Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска. Снять жанровый натюрморт со светом от окна на тему завтрак.
Он также выстраивал свои натюрморты вокруг центральной оси, а затем перешёл к более свободной композиции и изображению уже завершившихся завтраков36.
Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого жанра в странах Европы. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Предметы имеют строго определенное место и значение. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью).
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). С 1617 года работал в Харлеме.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Художник реалистично изображает этот предмет. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Учился у Флориса ван Дейка. Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт – цветы и фрукты, битая птица и рыба или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности. Питер Клас знаменит своими натюрмортами.
Пожилой человек и юноша заняты беседой. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации – автономные сообщества, управляемые пастором, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Мало того, он считается одним из основателей знаменитой харлемской школы натюрморта.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Большой стол, накрытый льняной скатертью, занимает почти всю картину. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль и своё место.
Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта – «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Его натюрморты делятся на два вида: обычные (завтраки, банкеты, обеденные столы) и Ванитас (Vanitas). Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной.
Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Это самое яркое пятно на картине. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Все предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Световые блики играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки108. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета.
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Скатерть не закрывает весь стол полностью. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Справа в глубине изображена таверна. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Дерево, масло. Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. 75x132 «Завтраки» харлемского мастера Питера Класа предназначались, как все подобные натюрморты, для интерьеров богатых домов и вот таким образом отображали соответствующий быт. На передке повозки — три яблока. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Тот, кому предназначался этот завтрак, уже отведал кушаний, оставив следы живописного беспорядка. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. 1493 — ок.
Vanitas – это натюрморт, который наполовину смешан с символизмом и аллегорией. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы31. Утонченностью и интимностью своих композиций Клас, как и Хеда создал новую концепцию натюрморта. Скатерть сдвинута так, что видно деревянный стол. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. «Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
И если такая деталь, как гвоздика в руках Богоматери имеет символический смысл, то другие предметы представлены на полотне с единственной целью — украсить картину. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Именно он и показан на полотне. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа. Здесь царят ассоциации и философские рассуждения.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Его композиция очень проста и лаконична. Таково полотно "Трубки и жаровня". В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия.
Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Теперь обратим внимание на задний план.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Это почти библейская и мифологическая живопись. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Отказ от них – один из способов спасти душу.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.