Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и искусственных ладов, элементов модальной гармонии, «неправильных» параллельных аккордов и т. п. Середина XIX века – время перемен не только в истории, но и искусстве. В нём большая нагруженность смыслом и меньшая динамизация. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер. Чистые краски наносились на холст мелкими раздельными мазками: разноцветные «точки» лежали рядом, смешиваясь в красочное зрелище не на палитре и не на полотне, а в глазу зрителя.
Стремление уловить «мгновенность» состояний атмосферы и естественного освещения можно заметить уже в пейзажном творчестве мастеров так называемого предимпрессионизма (Э. За редким исключением искусство импрессионизма обращено к современности: в нём преобладают темы города, «частной» жизни (быт, отдых, развлечения), красоты сельских пейзажей. Клод Моне, фотография 1899 г. Французский художник, один из основателей импрессионизма. Она так и называется — «Впечатлениие. Levant soleil).
9185 см. Признанными мастерами в передаче потока настроений и подтекста были актёры Г. Режан и Л. Гитри (Франция) Э. Дузе и Э. Цаккони (Италия) Г. Эйзольдт и А. Вассерман (Германия), А. Сандрок и А. Моисси (Австрия) В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орленев, Е. Н. Рощина Инсарова и первые актёры МХТ (Россия). Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь -- это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне).
Ван Гог, который считается предтечей экспрессионизма, писал о своих последних работах брату Тео: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества». Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Мгновение, выхваченное из потока жизни, пульсация большого города — все схвачено как бы случайно, но увидено зорким взглядом художника.
Импрессионизм разрушил все традиционные представления об иерархии жанров и их специфике (смешение бытового жанра с портретом, портрета с пейзажем или интерьером и тому подобное), о композиции как замкнутой целостной структуре образов. Французский художник, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. Признанными мастерами в передаче потока настроений и подтекста были актёры Г. Режан и Л. Гитри (Франция) Э. Дузе и Э. Цаккони (Италия) Г. Эйзольдт и А. Бассерман (Германия), А. Сандрок и А. Моисси (Австрия) В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. В России черты импрессионизма наиболее ощутимы в творчестве А. П. Чехова и Б. К. Зайцева его влияние заметно в поздних сочинениях бытописателей, близких к натурализму (С. Каждая из работ такой серии (или цикла) раскрывает какой-то аспект изображаемого, а их совокупность создаёт целостный, синтетический образ в пределах общего замысла художника. К. Гюисманс, М. Пруст, А. Жид во Франции П. Альтенберг в Австрии О. Уайльд в Великобритании Г. ДАннунцио в Италии К. Гамсун в Норвегии А. Белый в России и др. ).
Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д. ) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы». Хорошо освещённый солнцем предмет, как правило, ярче, чем тот же предмет при комнатном освещении. Их единство было основано на несогласии с официальным искусством, желании найти новые, свежие формы, но каждый из них шел своим путем.
Деллюк одним из первых вернулся к непритязательности первых фильмов братьев Л. и О. Люмьер и использовал глубину резко изображаемого пространства, которая значительно позднее (в 1930-1940-е годы) будет трактоваться как открытие У. Уайлера и О. Уэллса (США). Выставка в Кёльне стала уникальной по своей исторической значимости: организаторы и критики отметили географический сдвиг, «северное» направление в трактовке импрессионизма и близость немецкой авангардной живописи к творчеству Ван Гога и Эдварда Мунка. Разрушение академических канонов в живописи французскими импрессионистами совершалось в нескольких направлениях: отказ от всякого рода литературности, «сюжетности», морализирования, свойственных салонному искусству того времени, от поисков отвлечённой «рафаэлевской» красоты позднего французского классицизма (Ж. О. Д. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Более статичного и тяжеловесного памятника трудно себе представить.
Коро, Г. Курбе). Импрессионистичность в критике связана с жанрами «этюда», «силуэта», «профиля» с их афористическими, субъективно-вкусовыми характеристиками (А. Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880-1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др. ). Вместе с тем бурной патетике, рельефному тематизму, напряжённым тяготениям хроматически усложнённой тональной гармонии поздних романтиков (особенно Р. Вагнера) импрессионисты противопоставили эмоциональную сдержанность, краткость и неуловимую изменчивость постоянно варьируемых мотивов, диатонику, модальность симметричных ладов (в том числе целотонового), прозрачную фактуру. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. post – после и импрессионизм) – собирательное название основных течений французской живописи конца 19 – начала 20 веков. Он получил художественное образование, прочно связанное с академической школой.
Но это течение было так широко представлено, в частности, в Германии, что целый период вплоть до прихода к власти нацистов в 1933г называют «поколением экспрессионистов». Кроме того, предтечами импрессионизма в голландской живописи были такие художники, как Франс Халс и Ян Вермеер Делфтский (который во многом был заново открыт благодаря художникам-импрессионистам). Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном. Он любил рисовать жанровые картины, где с поразительной живостью воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Кузмин в России).
Констебл) в 1870-1871 годах (во время пребывания в Лондоне К. Моне и К. Писсарро) и «открытие» европейцами японского искусства в середине XIX века. Верлен, А. Рембо во Франции Д. фон Лилиенкрон в Германии Г. фон Гофмансталь, Р. М. Рильке в Австрии К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский в России и др. ) в прозе – в обращении к малым формам (фрагмент, цикл слабо связанных между собой новелл, дневниковые записи, эссеистических набросок), бессюжетности использовании словесно-образных лейтмотивов, декоративности стиля (Ж. Андреев).
Одним из главных представителей этого направления был М. М. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
Театр Чехова и его мировое значение. И только к концу XIX — началу XX в. положение изменилось коренным образом. Н. Прокофьев). Использовали фрагментарные, реальности ситуаций использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. Усиливается фоническая выразительность каждого аккорда (смотри Фонизм), за счёт привнесения на новой основе элементов модальной гармонии расширяется ладовая сфера, в оркестровке преобладают чистые тембры. Либерман, Л. Коринт), США (Дж.
Орленев, Е. Н. Рощина-Инсарова и первые актёры МХТ (Россия). Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Таиров, Е. Б. Констебла. Сегодня беззаботно-радостные полотна импрессионистов пробуждают ощущение благополучия. Восход солнца. Русский импрессионизм ближе, чем французский, к реализму.
Дубовского почти целиком принадлежит этому направлению искусство К. А. Гюисманс, критики Т. Дюре, Э. Дюранти, Г. Жеффруа, коллекционеры П. Дюран-Рюэль, Г. Кайботт, Ж. Б. Основные жанровые формы драмы импрессионизма – одноактная пьеса, цикл миниатюр, драматическая поэма, сцены из деревенской (или городской) жизни. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила «Венера Урбинская» Тициана). Литературный импрессионизм нередко либо отождествляется с натурализмом, либо считается промежуточным явлением между натурализмом и символизмом, либо сближается с символизмом. Чехов), но и во всём мире.
Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром. В поэзии импрессионистичность проявляется в ослаблении метрического и смыслового единства строки (так называемое высвобождение стиха), пренебрежении регулярностью ритма и точной рифмой (вплоть до полного отказа от рифмы в верлибре), прихотливых анжамбманах (П. С. Малевича, М. Ф. Ларионова, А. Д. Древина).
В картине «Поле маков» (1873) тот же Клод Моне показал красные маки на фоне ярко-зеленой травы. Вместе они изучали произведения двух английских живописцев – Тернера и Констебла, пейзажи которого поразили публику парижского Салона в 1824 году. К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. Само название объединения было программным, декларирующим, что творчество художников этой группы (Кирхнера, Хеккеля, Пехштейна, Шмидт-Ротлуфа, Нольде, ван Донгена и др) служит мостом в искусство будущего.
Theatergeschichte Europas. Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. А. С. Пушкина в Москве. Непримиримый конфликт Мане с официальным искусством усугубился с появлением следующего произведения Мане – знаменитой «Олимпии», которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу.
Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. Само слово «впечатление» в значении способа художественного познания действительности встречается и раньше: этим понятием пользовались поэты Ш. Бодлер и П. Верлен, художники К. Коро, Т. Руссо, Ш. Ф. Добиньи (уже в 1860-е годы критика называла его «главой школы впечатлений»), Э. Мане. Об этом его картина «Крик», которую художник повторял в разных вариантах.
Малевича, М. Ф. Этот процесс, крайне противоречивый, неоднозначный и сложный, продолжается до сих пор. Импрессионисты провели восемь выставок, последнюю – в 1886 году. Кэссетт, М. Прендергаст, Т. Робинсон, Дж. С.
В Голландии предтечей импрессионизма был Франс Халс работы Яна Вермеера Делфтского по своей технике и особому вниманию к свето-цветовым проблемам ещё ближе к импрессионизму этот художник был заново открыт, благодаря импрессионистам. Импрессионизм часто называют последним крупным европейским стилем в живописи. Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, духовной жизни человека изображение сильных страстей, одухотворение природы интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию теневой, ночной стороны человеческой души, со знаменитой романтической иронией, позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Новизна этих двух полотен вызывала критику со всех сторон.
В истории драматургии и театра импрессионизм часто не выделяется как самостоятельное направление, а рассматривается как этап в развитии реализма или как часть декаданса. Представленные 160 произведений искусства, преимущественно французских и немецких художников, распределены по тематическим разделам: «город», «свободное время», «бары и кафе», «семья и дети». Холст, масло. Каждая из работ такой серии (или цикла) раскрывает какой-то аспект изображаемого, а их совокупность создаёт целостный, синтетический образ в пределах общего замысла художника. Постимпрессионизм породили те же импрессионисты, которые решили, что их метод ограничен: глубокий и многозначный символизм был ответом на живопись, «утратившую смысл», а модерн даже своим названием призывает к новому. Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков.
Другим важным открытием К. Моне стало доказательство того, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов, а представляет собой способ «смешивания» света, отражающегося от их поверхности. Для картин импрессионистов характерны «незаданность» кадра, децентрализация изображения (отсутствие центральной системы образов и статичной, единственной точки зрения), необычность избираемых ракурсов, смещение композиционных осей, «произвольные» срезы частей композиции, предметов и фигур рамой картины. Расцвет импрессионизма в кино оказался краткосрочным, однако его новации и технические эксперименты удачно вписались в более радикальные поиски «второго поколения» французского киноавангарда. Таулов), Польши (Л. Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока (именно под влиянием впечатлений от очередной Всемирной выставки 1889 года были написаны знаменитые «Гноссиены» Сати), негритянских спиричуэлс США и др.
Ф. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, А. К. Лядов, Н. Н. Черепнин (смотри Черепнины), отчасти И. Ф. Стравинский в России. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Мазок стал самостоятельным средством выразительности, наполняя поверхность картины живой мерцающей вибрацией цветовых частиц. Бородина, Э. Грига, Н. А. Анненский в России и другие) в прозе – в обращении к малым формам (фрагмент, цикл слабо связанных между собой новелл, дневниковые записи, эссеистический набросок), бессюжетности использовании словесно-образных лейтмотивов, декоративности стиля (Ж. К.
При жизни художников их работы подвергались осмеянию их склонность к импровизации воспринималась публикой как вызывающе-радикальная и даже провокационная «мазня сумасшедших». Вычулковский), США (М. Буден таким образом, приобщил Моне к работе на открытом воздухе (пленэре) и помог ему почувствовать особенности и нюансы солнечного освещения, его взаимодействие с водной поверхностью. Говорят также об импрессионистичности как стилевой особенности, присущей многим писателям 2-й половины XIX – начала XX веков. Грабарь) и многих других национальных художественных школ.
расцвета и борьбы за новое искусство – 1870-е годы (период «классического импрессионизма») начинающегося кризиса (1880-е годы) поздний – с 1890-х годов до 1920-х годов. Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. Одним из главных представителей этого направления был М. М. Фокин, прибегавший в ранних балетах (1900-х годах) к стилизации позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Стремление запечатлеть «единую движущуюся материю» естественно привело импрессионистов (также не без влияния японской гравюры) к созданию серий и циклов работ, посвящённых одному предмету изображения и фиксирующих либо динамику образа (изображения «тополей», «вокзалов» у К. Моне, «танцовщиц» у Э. Дега, многолюдных парижских бульваров и т. п. ), либо меняющиеся эффекты освещения и цветности в их взаимосвязи, движение имматериальной стихии света («стога сена», «соборы» Моне). Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи.
Dresden, 1891. Литературный импрессионизм не создал теоретической программы, но испытал влияние, помимо живописи французских импрессионистов, мюнхенского и венского сецессионов, философии времени А. Бергсона, психологии У. Джеймса (идея потока сознания), эмпириокритицизма Э. Маха, психоанализа З. Фрейда. Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887). Картина была принята в Салон и потрясла публику. Одновременно он открыл там собственную галерею. А. Дункан отстаивала идею «раскрепощения тела» и интуитивного истолкования музыки, без каких-либо танцевальных норм.
Но мало кто из них смог объяснить логику собственных поисков. Во Франции 50-60-х годов тенденции в живописи задавал официальный Салон, но типичное «салоновское» искусство устраивало не всех, это и объяснило появившиеся новые направления.
Некоторые художники (один из них – Эмиль Нольде), которые сейчас считаются самыми яркими представителями экспрессионизма, отрицали свою принадлежность к нему. Импрессионизм начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания и формы произведения искусства. Таулов), Польши (Л. Наиболее полно теория театрального импрессионизма была разработана на рубеже XIX-XX веков австрийским драматургом и режиссёром Г. Баром, сформулировавшим принципы этого направления (субъективизм, моральный релятивизм, внимание к подсознательному, чувственность, эстетизм). От этого их живопись получалась светлой и трепетной. После этой выставки художников стали называть импрессионистами.
В живописи русских импрессионистов преобладают предметность, материальность. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Тёрнер, Р. Бонингтон, Дж. Многие художники этого периода смело дерзали в искусстве, как это обычно и бывает на сломе веков и эпох. Грабаря «импрессионистский» период можно выделить также у будущих мастеров русского авангарда (К. С.
Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». Вместо Венеры Мане изобразил «голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной». П. Трубецкой «Памятник Александру III», Санкт-ПетербургПервая выставка произведений Паоло Трубецкого состоялась в США в 1886 г. В 1899 г. скульптор приехал в Россию. Рильке в Австрии К. Д. Кэссетт, М. Прендергаст, Т. Робинсон, Дж.
Применительно к киноискусству понятие «импрессионизм» было введено Ж. Садулем и директором Французской синематеки А. Ланглуа во 2-й половине 1940-х годов как обобщённое обозначение тех фильмов 1-й половины 1920-х годов, в которых доминировало живописно-пластическое начало. Восходящее солнце» и была показана в 1874на первой выставке импрессионизма.
Он никогда не препарировал, не разлагал, не растворял предметы в световоздушной среде. Лядов, Н. Н. Симфоническая сюита «Море от рассвета до полудня» достойным образом подытоживает пейзажные зарисовки Дебюсси.
Стремление уловить «мгновенность» состояний атмосферы и естественного освещения можно заметить уже в пейзажном творчестве мастеров так называемого предимпрессионизма (Э. Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему.
Эта отстраненность зрительного восприятия приводила также к подавлению цвета памяти, т. е. связи цвета с привычными предметными представлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава зеленая. В результате мелкие мазки красной и синей краски зритель видел как фиолетовые. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в Импрессионизме самостоятельным объектом изображения).
Драма импрессионизма черпала темы из современной жизни, но оставляла сюжету второстепенную роль, концентрируясь на передаче общей атмосферы действия, на раскрытии оттенков душевного состояния и череды настроений героев (преимущественно представителей интеллигенции или богемы). Клод Моне, не имея денег заплатить за гостиницу, был вынужден оставить в залог свою картину «Завтрак на траве». Восход солнца» написана в Гавре весной 1873 ныне – в Музее Мармоттан, Париж) дала повод критику Л. Леруа из журнала «Le Charivari» назвать свою обзорную статью «Выставка импрессионистов».
Римского-Корсакова, свободе голосоведения и стихийной импровизационности М. П. Поздний импрессионизм отмечен нарастанием декоративных тенденций (общих для искусства эпохи модерна), всё большей изощрённостью колористической игры оттенков и дополнительных тонов, порой необычным цветовидением (пейзажи Э. Дега конца 1890-х годов, серия «плакучих ив» К. Моне, поздняя живопись О. Ренуара и др. ), акцентированием самоценности индивидуальной художественной манеры, «личностного» стиля. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. Значительную роль сыграли также сближение будущих импрессионистов с Э. Мане (с конца 1860-х годов), оказавшим большое воздействие на молодых художников (не участвуя в выставках импрессионизма, Мане сам отдал дань импрессионистической манере письма), знакомство с английским искусством (У. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого.
Начиная с 1870-х годов из живописи импрессионистов почти окончательно изгнаны ахроматические цвета (чёрный, серый и открытый белый), колорит пленэрных картин основан на сопоставлениях тёплых и холодных спектральных цветов, в них используются возможности «пространственного» цвета – изображение стихии воды, неба, облаков, тумана, воздуха, получающих окраску за счёт рассеянного и отражённого солнечного света. Impressionismus // Bahr Н. Dialog vom Tragischen. Они всегда писались «на пленэре», т. е. Наиболее полно теория театрального импрессионизма была разработана на рубеже 19-20 веков австрийским драматургом и режиссёром Г. Баром, сформулировавшим принципы этого направления (субъективизм, моральный релятивизм, внимание к подсознательному, чувственность, эстетизм).
Фрейда. Художники-импрессионисты во многом опирались на работы мастеров Древней Греции и Рима, особенно – на мастеров так называемого «фаюмского портрета». Трудно сказать, какого цвета платье на мадам Самари: оно буквально соткано из множества оттенков белого, розового, жемчужного, серого, цвет растворяется в световоздушной среде, фигура окутана воздухом и создается впечатление трепетности, свежести, необычайной жизненности всего образа. А. Зернов), стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, «мгновенности» случайных ситуаций, движений, состояний природы.
Hamb., 1999. Вахтангов, М. А. Туоктмен) и других. Эдвард Мунк считается одним из родоначальников экспрессионизма.
Мережковский, Ю. И. В 1860-е годы, период формирования импрессионизма, эта мысль казалась «страшно» революционной и поражала обывателей и «традиционных» художников не меньше, чем агрессивный реализм Курбе или работы Эдуарда Мане (вроде «Завтрака на траве» с его обнажёнными героинями). Большое влияние на них оказали пейзажи Дж. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV вв. Импрессионистичность в критике связана с жанрами «этюда», «силуэта», «профиля» с их афористическими, субъективно-вкусовыми характеристиками (А.
Фокин, прибегавший в ранних балетах (1900-х годов) к стилизации позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Блок, Л. Н. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Работа должна была быть завершена за один сеанс. Некоторая незавершенность русского импрессионизма создаёт «трепет жизни», который был характерен для них. К импрессионизму относят творчество русских художников: А. Архипова, И. Грабаря, К. Коровина, Ф. Малявина, Н. Мещерина, А. Мурашко, В. Серова, А. Рылова и др. Эрик СатиМузыкальный импрессионизм близок импрессионизму во французской живописи.
Там они встречали Коро и других художников Барбизонской школы. К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. Эти качества особенно пленяют в детских портретах Ренуара, которые он писал часто по заказу, выставляя (к огорчению верного юношеским идеалам Моне) в Салонах и которые имели неизменный успех на выставках и у заказчика («Мадемуазель Ирен», 1880 «Габриель с Жаном», 1895). Импрессионизм в хореографическом искусстве не сложился в отдельное направление, однако на рубеже XIX-XX веков проявились тенденции, которые можно считать импрессионистическими: стремление к более непосредственному выражению в танце впечатлений, рождённых музыкой, а не сюжетом (либретто) введение в классический танец элементов свободной и фольклорной лексики, пластичность образность, фиксация мгновения средствами танца, передача изменчивого настроения. Главные представители «школы киноимпрессионизма» – Л. Деллюк, Ж. Дюлак, А. Ганс, М. ЛЭрбье, Ж. Эпштейн.
Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Наиболее последовательно придерживался этой системы в своём творчестве К. Моне в работах других европейских (в том числе русских) и американских художников-импрессионистов различные приёмы импрессионизма находили в каждом случае неповторимо-индивидуальную интерпретацию.
непосредственно с натуры, на природе, без эскизов и предварительных набросков. Это название родилось благодаря критику Луи Леруа. Древина). Киноискусство.
Усиливается фоническая выразительность каждого аккорда (смотри Фонизм), за счёт привнесения на новой основе элементов модальной гармонии расширяется ладовая сфера, в оркестровке преобладают чистые тембры. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне (1840—1926). Холст Моне -- «Впечатление.
Значительную роль в появлении нового течения сыграл Э. Мане. Возникновение термина граничит с первой выставкой французских художников-единомышленников (под названием «Анонимное кооперативное общество художников. »), прошедшей в парижском ателье Г. Надара в 1874 году. Однако за всем этим постепенно теряется цельная картина мира, его материальность. Родился в Париже. Для искусства тончайших нюансов создавались камерные, «интимные» театры и студии большое распространение получили литературные кабаре.
Художники широко применяли дополнительные тона (красные и зелёные, жёлтые и фиолетовые), контраст которых повышал интенсивность звучания цвета, особенно ярко это отразилось в постимпрессионизме. Женщины Ренуара одного ярко выраженного типа: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой над низким лбом, пухлые красные губы – тип парижской гризетки второй половины XIX в. Их очарование – в едва уловимых, зыбких оттенках настроения («Завтрак гребцов», 1881). Стоит отметить, что такое направление, как импрессионизм, в искусстве не могло возникнуть на пустом месте. Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Weimar, 2004 idem.
Репина, В. А. В том же году в Париже Моне обрел новых друзей – Ренуара, Сислея и Базиля.
Наиболее полно импрессионизм выражен в спектаклях МХТ (до 1905 линия «интуиции и чувства»), которые осуществил К. С. Станиславский. Последователи нового направления, считавшие что академические, традиционные техники, например, в живописи или в архитектуре, не могут в полной мере передать всю полноту и мельчайшие детали окружающего мира, перешли на использование абсолютно новых техник и методик в первую очередь в живописи, затем в литературе и музыке. Мейерхольд, А. Я. В России черты импрессионизма наиболее ощутимы в творчестве А. П. Свет становится принципиальным элементом импрессионизма в живописи.
Условно историю импрессионизма в живописи можно разделить на периоды: подготовки (созревания нового метода) – 1860-е годы. Название направления произошло от наименования картины К. Моне Впечатление. Художника обвинили в аморальности, вульгарности. Серова, И. И.
Восходящее солнце (Impression. Поленова, Н. Н. Bahr Н. Die berwindung des Naturalismus. В поэзии импрессионистичность проявляется в ослаблении метрического и смыслового единства строки (так называемое высвобождение стиха), пренебрежении регулярностью ритма и точной рифмой (вплоть до полного отказа от рифмы в верлибре), прихотливых анжамбманах (П. Импрессионизм в хореографическом искусстве не сложился в отдельное направление, однако на рубеже 19-20 веков проявились тенденции, которые можно считать импрессионистическими: стремление к более непосредственному выражению в танце впечатлений, рождённых музыкой, а не сюжетом (либретто) введение в классический танец элементов свободной и фольклорной лексики, пластическая образность, фиксация мгновения средствами танца, передача изменчивого настроения. На картинах импрессионистов небо может быть зеленым, а трава голубой. Это направление оказало огромное влияние на все последующее искусство. Констебл) в 1870-71 (во время пребывания в Лондоне К. Моне и К. Писсарро) и «открытие» европейцами японского искусства в середине 19 века.
Стремление запечатлеть «единую движущуюся материю» естественно привело импрессионистов (также не без влияния японской гравюры) к созданию серий и циклов работ, посвящённых одному предмету изображения и фиксирующих либо динамику образа (изображения «тополей», «вокзалов» у К. Моне, «танцовщиц» у Э. Дега, многолюдных парижских бульваров и т. п. ), либо меняющиеся эффекты освещения и цветности в их взаимосвязи, движение имматериальной стихии света («стога сена», «соборы» Моне). Художники батиньольской школы объединились, когда умер единственный либеральный член официального жюри Делакруа (1863). Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее. Сюжет для них не имел почти никакого значения. Литературный импрессионизм не создал теоретической программы, но испытал влияние, помимо живописи французских импрессионистов, мюнхенского и венского сецессионов, философии времени А. Бергсона, психологии У. Джеймса (идея потока сознания), эмпириокритицизма Э. Маха, психоанализа 3. Импрессионисты своим идейным вождем и предшественником считали Эдуарда Мане.
Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в живопись многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Музыкальный импрессионизм унаследовал многие особенности позднего романтизма и национальных музыкальных школ XIX века. Драма импрессионизма черпала темы из современной жизни, но оставляла сюжету второстепенную роль, концентрируясь на передаче общей атмосферы действия, на раскрытии оттенков душевного состояния и череды настроений героев (преимущественно представителей интеллигенции или богемы).
