Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Художник награждается орденом Почетного Легиона избирается в Академию (1825), в 1825 – 1841 руководит отделением Французской Академии в Риме.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане). Во многих женских фигурах узнается одна и та же натурщица, но несмотря на разработанность каждой фигуры в отдельности (в неустанном стремлении к единству и совершенству Энгр постоянно исправлял и переделывал свои картины), картина в целом не создает впечатления единства. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. В 1806 году Энгр едет, наконец, в Италию.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами.
Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж). Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Бартолини тогда ваял графскую жену. С 1797 – ученик Ж. Л. Давида в Париже.
Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. «Вот идет портрет Энгра», когда Бертен появлялся на улице – что, о Примечательно, нем говорили. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
1814. Николаю и Александру Невскому. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).
Например: Мадонна с длинной шеей. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Энгр очень рассчитывал выставить портрет первого консула в Салоне, но к моменту окончания картины— июлю 1804 года— Наполеон провозгласил себя императором и политическая цель стала неактуальной. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун).
Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. На заднем плане виднеется голова Геры, наблюдающей за происходящим. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс).
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. 1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры., где пробыл в этой должности до 1841160г., а затем трудился снова в Париже. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.
Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже. Апофеоз Гомера. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150.
Вслед за ним это сделает Э. Мане. Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, причём образ девушки с сосудом из которого льётся вода, является традиционным для европейского искусства и имеет символическое значение. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Точный сюжет картины был заключен в ее названии: «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Героиня портрета была неординарной дамой— в будущем она написала известную биографию Байрона и была замужем за известным дипломатом. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. «Сон Оссиана». В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием.
Он в значительной мере определил всю дальнейшую линию развития эпигонов академизма, представителей «салонной» живописи и современных неоклассиков, неизменно усматривавших в нем своего идейного вождя (в этом отношении характерен реакционный лозунг«назад к Энгру»). Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель.
Этот брак придал сил живописцу и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В июне 1821 года он писал: «Что касается картины, я дал согласие постараться удовлетворить всех, что я и сделаю: так как, несмотря на наличие анахронизма в соединении обета Людовика XIII и мадонны, в сюжете имеется связь Половина картины-это мадонна, поднимающаяся на небо, поддерживаемая ангелами вторая половина- это король в своей капелле или молельне. 1820-1856 гг.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения.
Папа Пий VII в Сикстинской капелле. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Композиция «Золотого века» делится на три части: в центре изображен античный алтарь с танцующими перед ним женскими фигурами, слева помещены фигуры дочери Зевса и Фемиды Астры и ее подруг, а справа видны счастливые влюбленные и счастливые семьи, символизирующие жизнь в золотом веке. Творчество.
только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). для ее высокого предмета все же чрезвычайно скромные пропорции (меньше чем один метр через), в целом работа была тепло получена так так, чтобы по его возвращению в Париж в июне 1841, Энгр был принят со всем уважением, которое он чувствовал, было его должное, включая то, чтобы быть полученным лично королем Луи-Филиппом для тура вокруг Версаля. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. В 1813 году Энгр женился.
1859-1863 гг. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Бой петухов, 1847 г. Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Занимаясь портретами, он с 1809 года постепенно создал круг заказчиков и почитателей, которые в известной степени гарантировали ему постоянные заработки.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам — фронтальность композиции, строгая выписанность деталей — оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное — дерзким отступлением от анатомической точности. В тот самый день Людовик XIII верил, что мадонна предстала перед ним в святом видении. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
Из-за отсутствия финансирования остался в Париже, зарабатывая на жизнь портретами, среди лучших: «Автопортрет» (1804, Музей Конде, Шантильи), три портрета семьи Ривер (отца, матери, дочери) (1805, Лувр, Париж), а также «Император Наполеон на троне» (1806, Музей Армии, Париж). Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Тем не менее, с 1806 года он вёл дневник, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, черновиками писем, описаниями реализованных и нереализованных замыслов. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
В том же году наступило некоторое финансовое облегчение: правительство Людовика XVIII стало покупать декоративные картины Энгра по плану реконструкции Версальского дворца. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В 1817 году скончалась его мать. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня.
Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера.
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ).
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Наиболее оригинальным из учеников Энгра признаётся Теодор Шассерио, учившийся у него с 1830 года. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. По другим источникам, когда Зевс вознамерился жениться на Фетиде, Прометей предсказал ему, что сын Фетиды воцарится над небом.
Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д39Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). По живописной манере Энгр не похож на романтиков, которых он считал «разрушителями искусства». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Главная работа флорентийского периода алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Исполненные женственного очарования и гармонии, Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, но и образы подлинно бальзаковской силы и социальной глубокой проницательности. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Эта работа так и осталась незаконченной. О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В декоративной плоскостности его сюжетных картин, подчас странном нарушении пропорций (чрезмерно длинные руки, удлиненные торсы в причудливых разворотах) прихотливо сочетаются некоторые реминисценции школы Фонтенбло и предромантические веяния: «Юпитер и Фетида» (1811, Музей в Экс-ан-Провансе) «Ромул победитель Акрона» (1812, Школа изящных искусств, Париж) «Сон Оссиана» (1813, Музей в Монтабане). В 1824 Энгр возвратился в Париж и выставил в Салоне «Обет Людовика ХIII» (Собор в Монтабане). Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. В результате Энгр организовал композицию по барельефному принципу, акцентировав внимание зрителей на персонажах первого плана. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. Выставка имела резонанс, свой обзор опубликовал Бодлер, в нём он особое внимание уделил работам Энгра. К подобным уловкам Энгр прибегал и при создании ряда других портретов: баронессы Ротшильд, графини де Брольи или госпожи де Балай. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Юнона (Гера), жена Юпитера, на заднем плане тайно наблюдает за происходящим.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Интересно написано про картину «Обет Людовика XIII»: «четырехметровая картина «Обет Людовика XIII» более всего остального занимала художника во время его пребывания во Флоренции.
Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. В работе над картиной Энгр опирался на позднеренессансные композиции и на произведения мастеров XVIII века, Ватто и других, воспевавших «галантные празднества». Божественное качество персонифицированного любовного начала здесь достигается за счет безусловной отстраненности, возвышенности, холодности, закрытости героини, ее взгляд – это взгляд свысока. Энгр поклонялся красоте классической ясностью форм отмечены его полотна с обнаженной женской моделью: «Купальщица Вольпинсона» (1808) «Большая одалиска» (1814, обе Лувр, Париж). Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.
Ещё в Италии он познакомился с Никколо Паганини исполнив два его графических портрета, впрочем, в воспоминаниях Амори-Дюваля описан концерт Паганини в Париже 10 апреля 1831 года, на котором Энгр был только зрителем86. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. В декабре они обвенчались. муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Энгр Жан Огюст Доминик занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801). В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Однако в целом в «Обете Людовика XIII» у художника не получилось органически цельного соединения образа идеального с конкретной исторической фигурой (причем Энгр со свойственным ему вниманием к деталям тщательно выписывает материал и рисунок мантии, корону и скипетр и необычайно живо передает движение протянутых рук короля).
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Юпитера) посылать поражения грекам (и тем самым помогать троянцам) в войне до тех пор, пока царь не станет заклинать его, Ахилла, помочь. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии.
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). (1813). Фитц-Джемса), «Карл V, будучи еще регентом, принимает представителей города Парижа» (1822 у гр. Эдип и сфинкс. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона.
Ученик Ж. Л. Давида. 1814. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848).
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. Сон Оссиана. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
(1813). В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
В 1806-24 – Энгр работает в Италии, где изучает антики, старых мастеров и Рафаэля. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
По окончании подготовительных работ, длившихся около года, летом 1843 года Энгр начал писать композицию «Золотой век», одно из двух декоративных панно (другое 8212 «Железный век») для замка Дампьер, посвященных мифическим эпохам человечества. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Прославившись портретами и обнаженной натурой (знаменитые одалиски), Энгр немало внимания уделял мифологической тематике. 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Энгр потянул свои рисунки портрета на веленевой бумаге, которая обеспечила гладкую поверхность, очень отличающуюся от ребристой поверхности положенной бумаги (который, тем не менее иногда упоминается сегодня как 171 Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Рождение Венеры, 1863 г. Жером. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Источник. Графиня согласилась на то.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. Тайна магии портретов Энгра в его влюбленности в каждую модель: «Графиня Оссонвиль» (1845, коллекция Фрик, Нью-Йорк) «Баронесса Ротшильд» (1848, частная коллекция) «Мадам Гонз» (1845-52 Музей в Монтабане) «Мадам Муатессье» (1851, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадам Муатессье» (1856, Национальная галерея, Лондон). Сюжет этой работы взят из «Илиады» — истории о Троянской войне. Творчество его оказало влияние на многих художников 19 и 20 веков (Э. Дега, П. Пикассо и др. ). В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
В 1801 он получает Большую Римскую премию (дающую право стажировки в Риме) за картину «Послы Агамемнона» (Париж, Школа изящных искусств). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. раскрыл все лучшие стороны своего искусства уже в первый период творчества, до 1824 года. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого, он пишет большие тематические картины: «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр, Париж) «Мученичество Симфориона» (1834, Собор в Париже). Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления. Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Здесь все становится человечнее, проще. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Среди работ этого периода выдаются: портреты г-жи Девосе, 1807 (Шантильи) и г-жи Де Сепонн, 1814 (Нант), «Эдип», 1808, т. н. «Купальщица из Вальписона», 1808, «Одалиска» (Lagrandeodalisque), 1814 (Лувр) и «Обет Людовика ХШ», 1824 (Монтобанский собор). Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов160 портрет Керубини и Бош. Юпитер и Фетида. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.
Большая одалиска. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку.
«Папа Пий VII в Сикстинской капелле». «Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. «Юпитер и Фетида» — картина Жан-Огюст-Доминик Энгра.
Столь же спокойно и выражение его лица. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе».
Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Виды деятельности. Техника Энгра тут выше всяческих похвал.
1820-1824. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Родился в городе Монтабан. Первым учителем Энгра был его отец – миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало невозможность зарабатывать, как раньше. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. «Эдип и Сфинкс».
В этой связи в XX веке абсолютно иначе стало рассматриваться противостояние Энгра и Делакруа, которое в 1830—1860-е годы воспринималось как едва ли не основной фактор французской художественной жизни. Ж. -О. -Д. Энгр. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Судя по композиции, бог уже узнал о предсказании.
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Где был старшим из семи детей, 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) французский – художник родился в Монтобене (Франция). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. 1814.
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Художник выполнил и множество графических портретов42. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Учился также игре на скрипке. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Турецкая Баня. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема.
Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Энгр выработал в рисунках особую технику. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Необычайной силы талант Энгра достигает в знаменитом портрете «Бертена Старшего» (1832, Лувр, Париж): в благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи.
От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. В 1842 году графиня дОссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Он умолял ее уговорить громовержца Зевса (римск.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». На данной картине изображен Юпитер, его колено обнимает нимфа Фетида. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал, который органично соединил движение округлых линий22. Цветовое решение портрета сдержанное, доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814).
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Картина была выполнена в форме круга. 1808 г. Т. Шассерио. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами.
Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
Техника Энгра тут выше всяческих похвал. Зевс недаром не спешит соглашаться – он знает, что за это его будет корить его олимпийская супруга Гера (которая наблюдает за разговором мужа и нимфы она изображена у левого края картины). Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.
Очень долго художник обдумывал композицию, пока принял окончательное решение. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Один из языческих рыцарей-победителей.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался и в позднейших работах Э., какова, напр., картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. В 1834—41 был директором Французской академии. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Но именно эта поза сообщает образу экспрессию. Её сюжет взятый из первой песни «Илиады» Гомера рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Сумма гонорара составила 3000 франков. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
Выставленные в Салоне 1806 работы Энгра были замечены, критика упрекала автора в подражании Яну Ван Эйку, в «готичности». В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-1820 – Рим, 1820-24 – Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Французский живопиец и рисовальщик. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Его рисунки и натурные штудии (Музей Школы изящных искусств в Париже, Музей в Монтабане) говорят о крепкой руке, точном глазе. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
Такие картины Энгр называл набросками и хранил их в своей мастерской. Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Сухость исполнения умеряется гармонией цветового решения— серебристого блеска доспехов и розоватой юбки Жанны. Воспитанница Геры, она стала объектом страсти громовержца.
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Художественное образование получил в Королевской академии Тулузы (1791 – 1797) у Ж. Рока (живопись) и Ж. П. Вигана (скульптура). Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132.
Ученики Виллы Медичи (неофициальное название Французской академии), к которым Энгр относится по-отечески на протяжении всего 6-летнего срока своего директорства, преклоняются перед мэтром. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В 1796 попадает в мастерскую Давида (см. ), в 1801 получает римскую премию за картину «Ахилл принимает посланников Агамемнона».
Фетида «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь», умоляет вступиться за её сына Ахиллеса. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. соборе), «Антиох и Стратоника» (1839), «Юпитер и Антиопа», «Франческа да Римини по V песне Божественной Комедии Данте» (в нантск.
Как и для всех академистов, обнажённое женское тело для Энгра воплощало высшее проявление красоты. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленное в Салоне 1824 года, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Симфориона» (1834, в отенск. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок.