Весной 1814 году Энгр отправился в Неаполь, где рисует портреты королевы Каролины Мурат и ее семьи, а также три работы: «Обручение Рафаэля», «Большая Одалиска» и «Паоло и Франческа». Число различных произведений, созданных Энгром в этот период, поистине поразительно, особенно если учесть его частые болезни, которые были тяжелыми и продолжительными. На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры.
Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. В 1810 г. его грант закончился, но Энгр решает остаться в Риме, найдя поддержку в оккупационном французском правительстве. В 1841 году Жан Огюст Доминик Энгр возвращается в Париж. Но сегодня поговорим о французском художнике Жане Огюсте Доминике Энгре (1780–1867). Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтабане.
Работой, которой завершились обязательные для пенсионеров Академии посылки в Париж, явилось у Энгра большое полотно Юпитер и Фетида, законченное в 1811 г. и выставленное в Салоне 1812 г. Через посредство Маркотта Энгр приобрел еще несколько богатых заказчиков и в том числе его родственников – Боше и его замужнюю сестру Сесиль Панкук. Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них — Дега, Пикассо и другие. Свою манеру письма Жан Огюст Доминик Энгр сформировал еще в начале своего творческого пути и он сравнительно мало изменялся: соблюдение четкости контуров и теневой формы.
С 1806 по 1820 год Жан Огюст Доминик Энгр работает в Италии и страстно увлекается искусством эпохи возрождения. Его отец, миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр, стал и первым учителем сына. Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает Портрет Паганини, групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр. Искусство должно учить нас только красоте», — говорил Энгр.
Около месяца длилось путешествие Энгра из Парижа в Рим. Умер Энгр 14 января 1867 года в Париже. За годы пребывания в Италии Энгр написал ряд прекрасных портретов – госпожи Девосэ (1807), Маркотта, ставшего впоследствии его ближайшим другом (1810), архитектора Дедебана (1810), госпожи де Сеннон (1814), прелестный, тонкий и нежный портрет Жанны Гонэн (1821).
От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам художника. В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида. В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом изобразил домик Рафаэля.
К числу лучших рисунков этих лет относятся 2 портрета директора Французской академии в Риме художника Гильома-Гильона Летьера (Около 1810), они свидетельствуют о глубоком и искреннем почитании Энгром этого человека. Эта просьба была удовлетворена и в начале декабря Энгр уезжает из Парижа. В 1834 г. Энгр вернулся в Рим, заняв должность директора cole de France. Умер Энгр в Париже 14 января 1867.
В 1825 году Жан Огюст Доминик Энгр становится Академиком и директором Французской Академии в Риме и возвращается в Италию (в 1835 году). Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра. Энгр Ж. О. Д. В октябре 1799 года Энгра приняли в Школу изящных искусств на живописное отделение.
В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Давид прочит большие успехи своему ученику, но после трех лет обучения между учеником и учителем возникли такие творческие разногласия, что Энгр покидает мастерскую известного художника и начинает работать самостоятельно. Величайшая заслуга господина Энгра заключается в том, что он взял в свои руки факел, перешедший от античности к Возрождению и не позволил его погасить. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.
В последние годы своей жизни Энгр выполнил ряд полотен на историческую тему и религиозных картин, многие из которых явились детализацией ранее написанных работ. Энгр возвращается в Париж в июне 1841 года. Но к 1849 году его пыл угас из-за смерти жены Энгра и роспись не была завершена. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Энгр был постоянным посетителем папаши Хайяра. И на этот раз Энгр противостоял Делакруа ибо для современников была неоспорима их творческая несовместимость118. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала "Деба" в символ новой эпохи» (В. В.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант.
Здесь в одном из уединенных павильонов и поселили Энгра. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Два года спустя Энгр запечатлел ее, уже ставшую женой Шовена, в период ожидания ребенка (1814, Банонн, Музей Бонна). Ученик Ж. Л. Давида. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
Вариант этой картины 1820 г. имеющий вертикальный формат, находится в Лувре. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Далее следуют виды многих прославленных зданий Рима (запечатленных, как правило, не со стороны главного фасада, а с какой-нибудь необычной точки зрения), уходящие в глубину улицы и переулки, уголки монастырских дворов и широкие городские панорамы исполненные остро отточенным карандашом иногда подцвеченные. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Вершиной же художественных достижений Энгра были портреты его современниц. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Публика ответила Энгру тем же: выставленная в 1855 году на Всемирной выставке картина подверглась бойкоту во второй раз и больше никогда не демонстрировалась публично89.
Это соображение пришло мне в голову случайно, когда я увидел в зеркале отражение белой драпировки на бедре моего «Эдипа». Она была запечатлена Энгром дважды. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра Капитолий (родители Жана Доминика не обладали большим достатком и он с юного возраста должен был думать о заработке). Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана.
Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В 1817 году скончалась его мать.
Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Каждый большой мастер в той или иной степени всегда участвует в решении целого ряда общих художественных проблем, выдвинутых эпохой.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Учился также игре на скрипке. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.
Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. К числу лучших из лучших относят портрет г-жи Детуш, Семью Стамати и Портрет Паганини. Симфорион".
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. В ней запечатлен кардинал Бибиена, сватающий художнику свою племянницу. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Портреты Энгра, заставляя любоваться их формой, остаются как бы недоговоренными, не раскрытыми до конца.
Чегодаев. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. В портрете самого Шарля Хайяра с дочерью Маргаритой (Париж, частное собрание) чувствуется стремление художника сохранить максимальную точность в передаче каждой черточки лица, каждой пряди волос. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
Теплотой этой встречи наполнен рисунок. Все порицания сводились к тому, что ученик отошел от искусства учителя. Творчество. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр), портретов, отличающихся точностью наблюдений и правдивостью психологической характеристики (Мадам Девосе, 1807, Музей Конде, Шантийи Л. Ф. Бертен, 1832, Лувр) идеализированных и вместе с тем полных острого чувства реальности изображений обнажённой натуры (Большая купальщица, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба произведения в Лувре). Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Никто не оцепил тогда главного – индивидуальной манеры молодого художника с ее графической элегантностью и доминантой личного восприятия в трактовке образа. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
В Эдипе Энгр вышел за рамки живописи французского классицизма не только усилением значения цвета, но и новой, более эмоциональной и углубленной трактовкой греческого сказания. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: Одалиска и рабыня (1839), Стратоника (1840) и Мадонна перед чашей с причастием (1841). Это распространяется и на сюжетные композиции мастера. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр). В 1834—41 был директором Французской академии.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Во время переписки Энгр попытался нарисовать её портрет на основе описаний в письмах и при очном знакомстве в сентябре реальный образ и рисунок совпали. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. В понимании Энгра европейское искусство достигло истинных высот только в эпоху Рафаэля, после чего развитие пошло по ложному пути. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея.
1815 г. помечены 3 не менее замечательных по мастерству рисунка. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. — Его надо найти в самой модели».
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Но, работая в тот же период над портретом Мари Маркоз (более известном как портрет г-жи де Сенонн), он создает образ, в котором жизненность воплощения поражает зрителя.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Другими важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, причём не столько римские рельефы и скульптуры, которые были образцами для Давида и его окружения, сколько греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы. Архитектурный образ Рима владел воображением Энгра и в то время, когда он писал портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807, Экс, Музей Гране). «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Возрождение), в особенности Рафаэля, в Риме. Обращаясь к сопоставлению с портретами Давида, следует отметить, что Энгр вместо давидовской лаконичности композиции и как бы отвлеченной пустоты пространственных фонов (которые были у Давида своего рода протестом против пышности парадных портретов XVIII в. ) прибегает к орнаментально усложненным построениям, стремясь уместить изображение почти в одной плоскости первого плана.
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. На Энгра посыпался град упреков. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Контрастом к этому одухотворенному образу является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Попробуйте поместить лист (белой) бумаги рядом с поражающей своей белизной кожей женщины. В 1834—41 был директором Французской академии. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
Петра. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой Большой одалиске (1814, Париж, Лувр).
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841 – 1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).
Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности. ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780 – 1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Это портрет итальянского скульптора Лоренцо Бартолини (1806, Экс, собрание Помаре) – близкого друга Энгра со времени их совместного пребывания в мастерской Давида.
Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Сумма гонорара составила 3000 франков.
такой яркой и красивой рядом с теплым и золотым цветом кожи. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр).
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Изображение фигуры тучного человека с простоватым лицом занимает почти весь холст. Кристофер Вуд отмечал, что стилевые находки Энгра в жанре ню чрезвычайно хорошо были восприняты в Британии, поскольку вписывались и в викторианскую мораль. Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности. Эта картина рождает некое ощущение необъятности мира, открывающегося в пейзаже.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Э. — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Именно такая трактовка форм окончательно выработалась у него в мастерской Давида. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. К ним прежде всего принадлежит портрет матери художника (1814, Монтобан, Музей Энгра).
Большая одалиска – одно из самых значительных и характерных произведений мастера. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Художник выполнил и множество графических портретов42.
Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание).
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. За шесть лет римской жизни он испытывал романтические чувства к разным женщинам, в том числе к дочери датского археолога. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. На конкурсе молодых художников 1797 года в Тулузе Энгр удостоился первого приза за рисунок с натуры2, а Гийом Рок внушал ему, что для преуспевающего художника важно быть хорошим наблюдателем и портретистом, способным достоверно воспроизвести натуру. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128.
В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). Творчество Энгра делится на ряд этапов. Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Парный портрет супруги Шарля Хайяра с младшей дочерью Каролиной (Кембридж, Музей Фогг) несколько менее выразителен по характеристике, но более легок и воздушен по рисунку. Ученик Ж. Л. Давида. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Так, в рисунке изображающем некую г-жу Малле (1809, Париж, частное собрание), глаз зрителя довольно скоро от превосходно моделированных, но не особенно интересных лица и фигуры изображенной переходит к тончайшей миниатюре архитектурного пейзажа, перспектива которого завершается величественным куполом собора св. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Учился также игре на скрипке. В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид) Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.
Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. Каталог ее насчитывал 584 номера.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь им был выбран греческий миф о мудром Эдипе, сыне фиванского царя, разгадавшем загадку кровожадного Сфинкса. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра). Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». В июне 1819 года Жан и Мадлен Энгры посетили его дом во Флоренции и получили приглашение обосноваться в этом городе. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Этот принцип он впервые применил в портрете г-жи Ривьер (и затем позднее в целом ряде работ). В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки изображенные со спины. Родился в Монтабане 29 августа 1780. Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрасно.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Одновременно Рок преклонялся перед искусством Рафаэля и привил Энгру уважение к нему на всю жизнь. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Графиня дОссонвиль (1845, Нью-Йорк, Галерея Фрик), Баронесса Ротшильд (1848, Париж, частное собрание), Мадам Гонз (1845-1852, Музей города Монтобан, ), Мадам Муатессье (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. Самый большой по размерам (41 х 53 см) и самый многофигурный из всех своих групповых графических портретов – Семья Люсьена Бонапарта (1815, Кембридж, Музей Фогг), его следует присоединить к шедеврам энгровских карандашных портретов. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
Этот брак придал сил живописцу и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811). В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. В глубине души Энгр был приверженцем другого культа – культа чувственной земной красоты. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Петру». Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Симфорион», «Передача ключей св. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Столь же спокойно и выражение его лица. Двух архитекторов – Ашиля Леклера и Жана Луи Провоста, связанных между собой дружбой, он объединил в портрете (1812, Массачусетс, Смит-Колледж музей). Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Здесь все становится человечнее, проще. Отсюда столь полная пластическая гармония портрета. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
Симфорион идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг Антиох и Стратоника, Шантильи, музей Конде Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.
Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно Ромул, победивший Акрона (1812, Париж, Школа изящных искусств). Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Бартолини тогда ваял графскую жену.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Галерея сидящая, 1856, Лондон, Нац галерея). Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Стародубова. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
Так, например, картина Вергилий, читающий Энеиду (1812), была повторена художником через 7 лет в более лаконичном и выразительном решении, а Рафаэль и Форнарина, существующая в нескольких версиях, наиболее удачна в своем первом воплощении 1813 г. Настоящая влюбленность Энгра в Рафаэля вызвала у него намерение написать ряд картин, посвященных жизни великого мастера. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. И Энгр настолько сосредоточил свое внимание на передаче фактуры бархата и меха, золотого шитья и драгоценностей, образующих сложнейший орнамент портрета, что сам Наполеон сделался под его кистью столь же неодушевленным, как и остальные аксессуары картины. Кроме того из-за тяжёлого экономического положения государства Энгру пришлось пять лет ожидать ассигнований на поездку в Рим16. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). В декабре они обвенчались. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». В 1813 году Энгр женился. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. В образе Прекрасной Зели, с ее приоткрытыми пухлыми губами, завитками черных волос, резко выделяющимися на лбу, так же как в сочной гамме коричневато-красных тонов платья и шали, есть элемент чувственности, чуждый творчеству Давида и составляющий одну из характерных особенностей искусства Энгра.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Друзей объединяла глубокая общность мыслей и творческих устремлений. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Возвышенная приподнятость образа интерес к преходящему состоянию человеческой души, настроению, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия.
Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Прелесть юной модели представилась ему наиболее выразительной на фоне ясных зеленоватых далей пейзажа и нежного голубого неба. Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид. По желанию заказчика Энгр написал по сторонам Богородицы двух почитаемых в России святых— Николая Угодника и Александра Невского, которые вдобавок были святыми покровителями императора Николая I и цесаревича99. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями7. Энгр внимательно изучал все созданное учителем.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres) (1780-1867), французский художник, рисовальщик и музыкант. В Музее Монтобана хранится ее карандашный портрет, слегка тронутый лависом. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Второй портрет (1815, Цюрих, частное собрание) исполнен маслом в свободной эскизной манере и только голова промоделирована более тщательно. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида».
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина — отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма.
Таков "Апофеоз Гомера", "Св. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Среди массы заказных, подчас не слишком разнообразных по композиции портретов исполненных Энгром без особого вдохновения, у него встречаются такие отличные листы, как луврский Ребенок с ягненком – портрет мадемуазель Торель, передающий всю непосредственность детского образа или отточенный во всех деталях рисунок Сестры Монтэгю (1815, Хантингдон, частное собрание)., Последний абсолютно поразителен по проработанности форм – Энгр сумел штрихами карандаша передать почти иллюзорно нежность детской кожи лица и твердость соломенной шляпы, фактуру бархата и шерстяной шотландской шали тень же, отвесно падающая от полей шляп на лица девочек, так отчетлива и в то же время прозрачна от яркости общего освещения, что создается полное впечатление солнечного света римского полдня.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
Но и тут, однако, есть отдельные исключения. Он возвращался к полюбившемуся ему сюжету иногда вскоре иногда через несколько лет. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Все в этом портрете массивно, громоздко, все кажется внушительным и устойчивым. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Интенсивно-голубое небо с клубящимися белыми облаками, розовато-оранжевый плащ Юпитера, желтовато-зеленоватая драпировка Фетиды объединяются в выразительное трезвучие, своеобразно интерпретирующее традиционные цветовые отношения. Тонкий, как паутина, рисунок фигур сочетается с четким абрисом лиц. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Но второй (и последний в творчестве мастера) сюжет из жизни великого итальянца – Рафаэль и Форнарина – был повторен им 5 раз. Автор картин на литературные исторические и религиозные сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811.
– плодотворный в творчестве художника. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.
Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Стародубова). Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Рафаэль обнимает позирующую ему для портрета Форнарину и оглядывается на контуры ее изображения, нанесенные на стоящий рядом на мольберте холст.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Критики отмечают, что портрет чрезвычайно лаконичен, колорит даже нарочито скуп, в нём доминируют чёрные тона редингота и брюк, остальные оттенки коричнево-красноватые, более разреженные в фоне.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Это одно из лучших произведений художника. Творчество художника, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как 19 в. (Дега), так и 20 в. (Пикассо).
Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Период 1812-1814 гг. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Наиболее оригинальным из учеников Энгра признаётся Теодор Шассерио, учившийся у него с 1830 года.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Нет ничего белого в живых телах, нет ничего положительно белого, все относительно. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Жан Кассу называет это произведение Французской Джокондой. Трактованная широкими плоскостями одежда и круглое лицо усиливают это впечатление. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Отец и дядя Анн Форестье были известными юристами и они рассматривали длительную поездку как лучшее средство укрепить помолвку: ожидалось, что будущий зять должен был вернуться знаменитым и с хорошими доходами. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом – картина Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично. В 1834-41 был директором Французской академии в Риме. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Возможно, Жан Энгр-старший собирался попрощаться с сыном перед его отъездом в Рим, но и в тот год пенсионерская поездка вновь была отложена26. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Э. — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане).
Виды деятельности. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в городке Монтобан на юге Франции. В нем меньше действующих лиц. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. Этот образ полон безыскусности, добродушия и привлекательности.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Первый из них изображает жену Шарля Хайяра (1811, Кембридж, Музей Фогг), а второй – профильный портрет старшей дочери Альбертины Хайяр в возрасте 15 лет (1812, Базель, частное собрание), он поражает особой внутренней ясностью образа. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV).
Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). Сохранились десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей.
Энгру требовалась прихотливая и в то же время непринуждённая поза, он долго искал общий абрис фигуры, рассчитывал положение рук. До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное). Энгр – автор блестящих карандашных портретов (большинство его рисунков хранится в Музее Энгра в Монтобане). По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде), монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу самых живых и самых одухотворенных из всех, когда-либо созданных им.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) Лежащая одалиска так и не была взята заказчицей. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Тайна магии портретов Энгра именно в этой влюбленности в каждую модель. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
«Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Образ Стратоники, по замыслу Энгра, должен был стать воплощением хрупкости абсолютной красоты и тонкого лиризма. Тонкие, поэтичные, отличающиеся ясной гармонией линий и форм.
Видимо, художник поместил их лишь для передачи пространственных и масштабных соотношений. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
На следующий день у него началась тяжелая пневмония. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В непосредственной близости по времени создания к этому произведению находится другой шедевр мастера – портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде). Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Николаю и Александру Невскому.
В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Симфориана» (1834). В результате ему удалось создать цельную в линейном ритме композицию, которая также одна из самых удачных в цветовом решении. Последний лист этой серии – портрет второй по старшинству дочери Хайяра, 16-летней Жанетты (Нью-Йорк, частное собрание) – особенно блистателен по мастерству.
Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Первой явилась Помолвка Рафаэля (1813, Балтимора, Музей искусств). Энгр выработал в рисунках особую технику.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Всего художник прожил в Италии 24 года103. Его отец был живописцем и скульптором.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. В нижней части композиции слева показан Пуссен, переписанный Энгром с известного автопортрета80. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Красивое лицо Кордье – одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Ученик Ж. Л. Давида. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». В 1806—24 жил и работал в Италии изучая искусство Возрождения (См. Таков, например, портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1811 Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Официальные круги приняли картину с восторгом.
Способ писать в венецианской манере мне открыл набросок английского живописца Леви. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Однако позднее возник конфликт со Святым престолом, поскольку Энгр привлёк своих студентов, чтобы снять копии с 42 фресок Рафаэля из станц и лоджий91. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр.
Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление.