Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Героическим образом единства и символом родины становится легендарная гора Фудзи. Осенние пейзажи характерны праздником в честь уборки урожая. Им нравились камни, как бы обкатанные водой. Прекрасно созданы водопады. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета.
Судя о своей работе в целом, он считал вторую задачу более важной. Все учения живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. – 300г.
Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза». Поклонение природе выработало к ней особое уважение и пристальное внимание. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму.
Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом «озарения», соприкосновения с истиной. В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир.
Вот таким образом и современные архитекторы не могут обойтись без сада как метафоры природы, без согласия с которой невозможна жизнь человека. А если рисуют опадающие лепестки – картина вызывает восхищение грустной красотой. Огромное значение ландшафту Хокусай уделял благодаря своим сериям, посвященным горе Фудзи, водопадам. В культуру проник дух зрелищности, пышности.
Между этими скалами на горизонте светит полная луна, отдающая отблеск в море. Хокусай в своих пейзажах первым заечатлел в искусстве реально существующие виды Японии.
Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). Первой причиной было то, что Тайга изображая пейзаж, осознавал необходимость того, что он должен быть близок к реальности. Пурпурные и белые цветки ириса обозначают благородство.
Но есть в них и нечто общее, характерезующее почерк мастера. В 2006 году в городе Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее проходила выставка «Бонсэки», где были представлены работы современных японских мастеров искусства «бонсэки» – Рикако Фурукава, Кадзуко Ватанабэ, Дзюнко Камохара. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. На первом плане поменьше, чем на втором.
Камни, кустарники, ручей олицетворяли величие гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическая картина противостояния стихий. Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости. От скалы справа изображена протяжная тень. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Ландшафт и морская тематика полностью совпали с упоминаниями в поэзии.
Японцы познакомились с европейской цивилизацией. Дзэнские сады создавались как «модель мироздания» их главной задачей было найти наиболее лаконичные формы для выражения самых общих мировоззренческих концепций своего времени. Огромное внимание уделяют сосне, ее могли изображать как мотив пейзажа, так и одну.
Нанга была связана с довольно узким кругом интеллигенции, стремившейся к утверждению в живописи творческой свободы и высоких духовных идеалов. В его работах человек неотделим от природы, рядом с которой живет. Из животных олень, тигр. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее.
По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Именно эта особенность характерна для многих национальных искусств Японии. Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. Мастер, снизанный с декоративной живописной школой Кано, возникшей в конце XV века, создал также много произведений и стиле монохромной живописи периода Муро-мати (1333—1573). По мере развития буддизма происходит его слияние с синтоизмом. Потоки воды напоминают то тяжелые занавеси, то лавину, то узловатые корни старого дерева. Мох — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства.
Она считалась выражением высших начал мироздания. Этот сундучок очень удобен при транспортировке и хранении художественных материалов. Из-под одежды виднеются неномерно крупные ноги и руки с цепкими, когтистыми пальцами. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. Таковы «Бог грома Райдэп», блестяще передающий экспрессивность тушевой техники и «Осень» Кадзана, отличающаяся тонкой красотой живописного строя и поэтичностью.
Размеры этих камней варьируются от нескольких сантиметров до нескольких дециметров. Суть красоты неизменна, ее проявления меняются от эпохи к эпохе. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление. Эта традиция издавна существовала в японской живописи. Природа всегда имела важное значение в японской культуре. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма.
Также изображали камыш, бамбук. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Гравюру создавали художник, резчик и печатник. Умело, располагая мелкий песок, автор создает динамичность композиции.
Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Многие образы повторяются, в категории «времена года» весной воспевается иней, туман, весенняя дымка, обращают внимание на горы. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. В композиция Камохара «Осень» изображена лунная ночь. Несмотря на то, что настоящий культ оживления цветов пришел в мир из Японии, родилось искусство «Икебана» в Индии. Но упоминание осенью о воронах идет в записках и в росписях на ширмах.
Вводит такие детали, как вмерзшие лодки в заливе, падающие хлопья снега. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. Современно сделана работа Камохаро «Озеро». Также в эти годы он создал серию «Восемь видов острова Рюкю», никогда не посещавший острова Рюкю он создал по воле своей фантазии поэтическую поэму о маленьких пустынных островах, затерянных в просторах океана. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храме Уджи (Uji) в Киото.
«Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут. Некоторые художники, работающие в этом стиле, все еще рисовали на шелке или бумаге используя традиционные цвета и чернила, другие использовали новые материалы, например, акрил. Напротив, главным был поиск гармонии с миром, воспринимаемой как главное условие внутренней гармонии человека. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». Вкусам широких масс городского населения, во многом определившим японскую культуру XVII—XIX веков, больше всего импонировало направление Укиё-э (картины повседневной жизни). В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской «Книге Перемен».
Японская эстетика по своей природе «трудноописуема». "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. Вместе с тем, подавляющее большинство художников эдоской «южной школы» отошло от ограниченности формы традиционного китайского пейзажа. Передавая, как всё преображается изменяется, становится сказочным. Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли.
