Клода Моне на создание Завтрака на траве вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Моне оставил владельцу отеля в залог свой Завтрак на траве. Клод Моне, «Завтрак на траве».
«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe)— картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. После Завтрака на траве и Женщин в саду Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Меж тем идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля. Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике. «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году.
Существует два Завтрака на траве Клода Моне.
Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. Незадолго до открытия Парижского салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном и не показал его публике. Моне один из главных приверженцев импрессионизма. Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов.
Свет в природе соединяет буквально всё. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6694103104. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции Алисы Меллон Брюс в Национальной галерее искусства (США). Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди.
(self-sufficient) Фигуры справа и слева повёрнуты к центру, что делает композицию замкнутой. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Даже лица написаны схематично. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Полотно задумывается огромным – 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по кравней мере, четырёх. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне.
И тогда он решил полностью работать на пленэре. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале.
Целью этого мероприятия – защита творчества. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже).
Основоположником и ярким представителем импрессионизма был Клод Моне, который совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. В 1920-х годах, вероятно, после смерти Моне, от середины справа была отрезана полоса с плечами и головой женщины в полосатом платье45. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. «Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций.
В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд, в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен из-за политических разногласий. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». «Недоучки» — это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега.
Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру.
Местами пробиваются светлые лучи солнца. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Основы импрессионизма же были заложены именно Моне и Ренуаром, которые в конце 1860-х годов вместе начали писать свои картины на темы природы лишь на открытом воздухе. Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. Позже мастер повторил этот сюжет, благодаря чему существует уникальная возможность оценить (estimate) его замысел. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой.
В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале7778. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов21. Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Восход солнца».
На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Вернувшись в Париж, Моне занялся переносом эскиза на холст поистине монументальных размеров, зная о будущих трудностях такой работы. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. На протяжении всей своей долгой карьеры Моне придерживался принципов импрессионизма и именно он считается наиболее последовательным сторонником этой художественной школы, а также одним из самых выдающихся пейзажных живописцев в истории искусства.
Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной45: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»74. Представленные работы отличались новым взглядом на живопись: сюжет стал второстепенен, основное внимание уделялось краскам и игре света, четких линий не существовало, полотна рисовались мазками, преимущественно на свежем воздухе.
Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе), на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой29261730. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма.
«Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть».
Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве», картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба. Официально выставляться в нем мог любой художник, но не каждого художника пропускали: балом правил академизм и традиции. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами18: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)22, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)23, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)24.
Первоначально картина имела внушительные размеры — 4, 66 м, что неудивительно: в отличие от Эдуара Мане, написавшего в 1862 г. полотно с одноименным названием с четырьмя фигурами, Клод Моне собирался представить 12 персонажей в полный рост, расположившихся на пикнике в Фонтенбло. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Работал он на природе, широко и свободно, достигнув тех тонов, того контраста света и тени, каковых на то время не было ни у Курбе, ни у Мане. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Его картина оказалась более сдержанной. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе), отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности». В 1957 году он передал картину в дар государству, после чего она была приписана к Лувру и выставлялась в галерее Же-де-Пом до 1986 года, когда была передана в музей Орсе8082.
Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна. Какибрат самого художника Густав. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре.
Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»53545. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. Картина построена по принципам светотени. Одеты мужчины — как денди.
Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления».
Сюжет взят, думается изжизни. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Картина вызвала скандал в обществе. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь.
Главными героями полотна стали друзья Моне. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. Здесь нет эффекта фрагментарности. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»59.
В это же время, картина, к сожалению, была повреждена.
Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья.
Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы и вовсе изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их разноцветных, зелёных и жёлтых платьев1135. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд31, в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен32. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8081. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане».
В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения.
В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью99.
После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света.
Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем412. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители».
В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве».
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника». Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом71.
После Моне обе работы находились у его сына Мишеля. После двух лет, проведённых с армией в Алжире с 1860 по 1862 год, он вопреки воле родителей отправился в Париж для того, чтобы учиться живописи. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума».
Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Это – толпа. Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2521: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино36.
Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Использование художником чёрного цвета (земля, тени, стволы деревьев) говорит о желании создать академическое полотно. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Критика обрушилась со всех сторон.
Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. Набросок картины, выполненный Клодом Моне, хранится в Москве, в изобразительном музее имени Пушкина.
В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»69, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины70. Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже). В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки», а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины. В начале 60-х гг.
Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см6. Вот и весь завтрак. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума».
На протяжении всей своей долгой карьеры Моне придерживался принципов импрессионизма и именно он считается наиболее последовательным сторонником этой художественной школы, а также одним из самых выдающихся пейзажных живописцев в истории искусства. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»66, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба68. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном.
Картины, написанные им, навсегда поменяли вектор развития европейского изобразительного искусства, внесли редчайшие коррективы в понятие живописи того времени. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду».
До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард), «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе), «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей). Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне). Одновременно Моне сделал ряд небольших эскизов на пленэре, а уже в мастерской в сентябре 1866 года создал очень тщательно выписанную картину с уменьшенным вариантом композиции, по которой в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел полотна.
Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день.
Женские фигуры — невеста Камилла Донсье — у скатерти. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут92. 3.
В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»61100939410110295. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской57.
Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2526. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю37. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы.
В картине чувствуется гигантская работа. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5643. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций56.
Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Восход солнца». Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна21564344. Воскресный пикник проходил, возможно, даже смоделью Викториной Мёран, которой приписывается нетолько творческая связь сживописцем.
В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Сохранились только левая и средняя часть. Картина Чашка чая.
Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело». Дело не только в размерах, но и в композиции — она замкнута и самодостаточна. Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2547548.
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Один из них — другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон — сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)58, на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4.
Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской.
Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность.
После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном» (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея), для которой моделью снова послужила Камилла. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне.
Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре21. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. Родственники Моне назвали такое поведение неэтичным, тогда как он сам из-за своих новаторских полотен был изгнан из академических салонов и стал жить практически в полной нищете. Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане.
«Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента.
Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами28 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)29. Эта картина ещё тяготеет к салонному искусству.
Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе). По сердцу, вырезанному на коре одного из них, можно судить, в каком романтическом настроении Моне создавал сей шедевр. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма.
Эскиз надлежало превратить в законченную картину. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду».
В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». Но здесь нет разделения на группы главных и второстепенных героев. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор.
В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену— Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»4950 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)51, для которой моделью снова послужила Камилла52. Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)22, на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов.
После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»3942. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»2425262728. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)332834.
Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7273. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств). Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии.
Более того, название и изображение абсолютно не подходят друг другу, отчего смысл картины приобретает весьма двусмысленный оттенок. Одновременно с грандиозным полотном Моне пишет и уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Пушкина в Москве.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане».
Там выставлялся и «Завтрак». Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Это определение, данное в насмешку, укрепилось. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем417.
В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности».
Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра». Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Некоторое время спустя Моне вступил в переписку с Фламеном по поводу возвращения картины, для чего в марте 1884 года попросил у своего арт-дилера Дюран-Рюэля денег в долг.
Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. В результате, Моне разрезал её на три части. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом.
Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне)38394041. Для мужских фигур вместе с Базилем позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а большинство женских фигур, возможно, были списаны им с нескольких женщин или даже с одной— своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в Шайи1121435. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. и передал ее в дар Лувру. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю.
Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца). «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»4. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности».
Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.