Г. Туоктмен) и др. Разрушение академических канонов в живописи французского импрессионизма совершалось в нескольких направлениях: отказ от всякого рода литературности, «сюжетности», морализирования, свойственных салонному искусству того времени, от поисков отвлечённой «рафаэлевской» красоты позднего французского классицизма (Ж. 2-е изд.
В основе импрессионизма лежало нетрадиционное видение мира как некой «движущейся материальной субстанции» (Б. А. Этим импрессионисты напоминали фотографов. Деллюк Л. Фотогения кино. Перед актёрами, отделёнными от зрителей «четвёртой стеной», были поставлены новые задачи: предельная органичность и простота внешних выразительных средств при внутренней сосредоточенности на скрытых (подсознательных) чувствах, на подтексте роли.
Мусоргского. В появившемся на следующий день газетном отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием сделанности формы в картинах иронически склоняя на все лады слово впечатление (impression), будто бы заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Последовательный отказ импрессионизма от антропоцентрической концепции европейского искусства (человек – не центр мироздания, но его частица) произошёл в значительной степени под влиянием японского искусства и проявился в равноправии всех элементов композиции, равнозначности главного образа и второстепенной детали, вплоть до почти полного «поглощения» основного образа пейзажем либо растворения пейзажа в дымке скользящего тумана вообще в поэтике недосказанности и «умолчаний». Основой для названия данного термина послужила увиденная критиком картина Клода Моне «Впечатление. Этот цикл был написан художником в 1890-х гг. Если смотреть на расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель», то здесь можно говорить только о свойстве художественного образа, но не реального изображения. Л., 1981 Соловьева И. Н., Шитова В. В. К. С. Станиславский.
Новизна художественных средств нередко сочеталась с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов). В разные времена критики, музейные работники и сами художники понятие «экспрессионизм» трактовали неоднозначно. Перед актёрами, отделёнными от зрителей «четвёртой стеной», были поставлены новые задачи: предельная органичность и простота внешних выразительных средств при внутренней сосредоточенности на скрытых (подсознательных) чувствах, на подтексте роли.
Когда началась франко-прусская война, Моне переселился с семьей в Лондон. Все эти картины, большей частью написанные на пленэре, отличает особая светозарность и звучность цвета, В напоенном солнечным светом искусстве импрессионистов полотна Ренуара остались памятником самого оптимистического отношения к «обожаемому виденному миру». Самые популярные жанры импрессионистов – пейзажи и сцены из городской жизни.
В Лондоне Моне встретился с Писсарро, который также бежал из Франции. Черты импрессионизма можно найти в хореографии некоторых мастеров 1-й четверти 20 века (А. Применительно к киноискусству понятие «импрессионизма» было введено Ж. Садулем и директором Французской синематеки А. Ланглуа во 2-й половине 1940-х годов как обобщённое обозначение тех фильмов 1-й половины 1920-х годов, в которых доминировало живописно-пластическое начало.
В основу своего творчества они положили «пейзаж настроения» изображение родной природы и ее постоянно меняющегося состояния. Преимущество – живым цветам солнечного спектра.
Bd 3. Моделью для «Олимпии» также служила Викторина Меран. Объективная правдоподобность приносилась в жертву законам зрительного восприятия. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов), но и во всём мире. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. На это Моне ответил отказом и был лишен всякой материальной помощи.
Поздний импрессионизм отмечен нарастанием декоративных тенденций (общих для искусства эпохи модерна), всё большей изощрённостью колористической игры оттенков и дополнительных тонов, порой необычным цветовидением (пейзажи Э. Дега конца 1890-х годов, серия «плакучих ив» К. Моне, поздняя живопись О. Ренуара и другие), акцентированием самоценности индивидуальной художественной манеры, «личностного» стиля. W., 1966 idem. Никакие другие направления в живописи не знали подобных методов. Первое название картины – «Отчаяние», это живописное выражение чистого ужаса.
К тому же цвет в фресках в принципе не мог сочетаться с светом, как на картинах импрессионистов из-за самого материала, на котором писались фрески. Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», на которой представлен народный бал в саду монмартрского танцевального зала, не только шедевр ренуаровского импрессионизма, она во многом программное произведение всего течения. Например, передача синего цвета в тенях или розового – на закате. Этот памятник вызывал и продолжает вызывать разноречивые оценки. Первым обратился к сочинениям Жозефена Пеладана Эрик Сати.
Деллюк одним из первых вернулся к непритязательности первых фильмов братьев Л. и О. Люмьер и использовал глубину резко изображаемого пространства, которая значительно позднее (в 1930-40-е годы) будет трактоваться как открытие У. Уайлера и О. Уэллса (США). Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Именно в его творчестве воплотилась основная проблема импрессионизма — проблема света и воздуха. Они разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета спектра.
В отличие от итальянского футуризма – идеологического антипода экспрессионизма, основанного в 1909г писателем Маринетти, убеждённого, что «Война – единственная гигиена мира», экспрессионизм не был целостным и единообразным. Soleil levant» («Впечатление. Импрессионизм проявился главным образом в так называемом свободном танце. Слова Сезанна о Моне: «Моне — это только глаз, но, Бог мой, какой глаз. » — можно отнести к импрессионизму в целом. Восходящее солнце». Постимпрессионизм (от лат.
Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. А. Блок, Л. Н. Андреев). В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже.
К пейзажной живописи его приобщил Эжен Буден – французский художник, предшественник импрессионизма. Самым важным для импрессионистов было передать впечатление от увиденного, запечатлеть на холсте краткое мгновение жизни. е. в субъективном преломлении художника) они стремились отразить в «микрокосме» единичного произведения нерасторжимую связь природы и человека индивидуума и окружающей среды. Коровин, И. Э.
Де Ниттис), Норвегии (Ф. Левитана, В. Д. С импрессионизмом в музыке, который не представляет собой прямую аналогию импрессионизма в живописи и не совпадает с ним хронологически (время расцвета музыкального импрессионизма – 1890-1900-е годы), обычно связывают передачу изменчивых настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности (в том числе к отображению в звуках игры волн, бликов света на воде, ветра, облаков и т. п. ), повышенный интерес композитора к тембровой и гармонической красочности. Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других. Сиккерт, У. Стир), Германии (М. Ведь будущие направления в живописи отталкивались именно от импрессионизма. В эти годы в искусстве уже утверждались новые направления, однако воздействие новаций импрессионизма в той или иной мере испытали многие художники французского салонного искусства, постимпрессионизма и раннего европейского авангардизма.
Импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Одна из представленных на ней картин К. Моне («Впечатление.
Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку. Творчество Э. Мане определило развитие всей новой французской школы. Одним из основоположников импрессионизма является Клод Оскар Моне.
Импрессионисты могли в зависимости от своего видения небо написать зеленым, а траву синей. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства. Именно он первым назвал Моне и его соратников «импрессионистами», выразив тем свою негативную оценку их живописи.
Утверждение немецкого журнала «Штурм» в 1921г, что «импрессионизм являлся только модой, экспрессионизм же – мировоззрение» не выдерживает никакой критики: импрессионизм стал новой точкой отсчёта в развитии всего прогрессивного искусства. М., 1981 Фокин М. М. Против течения. Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра — это уже реакция против импрессионизма.
Она неоднократно повторялась в его творчестве. К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна») итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге). Но они возобновили опыт независимых выставок с 1876 года. А. Дункан отстаивала идею «раскрепощения тела» и интуитивного истолкования музыки, без каких-либо танцевальных норм. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара.
На выставке побывал представитель издания «Шаривари», репортер Луи Леруа. Особенности термина «экспрессионизм» заключаются в том, что изначально под этим словом понималась любая альтернатива импрессионизму. М., 2001 Гаевский В. М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. Полотно уподоблялось переливающейся драгоценными цветами мозаике.
Станиславский. Любопытно писал об Эдуарде Мане А. Пруст: «Глаз Мане был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу». Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), Италии (Дж. Последовательным импрессионистом не был и Эдгар Дега (1834—1917). М. Л., 1940 Kindermann Н. Dichtung aus sterreich. Литературный импрессионизм нередко либо отождествляется с натурализмом, либо считается промежуточным явлением между натурализмом и символизмом, либо сближается с символизмом. Сарджент, Дж. Г.
Стравинский в России. Salzburg, 1968-1974. В настоящее время картина хранится в Музее искусств им. Они должны были иметь большое мужество, чтобы заниматься живописью без всякой надежды на успех, без каких-либо средств к существованию. Французский импрессионизм не поднимал философские и социальные проблемы.
Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Его манера и техника очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке»). В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс.
Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. Каждый последующий стиль появлялся в поисках нового. Бальмонт, И. Ф. Черепнин (смотри Черепнины), отчасти И. Ф. ван Рейселберге в Бельгии, Дж.
Вместе с тем за пределами Франции влияние импрессионизма проявилось в заимствовании отдельных приёмов (эффекты пленэризма, высветление палитры, эскизность и свобода живописной манеры), в обращении к современной тематике – в творчестве художников Великобритании (У. С импрессионизмом в литературе обычно соотносят акцент на суггестивности, построение образного ряда по принципу свободных ассоциаций, призванных внушить читателю неопределённое «музыкальное» настроение, втягивающее его в мир лирических переживаний автора – эстета-гедониста, созерцателя мира в его постоянной изменчивости. С импрессионизма в музыке, который не представляет собой прямую аналогию импрессионизма в живописи и не совпадает с ним хронологически (время расцвета музыкального импрессионизма – 1890-1900-е годы), обычно связывают передачу изменчивых настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности (в том числе к отображению в звуках игры волн, бликов света на воде, ветра, облаков и тому подобное), повышенный интерес композитора к тембровой и гармоничной красочности.
Импрессионизм проявился главным образом в так называемом свободном танце. Главные представители «школы киноимпрессионизма» – Л. Деллюк, Ж. Дюлак, А. Ганс, М. ЛЭрбье, Ж. Эпштейн. Последняя в живописи импрессионизма заменена пониманием картины как фрагмента натуры, словно увиденного в окно (или даже «подсмотренного через замочную скважину», по определению Э. Дега).
Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). Стремление запечатлеть в живописи постоянно меняющееся (в зависимости от освещения) красочное разнообразие видимого мира привело импрессионистов (за исключением Э. Дега) к своего рода колористической реформе – отказу от сложных (смешанных) тонов, разложению их на чистые спектральные цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, которые должны оптически смешиваться в глазах у зрителя. Дега старался схватить и запомнить своим острым «внутренним взором» характерное и выразительное и, когда садился рисовать, умел передать самое главное, отбросив случайное.
Клод Моне внёс большой вклад в создание новой техники письма, которую иногда так и называют – «импрессионистической» : широкие грубые мазки, жирные точки и широкие «штрихи». Расцвет импрессионизма в кино оказался краткосрочным, однако его новации и технические эксперименты удачно вписались в более радикальные поиски «второго поколения» французского киноавангарда. Его интересует исключительно игра света на камне. Значительную роль сыграли также сближение будущих импрессионистов с Э. Мане (с конца 1860-х годов), оказавшим большое воздействие на молодых художников (не участвуя в выставках импрессионистов, Мане сам отдал дань импрессионистической манере письма), знакомство с английским искусством (У.
Восходящее солнце», 1872) их назвали импрессионистами. Хотя в композициях Сера есть четкость и завершенность структуры, как, например, в его картине «Гуляние на острове Гран-Жатт» (1884—1886), отличающие его от импрессионистической этюдности, желание синтезировать пейзаж, а не зафиксировать увиденное, мгновенное, но в них есть и близкое импрессионизму трепетное ощущение света и чувства массы. Вместе с тем бурной патетике, рельефному тематизму, напряжённым тяготениям хроматически усложнённой тональной гармонии поздних романтиков (особенно Р. Вагнера) импрессионисты противопоставили эмоциональную сдержанность, краткость и неуловимую изменчивость постоянно варьируемых мотивов, диатонику, модальность симметричных ладов (в том числе целотонового), прозрачную фактуру. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом. Наиболее последовательно придерживался этой системы в своём творчестве К. Моне в работах других европейских (в том числе русских) и американских художников-импрессионистов различные приёмы импрессионизма находили в каждом случае неповторимо-индивидуальную интерпретацию. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»).
Отдельные стороны и приемы импрессионизма использовались живописцами Германии (М. Участниками выставок импрессионистов (последняя, 8-я состоялась в 1886), помимо Моне, были Л. Э. Буден, А. Гийомен, Э. Дега, Г. Кайботт, М. Кэссетт, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, А. Сислей, а также П. Сезанн, П. Гоген и др. Делакруа, Т. Жерико), реалистов (К.
