Самое раннее его изображение в Японии – на иллюстрации к «Сутре Прошлых и Настоящих Причины и Следствия» (8 век). Эта концепция стала основой для бесчисленного количества вариаций с использованием широкого спектра видов цветов и растений, включая лотос – рэнгэмон (), пион – ботан каракуса (), виноград – будо каракуса () и ажурных цветочных композиций – хосогэ () в сочетании с греческой пальметтой – ниндомон ( – орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев) или арабеской, бесконечным сложным узором из виноградной лозы, вероятно происходящем из Персии. Сэигаиха (, голубые волны) – узор, состоящий из находящих друг на друга волн. Умэ-монъё: (, узор из цветов сливы) – очень популярный узор используемый в оформлении свитков и укиё-э, кроме того – в декоративно-прикладных искусствах и текстиле. Существует несколько вариаций дизайна этого узора.
Концепция усовершенствовалась в узоре под названием «Татибана монню» (, дикий мандарин) используемого для украшения кимоно с длинными рукавами, церемониальных кимоно замужних женщин и женских полуофициальных кимоно. К ней же относится узор с карпами-кои. Ну а сейчас узор с золотыми рыбками часто украшает летние юката.
Кингё (, золотые рыбки) – по сути вариация на рыбную тему в узорах. У этого узора много вариантов, но, все-таки, один из самых интересных – это ёцуварибиси (, поделенный на четыре части водяной орех/брилиант) или попросту варибиси. В эпоху Хэйан его стали использовать в кимоно. Кику-монъё: (, узор из цветов хризантемы) – этот узор часто использовался для украшения писчей бумаги и в декоративно-прикладном искусстве с эпохи Хэйан до эпохи Камакура. Начиная с 17 века, каракуса использовался для украшения множества видов одежды, хлопковых футонов и тканей для фурошики (квадраты узорной ткани для переноски предметов разных форм и размеров). Этот регион был известен чистотой речной воды, вот таким образом шелковая ткань, произведенная там (сёкко нисики), была очень популярна.
Он также связан с созвездием Стрельца. Петля сети Амимэ () – представляет собой переплетение слегка изогнутых линий, по сути – просто узор рыболовной сети. И только в Новом времени слово «юкива» стали использовать для обозначения узора, состоящего исключительно из снежинок. Юкива (, снежные круги, снежинки изображаются в виде кругов с неровными краями) Известно, что снежинки носили название «рикка» (rikka – кандзи, обозначающие цветок с шестью лепестками) даже до изобретения микроскопа.
Иногда он сжимает копье с красным султаном. Существует два возможных варианта происхождения названия «сэигаиха». Внутри прямоугольников (или многогранников) часто вписывались моны, цветы или другие узоры. Бог Ветра (Фуудзин ) и Бог Грома (Райдзин ) входили в свиту тысячерукой богини Каннон. В эзотерическом буддизме Бог Ветра – Fuuten, один из двенадцати Дэв. Некоторые родились намного западнее, в районе Греции и Египта. Поскольку это геометрический узор использовался он в любое время года.
Однако среди простолюдинов эта любовь распространилась только в эпоху Эдо. Узор также можно проследить в виде вихря в узоре с вспышками/светом – инадзумамон (), в узоре с облаками – ункимон () и в узоре с молниями – раимон (). Кроме того, мотив использовался как фамильный герб самурайскими кланами. Кикко: (, черепаший панцирь) – представляет собой геометрический узор из шестиугольников, напоминающий аналогичный на черепашьем панцире.
Его мотивы часто используются для украшения ширм в следующих видах: оимацу ( – старая сосна), вакамацу ( – молодая сосна), мацуба ( – сосновые иголки), мацукаса ( – сосновая шишка). Этот узор пришёл в Японию из государства Сасанидов в Персии (226-651 гг. ) через Китай. И только к середине эпохи Эдо они стали популярны и легкодоступны.
Он ассоциируется с габионом. Хиси (, бриллиант, водяной орех) – это узор из постоянно повторяющегося мотива хисигата (, форма бриллианта), геометрически составляемый благодаря перекрещиванию параллельных линий, направленных в разные стороны. Он окружен кольцом барабанов, часто держит маленький молот, чтобы в них ударять. К эпохе Муромати он стал восприниматься как чисто осенний узор. Множество найденных осколков глиняной посуды периода Дзёмон содержали изображения спиралей и концентрических кругов (doshin enmon ), сосредоточенных вокруг горлышка высоких горшков в узкой полоске глины.
Оно восхваляется во многих поэмах Манъёсю. Тогда этот узор назывался зубья пилы. Плоды дикого мандарина символизируют пожелание вечной юности и долголетия.
Кроме того, считалось, что если есть по утрам маринованную сливу, можно отогнать неудачи. Камавану по сути обозначает: Возможно, мы не предложим вам особого обслуживания, но мы всегда вам рады. В эпоху Хэйан этот узор назывался по-другому исидатами-мон (, узор из брусчатки) и он был довольно популярным.
