Высказывались, в частности, мнения о том, что творчество Жерома160— это «Жан-Леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Жан-Леон Жером (фр. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В 1841 году имея рекомендательное письмо от своего учителя, Жером отправился совершенствовать свои навыки во французскую столицу. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер – в 1891 году в возрасте 27 лет – от чахотки. Рабами признавались, как мы уже писали, только немусульмане, захваченные на войне. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Рисунок Жерома – всегда безупречно-правильное и произведен во всех подробностях, особенно искусно художник обладает освещением. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны. И маскарад- не маскарад и драма- не драма».
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте45. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Несравненно больший успех имели.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. И показал ее нам.
Репин, В. В. Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Золя заявил, что у Жерома «сюжет- всё, а живопись- ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований- якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали- ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
По мнению и Дж. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. А если раб принимал ислам, то подлежал освобождению без промедления.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Покупки рабов и рабынь подлежали юридическому оформлению. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Полотно велико по размеру – 134 203 см.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре- «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. — Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором- либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
«И персиянин сошел с мула и свел на землю девушку, — повествует «Тысяча и одна ночь». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют.
С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Стасов и другие и только решительные выпады Жерома против импрессионистов привели к почти полному его забвению у последующих поколений. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Будучи сторонником официального искусства, яростно критиковал творчество импрессионистов.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину- «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Эта книга – первое на русском языке исследование творчества Жана Леона Жерома. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В 1847 г. Жером выставил в Салоне картину «Молодые греки забавляются петушиным боем» (The Cockfight, 1846), которая была награждена медалью III степени, а картину В 1869 г. Жан-Леон Жерoм стал почетным членом Британской Королевской Академии, а король Пруссии Вильгельм I наградил его рыцарским орденом Красного Орла III степени. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. Жан-Леон Жером (фр. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798-1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом.
Много путешествовал по странам Востока и Северной Африки (Египет, Турция, Алжир) его картины в духе французского ориентализма на экзотические сюжеты красочны и хорошо скомпонованы («Гвардия сераля», Собрание Уоллес, Лондон «Бассейн в гареме», около 1876 «Продажа невольницы», около 1884, обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы- особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника – Пико – и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803-1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Хороший рисовальщик, владеющий безукоризненно-правильным рисунком, Жером был преданным защитником академической традиции. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома» В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В сундуке лежали два комплекта нарядов. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
Жан-леон Жером (фр. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Судья вынес следующий вердикт:. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)- египетские танцовщицы.
В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Полотно велико по размеру — 134 203 см.
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Можно убедиться, что у него академически тщательная манера письма, но не сухая и очень приятный, гармоничный колорит. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. 22 марта 2001 г. полотно Бассейн в гареме было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа (пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея). Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии- для великого князя Александра (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Он скрылся на некоторое время и вернулся, неся скамеечку из черного дерева, украшенную белой слоновой костью и поставил скамеечку на землю и посадил на нее девушку, подобную дейлемскому щиту или яркой звезде и была эта девушка как луна, когда она становится полной в четырнадцатую ночь и обладала пределом блестящей красоты» В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Побывав в Турции и Алжире, вдохновленный красотой и экзотикой пейзажей и костюмов, он создал свои лучшие работы. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине160— в Везуле), организованная также Экерманом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Жан-леон решил взять тему прославления императора Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». ЖЕРОМ (Grme) Жан Леон (11. 5. 1824, Везуль, департамент Верхняя Сона – 10. 1. 1904, Париж), французский художник и скульптор, член Института Франции (1865). В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине- в Везуле), организованная также Экерманом.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Во внутреннем дворике устроен торг. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Учился в Париже у П. Делароша (1840-43), затем у Ш. Глейра испытал также влияние Ж. О. Д. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
художников» в доме на улице Флерюс, 27. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Но, возможно, для живописи это и замечательно. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Исполнил ряд скульптур, преимущественно по мотивам своей живописи («Гладиаторы», бронза, 1878, Музей Орсе «Танцор с тремя масками», мрамор, раскраска, 1902, Музей изящных искусств, Кан и др. ). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом. Жан Леон Жером Феррис Дата рождения: 18160августа 1863 (1863 08 18) Место рождения: Филадельфия Википедия В 1843-1844 г. г. Жерoм, вместе с Полем Деларошем, совершил поездку по Италии, которую из-за болезни был вынужден прервать. А это говорит в пользу мусульманских нравов. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, вот таким образом постарайся увидать ее обнаженной». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение « (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842-1912) – дочери торговца картинами. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Награждён орденом Почётного легиона (1855). Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. Замечательная передача воздуха и египетской жары. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. При этом он выставлял свои картины каждый год. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Энгра. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание- без каталога). Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин- Альбер Гупиль – и его отец Адольф. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. 29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По мнению и Дж.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Она сейчас находится в музее Орсе. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер — в 1891 году в возрасте 27 лет — от чахотки. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. Преподавал в Школе изящных искусств в Париже (профессор с 1863). На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Один из видных мастеров салонного искусства, Жером во многих произведениях отразил впечатления от античных памятников (прежде всего в Помпеях), увиденных во время путешествия по Италии (1843-44): картины «Бой петухов» (1846, Музей Орсе, Париж), «Анакреон, Вакх и Амур» (1848, Музей августинцев, Тулуза), «Век Августа» (1855, Музей Орсе), «Смерть Цезаря» (1865, Художественная галерея Уолтерса, Балтимор). Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822-1901). В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия».
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40.
Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824-1895) и Жан Хамон (1821-1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Слуга из океля шел следом за нами, ведя за собой осла с большим зеленым сундуком на спине. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». и некоторых других. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году- в Египте, в 1881- в Греции, в 1888 году- в Англии, а в 1889 году- в Италии.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».