Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Картина французского художника Жана Энгра.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания». Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения». В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта».
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты. Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.
Сумма гонорара составила 3000 франков. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
У Ромелей было и загородное поместье в Менг-сюр-Луар, в котором семья проводила много времени. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64. Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза». Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
В 1813 году Энгр женился. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции3. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Амори Дюваль вспоминал, что работа шла чрезвычайно мучительно, но завершилась в буквальном смысле за один день: увидев Бертена за оживлённым разговором с собеседником, Энгр попросил его прийти позировать завтра ибо портрет готов.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. И даже такой маститый академик, как Доминик Энгр допускал в своём творчестве некоторые черты романтизма, хотя сам это отрицал. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
Примечательно, что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма — манжету, воротник, но это делается настолько артистично, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. 10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой.
Учился в Тулузской академии изящных искусств. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Энгру удалось добиться разрешения для Сигалона работать в Сикстинской капелле и копия была выполнена. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Симфориана» (1834). Художник выполнил и множество графических портретов42.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». В том же году он был избран профессором Школы изящных искусств, в 1833 году стал её вице-президентом и, наконец, в 1834 году возглавил её. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни».
Для показа полотна в Санкт-Петербурге отвели отдельное помещение во дворце, это была выставка одной картины. Симфорион», «Передача ключей св. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Другими важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, причём не столько римские рельефы и скульптуры, которые были образцами для Давида и его окружения, сколько греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы.
Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них». Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни». Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Энгр продолжал работать до глубокой старости. Образ Стратоники, по замыслу Энгра, должен был стать воплощением хрупкости абсолютной красоты и тонкого лиризма. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем».
Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом».
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Но эта изысканная, холодная чистота рисунка не мешает меткой и спокойной характеристике изображенных людей. Не случайно, что в дальнейшем он испытал сильнейшее влияние Делакруа, после чего учитель от него отказался. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Этот художникс уважением относился к старыммастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. В 1818 году он возобновил знакомство с Лоренцо Бартолини, старым приятелем ещё по мастерской Давида. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Энгр изобразил себя за работой, расчерчивающим мелом холст, натянутый на подрамник, причём образ решён в духе не академизма, а романтизма. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В 1817 году скончалась его мать. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства». Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. После падения наполеоновской империи в 1815 году и Венского конгресса французские подданные, жившие в Риме, стали в массовом порядке покидать город. Симфорион". С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток.
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Столь же спокойно и выражение его лица.
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. В декабре они обвенчались.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции.
Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). В 1796 году Энгр приехал в Париж, где стал учеником Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы. Официальные круги приняли картину с восторгом. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Она также подчёркивает скрупулёзность Энгра в передаче мельчайших деталей, фактуры тканей. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Пейзаж также подчёркивал идеализированные картины земного рая— он был бесплотным, пуссеновским по духу.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Стародубова. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Случился скандал, публика не приняла картину. В годы Июльской монархии он был одним из самых влиятельных людей в стране и Энгр с самого начала хотел создать образ широкого обобщающего значения.
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Чегодаев.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils). В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
По возвращению в Париж художник принимает решение открыть собственную школу живописи. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Считая себя историческим живописцем, Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, заявляя, что исполняет великую миссию. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин».
В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой». В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
В 1825 году Энгр был избран в члены Академии. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Стародубова).
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Материалы переписки были опубликованы в 1909 году Буайе дАжаном и это издание до сих пор служит важным источником для исследования внутреннего мира художника переиздание последовало в 1926 году. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Николаю и Александру Невскому. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи». По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США. В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет.
Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию.
В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного». Бартолини тогда ваял графскую жену. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма1.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене.
В этот период он много работает в жанре портрета. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845).
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Несколько лет подряд основным источником его существования были графические портреты, которые заказывали богатые путешественники в Риме.
На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену). Но не тут то было. В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты». Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Образцом композиции Энгру, по-видимому, послужил Гентский алтарь, перевезённый тогда в Париж фигуру Наполеона сравнивали с образом Бога-Отца Ван Эйка. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур». Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
В 1817 году скончалась его мать.
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Даже цветовые решения далеки от гармонии лучших работ Энгра— синий плащ Богородицы слишком резко противопоставлен красному цвету платья-туники и не гармонирует с золотистыми тонами фона и тёмными занавесями. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи». Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Это в некотором смысле возвращение к романтическим ориентальным концепциям ранних экспериментов, но тип одалиски Энгра ближе к классическому идеалу красоты, который он воспроизводил во множестве своих работ. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую».
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом».
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Сумма гонорара составила 3000 франков. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом. Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра».
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Таков "Апофеоз Гомера", "Св. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. В настоящее время находится в музее Орсе.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки. Бартолини тогда ваял графскую жену. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Энгр в очередной раз отступил от анатомической точности изобразив струящиеся формы нереиды бескостными, особенно её руки, также абсолютно неестественно была изображена запрокинутая голова. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа.
Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Всего художник прожил в Италии 24 года. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма. При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам». «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. И руки сложила непонятным образом. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Энгр предвкушал успех. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. В декабре они обвенчались. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Наиболее оригинальным из учеников Энгра признаётся Теодор Шассерио, учившийся у него с 1830 года.
С целью изучения искусства эпохи Возрождения, служившего источником вдохновения для классицистов, Энгр проводит около пятнадцати лет в Риме, где не только учится, но и создает прекрасные произведения. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. И, конечно же, он не мог не побывать во Флоренции, где провел еще несколько лет.
В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ) и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36.
Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Художник выполнил и множество графических портретов. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнованного состояния души, в котором находился французский художник в Италии.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Петру». Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез.
Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se». Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей.
Они то и составили славу французского искусства того времени. К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Анри Делаборда, опубликованной в 1870 году. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Николаю и Александру Невскому. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса.
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности». Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Выпускнику Школы изящных искусств нужно было зарабатывать себе на жизнь в ожидании пенсионерской поездки в Рим, выходом стало писание портретов.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал). Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин». Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы».
В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Энгр явно выделялся среди многочисленных студентов Давида, который оценил его мастерство и дарование. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.
«В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала "Деба" в символ новой эпохи» (В. В. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился. И в дальнейшем Энгр воссоздавал в портретах напряжённую внутреннюю жизнь модели, чаще всего— это изображения его друзей-художников. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах.
Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. В 1813 году Энгр женился.
Столь же спокойно и выражение его лица. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Живописных работ от второго римского периода осталось мало, в основном они написаны уже в конце 1830-х годов, когда учебный процесс в Академии был налажен и у художника стало больше свободного времени.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна.
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль». На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время». Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон).
Он поселился на Вилле Медичи— резиденции Французской Академии, но, судя по переписке с Форестье, первое время скучал и стремился вернуться в Париж. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. — Его надо найти в самой модели».
В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке».
Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизмаКановы его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим. В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Шассерио был единственным учеником Энгра, который сформировался в яркую индивидуальность.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Здесь все становится человечнее, проще. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра.