Японская живопись является древнейшим видом искусства. Японская живопись является древнейшим видом искусства. Художники бундзинга, считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.
Естественно, с собой они привозят новые стили японской живописи, которые очень похожи на европейские. Мастер стиля японской живописи ямато-э. Можно сказать, что с монохромной живописью так или иначе связана вся история японской живописи, начиная с конца XIII в. «Буря».
После наступления военного времени японская живопись некоторое время оставалась в стороне от событий. Собрание музея дает достаточно полное представление об основных направлениях и тенденциях японской живописи XVII—XIX веков на примере интересных, высокохудожественных образцов. Затем появляется школа исконно японской живописи — ямато-э: для неё характерны ширмы, сдвижные экраны, длинные живописные свитки «эмакимоно», а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Поэтому современная японская живопись может отличаться только по технике исполнения либо материалам, которые используются в процессе.
Следующий период развития японской живописи называется Хэйан. Древнейшим известным видом японского искусства, который и на сегодняшний день признаётся одним из самых колоритных, является японская живопись, в которую входит невероятное количество стилей и направлений. К важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа, специализировавшиеся в стиле ямато-э. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств.
Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Японская живопись и графика очень разнообразна как по содержанию, так и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Уникальности сюжета, мягкое прикосновение кисти и обильное использование воды – все это составляет отличительные индивидуального стиля японской живописи суми-э. Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи.
Японская живопись — популярный традиционный вид японского искусства, который подразделяется на множество жанров и стилей. Его шедевр Сосны считается самым значимым шедевром монохромной живописи в истории японского искусства. В XVII-XIX веках ведущее направление развития японской живописи было определено расцветом специфической городской культуры. Японская живопись – один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров, стилей и форм: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. Суми-э— живопись тушью встиле дзен— очень скоро выходит застены монастырей истановится значимой частью культуры всего как религиозного, так исветского японского общества.
Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. Также ему приписывают основание декоративной школы японской живописи Римпа.
Примером, показывающим характер школы Тоса этого периода, является свиток Фудзивара Мицудзанэ «На прогулке», где автор изобразил даму хэйапского времени (IX—XII веков) с двумя служанками, слушающую на лоне природы сверчков в клетках. Мастер гравюр укиё-э. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э.
После кончины Сэйки кояма (1793-1865) видного мастера школы Сидзё, фактического лидера этого временного выставочного объединения, оно прекратило свое существование. Говорят, что втрадиционных японских школах суми-э учащиеся первый год рисуют только отдельные мазки илишь после этого ихдопускают ксозданию рисунков. И вот, на этом этапе изготовлена печатная форма.
Живопись этих художников тяготела к литературным сюжетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам того времени (Таварая Сотацу. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга – буквально «просвещенная живопись». Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве.
В Японию монохромная живопись попала в XIV веке из Китая через монастыри буддийской секты дзэн (японское название китайское название чань — созерцание, самоуглубление) и стала определяться терминами «суйбоку-га» (картина, выполненная водой и тушью) и «сумиэ» (картина, выполненная тушью). Позже их на своё усмотрение раскрашивал художник. Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв. Кажется, еще мгновение— илюди изображенные накартине, взорвутся стремительным действием.
Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. С этого времени искусство страны Восходящего Солнца приобрело себе огромное количество поклонников и ценителей во всем мире (1). Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато)., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. Для дзэнских монахов живопись была одним из важных средств духовного самосовершенствования, помогавших достичь особого просветленного состояния — сатори, когда человек якобы испытывал мгновенное осознание Истины.
Название «суми-э» создано изсочетания двух японских слов: «суми» (тушь) и«э» (живопись). Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»). Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян.
Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Его покровителями были и военный диктатор Тоётоми Хидэёси и император Го-Едзей. Идеи Тэнсина получили реальное претворение в творчестве выпускников Нихон бидзюцуин. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Кано Сёэй использовал в работе традиционный для японской живописи способ изображения «с высоты птичьего полета» — издалека и сверху.
Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д. Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи дзэнский святой Дарума – в одеянии куртизанки а божества изображались предающимися различным удовольствиям.