Начиная с 1870-х годов из живописи импрессионистов почти окончательно изгнаны ахроматические цвета (чёрный, серый и открытый белый), колорит пленэрных картин основан на сопоставлениях тёплых и холодных спектральных цветов, в них используются возможности «пространственного» цвета – изображение стихии воды, неба, облаков, тумана, воздуха, получающих окраску за счёт рассеянного и отражённого солнечного света. Там было представлено 30 художников, всего -- 165 работ. Темы для картин художники брали из окружающей их повседневной жизни.
Коровина, И. Э. Зайцева его влияние заметно в поздних сочинениях бытописателей, близких к натурализму (С. А. С 1874 по 1886 г. импрессионистами было организовано 8 выставок, после чего группа распалась. Условно историю импрессионизма в живописи можно разделить на периоды: подготовки (созревания нового метода) – 1860-е годы расцвета и борьбы за новое искусство – 1870-е годы (период «классического импрессионизма») начинающегося кризиса (1880-е годы) поздний – с 1890-х до 1920-х годов.
Драматурги, в той или иной степени, принадлежащие к импрессионизму: во Франции – Э. де Гонкур, Г. де Мопассан, А. Франс в Австрии – Г. Бар, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь (комедии), С. Цвейг, Р. Бер-Гофман в Германии – А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Гауптман, Ф. Ведекинд в Англии – О. Уайльд (комедии), У. С. Моэм, Дж. Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Восходящее солнце» (Imdivssion.
Работы, представленные там, абсолютно отличались от салонных. Многие говорили, что художники-импрессионисты хотели добиться быстрой славы их не устраивал резкий разрыв с консерватизмом и академизмом, а также незаконченный и «неряшливый» вид работ. Франс, Р. де Гурмон, А. де Ренье во Франции Д. С. Для искусства тончайших нюансов создавались камерные, «интимные» театры и студии большое распространение получили литературные кабаре.
Уродливая действительность на фоне роста «пангерманских» концепций, возрастающее отчуждение человека от мира, чувство беззащитности, деградация европейской культуры были исторической подоплёкой идеальными условиями для возникновения экспрессионизма, мировоззренческой основой которого стал индивидуалистический протест. Несмотря на враждебность, с которой их встретили импрессионисты не собирались отступать.
Существование импрессионизма как автономного направления в литературе – предмет долгих дискуссий. Серов). Кроме классического, не стоит забывать и о русском импрессионизме XX века. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». В., 1904 Бар Г. Театр. Как самостоятельное литературное направление импрессионизм чаще всего выделяется во французской, а также австрийской (так называемый венский модерн) литературе эпохи декаданса. Наиболее полно импрессионизм выражен в спектаклях МХТ (до 1905 года линия «интуиции и чувства»), которые осуществил К. С.
Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением». Место господина Мане в Лувре, как и Курбе, как любого художника, наделенного сильным, бескомпромиссным талантом». Верлен, А. Рембо во Франции Д. фон Лилиенкрон в Германии Г. фон Гофмансталь, Р. М.
Найдёнов), в ранних пьесах М. Горького, в произведениях символистов (А. А. Так называлась картина Клода Моне, показанная на выставке – «Впечатление. С. Сарджент, Дж.
Один из основоположников французского импрессионизма Фредерик Базиль родился в буржуазной семье состоятельного винодела. Гротескная передача лиц, поз и жестов изображённых агрессивных образов позволили выразить средствами живописи сильные эмоции – страх, тревогу, дискомфорт. Цорн), России (К. А.
Импрессионистов вначале называли «японцами» за схожие приемы обобщения силуэта, локального цветового пятна и уплощение изобразительного пространства. Неоимпрессионизм (франц.
Театр и хореографическое искусство. Импрессионисты были принципиальными противниками всякого теоретизирования теория импрессионизма возникла лишь в начале 20 века, она базировалась на художественных открытиях мастеров этого направления, на присущем импрессионизму образном, непонятийном мышлении.
Зернов), стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, «мгновенности» случайных ситуаций, движений, состояний природы. Так появляются его знаменитые «Стога», «Руанский собор». В этом плане наивысшим достижением можно считать циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона». Последняя в живописи импрессионизма заменена пониманием картины как фрагмента натуры, словно увиденного в окно (или даже «подсмотренного через замочную скважину», по определению Э. Дега). Тёрнер, Р. Бонингтон, Дж.
Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Термин «импрессионизм» понимался как сохранение в картине первичного непосредственного восприятия натуры и все импрессионисты стремились запечатлеть «мимолётное», видя в этом основное назначение искусства. Поначалу импрессионизм вызвал ожесточённое неприятие большей части критики и публики поддержку новым исканиям в искусстве оказали Э. Золя, С. Малларме, Ж. К. К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894).
Объединившись в 1874 году, они организовали свою независимую выставку. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Основные жанровые формы драмы импрессионизма – одноактная пьеса, цикл миниатюр, драматическая поэма, сцены из деревенской (или городской) жизни. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Чехова и Б. К.
К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»). Фор и В. Шоке. Импрессионизм называют движением возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. Они создавали свои пейзажи прямо с натуры, выбирая открытые, красивые места.
Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений, рождённых созерцанием происходящих вокруг незначительных изменений. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), Италии (Дж. Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. А. Найдёнов), в ранних пьесах М. Горького, в произведениях символистов (А.
Один журналист обозвал группу «импрессионистами», тем самым он хотел показать свое пренебрежение к молодым художникам. Для художника-импрессиониста по большей части важно не «что», а «как» он изображает. Письмо Ренуара виртуозно. Чтобы увидеть предметы при естественном освещении, передать изменения, происходящие в природе в различное время суток, художники-импрессионисты оставили мастерские и отправились на открытый воздух (пленэр). Сдвоенные (производные) цвета образовывались двумя отдельными мазками, налагаемыми рядом друг с другом.
Он писал сюжеты, которые появились в Париже лишь на первой выставке импрессионистов. Обе выставки имели успех. Для картин импрессионистов характерны «незаданность» кадра, децентрализация изображения (отсутствие центральной системы образов и статичной, единственной точки зрения), необычность избираемых ракурсов, смещение композиционных осей, «произвольные» срезы частей композиции, предметов и фигур рамой картины.
О. Ренуар любил изображать людей на лоне природы или в интерьере. Импрессионистам было близко сформулированное Э. Золя понимание произведения исскуства как «уголка мироздания, увиденного через темперамент» (то есть в субъективном преломлении художника) они стремились отразить в «микрокосме» единичного произведения нерасторжимую связь природы и человека индивидуума и окружающей среды. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Таким образом импрессионизм в литературе выражался частным впечатлением автора, отказом от объективной картины реальности изображением каждого мгновения. Писсарро, А. Сислей и К. Моне предпочитали пейзажи и городские сцены.
В России влияние импрессионизма ощутимо с конца 1880-х годов – в пленэрной живописи И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, Н. Н. Дубовского почти целиком принадлежит этому направлению искусство К. А. Коровина, И. Э. Грабаря «импрессионистский» период можно выделить также у будущих мастеров русского авангарда (К. Импрессионисты не применяли светотень для передачи объёмов, они отказались от тёмных теней, тени в их картинах также стали цветными. С импрессионизма в литературе обычно соотносят акцент на суггестивности, построение образного ряда по принципу свободных ассоциаций, призванных внушить читателю неопределённое «музыкальное» настроение, втягивающее его в мир лирических переживаний автора – эстета-гедониста, созерцателя мира в его постоянной изменчивости. Ларионова, А. Д.
К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление. Так, Дебюсси за первые десять лет пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее образный из которых, акварельная звуковая зарисовка -- «Сады под дождём»), «Образы» (первый из которых, один из шедевров фортепианного импрессионизма, «Отблески на воде», вызывает прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Импрессия: восход солнца») По известному выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Уистлер), Швеции (А. Л.
Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы. Ещё одна новация импрессионизма – последовательная «ревизия» традиционной перспективы, отказ от неподвижного и уникального центра проекции, противоречащего естественному (бифокальному и отчасти сферическому) восприятию пространства тенденция к затушёвыванию глубины, усилению двухмерности в отдельных случаях использование аксонометрии, эффектов резко усиленной прямой либо криволинейной перспективы, позднее превратившейся у П. Сезанна в законченную систему «перцептивной» перспективы. Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса. В основе импрессионизма лежало нетрадиционное видение мира как некой «движущейся материальной субстанции» (Б. Драматурги, в той или иной степени принадлежащие к импрессионизму: во Франции – Э. де Гонкур, Г. де Мопассан, А. Франс в Австрии – Г. Бар, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь (комедии), С. Цвейг, Р. Бер-Гофман в Германии – А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Гауптман, Ф. Ведекинд в Англии – О. Уайльд (комедии), У. С. Моэм, Дж. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. М., 1957.
За редким исключением искусство импрессиоизма обращено к современности: в нём преобладают темы города, «частной» жизни (быт, отдых, развлечения), красоты сельских пейзажей. Но сцены Дега полны острого ощущения современности. Свет становится едва ли не главным «героем» живописи импрессионизма, важнейшим компонентом всей образной структуры, субстанцией формы яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки. ЛЭрбье считал себя утончённым последователем О. Уайльда в своих фильмах он нередко трактовал пейзажи в духе импрессионизма, широко используя деформирующую изображение технику.
Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, А. К. Импрессионистам было близко сформулированное Э. Золя понимание произведения искусства как «уголка мироздания, увиденного через темперамент» (т. Soleil levant экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Вот почему в картинах импрессионистов появились яркие цвета. Его родина — Франция. Вычулковский), США (М. Вместе с тем за пределами Франции влияние импрессионизма проявилось в заимствовании отдельных приёмов (эффекты пленэризма, высветление палитры, эскизность и свобода живописной манеры), в обращении к современной тематике – в творчестве художников Великобритании (У.
Сиккерт, У. Стир), Германии (М. В России влияние импрессионизма ощутимо с конца 1880-х годов – в пленэрной живописи И. Е. Первое объединение появилось в Дрездене в 1905г и носило символическое название «Мост».
Айхенвальд, М. А. Он не желал, как Дега и Базиль, служить в армии. Новизна художественных средств нередко сочеталась с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов). Де Ниттис), Норвегии (Ф. Камилла в 1870 г. года стала женой художника. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа «Бар в Фоли-Бержер», которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве.
Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро. Музей Орсе, Париж, Франция«Руанский собор» – цикл из 30 картин Клода Моне, которые представляют собой виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. Импрессионизм (от французского «impression» – впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёлем цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других и изображение формируется из множества цветных осколков.
Общий взгляд улавливает в ней прежде всего живой ритм танца, мелькание юных лиц. Свет становится едва ли не главным «героем» живописи импрессионистов, важнейшим компонентом всей образной структуры, субстанцией формы яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки.
Тема танцовщиц была близка Дега. На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте. Свет становится принципиальным элементом их живописи. ИМПРЕССИОНИЗМ (французский impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве (прежде всего в живописи) последней трети 19 – 1-й четверти 20 века.
Первая выставка, как и последующие, завершилась провалом. Импрессионизм разрушил все традиционные представления об иерархии жанров и их специфике (смешение бытового жанра с портретом, портрета с пейзажем или интерьером и т. п. ), о композиции как замкнутой целостной структуре образов. Drama. Так, принцип оптического смешения цветов лёг в основу теории неоимпрессионизма (дивизионизма) живопись «чистым цветом», суггестивная функция цвета (присущая ему эмотивность и сила внушения) в сочетании со свободной экспрессией мазка были унаследованы В. Ван Гогом, П. Гогеном, мастерами фовизма и группы «наби», а также абстракционизма. Как самостоятельное литературное направление импрессионизм чаще всего выделяется во французской, а также австрийской (так называемый венский модерн) литературе эпохи декаданса. Это было течение, которое расширило не столько живописные возможности искусства (на этот счёт есть самые разные мнения), сколько рамки того, что стало в искусстве допустимым. М., 1918 Игнатов С. История западноевропейского театра нового времени.
Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Что касается публики, то она, как и большинство критиков, воспринимала новое искусство враждебно (например, живопись К. Моне называли «мазней»), вот таким образом многие художники, представляющие это направление, жили в крайней бедности, подчас не имея средств, чтобы закончить начатую картину. Горский, К. Я. Это очень важно, ведь именно открытое обращение художника к старой живописи подчёркивало новизну его стиля.