Из-за этого узор с хризантемами стал ассоциироваться с осенью. Сакура (, цветы вишни) – хотя в древние времена слово цветок в первую очередь ассоциировался с цветами сливы, начиная с эпохи Хэйан в фавор вошли цветы сакуры и с тех пор они полностью затмили славу цветов сливы. Урокомон (, узор из чешуек) – это геометрический узор, состоящий из треугольных элементов разного размера, формы и положения. Узор подходит для ношения в любой сезон. Кагомэ (, плетение корзины) – это узор, копирующий плетение амимэ бамбуковой корзины.
Он – один из богов Сфер и Стихий и восьми направлений, страж северо-запада. В эпоху Хэйан этим узором часто были затканы придворные наряды.
Это веяние сейчас находится на пике популярности. Сёку – это еще и название региона, где течет эта самая река (Сычуань), причем ко: значит река.
Будучи вечно-зелёным деревом, оно вмещает в себя идею «вечно-зелёный вечный» и ассоциируется с концепцией долгой жизни и молодости. Более того, существует 80 типов семейных гербов с изображением сосны. Русла и берега рек выстилают габионами, вот таким образом этот узор часто сопровождается изображениями прибрежных пейзажей, водоплавающих птиц ив, тростников и камышей. На плече этот бог держит затягивающийся мешок из него он выпускает ветер. Смесь геометрического и цветочного узора нызвается саваибиси (). Еще один – узор с цветами вместо геометрических фигур, ханабиси монъё: (), который был очень популярен в эпохи Хэйан и Камакура.
Этот узор был любимым у актеров кабуки династии Ичикава Дандзюро. Сёкко: () – этим словом обозначается верхнее течение реки Янцзы в Китае. Превосходные экспонаты были найдены при раскопках в префектуре Нагано. Узор известен в Японии как одно из храмовых сокровищ Сёсоин.
Мацу монню (, сосна) – дерево сосны считалось благоприятным знаком ещё с древних времён, вот таким образом узор с ней подходит для использования в любое время года. Название поменялось, когда хакама из ткани с таким узором стал носить актер Кабуки Санокава Ичимацу (, 1722-62). Узор в сосновыми иглами часто используется на одежде любителей чайной церемонии. Камавану () – это игра слов, представленная на ткани: кама (кама, серп, коса) – изображается в виде рисунка, ва (, круг) – изображается в виде рисунка, ну () в значении «нет» изображен в виде знака хираганы Но камавану – это еще и глагол (- камаванаи) со значением «Мне все равно, я не беспокоюсь». В дальнейшем узор был адаптирован под японский вкус в эпоху Хейан.
Бисямон кикко: () – геометрический узор, усложненный вариант кикко:, в котором базовым элементом являются три сцепленных вместе черепашьих панциря. В этот период в экзотические мотивы зачастую добавляли изображения сливы, глицинии, камелии, хризантемы, бамбука, виноградной лозы, сосны или павлонии (адамова дерева). Уже в эпоху Эдо узор использовался для украшения летнего косодэ (кимоно с коротким рукавом).
В следующие эпохи, поскольку этот узор напоминал плоды водяного ореха, его стали называть хисимон (). В период Камакура (1185-1333 гг. ) такой же узор стал использоваться при декорировании гончарных и глазированных изделий. Каракусамон (, китайская трава), также известный под названием «караханамон» (, китайских растительный/цветочный узор) – витиеватый растительный узор, украшающий ткани, керамику изделия из металла, глазированные изделия, скульптуры и детали архитектуры. Ичимацу ( ичимацу монъё:) – узор, напоминающий поля шахматной доски, геометрический узор, состоящий из чередующихся контрастных темных и светлых квадратов или прямоугольников.
Узор использовался в Китае для изображения океана на старых картах. Современный человек устал от суеты и нагроможденности в интерьере. Сливовые цветы относятся к триаде так называемых трех товарищей зимы (, сё-тику-ба, сосна-бамбук-слива), вот таким образом они тоже стали узором, связанным с попыткой притянуть удачу. В сюжете под названием «фукиёсэ» (f– имеет различные значения, но сам глагол «фукиёсэру» дословно переводится как «дуновение ветра») сосновые иголки и другие опавшие листья изображаются сдуваемыми ветром. Часто он сочетается с другими узорами. Большое количество узоров основано на использовании изображений этого фрукта и листьев. Родиной сливы был Китай, но в эпоху Нара она была уже известна в Японии.
По второй версии данный узор был превалирующим в костюмах для исполнения японской музыки «гагаку» в песне под названием «сэигаиха». Он стремится все больше приблизиться к природе.
Удзумакимон (, спирали) – в Японии в период Дзёмон (с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. ) этот узор использовался для украшения глиняной и керамической посуды, а также в наскальной росписи. Узор с золотыми рыбками ассоциируется с летом благодаря одной истории. Кагомэ может быть амулетом, отгоняющим злые силы. Бог Грома обычно красный, с рогатой страшной головой, обезьяньим ртом, с когтями на руках и ногах. Узор встречается на юката, банных кимоно, полотенцах для рук тенугуи, платках фуросики.