Это объединение до начала 20 века пользовалось поддержкой императорского двора. В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу («Чтение») и Китагава Утамаро (1753-1806). //Праздный старик в лодке отправляется в поисках сливы. После Второй мировой войны художники, каллиграфы и гравировщики процветали в больших городах, особенно в Токио их мысли занимало устройство современной городской жизни, отраженное в мерцающем свете, неоновых цветах и буйных скоростях их произведений. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э.
Слово, кстати, японское. Он приехал в 1876 году читать лекции в Токийский университет и довольно быстро стал горячим поклонником японского искусства и особенно живописи. Его не волнует ничто внешнее, даже собственный облик.
Сэссон Сукэй родился в отдаленной японской провинции Хитати и по рождению носил имя Сатакэ Хэйдзо. Сукэйпроисходил из влиятельного и могущественного самурайского рода, но после того, как отец назначил наследником сводного брата Сэссона, ушел послушником в монастырь, где изучал живопись и философию. Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем. Этот жанр получил название сансуйга иего выдающимися представителями были жившие вХIV-XV веках художники— Минтё, Дзёсэцу, Тэнсёо Сюубун, Сэссюу Тооёо. Вкусам широких масс городского населения, во многом определившим японскую культуру XVII—XIX веков, больше всего импонировало направление Укиё-э (картины повседневной жизни). Зачастую автор был неизвестен, а композиция непритязательна. Художник прожил 85 лет, в последние годы он подписывал свои работы «Какусэн Родзин» («Журавлиный святой-старец»), веря, что эта священная птица унесет его после смерти в страну вечной жизни.
Только из одних этих компонентов и состоит весь стиль. Так работал знаменитый Кесай Каванабэ (1831-1889), принадлежавший к школе Кано, но вносивший в свои работы помимо характерной для него яркой экспрессии стилистические черты других школ, в частности Укиё и довольно смело обращавшийся к европейским приемам. Это было новое поколение художников, формировавшихся в качественно иной общественной среде, когда среда переживала активный процесс освоения достижений западного мира. Однако, сам художник не стремился быть в центре событий и слыл отшельником. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга.
В творчестве Хокусая, помимо пейзажей, присутствуют также гравюры с изображениями мифических животных, например японского дракона. Японская живопись (яп. Укиё-э (яп.
Своеобразное решение художественного образа построено на противопоставлении этих двух миров. Убедительный свидетельством развития в эту пору портретной живописи служит тот факт, что героем эпохи был именно человек: войн и монах. Золотой фон подчеркивает яркость красок, делает их более звучными (Приложение 4). В результате – основное пространство картины осталось пустым, в нем виден лишь силуэт маленькой рыбачьей лодки.
При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. Его имя Миямото Мусаси, но современники прозвали его Кэнсай – Святой меч. Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Таковы «Бог грома Райдэп», блестяще передающий экспрессивность тушевой техники и «Осень» Кадзана, отличающаяся тонкой красотой живописного строя и поэтичностью. Для представителей западной художественной школы японский стиль укие-э стал не просто одним из экзотических стилей живописи, а настоящим источником вдохновения и заимствования определенных деталей.
Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. Чаще всего — это был определенный пейзаж, но не всякий, а лишь только такой, в котором был свой особый пейзажный «сюжет», например цукинамиэ сикиэ (смена времен года), (движение луны по небосводу). Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Термин суй означает изысканность в манерах поведения.
О древней японская живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. И Хокусай и его последователи стремились очистить японскую живопись от китайского влияния. Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12). Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси).
Эта традиция издавна существовала в японской живописи. Рисунки эмакимоно носили простой символический характер. В дзэнских храмах, естественно, как и прежде оставались изображения Амитаба и Каннон и всяких других персонажей буддийского пантеона, но это всего лишь дань уважения традиции, установленному порядку, новое же, что появилось в этих храмах и что занимало первое место, были так называемые – Тинсо (портреты людей) — живописные и скульптурные.
Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. Под воздействием идей Фенеллозы Коно Байрэй в содружестве с единомышленниками организовал в 1886 году «Общество изучения живописи для начинающих художников» (моложе 30-ти лет). Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро.
Представителями сан суй были высокообразованные художники – Китидзан Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (1405-1423) и Сэйссю Тойо (1420-1506) обучавшиеся в Китае., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Это древнее традиционное искусство близко ксовременной акварельной живописи. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. «Бог ветра», Огата Корин. И первым по этому пути пошел Кайхо Юсё.
В 1563 году Сёэй исполнил для храма Дзюкоин работу «Смерть Будды», единственную известную его картину на буддийскую тему. В сериях его гравюр на темы из жизни женщин – «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви», «Прекраснейшие женщины современности» и др. Искусственному сдерживанию общего развития способствовала самоизоляция Японии (с 1635 года) практически от всех внешних контактов. Художники, перестали изображать будд и как один стали изображать людей.
выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. P. 92). Нередко в пейзажные картины вводился жанр из репертуара нэнтю-гёдзи (годового обихода) — обрядов, связанных с определенным сезоном, которых получалось двадцать четыре или каким-либо одним днем. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Это, впрочем, но мешало адептам этой секты пользоваться письменными материалами. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Эпоху Муромати XIV в. можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Композиция ифигуры складываются изотдельных мазков.
Он был ведущим мастером Нанга в Эдо (древнее название Токио) и у него учились многие известные художники этого направления, в частности, Таномура Тикудэн (1777—1835) и Ватанабэ Кадзан (1793—1841). Вот таким образом, каждый цветок или растение изображенное на картине, несет определенный смысл. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) – это росписи храма Хорюдзи.
Иногда их было больше тридцати. Другие ихкартины пропитаны покоем, лица ифигуры застыли втихом созерцании. Сначала гравюра была однотонной и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель.
В своей знаменитой книге «Идеалы Востока» (1904) он писал «Свобода является величайшей привилегией художника, но это всегда свобода в смысле постоянного самосовершенствования» (Kawakita Michiaki, Ibid. Главным для них было – передать настроение героя. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. CXIV века наяпонских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как являлся, посвоей сути, прямым заимствованием живописных традиций Китая иКореи. Этим практически и ограничивается значение данного направления. Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Позднее открыли отдельную школу Нихонги.
Японская живопись (яп. кайга. Эта особенность станет одной из отличительных черт Нихонга.
Ошибется тот, кто подумает, что монах читает или рассматривает свиток. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Особенно ярко это проявилось в жанре катёга («цветы-птицы»), где цветы и птицы — не просто объекты любования, но и аллегорические символы.
Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. То:сю:сай Сяраку.
После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. К живописи он обратился довольно поздно, считается, что его учителем был Кано Эйтоку. В Стране восходящего солнца техника стала популярна в XIV веке. пейзаж в целом обладает художественной индивидуальностью.
Сэссона не раз приглашали к себе на службу сильные мира сего: он давал уроки живописи главе клана Асино из Аидзу, преподавал дзэнское учение даймё Ходзе Удзимаса из Одавара. В западном искусстве Нихонга является устойчивым термином только для новой традиционной живописи. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках.
В отличие от чистых «западников, таких как Сиба Кокан, Окё попытался соединить западный реализм с условностью национальной живописи. К середине периода Хэйан, китайский стиль живописи кара-и потерял связь с ямато-и, который изначально использовался для росписи скользящих дверей и складных ширм. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). Кажущаяся примитивность суми-э обманчива.
Мастер дзенской живописи нестарается воспроизвести форму ивнешний вид. Ко второму поколению группы Тэнсина принадлежит Ясуда Юкихико (1884-1978)., кобаяси Кокэй (1883-1957), Маэда Сэйсон (1885-1936) и др. Взадачу художника невходит фотографически точное воспроизведение действительности.
Важнейшее значение для Кангакай и будущей Нихонги имело привлечение в него Окакура Тэнсина (1862-1913) известного также как Окакура Какудзе, видного художественного критика, писателя, активного сторонника сохранения корневых основ традиционной культуры. Из-под одежды виднеются неномерно крупные ноги и руки с цепкими, когтистыми пальцами. Этому же кругу школы принадлежит и работ Кано Доуна (1625 – 1694), приемного сына и ученика Кано Танъю, – «Монах и гуси».
В 1887 году Министерство образования при поддержке лидеров Кангакай открыло Токийскую школу искусств с отделением Нихонги. Его «Бамбук» представляет великолепный образец монохромной живописи и является своеобразной «визитной карточкой» мастера Нанга. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Нихонга формировалась в ходе грандиозного художественного процесса и в ней сложились свои течения с целым созвездием блистательных творческих индивидуальностей. Очень точно о монохромной живописи сказал известный японский философ Судзуки Дайсэцу (1870—1966): «Художник не стремится к реализму.
Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Затем осторожно вырезаются незакрашенные участки. Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии.
Природа всегда имела важное значение в японской культуре. Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки. В XVIII веке появилось новое живописное течение — Бундзинга (живопись ученых, литераторов) или Нанга (Южная школа), для которого техника монохромной туши стала основной.
Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. Представителями этого жанра были высокообразованные художники основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Яматоэ — живопись Ямато — противопоставлялось караэ — живописи Китая.
То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Получив название – Яматоэ (живописьЯмато). – как правило, нет повествования, действия. Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Образцом послужила опять-таки китайская «живопись ученых» Вэньжэнбхуа.
Произведениями этого жанра украшались стены дворцов идля работ приглашались исключительно образованные художники. В домах богатых людей ширмы и перегородки всегда расписывались. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. например в трактовке скал с деревьями на первом плане.
Ibid. С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Японская живопись (яп. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Широкий спектр применения предполагал и большой диапазон сюжетов в росписи вееров.
Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko).
В конце концов, печатник оговаривал с ним цветовую палитру изображения и наносил краску на формы, которые прикладывали к рисовой бумаге, слегка смоченной водой. Следующие— пронизаны чувством возвышенности природы. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись.
Например, цукими (любование луной) — поклонение полнолунию, ханами (любование цветами) — ритуальное, каким оно было в старые времена и т. д. Подобные жанровые сюжеты отлично вписывались в пейзажи, но в них также помещались и такие сюжеты, как, например, цуйна – изгнание злых духов или бед, такой обряд совершался при каждой смене сезона.
Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности») (Приложение 10). Каждый мазок кисти должен пульсировать в такт живому существу. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо в 1879 году при участии правительства было организовано Рютикай («Общество Драконового пруда») в 1887 году преобразованное в Японскую ассоциацию искусства. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания. В XVI столетии на первый план выходит жанровая живопись (фудзоку-га). Отличается не столько качественно, сколько самим подходом идеей, философией.
Но каких именно. Ее ведущим направлением становится изображение городской жизни, видов столицы (Киото) и ее окрестностей («Ракутю ракугай дзу»).
кайга. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Свое название направление суми-э получило отсочетания двух японских иероглифов: «суми»— тушь и«э»— живопись. Ноэта тишина подобна скрученной пружине. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto).
Нонеявной, «прямолинейной» красоты, атой эфемерной, скрытой, едва различимой Этот принцип призывает кумению видеть еевезде: вплывущих облаках, дереве, птице, человеке. С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». Несмотря на ряд китаизированных черт в работе Тохаку. Как и китайская, японская живопись наполнена символами и метафорами.
Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. А также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Только после этого можно уловить подлинный смысл вещей.
Тогда и кисть становится живой. Запростотой линий скрывается глубокий философский смысл. Например. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Философы утверждали, что «пустота содержит все», то есть она является квинтэссенцией всего сущего. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Подобными изображениями расписывали ширмы, а Кано Сёэй перенес эту тему на веера (10 штук), создав единую композиционную систему. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк. Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры.
Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Вот таким образом первым шагом должно быть изучение основного устройства формы. В Киото процесс начался несколько раньше. Следует отметить, что в Японии понятие Нихонга обозначает всю национальную живопись со времени ее появления в эпоху Хэйан (794-1185), оставляя в стороне Кара-э («китайскую живопись») и иностранную живопись, в том числе и произведения японских художников, выполненные в западной манере.
Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. Эта точка зрения была справедлива только отчасти. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава». Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни.
Чтобы выразить духовную преемственность с мастером, художник взял себе творческий псевдоним, в котором использовал иероглиф «сэ». При рассмотривании пейсаж словно вовлекает в себя зрителя интригует своей загадочностью. что особенно ярко проявилось в японской поэзии.
Transcending the Past. Пустой фон в свитке Доуна усиливает художественную и смысловую выразительность живописи и каллиграфии. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры.
Он был искусен в росписях ширм и раздвижных перегородок (фусума). Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки» их писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. Но уже в 1867 году появилась одна из первых художественных организаций – Дзёунся («Объединение, подобное облаку»), в которую вошли представители всех живописных течений Киото, а также известные коллекционеры, антиквары, знатоки искусства, ученые. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. В буддийской живописи также появляются новые формы. Хокусай изучал также творчество старых китайских мастеров, был знаком с европейской гравюрой.
В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э. Она считалась выражением высших начал мироздания. Японская гравюра в 1780-1790 гг. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи.
Неожиданная горизонтальная линия отделяет его от вершины, застывшей как бы в резком движении и горделиво парящей в бесконечном пространстве. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Для таких свитков особенно характерны благопожелательные сюжеты и природные мотивы. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати.
Все шло к объединению Востока и Запада. Так, в 1865 году завершился затянувшийся средневековый период Эдо (с 1603 года) и начался период Мэйдзи (по имени императора), первый этап новой истории стран, который ознаменовался колоссальными переменами в жизни всего общества, связанными с освоением достижений западного мира. Предшествующие суйбокуга техники возникли в древнем Китае. В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования природой, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга)., а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества.
//Чужд суеты расспросов, близок к истине — дао, //Его беспокоит. сейчас цветение сливы — и только. » (Перевод С. Н. Соколова). Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. Развитие гравюры граничит с художником Хасикава Миранобу, который изображал незамысловатые сцены из жизни обитателей чайных домов, ремесленников, совмещая на одной гравюре разнообразные не связанные между собой события. В 1895 году Окакура Тэнсин со своими учениками и единомышленниками организовал Независимый Токийский институт искусств (Нихон бидзюцуин), выставки которого получили название «Интэн». Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки» или Эдо-э, эдоские картинки. В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель).
В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) – гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Одним из основателей школы Нанга является Икэно Тайга (1723—1776), талантливый художник, работавший в Киото, в лучших произведениях которого идеи «живописи литераторов» обрели зрелое, законченное выражение. Ики подразумевает изысканность, с которой человек одевается и общается. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Она состояла из портретов актёров во весь рост.
Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Он создал на основе этой мозаики рафинированную фигурную живопись чисто декоративной направленности, которая импонировала представителям императорского двора. Шестой ипоследний принцип— моно-но аварэ— переводится как очарование вещей. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Художников этого направления – их иногда называют «японскими импрессионистами» – вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Особенную элегантность получила монохромная техника. Мастер, снизанный с декоративной живописной школой Кано, возникшей в конце XV века, создал также много произведений и стиле монохромной живописи периода Муро-мати (1333—1573). Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен.
На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Живописью ямато-э восновном покрывались сдвижные экраны (сёдзи) иширмы. Тайкан и Сюнсо, разрабывая жанр пейзажа, создали новый технический прием – моротай (букв. P. 78). Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в. ), Тэнсёо Сюубун (ум.
Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Смысл сумиэ — заставить дух изображаемого предмета двигаться по бумаге. Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты.
Двумя основными эстетическими принципами городской культуры периода Эдо были «ики» и «суй». Его значение как наставника молодых живописцев было чрезвычайно важным. В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Работа художника Хасэгава Тохаку (1539—1610) «Падение инея» представляет собой яркий образец суйбокуга.
Пейзаж Кайхо Юсё минималистичен, это – плод самосозерцания. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Самый известный художник Японии того времени Тоё Ода, специализировавшийся на написании пейзажей, создал первые картины, когда путешествовал по Поднебесной. Transcending the Past.
Он выступил в роли главного теоретика и создателя концепции новой живописи. Многочисленные работы Кайхо Юсё оказали серьезное влияние на последующие поколения японских живописцев. Дзёунся просуществовала около 20 лет и затем была реорганизована в Косо Кёкай (Ассоциацию живописи) которая стала чисто профессиональным объединением художников Нихонга. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи). Они создали Кангакай (Общество поощрения живописи), ставшее одним из наиболее авторитетных и влиятельных среди множества художественных объединений активно возникавших в период Мэйдзи., упр.
Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу. Мастер остался верен традициям китайских художников сунского периода (X—XIII века). Термин укие-э заимствован из буддийской философии и означает «мир скорби», то есть мир преходящих иллюзий, в котором уделом человека являются скорбь, страдания, болезни и смерть.
В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. В туманной дымке теряется мир.
В данном случае мы видим явно взрослого человека, однако, с детской прической. трад. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Она зарождалась почти параллельно в двух основных культурных центрах: древнем Киото и неофициальной столице — Эдо (с 1865 года Токио).
Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
«Волны в заливе Мацусима») (Приложение 5, 6). Яматоэ, это – разрисованные бёбу (ширмы), фусу-ма (перегородки) и все возможные принадлежности японского быта, строившегося так, что внутреннее помещение составляло одну единственную площадь, которую можно было в любой момент превратить в несколько независящих друг от друга отсеков, оградив отдельные участкиширмамиили разделив их друг от друга съемными плотными бумажными перегородками. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Однако консервативное топтание его художников на месте резко контрастировало с успешными достижениями приверженцев Нихонга.
где обитает человек.
Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Период с начала 1920-х годов до второй половины 1930-х стал чрезвычайно интересным этапом в развитии Нихонга. Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. В дальневосточной живописи пустое, незаполненное пространство в композиции имело чрезвычайно важное но только художественное значение.
Распространились также портреты военачальников и монахов. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души».
История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. Но они работали и в сугубо традиционной манере. На одном из немногих сохранившихся его произведений – «Кипарис» – изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. p. 104).
Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты («Женщина перед зеркалом») (Приложение 8, 9). Вначале был послушником, позднее, по некоторым сведениям, даже стал священником. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). н. э. ).
Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением был монохромный пейзаж в стиле ванн суй («горы-вода») произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. Почти все эти художники интерпретировали стиль национальной школы Ямато-э (Ямато – одно из древних названий страны), отдавая предпочтение ярким цветовым сочетаниям, выразительности линий и форм. Сам Ханынань написал поэму дзэп-ского характера. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. А уже через три года там же вместе со своим сыном Кано Эйтоку он исполнил цикл росписей.
Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. «Сосна и камелии» — образец позднего стиля Кайхо Юсё и оригинальный живописный шедевр. Долгое время японская монохромная живопись находилась под китайским художественным влиянием, однако, в период Муромати японские мастера все же сумели выработать собственный стиль. Японский народ создал многоликий и самобытный мир художественных образов и форм. В Токио становление новой живописи происходило иным образом. Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, – вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13).
Развил направление он уже на родине. В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Настроение японской живописи круто меняется. Японская живопись (яп.
Инициатором учреждения Кангакай был, как ни странно, американский преподаватель философии Эрнест Фенеллоза (1853-195). Современники высоко ценили и творчество Тани Бунтё (1763—1840). Для рисования необходимы чёрная тушь икисти для каллиграфии, рисовая бумага инемного воды. Процесс формирования живописного направления проходил необычайно интенсивно и плодотворно.
Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Картины тогда создавались простыми мазками туши.
Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. познание которых вело к познанию конечной реальности -Истины – была объектом эстетического поклонения.
Он весел и беззаботен оттого, что постиг истинную ценность жизни. В молодости Сэссон даже написал небольшой трактат о живописи, в котором подчеркивал важность копирования старых мастеров, а также необходимость непрестанного изучения натуры. Тэнсин считал, что подлинное развитие национальной живописи на новом историческом витке должно происходить посередине между позициями консервативных традиционалистов и приверженцев европейского искусства и назвал эту концепцию «третьим поясом». (Nihonga. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. На свитке Тикудэна «Весенний пейзаж» написано следующее четверостишие: «С весенним теплом в горах облака собираются кучно.
Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Немалая подготовка предшествует изготовлению гравюр.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Монахи полагали, что совершенствованию помогают строгие линии, расплывчатые тона и тени – все то, что называется монохромностью.
В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Ясный день (Красная Фудзи)». Тосюсай Сяраку (яп. Директором ее стал Тэнсин. Укие-э и означает «картинки плывущего мира». Изображение сосны и камелии вместе указывает на долгую жизнь и большие личные достижения.
Художники школ Тоса (возникшей в XIV веке) и особенно Кано создавали эффектные изысканные произведения, неукоснительно следуя сложившимся канонам этих направлений. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Ibid. p. 18). Суйбокуга переводится как «картина водой и тушью». Эта церемония входила в «годовой обиход».
Кайхо Юсё, выдающийся мастер живописи Японии периода Момояма, был пятым сыном Кайхо Цунатика из клана Асаи, владевшего областью Оми. В юности Юсёушел в монастырь Тофукудзи, один из главных дзэн-буддийских храмов Киото. В пейзаж легко вносилось например изображение лошадей, отбираемых в дворцовую конюшню.
Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. Его героини как будто застыли на мгновенье и кажется, что в следующий миг они продолжат свое плавное грациозное движение. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. «Монах Ханышань со свитком» пока предположительно считается работой художника Кано Танъю (1602—1674).
Именно такой скрытый динамизм времени, составляющий, в сущности, самый предмет изображения и характерен для японской живописи этого периода. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Так, в «Записках у изголовья» писательницы X века Сэй Сёнагои под заголовком «То, что радует сердце» написано: «Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов» 5. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой.
Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. Первые такие картинки появились еще в начале века это были недорогие живописные работы. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века – начала периода Мэйдзи. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины).
В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Причем всуми-э используется только черная тушь итушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенная вводе. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
до н. э. – 300г. Однако это не всегда приводило к большим достижениям. Уже из первых его учеников вышли такие крупные мастера Нихонга как Тайкан кояма (1868-1958), Сюнсо Хисида (1874-1911) и Кандзан Симамура (1878-1930). Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать.
В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу – Корин. Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше.
Примером может служить не очень известная школа Хара в Киото, основанная Хара Дзайтю (1750-1837). В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. Изображен легендарный китайский монах Ханынань (Кадзан — яп. ). Он используя скупые штрихи, пытается выразить внутреннее существо объекта. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Отдельные части (веера) объединяются с помощью золотых декоративных облаков (касуми) — еще одного традиционного мотива для японской живописи. Этот мастер соединил черты школ Кано, Тоса, Маруяма и китайской живописи периода Мин (1365-1644) и Цин (1644-1912).
Это позволяло им быть более гибкими и более свободными в творческих исканиях. Особой популярностью среди китайских и японских живописцев пользовалась сосна. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма.
был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849). Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и са Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай.
Он переходил из города в город и довольно быстро получил известность в округе. Кано Сёэй родился в Киото в семье Кано Мотонобу, основателя японскойживописной школы. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. «Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11).
Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. Они смело экспериментировали используя широкий диапазон художественных средств, но сознательно при том ограничиваясь преимущественно национальной тематикой.
га с ее чужеродной художественной системой даже и неплохо освоенной, не могла стать «знаменем» национального художественного самовыражения, в то время как представители Нихонга имели возможность осмыслить характер и наиболее значимые тенденции отечественного искусства на широком историческом фоне, преломляя их через призму нового мышления, новых запросов общества и собственного художественного видения. С этим храмом у Кано Сёэя будет связано еще несколько работ в дальнейшем. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм. Однако в действительности у этих направлений было больше различий, чем единства.
Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. Эллен Конант исследовательница японской живописи, писала о том, что Маруяма Окё (1733-1795) основатель школы Маруяма, привлек много одаренных учеников и последователей и создал очень перспективное направление, которое стало доминирующим в художественном мире Киото вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868). «неясная манера») в котором отсутствуют контурная линия и изображение имеет размытые очертания. Начальный этап развития Нихонга связан с эпохой Мэйдзи.
Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Гохуа (кит. Это привело к серьезным изменениям и во внутренних делах стран, таким как ликвидация сёгуната (военного режима) и восстановление императорского правления.
В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. вступает в период расцвета.