Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан-батист Монж (Jean-Baptiste Monge)— французский художник-иллюстратор, автор сказочных персонажей — забавных волшебников, гномов, эльфов. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Всё это в полной мере относится к картинам Жан-Батиста Валади (Jean-Baptiste Valadi, р. 1933) —современного французского художника иллюстратора, дизайнера, гравера, скульптора и великого путешественника.
Художник (Jean-Baptiste Greuze) Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века. Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии.
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Лувр, Париж. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). В настоящее время живет и работает в Бретани (Bretagne) —полуостров на северо-западе Франции, неподалеку от города Морле (Morlaix). Началом творческой деятельности Жан-батиста Монжа можно считать 1989 год – год знакомства с художником-иллюстратором Эрле Ферроньером (Erl Ferronnire). Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Это должны быть три монументальные сцены на охоте.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Родители, видя, что ребенку нравится рисовать, отдали его в подмастерье к художнику.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой.
Сегодня работы, заказанные королем, находятся в Музее Конде (бывший дворец Шантийи) и в экспозиции Музея изящных искусств в Руане. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей.
1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Он был изумлен, что миниатюры стали пользоваться большим спросом. Красота формы подчинена дидактической цели. Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотонная манера письма и маловыразительный колорит с преобладанием коричневых, оливковых и серых тонов. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. В конце XVIII – начале XIX вв. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Иероним». Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Как одни предметы отражаются в других. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Автор многочисленных исторических полотен и аллегорий на античные темы. Наконец выбор сделан – Удри намерен посвятить себя анималистическому натюрморту. его жена.
Уезжая, посол де Ферриоль заказал Ван Муру 99 портретов представителей турецкого двора и и различных диаспор Стамбула. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1775 году, за картину: «Эсфирь обличает Амана перед Артаксерксом», Реньо получил второстепенную римскую премию, а в следующем году был удостоен Римской премии за картину «Александр и Диоген» («Посещение Диогена Александром Великим»). Куапеля, Ж. Б.
Однако в 1755-1761 гг. В музее Прадо, в Мадриде, хранится шедевр 1716 года «Граф и графиня Кастельбланко». Однако, понимая свое истинное назначение и творческое стремление, Удри возвращается к исполнению работ в стиле натюрморта. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм.
Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Юноша чувствовал в себе больший потенциал, вот таким образом решил отправиться в Париж. Каза, Н. Н.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. Луки. Атрибуты искусств, 1765.
Хозяин лавки проявил деловую хватку, сообразив, что цветочные натюрморты становятся все более востребованными и предложил делать на заказ натюрморты маслом с цветами. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Художник, мастер монументально-декоративного натюрмортаРодился в Париже.
Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Шапиро. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора.
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида.
Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью.
Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Холст, масло, 114146 см. В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр).
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Лувр, Париж. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Пьера была приобретена Людовиком XVI.
Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Начинаются искания, пробы и варьирование в различных видах композиции, пример того «Натюрморт с обезьяной и скрипкой» исполненный в 1719 году. В 1755 – 1756 гг.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. В 1790-е годы активно выступал в поддержку революционного движения, написал известное полотно «Свобода или смерть», аллегорически изображающее необходимость выбора в пользу Республики с её идеалами свободы, равенства и братства.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. 6 лет – это тяжелые года безденежья, унижения, попыток выжить. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров.
Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. Лишь в 1997 году после знакомства с Патриком Жезекельем (Patrick Jzquel) из издательства «На краю континентов» (Au Bord des continents) Жан-Батист издает первую иллюстрированную книгу Halloween.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. В 1999 году Жан-Батист создает иллюстрации к маленькой молодежной книжке, написанной вместе с Паскалем Могеру (Pascal Mogurou) издательство Baltimore Redingote. В 2002 году возобновляется совместная работа с Эрле Ферронье и на свет появляется «В поисках волшебного мира» ( la Recherche de Ferie). Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». У Жана Батиста Роби натюрморты с цветами живые, они наполняют душу нежностью и восторгом.
В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло.
Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей.
После этого отправился, в качестве пенсионера академии, вторично в Рим, где написал: «Крещение Господне», обратившее на него общее внимание. Родился 11 июня 1971 года в городе Нант (Nantes), запад Франции.
Однако натюрморт отодвигается на второстепенное место. Картина «Белая утка», хранящаяся в частном лондонском владении, – яркий пример владения свето- и цветоэффектами. На первых порах работы в качестве самостоятельного художника, Жак Удри пробует свои силы в различных жанрах, однако предпочтение явно принадлежит портретам. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Отец, Жак Удри, был художником. Особенно ловко и легко Удри пользуется эффектом «обманки» (от французского «trompe-loeil»). В 1706 году он занимал пост директора академии св.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. А. С. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.
Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета.
Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. 27 ноября 1725 года, по протекции французского посла маркиза де Боннака, Ван Мур получил официальный титул «Художник Его Королевского Величества на территории Леванта». Вот таким образом давайте немного узнаем о личности этого художника. После своего возвращения в Париж, за выставленную в салоне 1782 году картину «Персей освобождает Андромеду» признан сопричисленным к академии, а в 1783 году за «Воспитание Ахиллеса» (Лувр) возведён в академики. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр).
В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон.
В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Наиболее известные между ними — Карточный замок, Молитва перед обедом, Трудолюбивая мать, Битый заяц и охотничьи принадлежности, Плоды на мраморном столе и Атрибуты искусства (все — в Луврской галерее), Три мальчика, пускающие мыльные пузыри (в гаврском музее), Кухонный стол с провизией и посудой (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), Девушка, читающая письмо, Возвращение с рынка, Кухарка, чистящая репу и повторения Молитвы перед обедом (в королевском дворце в Берлине), повторение Карточного замка и Молитвы перед обедом и Прачки (в Эрмитаже), Молодая женщина, вышивающая ковер, Служанка, наливающая воду в кувшин, Битый заяц и медный котел и повторения Прачки и Молитвы перед обедом (в стокгольмском музее) и Мать и дитя (в галерее князя Лихтенштейна). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
В 1723 году Жак-Батист Удри получает королевский заказ для дворца в Шантийи. Холст, масло, 112140, 5 см. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Пушкина. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
.