Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Год создания: 1763.
Дени Дидро в своем критическом обзоре писал: Вот поистине мой художник – это Грез. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Художник был очень моден и популярен в своё время.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Пытаться постичь непостижимое и увидеть невидимое – дело сложное и неблагодарное. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков.
Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Как сентиментальная, слезливая мещанская драма, так и все творчество Грёза испытало на себе огромное влияние идей Руссо, проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. И вместе с тем, настойчивость, с которой художник внушает мысль об уважении к родителям и их старости, выражена несколько навязчиво это приводит к некоторой театрализации, к обеднению образов его персонажей. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Стремясь создавать искусство, призванное воспитывать людей и побуждать их к добродетели, художник представляет многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Красота формы подчинена дидактической цели. Безусловно, «Проклятие спящих» заметно отличается от других детективов НТВ. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Однако предложение это было отвергнуто по причине дороговизны. К тому же авторы провели кропотливую работу, снимая в музеях и галереях полотна отечественных и зарубежных художников. его жена.
Например, волы по отношению к всему действу. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Прежде всего мне нравится этот жанр. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше.
Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Вызывает досаду и клише на тему поголовного сумасшествия «творческих личностей» – впрочем, ему следует героиня-следователь, которой положено быть рациональной и приземленной.
В 1755 – 1756 гг. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник.
Это – моральная живопись. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761 г., Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Коллекция рисунков Жана-Батиста Грёза почти не была известна в России. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805).
Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. В целом искусство Грёза идеально отразило его эпоху, а кроме того, отличалось совершенством художественной техники. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Интересно будет посмотреть, чем оно закончится в сериале «Проклятие спящих». Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.
В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. В период хранения в Академии художеств рисунки Грёза несколько раз.
В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. В 1759 году он вступил в брак с Анной Габриэлой Бабюти, дочерью книготорговца, но семейная жизнь художника не сложилась. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Красота формы подчинена дидактической цели. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности.
Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Прежде мы вряд ли обращали внимание на то, что все они писали портреты спящих людей. одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь».
Но на картине волы не могут никуда пойти. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист.
Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты (Гравёр И. Г. Билль, 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж). Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках.
Характеристики их исчерпываются лишь чувствительностью их натур. Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. Издание представляет каталог выставки рисунков французского художника Жана-Батиста Греза (1725-1805), вошедших в собрание Эрмитажа. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика.
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Его картину Паралитик лучше было бы назвать Награда за хорошее воспитание. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Таким художником стал Жак Луи Давид. Однако в 1755-1761 гг.
Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. В конце XVIII – начале XIX вв. В 1755-56 был в Италии. Автор: Грез Жан Батист 1725-1805.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Этого звания ему не давали. Однако академики весьма низко оценили эту работу и приняли Грёза в Академию в звании жанрового художника.
Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. В нем используются мрачная монохромная цветовая палитра, напряженный звуковой ряд, схожий с безликими и жесткими ритмами огромного города, вставки с видами мегаполиса, над которым то сияет полная луна (старый и любимый прием в кино), то кровоточит предзакатное небо, то восходит тревожное и бледное утро. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).