Юрий Дырин – уникальный творческий человек. Юрий Александрович Дырин – член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии. В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Живопись Юрия Дырина подчеркивает понимание живописно-пластических мотивов.
Основной категорией выразительности у Юрия Дырина остаётся фактура, только в последние годы всё мощнее становится цветопластика картин. Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Принцип множества ликов в одном образе стал появляться в иконографии Юрия Дырина. В 1992 г. состоялась первая персональная выставка Юрия Дырина в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. Персональная выставка художника Юрия Дырина Сотворение открылась 6 марта 2015 года в Музее изобразительных искусств им.
Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. Дырин Юрий Александрович является директором Саранского художественного училища им. Ф. В.
Картины Юрия Дырина – сказочные и волшебные – завораживают, заставляют любоваться собой древние народные орнаменты. Используя нарочно преувеличенные народные мотивы с некоторой долей примитивного, Юрий Дырин раскрывает первоначальную близость искусства национальному, самобытному мироощущению. Художники Дырин Юрий, Миргород Игорь, Недбайло Николай. По этим словам Павла Флоренского можно считать Юрия Дырина действительно гением в своём необычном творчестве.
Поиски себя все-таки окончились поступлением в Саранское художественное училище им. Четкие фактуры удивительным образом сплавлены со знаковыми орнаментами в цикле «Архаический символизм».
Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками.
Небесный пастырь летит под парусами, поддуваемыми солнечным лёгким ветром. Известно лишь, что, прося у своего хозяина работы, он четко выполняет все порученное. С. Д. Правда, ответы эти преподносятся иносказательно, метафорически («Цветы зимних снов», 1997 г., «Снежный лев», 1996 г. ). В фантазии автора по ощущениям из детства возникает картина счастливого мира.
К примеру, при просмотре таких картин как «Пришелец», «Атлантида» кажется, что образ завершается уже у вас на глазах, гипнотизируя сознание. Одни только краски, создающие удивительный колорит, уже знакомят с тайной. Сущность данного фигурального образа – горячее стремление к воле и гармонии. Красочно-фактурные работы художник не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Одна из них – «Зимний сон» – экспонируется в Мордовском музее изобразительных искусств им.
Картины Дырина убеждают искателей ответов в добре, в его силе и все это – посредством красоты. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. Скульптурные композиции современных Эрьмезей представляют юмористические сцены из жизни жителей села («Кильдизе» – «Запрягла» Юрия Титойкина) их занятия, ремёсла.
Много можно сказать о таланте создавать сны наяву Юрия Дырина. Построить подобный мир можно только человеку, находящемуся в состоянии единения с миром, счастливой гармонии со своим внутренним «Я». Несговорчивый упрямый конь («Набой лишме») Василия Ширманкина, коза, запряженная в сани («Истяяк эрси» – «И такое бывает») Романа Рябова – поражают своей реалистичностью и выразительностью. Сила языческой выдумки и экстатичность ролей пленяет зрителя в полотнах Юрия Дырина. В них – страстный, самоотверженный призыв-просьба сберечь ценности духовные, не глядя на техногенное засилье современности (картины «Ковчег», 2002 г., «Охота на мамонта», 1999 г. ).
Молодого юношу стала привлекать охота на диких животных. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Переживание чуда отправляет зрителя в сказочный волшебный сон. Взяв это яйцо и положив его подмышку, человек может выносить Куйгорожа.
Художник подарил нам мир детства, волшебства, как красивую мечту и заветную тайну. Раскрывшийся перед внутренними очами его мир наполнен божественной мудростью. Охватить сферу глубоких смыслов – вот концепция собранных на выставке работ художника. На его полотнах как будто сгустилась вечность, пробужденная памятью и чувством.
Степан Коротков, Людмила Колчанова и Юрий Дырин в своих произведениях сохраняют самобытные финно-угорские традиции, напоминают о преемственности древней и современной культур. Проследить такие элементы можно в картинах «Утренняя звезда», «Мартовский месяц», «Вечерняя прогулка». Стихийная вольность креативного духа и мечта о вечной гармонии в мире провозглашается в картине Юрия Александровича «Небесный пастырь». В таких пространствах, как на полотнах «Лесная тропинка» и «Утренняя звезда», вся среда застывает в покорении мистическим текстурам, вот таким образом такие полотна склоняют зрителя к медитации – неторопливому долговременному созерцанию. Очень часто героями работ становятся кузнецы, плотники, рыболовы, охотники, пильщики.
Каждый знак имеет своё лирическое звучание и силу заклинания. Начиная творить во время крушения одних идеалов и образования на их месте пустых «дыр», так как новые идеалы еще не родились, во времена, когда непреходящие ценности подменялись сиюминутными, художник старается уйти от этого несовершенства и создать свой собственный мир мечты и сказки, где нет вопросов, остающихся без ответа, даже если эти вопросы мучительны.
Но вопросы знакомы всем. И можно с уверенностью сказать, что это творчество не для всех. Перелески и холмы чисты и безвинны, яркими цветами горят цветочки жизни, никогда не видевшие зла.
Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. Здесь царит библейское пространство. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов. Ф. В. Сычкова, учеба в котором было благополучно завершена в 1990 году. На ровном фоне живописные образы приобретают пластическую целостность, но не законченность. Уходит от хозяев к другим. Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. Неизвестен облик этого персонажа, на кого он похож и способен ли разговаривать.
Сделать этого он не может и, сгорая со стыда. Художник отыскивает знаки, отвечающие собственному характеру и художественной мысли. К духовному принадлежат чувства автора, а физический находится под ним. А вместе с собой уносит все деньги и все имущество.
В июне 2010 года город Сестрорецк, что недалеко от Санкт-Петербурга, приглашал взглянуть на необычайные произведения резчиков, членов Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь». Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. Вместе они работают над возрождением и сохранением этнических традиций эрзянской культуры. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. По сюжету картины, автор в виде небесного пастуха, увлеченного в небесную лазурь пробуждённым порывом ветра, уносится на романтической колеснице, запряженной коровами, которые еще пару мгновений назад паслись на земле.
А если охватить взглядом картину полностью, т. е. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным. Художественное творческое объединение «АРТома» (в переводе с мордовского – «красить») – союз трех саранских художников, работающих в направлении этнофутуризма.
За обилием украшений и орнаментов Дырин в своих холстах скрывает посвящение для избранных. Правда, хозяева, получившие все, о чем только можно было мечтать, надумывают избавиться от этого существа. Затем, абсолютно неожиданно для окружения заинтересованный птицами, он решил уйти в орнитологию.
А вот полотно «Земля, небо, животные, омытые дождем» – наоборот безгранично энергичное произведение по своему существу и художественной пластике. Просто, в переломные периоды они становятся более актуальными: Кто мы есть. Картина «Сотворение мира» (Новая планета) привлекает ритуальной интонацией образов.
Куйгорож (или Куйгараш) в мифологии мокшанской и чувашской народностей – фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. Тут видна первозданная сила жизни, развитие духа творения. К примеру, в картине «Всадник», созданной под влиянием эмоций шикарного художественного стиля модерн, непостоянство цветового пульса вызывает удивительную судорожную красоту полотна. В дом приносит деньги и сокровища. Волшебный эффект всегда производят картины зимних снов живописца.
Ведь его работа и есть творение в великом, сакральном смысле этого слова. Это, по существу, программное творение живописца. Эрьзи. Требуют от него сделать черные онучи белыми.
Дар и энергичность Юрия Дырина позволяют ему безустанно работать и принимать участие не только в проектах группы «АРТома», но и в многочисленных индивидуальных выставках, а также республиканских, международных, всероссийских художественных показах работ. В произведениях живописца ярко прочитывается авторское «я», в них – вселенское чувство сопричастности явлениям мироздания и существующей земной действительности. В тающих и так притягивающих далях раскрывается лиричность безграничного пространства, что выглядит как надежда на творческую свободу. И всегда. Любой образ живописца – заглядывание в тайну, провоцирующее на появление еще одной тайны. Он проявляет неискушенное желание жизни.
В художественной выставке «Моя Россия», через все произведения которой проходит лейтмотив любви, принял участие и известный художник-этнофутурист Республики Мордовия Юрий Александрович Дырин.