Его «Бамбук» представляет великолепный образец монохромной живописи и является своеобразной «визитной карточкой» мастера Нанга. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Художественное новаторство во многом было основано на возрождении и синтезе живописи ямато-э, школы Камо. Мастер делает обрамление двумя скалами-камнями, между которых спускается вниз водопад.
Более 20 лет Хиросигэ занимался изготовлением целых серий гравюр, в которых весьма ярко и полно раскрылся его талант пейзажиста. Древняя ЯпонияЖивопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Выставки этого национального искусства Японии проходят крайне редко.
Суйбокуга переводится как «картина водой и тушью». В этом отношении можно сказать, что укиё-э сходно по характеру с пейзажем нового времени. Следовательно, если подразумевать под «сансуй» пейзажную живопись в чисто китайском стиле, то назвать «Сэндзуй-бё:бу» «сансуй» в полном смысле этого слова довольно затруднительно. Темно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в ХIV веке.
В период доминирования китайского направления техника японской живописи базировалась на технике школы Кано. Внимание художника все чаще привлекал показ стихийности и мощи природы. Однако в отличие от «Тридцати шести видов Фудзи» его новая работа, задуманная как серия альбомов и названная «Сто видов Фудзи», представляла новую грань постижения действительности иной подход к изображению природы, увиденной в ее гармоничной целостности. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей.
В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Реальные пейзажи в этом стиле абсолютно очевидно отличались от традиционных сансуй. Декоративность – именно то, что отличает японские картины от искусства всего мира. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма.
до н. э. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби». Роспись XVII века вдохновлялась чаще всего героями и темами классической литературы. Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки. В начале XVIII века начали проникать новые веяния и постепенно назревала тенденция кризиса целостного мировоззрения.
В каждый следующий миг он другой и наиболее искусные мастера строили сад «четырех времен года», выявляя особенности каждого сезона. Сходство с антологией «Манъёсю» — дикие гуси, осенние цветы. Ее оригинальные картини в абстрактном стиле, выполненные чернилами суми, были навеяны традиционной каллиграфией, но реализованы как современные выражения абстракционизма. На переднем плане изображен человек на берегу ручья, держащий маленькую тыквенную семечку и смотрящий на большого скользкого сома.
Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы. Он стал рисовать в китайской манере и имел большое количество учеников и последователей. Он прибегал также к приему среза композиции и показа целого через деталь.
Белая роза — первую, чистую, платоническую любовь. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Особое внимание он уделил монументальным росписям школы Кано, пространственному построению китайских средневековых пейзажей, декоративным особенностям японских свитков школы Ямато. С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise).
Еще в глубокой древности обожествление гор и деревьев источников и водопадов стало основой религиозных верований, получивших впоследствии название синтоизма. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как оп и поп, которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Это, впрочем, но мешало адептам этой секты пользоваться письменными материалами.
Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»). Как правило, в ходу девять сортов песка — от крупных зерен до мельчайшей пудры.
В Стране восходящего солнца техника стала популярна в XIV веке. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Красота аварэ (очаровательного), югэн (таинственного), ваби (скромного), саби (печального), окаси (смешного) неизбежно присутствовала в творческой деятельности японцев.
Вышеописанная тенденция активно развивалась и дополнялась во время двух следующих периодов развития японской живописи — Монояма и Эдо. Но, как и в «Манъёсю» в росписях ширм этому времени года уделено наименьше всего внимания. В росписи ширмы «Пейзаж с солнцем и луной» XVI века на двух створках изображена на первом плане высокая скала, перед ней море. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono).
пейзаж в целом обладает художественной индивидуальностью. Все шло к объединению Востока и Запада. Примером, показывающим характер школы Тоса этого периода, является свиток Фудзивара Мицудзанэ «На прогулке», где автор изобразил даму хэйапского времени (IX—XII веков) с двумя служанками, слушающую на лоне природы сверчков в клетках.
Восточная столица имела особое значение в жизни и профессиональной деятельности Хиросигэ. До этого художники-пейзажисты, в частности господствовавшая тогда в изобразительном искусстве школа Кано, абсолютно не пытались рисовать пейзаж с натуры. С одной стороны, даже в ямато-э со второй половины эпохи Муромати и до эпохи Момояма, «картины четырех времен года», «виды знаменитых мест» и другие крупные категории живописи эпохи Хэйан были «скрытым течением», но многочисленные декоративные ширмы, такие как «Ширма с изображением сосен на берегу» или «Ширма с видами солнца и луны», богатые очарованием новых сюжетов, обнаруживают яркие образы.
Многие работы посвящены восходу и закату солнца, определенному часу дня, праздникам любования луной и цветами вишни и сливы ирисовым садам в цвету, холмам, покрытым снегом, летним вечерам в пригороде Эдо, рекам, по которым плывут зажженные фонарики в праздник Бон и другим темам. Первым художником, обратившимся к новым сюжетам в гравюре, стал Кацусика Хокусай (1760-1849). Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. В живописи тушью в эпоху Момояма, с одной стороны существует подражающая во внешней форме манере Сэссю школа Ункоку, а с другой изображаются и довольно сильно отличающиеся от них по характеру произведения излучающие броские цвета, такие как «Ширма с изображением соснового леса» Хасэгава Тохаку. перев. )», «Вид озера Синдзи», «Шесть знаменитых видов Киото», в 40 лет – «12 знаменитых видов Японии», «Вид залива Кодзима», то есть он рисовал реальные виды на протяжении всей жизни.
В эдоской «южной школе», уже у учителя Кадзана появляются эскизы пейзажей с натуры. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись.
Красота как эстетическая категория для японцев заключалась в мимолетности, неповторимости. Живопись этого времени отражает идеи изотерических сект. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Суйсэки ценились не за высокую стоимость образующих их минералов.
Несмотря на ряд китаизированных черт в работе Тохаку. //Праздный старик в лодке отправляется в поисках сливы.
Водоросли — символ счастья. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены.
В летний сезон Хиросигэ изображает сосны, цаплей, журавлей. Художники не побоялись экспериментов и стали применять приемы, ранее использовавшиеся в живописи на свитках и ширмах, в настенной росписи. Море изображают как спокойное, так и бушующее, разбивающее свои волны о скалы.
Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. И все сюжеты также являются отображениями природы. Главное место в суйбокуга заняла живопись "гор и вод" ("сансуйга"), развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII веков. Философы утверждали, что «пустота содержит все», то есть она является квинтэссенцией всего сущего. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki).
Ошибется тот, кто подумает, что монах читает или рассматривает свиток. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. В природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. н. э. ).
Изображен легендарный китайский монах Ханынань (Кадзан — яп. ). Но пейзажи представляли природу в разных состояниях. В графических пейзажных циклах Хокусай отразил масштабность и героику окружающего мира.
Образы морской стихии. Изображают вечными материалами (камнем и песком) изменчивости сиюминутного момента. И. С. Все компоненты живой природы также имеют символическое значение.
Красота есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Многие образы природы были изначально наполнены определенной культурной символикой, внутренним смыслом.
Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской (Овчинников, 1988, с. 31). Удивительны волны. Его не волнует ничто внешнее, даже собственный облик. Техника исполнения японских картин настолько высока, что может служить примером по работе с акварелью и выполнению «отмывки» графических работ. Японская гравюра в 1780-1790 гг.
В I тыс. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Его знаменитые ширмы «Придворные танцы», «Волны у берегов Мацусима», «Боги ветра и грома» отличают яркий жизнерадостный колорит и мастерская композиционная законченность.
Уделяя наибольшее внимание прорисовке гор, ручьев, волн. На втором плане фигурки красных ворот и дома, на котором виднеется флаг Яплонии. Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. У овальных подносов есть по краям бортик.
Справа от горы садится солнце, а слева взошла луна. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Интерес к женским персонажам не случаен. Философия дзэн-буддизма оказала значительное влияние на живопись, в результате чего популярность приобрело пейзажное искусство.
Японские пейзажи Хокусая бесконечны в своем разнообразии. Также уделяют внимание и бухтам со скалистыми берегами, где на втором плане разместились небольшие лодочки.
В туманной дымке теряется мир. По берегам реки также стоят скалы. Нарцисс (В Японии его называют «ребенком двух сезонов», т. к. Это их конкретность и достоверность. Тогда и кисть становится живой. Эти «художники западного стиля», не осознавая этого, считали себя новыми реформаторами, но на самом деле продолжали старое и находились в противоречии с попытками создать новые картины.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Без сомнения, если бы он был заурядным художником, то, увидев западную живопись, он ничего не почувствовал бы. Даже когда он работал над свитком с китайскими пейзажами «Красная скала и озеро Дунтин», он часто приходил к озеру Бива, чтобы изучить, как выглядят волны – говорит Куваяма Гёкусю. Предельной глубины тонов мастер достигал также путем наложения одного цвета на другой.
Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры. Главное, чтобы своей формой, цветом, текстурой он напоминал зрителю о чем-то другом, подчас трудноуловимом, но тревожащем память и чувства. В ней к этому времени выделились два основных направления: ямато-э – придворная живопись светского направления, основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен и суйбокуга (или сумиё-э) – монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины. Художники школы Хасэгава в конце XVI века любили изображать бушующее море, уделяя большое внимание прорисовки волн изображая извилистыми, округлыми линиями. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. В дзэнских монастырях зарождалось и развивалось многое из того, что в последствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры: своеобразная поэзия на китайском литературном языке исполненная любви к окружающей природе, живопись икебана искусство чайной церемонии с ее сложным ритуалом и символикой, которая представляла собой развитие ритуала дзэн.
Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств. Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. Не случайно местный синтоизм и «импортный» буддизм вполне мирно и органично ужились друг с другом и образовали специфичный для Японии религиозный синкретизм.
н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. Возникает тип цветных росписей, получивших название ямато-э. – песенно-поэтической антологии «Манъесю» и «Записок у изголовья» Сэй Сенагон — позволил выявить и систематизировать те картины природы, которые производили наиболее сильное впечатление на людей того времени и отображались ими в литературно-художественной форме.
Жущиховской мы выделили работу Татьяны Крутовой. Из птиц встречаются орел, павлин, вороны. Работа художника Хасэгава Тохаку (1539—1610) «Падение инея» представляет собой яркий образец суйбокуга. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.
Это был шаг к самоопределению живописи, ее самостоятельному существованию и развитию. Тончайшая пейзажная живопись воспроизведена на натуральном шелке. Непревзойденный шедевр Сэссю — картина «Зимний пейзаж» (1480 -е годы). Незавершенность образа открывает бесконечные возможности для его трактовки. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати.
Часто название ширмам дается как волны, скалы. Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Летние образы больше совпали с образами, приведенными Сэй Сёнагон – дождь, журавли. Все шло к объединению Востока и Запада.
У Хокусая соотношение человека и мира существенно изменилось. Особенную элегантность получила монохромная техника. н. э. ). В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Японская живопись (яп. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Листья ириса напоминают мечи, а это говорит о смелости.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. вступает в период расцвета. Красиво смотрятся картины с изображением гор и цветущей сакуры.
Также изображали ирисы, которые ассоциативно связаны с весенним сезоном. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Японская культура в значительной степени восприняла художественный опыт Китая. Плакучая ива является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности.
Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Традиционная японская живопись содержит образ вечной природы, но художники различных школ и направлений выбирают какой-то определенный аспект ее изображения: эмоциональный (живопись ямато-э), эстетический (живопись школы Кано) или духовный (монохромный пейзаж суйбоку-га). Плющ — символ свидетельства дружбы искренности и верности идеалам. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Выбор подноса зависит от задуманного пейзажа. Сложение жанров живописи было фактором очень важным. Ему нравилось изображать ураганы и ливни, показывающие движение жизни вселенной. В Японию монохромная живопись попала в XIV веке из Китая через монастыри буддийской секты дзэн (японское название китайское название чань — созерцание, самоуглубление) и стала определяться терминами «суйбоку-га» (картина, выполненная водой и тушью) и «сумиэ» (картина, выполненная тушью).
Это росписи на ширмах XVII – начала XVIII веков и классическая гравюра эпохи Эдо. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. Красота не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. Во всех изображениях год всегда начинается с весны и заканчивается зимой. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala).
Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Цветные изображения сочетаются с декоративными техниками резьбы, лака инкрустации. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений».
В двадцатилетнем возрасте он рисовал «Горный водопад Мино», «Иллюстрированный свиток живописных мест провинции Муцу», главной темой которого был остров Мацусима, «Вид вершины Асама», в 30-летнем возрасте «Альбом с видами цветов-волн (брызги волн, образующие форму, похожую на цветы – прим. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Важное значение в искусствах Японии имеют камни. Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены.
Но они работали и в сугубо традиционной манере. Традиция создания миниатюрных пейзажей, по-видимому, сложилась в Японии в эпоху Муромати (1333-1568), а в эпоху Эдо (1600-1868) возникли школы «миниландшафтного дизайна» со своими техниками и правилами. Анализ историко-литературных памятников VI – XI вв. Осень в росписях больше совпадает с ассоциациями в «Манъёсю» — лунные пейзажи, осенние травы и цветы, кленовых ветвей. Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой.
Отказываясь от плавной и текучей линии, Хокусай постепенно выработал свой особый почерк. А это значит, что пейзаж удерживается только расстановкой художника и силами притяжения. Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Последние годы мастера прошли в неустанном труде.
где обитает человек. В морской тематике используют множество морских берегов, заливов, бухт. Их основой, вероятно, была ностальгия по чисто японским видам природы, как в «Ширме с соснами на морском берегу» школы ямато-э, но ее выражение абсолютно другое и не преследуя целью модную декоративность, как в тех произведениях, они показывают лиричность и любовь к японской природе через изобразительные приемы живописи тушью. Эта идея «нравоучительной живописи» Кокана, так и продержалась у художников в западном стиле конца сегуната вплоть до Такахаси Юити и в этом отношении она была архаичной, вот таким образом нельзя делать безоговорочный вывод, что они были новыми из-за того, что рисовали в западном стиле. Сохраняется даже портретное сходство.
Композиции были зафиксированы на фотоаппарат. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. Например, даже если мы возьмем «Шесть знаменитых видов Киото», то в ней он подражал основным чертам манеры Фань Куаня, Ми Фэя, Цзюй Жаня, Ли Бо, Ли Тана, Ся Гуя и других художников школ Бундзинга и Интайга (придворная живопись), начиная с северной Сун и заканчивая Южной Сун.
Традиционные темы – сцены придворной жизни и иллюстрации к литературным произведениям. Росписи интерьеров – это мир природы, прекрасный и фантастический.
Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. Традиционные жанры японской живописи – пейзаж, цветы и птицы находят новое осмысление. например в трактовке скал с деревьями на первом плане. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Надо подчеркнуть, что первостепенное внимание уделялось абсолютно определенным, ставшим каноническими категориям природных картин и образов (времена года, ландшафт, растительный мир, море).
В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. На сегодняшний день благодаря этому источнику возможен анализ данного вида искусства в контексте исследуемой темы диплома. И песок и инструменты хранятся в небольшом сундучке с маленькими ящичками — «тансу». Под влиянием Сюнсё были созданы его первые гравюры с изображением актеров и борцов сумо. Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё.
После этого художники японской «южной школы» тоже рисовали «реальные виды», однако по сравнению с эпохой Бусона и Тайга число таких картин стало заметно меньше и можно сказать, что это было шагом назад. Эта традиция, несомненно, началась в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня. В росписи ширмы «Вороны на дереве сливы» в центре изображение ветвей сливы, на которой один ворон сидит, а другой склевывает распустившиеся цветы.
Здесь уже ощутимо новое понимание пространства. Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира». Это рисунки на ширмах и свитках, которые украшали быт хэйанской знати. Япония – одна из самых богатых историей и культурой держав.
В условиях тесной городской застройки и дефицита земли даже крошечный сад у дома отвечает потребности японцев в соприкосновении с миром природы. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше. Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок.
Эти приемы легли в основу традиционной японской живописи. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д. ) обозначают радость и красоту. Он весел и беззаботен оттого, что постиг истинную ценность жизни. «Монах Ханышань со свитком» пока предположительно считается работой художника Кано Танъю (1602—1674).
Мифопоэтическое творчество и образность японского искусства связаны с древней религией японцев – синтоизмом. Изображение природы играет доминирующую роль. Очень точно о монохромной живописи сказал известный японский философ Судзуки Дайсэцу (1870—1966): «Художник не стремится к реализму. Смысл сумиэ — заставить дух изображаемого предмета двигаться по бумаге.
Японский художник может рисовать на песке, на воде. Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Картины тогда создавались простыми мазками туши.
Как и Сёнагон Хокусай уделял зимним пейзажам большое внимание. Японская живопись (яп. Традиционные виды декоративно — прикладного искусства Японии – икебана и бонсэки – сформировались в контексте особого места Природы в духовной культуре. Проанализировав встречающиеся образы природы у Кацусика Хокусая и сравнивая их с теми, которые упоминаются в первых литературных источника «Манъёсю» и Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» можно отметить следующее: в категории «времена года» весна как и в «Манъёсю» олицетворяется изображением ветвей ивы, стаями птиц изображение ветвей сливы, усыпанной цветами, эти все образы как нельзя лучше подчеркивают наступление весны.
кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. что особенно ярко проявилось в японской поэзии.
Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Образцом послужила опять-таки китайская «живопись ученых» Вэньжэнбхуа. Ветки папоротника — чистота и плодовитость. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. «Реальные виды» Хякусэна и Бусона также далеки от этого.
Движение души, взгляд игра света и тени игра красок. Она вводит фигурки людей в длинной лодке, двух журавлей. Художник стремился передать разнообразие природных форм, создаваемое водной стихией. Образы растительного мира.
В 1778 году он вступил в мастерскую Кацукава Сюнсё. Он был ведущим мастером Нанга в Эдо (древнее название Токио) и у него учились многие известные художники этого направления, в частности, Таномура Тикудэн (1777—1835) и Ватанабэ Кадзан (1793—1841).
Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72). Гравюры, относящиеся к жанру «чистого пейзажа», трактуются неоднозначно. Он ввел в нее пейзаж в качестве самостоятельного и самоценного жанра. Также изображает лунные пейзажи, алые ветви клена и летящих гусей («Алые кленовые листья в Мама»).
В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках. Она украшает павильоны и храмы Амиды. Мы сгруппировали эти картины в следующие категории: образы времен года, образы ландшафта (пейзажа), образы растительного мира, образы морской стихии. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями.
В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн («созерцание») – учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древнеяпонской религии синтоизма. Хокусай намеком рассказывал и о приближающейся зиме, напомнив зрителям о деревенском обычае отправлять в город в первые дни нового года девушек для продажи хвороста горожанам. Подносы бывают разной формы: прямоугольные, овальные или в форме веера. Икебана тесно связана с живой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни. Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций. Природа в работах художника величественна и спокойна, краски умиротворяюще приглушены.
Азалия — символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Среди эскизов Бунтё из-за свободной манеры письма на первый взгляд не похожие на него иллюстрации «Свитка с видами главных городов провинций» отличаются блистательной мягкостью, свежестью и живостью.
Он постиг законы штриха, позволяющие воспроизвести в картине живую изменчивость мира. Весенний период представлен 42 работами, летний – 30, осенний – 26, а зимний – 20. Ранние печатные произведения молодого мастера довольно примитивны и вряд ли способны вызвать серьезный интерес.
Слово, кстати, японское. История возникновения этого искусства имеет отголоски в Китае. Когда рисунок приклеивался из него вырезались части, которые не были закрашены, таким образом получалась печатная форма.
Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). В японской традиционной культуре понятия «природа» и «красота» — это, по сути, синонимы.
Шедеврами его творчества стали ширмы «Павлин», «Цветение красной и белой сливы» и «Ирисы». Розовая — тихую, застенчивую любовь. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki).
Их японцы стали называть по-своему — бонкэй (пейзаж на подносе). Красоту не абстрагировали, но подчиняли искусство ее законам. На примере картин азиатских художников можно изучать теорию цвета, правильную передачу формы с помощью графики, композицию. Струи воды увенчает полосами белой пены. Большая коллекция произведений искусства периода Нара находится в хранилище Шосойн (Shosoin), которым раньше владел Тодай-жи (Todai-ji), теперь же оно контролируется Агентством императорского двора (Imperial Household Agency). В XVIII веке появилось новое живописное течение — Бундзинга (живопись ученых, литераторов) или Нанга (Южная школа), для которого техника монохромной туши стала основной.
С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Мы хотели обратить внимание именно на этот аспект. Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство. Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794).
С ростом городов и торгового сословия изменились жизненные ценности и вкусы в искусстве. Даже если посмотреть на труды Сиба Кокана по изобразительному искусству, то он одновременно с новыми теориями, взятыми у европейской живописи, с другой стороны был глубоко убежден в идее старинной китайской нравоучительной живописи, которая считала, что картина должна иметь практическое значение, как инструмент «поощрения добродетели и наказания порока». Художники школ Тоса (возникшей в XIV веке) и особенно Кано создавали эффектные изысканные произведения, неукоснительно следуя сложившимся канонам этих направлений.
Эти образы вскоре выкристаллизовались в цветистых работах Сотацу и Корина и оказывали большое влияние на художников последующих эпох. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Образы ландшафта. Это «Коё-тансё», который Бунтё нарисовал по следам своего путешествия в сопровождении начальника береговой охраны провинций Сагами и Идзу пожилого Мацудайра Саданобу, однако их стиль немного натянутый и несвободный. До XIXвека японцы практически не знали печатного станка.
Яркий напряженный колорит и нервная гибкая линия создают ощущение пульса времени. Только из одних этих компонентов и состоит весь стиль. Сам Ханынань написал поэму дзэп-ского характера. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит.
Начиная с серии «Тридцать шесть видов Фудзи» он во многом изменил свою манеру, отступив от мягкой колористической гаммы ранних лет, навеянной воздействием красочной палитры Киёнага. Новые работы были более интимны и камерны.
Никаких бурных страстей, лишь радость созерцания и радость мирного труда. Благодаря ему суримоно превратились в один из важнейших видов ксилографии. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Зеленую траву прорисовывает, гораздо ярче, насыщеннее. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны.
В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков. В разделе зима в литературных произведениях и в бонсэки уделяют внимание в основном снегу, покрывшему землю, сопки, горы льду, покрывшему водные поверхности. Поражают красотой бухты. Макеты получили название «пенжин» (penjing).
Колорит росписи темный, много золотого цвета. Вне зависимости от конкретного замысла художника, композиция сада, как правило, содержала два основных компонента: это инь-ян сада, его «кровь» и его «скелет» – вода и камни. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Ее оригинальные картини в абстрактном стиле, выполненные чернилами суми, были навеяны традиционной каллиграфией, но реализованы как современные выражения абстракционизма. В настоящее время в Японии существует множество художников, которых вдохновляет субкультура аниме и другие аспекты молодежной культуры. В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э. Осень как и у Сёнагон олицетворяют сумерки.
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Сравнивая представленные образы природы в искусстве бонсеки с образами из первых литературных произведений «Манъёсю» и Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» находим следующее. Также художники в изображениях пейзажа зачастую стали вводить людей, домашних животных, либо птиц о которых нет упоминания в литературных источниках.
Зимой прекрасен снег. Японцы считали, что места, окружённые камнями избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны. Почему Тайга стал изображать так много реальных видов.
Слово э в термине укиё-э означает «картина». Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Возможно из-за этого в их картинах не чувствуется новизны и они не создают впечатления переворота в изобразительном искусстве в сторону западного пейзажа. Практически все образы природы в антологии «Манъёсю» и у Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» совпадают с изображениями на ширмах, у Кацусика Хокусая и у Андо Хиросигэ.
В связи с этим тематика дзэнской живописи ограничивалась пейзажами, портретами дзэнских патриархов и изображениями животных и птиц. Где одну вторую изображения занимало хмурое небо с кучевыми облаками («Скалы и волны»). Важное место в его гравюрах заняла густая синяя краска, подчас доминирующая в пейзаже. Прорисовывает разноцветные листики деревьев. Красоту японцы находили в отношениях, в промежутках, в пустоте и, конечно же, в природе. Изображению лета как и у Сэй Сёнагон уделяется внимание солнцу, жарким дням.
Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Вот таким образом все, что явлено взору и слуху вызывает восторженно-трепетное отношение.
Они сами по себе не развились в идентичный западному пейзаж Нового времени, того, что можно назвать живописью нового времени и в традиционном изобразительном искусстве и в живописи маслом, пришлось ждать до середины эпохи Мэйдзи, но уже во второй половине периода Эдо чувствуется зарождение новой живописи. Бесконечно ценным и уникальным мог стать простой булыжник. Цвет размывается, добавляются другие оттенки, а где-то оставляют цвет бумаги.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Увлечение мастера в последние годы жизни живописью ощущается в пейзажной серии «Тысяча видов моря» (1830-1840), где стихия волн, показанная в непрерывной изменчивости цвета, приобретает множество оттенков.
На свитке Тикудэна «Весенний пейзаж» написано следующее четверостишие: «С весенним теплом в горах облака собираются кучно. Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку). Предшествующие суйбокуга техники возникли в древнем Китае. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). С постоянным развитием буддизма в Японии в направлении нового течения Девственная земля (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise).
В Японии ирис считается мужским цветком. Из всех своих исканий и экспериментов мастер извлек для себя весьма ценные выводы. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»).
Наиболее распространенными в Японии символами являются цветы. В мире нет ничего определенного и постоянного.
Часто изображали ее на скалистых берегах. Одним из основателей школы Нанга является Икэно Тайга (1723—1776), талантливый художник, работавший в Киото, в лучших произведениях которого идеи «живописи литераторов» обрели зрелое, законченное выражение. Согласно синтоистским представлениям, все в мире одухотворено, в каждом явлении природы есть свое божество (ками) — в деревьях, в воде, в горах, есть оно и в произведениях искусства и в предметах ремесла. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу.
Так, в «Записках у изголовья» писательницы X века Сэй Сёнагои под заголовком «То, что радует сердце» написано: «Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов» 5. Печатник после обсуждения с художником цветовой гаммы покрывал формы краской и, прикладывая их к слегка влажной рисовой бумаге, создавал гравюру. Обязательной, но очень малой частью почти в каждом пейзаже присутствует человек (истинный герой произведений в стиле "сансуй" – крестьянин, живущий простой жизнью в согласии с природой). К первой половине VIII века в эпоху династии Тан зародился полноценный стиль рисования тушью, который сегодня мы называем суйбокуга.
Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. У Кадзана в «Иллюстрированном свитке с видами Кюсю» она тоже есть, но для эскизов Кёсё больше подходит название «фукэй» (пейзаж»), чем «сансуй» в традиционном смысле. Гармония белого и черного действует успокаивающе. Композиции осени изображают зачастую лунные ночи в сочетании с горным пейзажем. При рассмотривании пейсаж словно вовлекает в себя зрителя интригует своей загадочностью.
В 1880 году западный стиль был запрещен к показу на официальных выставках, его сильно критиковали. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов — «вода» и «камень»).
Единственное, что остаётся неизменным – обязательное присутствие цветов. Человек вошел в пространство и стал его частью, включившись в жизнь окружающей природы. Образы морской стихии. В них одиночный объект выдвигается на передний план: летящий журавль, носовая часть лодки. Традиционный японский пейзаж – горы. В конце 1970-х, поиск японских качеств и национального стиля заставил многих художников пересмотреть свою идеологию и отказаться от того, что многие считали пустыми формулами Запада. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души».
Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. жанр путевых заметок. Особое место в живописи укиё-э принадлежит выдающемуся художнику Кацусика Хокусаю. Красота не существует сама по себе, каждая вещь обладает присущей только ей красотой.
Работа «Водопад» Фурукава впечатляет. Красота для японцев неотделима от истины — красота и есть истина истина и есть добро. Бонсэки – это искусство недолговечное, мимолетное, как и сама природа в каждый момент ее жизни. Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни.
Долго цветущие хризантемы символ долголетия. Его имя Миямото Мусаси, но современники прозвали его Кэнсай – Святой меч. Природа была основным источником творческого вдохновения, проводником в мир Прекрасного. В отличие от предыдущего периода Муромачи, период Азучи-Момояма характеризуется появлением великолепного многоцветного стиля, широко использовавшего золотую и серебряную фольгу и очень масштабными работами.
Осенние образы бонсеки и «Манъесю» почти одинаковые – лунные ночи, отблеск луны. Ключом к разгадке японского мировосприятия могут послужить слова поэта Фудзивара Тэйка (1162-1241), который говорил, что самая некрасивая вещь, ставшая предметом поэзии, не может не быть прекрасной. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан.
Оно распространяется в глубину, теряет свою декоративную плоскостность. С Сэссю Тоео (1420– 1506) началась японская живопись дикой природы.
В работе «Спокойное внутреннее море» Фурукава вводит изображение песчаного берега, где по краям стоят высокие черные скалы. Неудачное движение, легкий сквозняк в комнате и созданная с огромным трудом картина перестает существовать.
Камень символизирует гору и обозначает покой и защищенность.
К тому же символика их с течением времени не изменилась. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Прямоугольные подносы совершенно плоские. С распространением в Японии буддизма в VI-VII вв. В данном случае мы видим явно взрослого человека, однако, с детской прической. Так лотос — символ целомудрия.
Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. Также отображают в нем отблеск рассвета, либо луны. Именно эти образы и изображают в композициях бонсэки. Светские сады позднего средневековья (XVII – XIX века) напоминали обширные парки, в них были черты и дворцовых и храмовых садов, а также – чайных садов, связанных с распространением чайной церемонии. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko).
Мощным, значительным чувством проникнута созданная в конце 1820- начале 1830-х годов серия, посвященная цветам родины «Большие цветы». Оригинальность дзен заключается не столько в самом содержании этого учения, сколько в формах его преподнесения. Дальнейшее развитие бонсэки напрямую граничит с садово-парковым искусством Японии.
В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его «лицо», его «позу» : «Среди камней – одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие – поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят». В 1827-1830 годах Хокусай создал серию гравюр, посвященную знаменитым японским мостам и назвал ее «Виды замечательных мостов в различных провинциях». Зимой традиционно уделяют внимание снегу. Бамбук — стойкость и мужество. Природа – это Красота в ее самом естественном и гармоничном проявлении.
В период Момояма мастер этого течения Сэн Рикю немного видоизменил технологию и стал более естественно изображать природу. Развил направление он уже на родине. Остродонные глиняные сосуды несложной формы, украшенные незамысловатым орнаментом, который напоминает след веревки (дзёмон), – самые ранние предметы искусства, предположительно датирующиеся 1, 5 тыс. Настроение японской живописи круто меняется. В этих пейзажах будто соединяются лирические настроения тихой радости и легкой грусти, которые охватывают путешественника, открывшего для себя красоту уголка Земли и уже готового двинуться дальше. //Чужд суеты расспросов, близок к истине — дао, //Его беспокоит. сейчас цветение сливы — и только. » (Перевод С. Н. Соколова).
«Сто знаменитых видов Эдо» — не только крупнейшая серия работ, выполненных Хиросигэ за всю его жизнь, но и самая многочисленная среди всех произведений укиё-э. Большое внимание уделялось подбору растений их форме изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Существуют изображения солнца и луны, разделенных горой – смена лета осенью. Подобное творчество сочетало в себе: вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение языком символов. Изобразительное искусство Японии в дипломном исследовании представлено живописью. Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Есть немало суйсэки, в очертаниях которых можно углядеть контуры горы, острова, водопада, похилившейся хижины, животного, человека и даже Будды. Однако не стоит делать поспешных выводов, что Сиба Кокан создавал картины в западном стиле, осознанно стремясь к модернизации живописи.
Некрасивое недопустимо, только красивая вещь (не сама по себе, а в сочетании с другими вещами, поставленная в нужном месте в нужное время суток) может быть истинной. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. За скалой – высокая, покрытая сосновым лесом гора. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Сакура — священное для Японии дерево. до н. э. – 300г. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э.
Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Горы для художника символ покоя и мироздания. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Современники высоко ценили и творчество Тани Бунтё (1763—1840). Сутэ-иси – искусство расстановки камней – считалось главным в работе художника.
Художник добавляет изображения сильного порыва ветра, листву, падающую с деревьев. На третьем плане горы, сопки. Этот термин достаточно сложен и многозначен. Отсюда будет проблемой приблизить укиё-э так, как оно есть, к пейзажу Нового времени.
Прорисовывает чуть распустившиеся ветви ивы. Так сложились живописные жанровые подразделения – сики-э (картины четырех сезонов) и мэйсё-э (картины прославленных мест). Здесь решалась простейшая задача иллюстрирования текста, соответствия ему. Ее приверженцами были дзен-монахи, аристократы, правители и даже один очень известный в Японии мечник. Нелегкий повседневный труд и вся жизнь людей проходят на фоне национального пейзажа.
Хотя Ниттен изначально являлась выставкой Японской академии искусств, с 1958 года ею заведовала отдельная частная корпорация. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Здесь легко усматриваются большинство основополагающих принципов японской эстетики. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г.
Сложный ритм его произведений как бы наполняет изображение ветром и звуком. А для многих его учеников суримоно надолго стали главным видом художественного творчества. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи).
Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). одно из нескольких сохранившихся произведений, «Сэндзуй-бё:бу» («ширма с горами и водами»), являясь пейзажем с элементами жанровой живописи использовалась для религиозных обрядов. Его работы воплощают очень популярный в XVIII – XIX вв.
Каждый мазок кисти должен пульсировать в такт живому существу. На втором плане видны стоящие в море скалы, берег острова. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный «пейзаж на подносе», помещенный в интерьере дома. Если эпоха Момояма (XVI – XVII вв. ) еще связана в основном с камерной чайной церемонией, то в эпоху Эдо (XVII – XIX вв. ) активно развивались зрелищные искусства: театр кабуки и городская гравюра.
Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Этому же кругу школы принадлежит и работ Кано Доуна (1625 – 1694), приемного сына и ученика Кано Танъю, – «Монах и гуси». После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio).
кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. В «Манъёсю» и на ширмах лето олицетворяет журавль, различные птицы.
Картины времен года. Икэно Тайга с молодости начал изображать реальные пейзажи. Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. В XII в. живопись освободилась от влияния декоративных техник и пластики. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле.
Часто в живописи фигурируют образы имеющие символическое значение, что наполняет внутренним смыслом все произведение. Чаще всего суйсэки легко умещается на ладони.