В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь.
Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. — спросил он посредника.
В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Во внутреннем дворике устроен торг. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». При этом он выставлял свои картины каждый год. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Я прошел мимо колонны и, хотя лица женщины видно не было, я рассмотрел, что у нее почти белая кожа к ней жался ребенок, чуть прикрытый плащом. Как мы ни стараемся приспособиться к жизни на Востоке, в подобные минуты все равно остаешься французом, чувствительным ко всему происходящему. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом.
В сундуке лежали два комплекта нарядов. Если торговец обманет покупателя относительно достоинств рабыни и у нее обнаружится какой-то изъян, покупатель имеет право через неделю расторгнуть сделку. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Замечательная передача воздуха и египетской жары. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Жан Леон Жером (1824-1904). 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. И показал ее нам.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. По мнению и Дж.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
По мнению и Дж. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон10.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). И не беспокойтесь, здесь можно покупать с полным доверием родители девушек все предусмотрели. Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной.
1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Однако, по сравнению с Энгром, обнажённые Жерома далеки от канонов классической красоты, поскольку с 1870-х годов он наряду с парижанками, одетыми в восточные костюмы, стал писать и подлинных женщин Востока. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Все сии воспроизведения древнегреческой жизни, по причине оригинальности взгляда держи нее художника равным образом мастерству его техники, сделала его вождем особой группы на среде французских живописцев — группы беспричинно называемых неогреков.
Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. многие сильный пол своей смертью платили из-за расположение ею во ход одной ночи. Жан-Леон Жером (фр. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Жером также работал как скульптор.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
В июне 1871 года он вернулся в Париж. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Jean-Leon Gerome 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны – 10 января 1904, Париж) – французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Масло, холст. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Она сейчас находится в музее Орсе. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая. У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Я разглядывал этих бедных крошек с огромными черными глазами, одетых словно маленькие султанши наверное их забрали от матерей, чтобы потакать прихоти местных богачей. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. — спросил халиф. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и быт Востока. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками.
Слуга из океля шел следом за нами, ведя за собой осла с большим зеленым сундуком на спине. Абд-аль-Керим оказался хорошим хозяином. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
В 1846г. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». По этой лестнице поднимались самые красивые невольницы. Во дворе уже собралось много покупателей, разглядывавших совсем черных или более светлых негров.
В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Не знаю, возможно, во мне пробудился интерес к неведомому и неожиданному, но я склонялся в ее пользу. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Продажа рабыни. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Жан-Леон Жером (фр. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Но, возможно, для живописи это и замечательно. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».