полотно «Андромаха у тела Гектора» (1783, Лувр) на сюжет из Гомера тоже получило благожелательный прием в Салоне 1783. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление.
Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала.
Полотно представляет собой огромный холст. Спокойствие, безмятежность ощутимы как в выражении лица, так и в свободной, непринужденной позе маркизы дОрвилье (1790, Лувр) в женственном облике госпожи Трюден (ок.
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Давид обучался во Французской Академии. Картина потрясающе реалистична. Давид не занимается эстетизацией смерти, он изображает ее злобное торжество.
Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр). Она говорит о том, что «мало естественного в их аллегориях, напыщенных жестах, в статуарности фигур, в вымученном рационализме». Жак Луи Давид (David) (30. 8. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Но от передачи выражения до реализма путь не далек.
Он словно олицетворяет знаменитую фразу наполеона «Я хотел дать Франции власть над всем миром». Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, – «любовь к отечеству», но на деле получилась холодная академическая композиция. На восклицание одного из присутствующих: «Давид, ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, тебе остается сделать еще одну картину», - Давид лаконически ответил: «Я ее и сделаю». Портретируемые то уподоблены античной статуе («Господа Вернинак», 1799, Лувр), то изображены в свободной, словно непроизвольной, позе, отдыхающими на пленэре (портреты четы Серизиа, оба – 1795, Лувр).
1790-е годы ознаменовались особенно интенсивной работой в портрете (портреты Пекуль, оба – 1784, Лувр). В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году.
Произведения Давида 80-х гг. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Друэ, А. Л. «Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена.
Перед нами стоял деревянный обрубок, на котором помещались чернила и бумага. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида.
А. С. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения.
Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье». Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз – уже к вечеру. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, передан портретно на основе сделанного художником перового рисунка (Версаль, Национальный музей) с головы мертвого героя. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
Винкельмана. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Линию «героического» классицизма продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Менялись только изображаемые объекты – античная статуя или живая природа. Согласно эстетике того времени искусство должно быть верным природе, а значит, подражать наиболее точно отразившим ее античным образцам, в первую очередь скульптуре, на которую становится все больше похожей живопись: главное в ней рисунок, линия, геометрия. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. ) возрождается героический идеал античности. Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды. В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр).
Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр).
Но наиболее полным трудом, отразившем все самые наимельчайшие подробности жизни и творчества мастера явилась монография А. Шнаппера «Давид свидетель своей эпохи». После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез. Жена художника пережила его всего на один год. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Гийу «Великие полотна». Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой.
Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Вместе с тем во Франции, прошедшей через четыре революции, рабочее движение ранее, чем в других странах, приобрело характер боевых выступлений. Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя». После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр).
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Рука, высовываясь из ванны, писала последние мысли о спасении народа». В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В его мастерской начинают работать ученики (Ж. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Картина до нас не дошла. Итак, 21 декабря 1799 года в одном из залов Лувра была выставлена картина 039Сабинянки039 и парижане увидели незнакомого, нового Давида – легкая серебристая тональность колорита, мастерски построенная на огромном полотне многоплановая композиция, мягонький темп жестов и движений и, главное, широкая сложная гамма человеческих чувств и переживаний. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817 Лувр) и актера Вольфа (1819—1823 Лувр). Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
По материнской линии его родословную прославили несколько поколений архитекторов. В «Раздаче знамен» один из современников Давида восхищался правдивостью изображения солдат: «Лицо, рост, даже ляжки. Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль.
Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Я жду Вашего совета». Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Две следующие попытки добиться желаемого так же оказались безуспешными и когда в 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко».
Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784). Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое.
Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, болонцев, Микеланджело, требовании добиваться «правды и величия». Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, Национальный музей, Версаль).
Энгра и др. Портрет навечно остался незаконченным. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Автор характеризует творчество мастера как «три части созданной Давидом грандиозной серии произведений, повествующей о герое, который жертвует собой ради счастья своего народа: цикл мифа, цикл революции и цикл мира, скрепленного клятвой, ставшей основой нового порядка».
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности.
Иной идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 в. созвучно полотно «Парис и Елена» (1788, Лувр). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж).
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Это означает, что самая жизнь интересовала его больше, чем искусство. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Среди известных «античных» работ художника – «Андромаха, оплакивающая Гектора», «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Сабинянки», «Велизарий».
Полотно «Коронование. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «.
В честь Наполеона он создает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Национальный музей, Мальмезон), большие исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Национальная галерея, Вашингтон), аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии». Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
Сын мелкого, но довольно состоятельного торговца. Картина была показана на выставке. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Сюжет трактован в духе грациозной античности Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности. Вигель безошибочно уловил элемент неорганичности в классицизме нового времени. Я жду Вашего совета».
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). В своей картине Давид передал их добродетель их качества». Увлечение классической живописью и античной пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр). 039) возрождается героический идеал античности. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Следование классическому образцу будет сочетаться в творчестве художника с привнесением индивидуальных черт, разнообразной передачей чувств героев. Давид хотел показать революционный порыв народа. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Остро-выразителен карандашный рисунок – портрет Марии Антуанетты (Лувр), сделанный перед ее казнью, он граничит с карикатурой, раскрывает наблюдательность художника, умение схватывать самое характерное.
В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате.
Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям». Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. Давид выполняет это желание и пишет не портрет, а скорее памятник полководцу-победителю.
Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции.
Портрет навсегда остался незаконченным. Совсем в ином плане Давид пишет конный портрет Бонапарта «Переход Наполеона через Альпы». 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, так как вода несколько смягчала его боль. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя».
По предложению Давида Лувр был превращен в национальный музей, по его рекомендации стали закупать работы Рембрандта и Рубенса, по его инициативе директором Лувра был назначен Фрагонар. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
Его учениками были крупные художники Франции: Ж. О. Д. Картина была написана в духе академической манеры того времени, однако же, успех картины не обеспечил Давиду желанной награды. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.
Наконец еще один решил попытать счастья. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. 039Клятва Горациев039 принесла художнику настоящий триумф и во многом определила его судьбу в годы революции.
Давид не стал оправдываться и изъясняться. характерны для данного рода оружия: приземистый пехотинец, подтянутый, с короткими ногами, какими отличаются люди, отбираемые для этих полков». Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах.