– 342 c. Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Японская живопись и графика очень разнообразна как по содержанию, так и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.
Это находит место не только в жанровой живописи, но и в излюбленной на Дальнем Востоке пейзажной живописи. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. Одним из первых крупных архитектурных ансамблей, созданных в послевоенной Японии, был Парк Мира в Хиросиме (1951—1952) архитектора Кендзо Танге (р. Сёгунский дом Асикага поддерживал учение Дзэн, в это время достигла расцвета «литература пяти монастырей» и из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага, вышло множество монахов-художников, начиная с Дзёсэцу, Сюбуна, Сэссю и других. Взадачу художника невходит фотографически точное воспроизведение действительности.
После второй мировой войны в Японии наблюдается большое оживление художественной жизни. 1887) и другие. Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. Пейзажи художников школы Кано, даже таких крупных, как Тайкан каяма (1868—1958), кажутся архаичными и по самому ощущению натуры и по способу ее воплощения. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э. 1770) впервые применил многоцветную печать. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления.
1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и са Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай. 1905) и другие.
га с ее чужеродной художественной системой даже и неплохо освоенной, не могла стать «знаменем» национального художественного самовыражения, в то время как представители Нихонга имели возможность осмыслить характер и наиболее значимые тенденции отечественного искусства на широком историческом фоне, преломляя их через призму нового мышления, новых запросов общества и собственного художественного видения. Нарочитая деформация, повышенная экспрессия, страшные кошмары сюрреализма стали характерны особенно в первое послевоенное десятилетие не только для направления «ёгa», но и для «нихонга». во всем мире наметился повышенный интерес к японской культуре. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры.
Для многоцветных гравюр порой изготавливали свыше тридцати печатных форм. – как правило, нет повествования, действия. В середине периода хэйнань на смену китайской школе живописи в Японии появился собственный стиль под названием ямато-э.
Сначала гравюра была однотонной и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга – буквально «просвещенная живопись». В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы. н. э. ). «Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11). Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. Японскую живопись отличает большое количество разнообразных жанров и стилей.
Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Золотой фон подчеркивает яркость красок, делает их более звучными (Приложение 4). И искать это надо, я считаю, в весьма существенной стороне философии Лао-цзы, даосизме, которым является проповедуемый им принцип пассивности: «Тот, кто не борется, - говорится о мудром человеке в «Каноне о пути и добродетели», – непобедим в Поднебесной. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато).
Живопись этих художников тяготела к литературным сюжетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам того времени (Таварая Сотацу. Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры. Все шло к объединению Востока и Запада.
В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу («Чтение») и Китагава Утамаро (1753-1806). Позднее, художники, работающие в стиле бунджинга, видоизменили как техники, так и сюжеты этого жанра, создав смесь японского и китайского стилей. Это требовало коренной ломки сознания, к чему еще не была готова японская культура в целом и каждый ее представитель в частности» (Николаева Н. С. Разумеется, оба эти учения менялись в соответствии с запросами разных исторических эпох. 1905) засыпан белой морской галькой наподобие традиционных а сухих садов».
Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи). У каждой культуры имеются, по-видимому, свои характерные признаки. Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии.
Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. 19 векам, стало ещё одним видом изобразительного искусства Средневековья. 1912) «Атомная бомба» или «Ужасы Хиросимы» (1947—1955), ставшая выдающимся явлением современного искусства. Сохраняется даже портретное сходство. Её наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420.
Они кажутся более современными, чем натуралистически выписанные детали у других художников этой школы и в особенности школы Маруяма-Сидзё. Недаром возникли грандиозные по смелости и новизне проекты застройки Токийского залива (один проект предложен К. Танге, другой — молодым архитектором К. Кикутаке). Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Ансамбль имел большое общенародное значение как памятник тысячам погибших людей и в то же время как символ борьбы за мир. В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания.
Красиво смотрятся картины с изображением гор и цветущей сакуры. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д. Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи дзэнский святой Дарума – в одеянии куртизанки а божества изображались предающимися различным удовольствиям. 1912), «Земля, ставшая полигоном» Гэндзиро Мита (р. В Токио становление новой живописи происходило иным образом. Творчество Хокусая основывается на многовековой живописной культуре Японии.
Наиболее значительное место среди этих художников занимают Судзуки Кэндзи (серия гравюр «Мир — миру», «На земле военных баз», «Мать» и др. ), Макото Уэно («Жажда», «Гончар», «Жилище под мостом», «Обед угольщика», 1957, серия «Нагасаки»), Хирохару Нии, Нобуя Иино, Дзиро Такидайро, Тадасиге Оно (р. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Иллюстрации были выполнены на нескольких горизонтальных свитках и дополнены текстом. 1918), «Семья» носкэ Кикути (р. Кто делает все это.
Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений -- серию «36 видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Кроме того, тот крайний национализм в искусстве, который имел официальную поддержку при фашистском режиме, получал наиболее полное выражение в академически-холодных формах живописи «нихонга». Для рисования необходимы чёрная тушь икисти для каллиграфии, рисовая бумага инемного воды.
Школа Кано формировалась из художников, принадлежавших к роду Кано. Ясный день (Красная Фудзи)». С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). все большее влияние получают фовизм, кубизм и сюрреализм. Но вскоре ажиотаж вокруг западной живописи быстро утих и интерес к традиционному искусству резко возвратился.
Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»). Заливка внутри контура обычно выполняется акварелью. Суйбокуга переводится как «картина водой и тушью». Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры.
С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись. 1913). Адаптировав влияние китайской живописи, Сэссю создал свой стиль живописи тушью, темой картин были реально существующие японские пейзажи, такие как «Вид Ама-но хасидатэ». Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава».
Так работал знаменитый Кесай Каванабэ (1831-1889), принадлежавший к школе Кано, но вносивший в свои работы помимо характерной для него яркой экспрессии стилистические черты других школ, в частности Укиё и довольно смело обращавшийся к европейским приемам. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси). В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов. У всех предметов в композиции обязательно есть контур. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Абстрактные формы все чаще появляются в произведениях художников традиционной живописи «нихонга», что практически стирает всякие грани между этим направлением и «европейской» живописью («ёгa»). В период Эдо (1614—1868) достигли расцвета различные школы монохромной живописи.
Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. С начала 50-х гг.
Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и са Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг.
Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, — последняя вершина в художественной культуре средневековой Японии, её замечательный итог. В творчестве Хокусая, помимо пейзажей, присутствуют также гравюры с изображениями мифических животных, например японского дракона. Новейшую историю Японии принято начинать с революции Мэйдзи (1868 г. ), которая послужила началом крушения феодализма и развития капиталистических отношений в Японии. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков.
Сначала гравюра была однотонной, её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки. Это привело к серьезным изменениям и во внутренних делах стран, таким как ликвидация сёгуната (военного режима) и восстановление императорского правления. В соответствии с политикой сакоку (запертая страна), последовательно проводимой сёгунами рода Токугава, контакты со всеми иностранными государствами, за исключением Голландии, к 1639 году оказались под запретом – в таких условиях искусство, питаемое иноземными идеями и навыками, естественно развиваться не могло. 1913), Суэо Касаги (р.
Важнейшие декоративные элементы как бы вынесены из интерьера и играют такую же роль, как сад в традиционной архитектуре (у здания префектуры Кагава в Такамацу Танге расположил бассейн с декоративными камнями, а во внутреннем дворе — небольшой «сад мхов», 1958). Некоторые современные мастера продолжают работать в этих материалах. Практически все основные школы периода Эдо сложились в результате отбора и определенного пересмотра художественного наследия. Его значение как наставника молодых живописцев было чрезвычайно важным. Двумя основными эстетическими принципами городской культуры периода Эдо были «ики» и «суй».
На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Небо и земля. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Первые такие картинки появились еще в начале века это были недорогие живописные работы. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э (картины повседневного мира). Затем изобрели печать в два цвета, а в 1765 г. художник Судзуки Харунобу (1725-1770) впервые применил многоцветную печать.
Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»). Гравюру создавали художник, резчик и печатник. Например, в архитектуре утратило свою ведущую роль культовое зодчество, зато была создана четкая отработанная форма жилого дома имеющая не только практический, но и несомненный художественный смысл.
Большинство скульпторов начала века получило образование в Европе, Как они сами, так и их ученики в Японии находились под большим влиянием Родена: Коун Такамура (1852—1934), Фумио Асакура (р. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений — серию «36 видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений».
По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты («Женщина перед зеркалом») (Приложение 8, 9). В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине 16 века. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках.
Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Школа была основана художником Кано Масанобу (1434-1530), современником Сэссю и учеником мастера Сюбуна., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. в 1643 г. ) и Хонами Кооэцу (1553-1637), а самым выдающимся мастером признают Огата Коорин (1656-1716), чьи работы вдохновляли не только японских художников, но и западных: так, популярный в Европе в конце XIX – начале XX вв. Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. Этот термин достаточно сложен и многозначен.
Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. В здании муниципалитета в Нагасаки (середина 1950-х гг., архитекторы Комийя, Окуяма и другие) открытая лестница непосредственно связывает интерьеры с окружающим пространством. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Японская живопись (яп.
Представителями этого жанра были высокообразованные художники основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Слово э в термине укиё-э означает «картина». 1915), Сигеру Узуки (р. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета.
Настоящая работа посвящена вопросам эволюции японской классической живописи и графики. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века – начала периода Мэйдзи. Так было принято изначально, однако, современем японские художники стали писать цветными минеральными красками, которые, проникая врисовую бумагу, закрепляются наней подобно туши. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) – гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё. Его мастерство состояло в том, чтобы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получаемых с разных деревянных досок. 171Водяная мельница в Ондене187) (Приложение 11). «Художники направления «ёга» применяют технику масляной живописи, пользуются европейскими приемами перспективы, объемно-пластического воспроизведения объектов и т. п. Такое весьма условное разделение живописцев устойчиво держится в Японии до настоящего времени. Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. 1903) или «Пятнистой собаке» Эйко Икэда (р.
К первой половине VIII века в эпоху династии Тан зародился полноценный стиль рисования тушью, который сегодня мы называем суйбокуга. Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Хидео Косака (р. Все шло к объединению Востока и Запада.
Наибольшее впечатление от соединения принципов восточной и западной живописи производит, пожалуй, панно «Ветер», где фигуры обезумевших от страха людей написаны среди стволов бамбука, гибких и красивых, как бы олицетворяющих Восток с его многовековой мудростью, оказавшейся бессильной перед ужасами современной войны. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов.
Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Сначала гравюра была однотонной и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д. Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи дзэнский святой Дарума – в одеянии куртизанки а божества изображались предающимися различным удовольствиям. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве.
Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности») (Приложение 10). В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). Мастер гравюр укиё-э. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki).
P. 92). Постоянная нехватка земли для строительства и лимит высоты (из-за особых сейсмических условий) делают все более острой проблему реконструкции городов и массового жилищного строительства в Японии. В чём же заключается графичность такого искусства, как японская живопись. Ики подразумевает изысканность, с которой человек одевается и общается. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию.
«Волны в заливе Мацусима»). Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, – вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13). Слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают тушь (суми) и живопись (э). Временами живопись становится монохромной и говорит скупым языком графики.
В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу – Корин. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Первые такие картинки появились еще в начале века это были недорогие живописные работы.
Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. Это в свою очередь толкает многих художников к отказу от национальных форм живописи. Нередко в пейзажные картины вводился жанр из репертуара нэнтю-гёдзи (годового обихода) — обрядов, связанных с определенным сезоном, которых получалось двадцать четыре или каким-либо одним днем.
Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. 1895), «Буддийскому святому» Коси Ханэиси (р. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей.
Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как оп и поп, которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio).
Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Картина Ловля сома на тыквенную семечку (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи.
Тэнсин считал, что подлинное развитие национальной живописи на новом историческом витке должно происходить посередине между позициями консервативных традиционалистов и приверженцев европейского искусства и назвал эту концепцию «третьим поясом». 1901), кажется каким-то вневременным и умозрительным. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг.
Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Эллен Конант исследовательница японской живописи, писала о том, что Маруяма Окё (1733-1795) основатель школы Маруяма, привлек много одаренных учеников и последователей и создал очень перспективное направление, которое стало доминирующим в художественном мире Киото вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868). 1916), «Первомайская демонстрация» Макото Сакураи (р. Зачастую автор был неизвестен, а композиция непритязательна.
Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, – вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13). В Стране восходящего солнца техника стала популярна в XIV веке. 1849). В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования природой, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга)., а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества.
В традиционной живописи размежевание художников стало наиболее резким. Важнейшее значение для Кангакай и будущей Нихонги имело привлечение в него Окакура Тэнсина (1862-1913) известного также как Окакура Какудзе, видного художественного критика, писателя, активного сторонника сохранения корневых основ традиционной культуры. 1912) построил почтовое ведомство в Киото непосредственно около старинного сада, создав единый ансамбль (1954). Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72). Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
До 1868 г. власть в стране принадлежала сильнейшему феодальному дому Токугава. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. 1849). О древней японская живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Иногда их было больше тридцати. Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты (171Женщина перед зеркалом187) (Приложение 8, 9).
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси). У истоков последней стояли художники Кано Масанобу (1434–1530) и его сын Кано Мотонобу (1476–1559).
Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Утверждаемый даосизмом принцип «у вэй», то есть «недеяние», принцип бездеятельного отношения человека к окружающему миру, невмешательство людей в существующую реальность – одно из основных канонических положений даосизма: «Предпочитать недеяние и осуществлять учение безмолвно» – таков тезис Лао-цзы. до н. э. – 300г. Все учения живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Техника исполнения японских картин настолько высока, что может служить примером по работе с акварелью и выполнению «отмывки» графических работ. Дзёунся просуществовала около 20 лет и затем была реорганизована в Косо Кёкай (Ассоциацию живописи) которая стала чисто профессиональным объединением художников Нихонга. Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского классического театра Кабуки в различных ролях и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни.
«Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11). Гравюра из серии «Актеры театра Кабуки»). 1908), «Рабочие» Масака Фудзита.
В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира». В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Ведущее место в японской живописи, как и в литературе, занимает природа. Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка. Второе поколение художников никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции В деятельности отдельных, наиболее одаренных художников наблюдались попытки к обновлению живописной традиции.
Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство. Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»). Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу — Корин. Под видом реставрации императорской власти реальная власть перешла в руки монархической буржуазии.
Еще более сильна эта тенденция в современной японской графике. В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами. К этому добавляются резкие цветовые контрасты — черные клубы дыма, рыжие языки пламени, охватывающие обнаженные тела, сизо-зеленые трупы погибших. В Период Адзути-Момояма эта школа достигает своего расцвета.
Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Формируется в 17 веке, в эпоху Токугава. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни интерес ко всем ее проявлениям – от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий. Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии -- из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12). Исторически суми-э зародилось вКитае итолько вXIV веке было принесено вЯпонию буддийскими монахами. Феодальный период в истории Японии занимает около двенадцати веков, с VII по середину XIX.
Художник увидел жизнь как единый процесс во всём многообразии её проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной деятельности и заканчивая окружающей природой с её стихиями и красотой. В 1895 году Окакура Тэнсин со своими учениками и единомышленниками организовал Независимый Токийский институт искусств (Нихон бидзюцуин), выставки которого получили название «Интэн». Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин чинзо (chinso) монахов Дзен. Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв.
Эти принципы отражали вкусы образованных и богатых людей из торгового сословия, которые с легкостью относились к деньгам и материальным благам и умели ценить красоту и роскошь. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Иногда их было больше 30и. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) – это росписи храма Хорюдзи. Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал около 500 книг. Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу.
А также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. В этот период расстановка общественных и социальных сил в стране очень изменилась. Термин суй означает изысканность в манерах поведения. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее.
«Бог ветра», Огата Корин. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. Самым известным художником Ранга стал Сиба Кокан (1738-1818), начинавший работать в школе Укиё, но затем чрезвычайно увлекшийся реалистическим изобразительным методом. По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией. Недаром существует целый ряд группировок (сейчас их более 80), объединяющих художников разных стилистических направлений, но стоящих на сходных идейных позициях. Предшествующие суйбокуга техники возникли в древнем Китае.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX вв. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля.
Слово, кстати, японское. Живопись этих художников тяготела к литературным сюжетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам того времени (Таварая Сотацу.
Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава». К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией.
Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). Аналогичные тенденции характерны для творчества большинства японских архитекторов в 50-х гг. был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849). Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской.
Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощущением. За этим внешним делением проступает более важное идейное разделение художников, по-разному относящихся к жизни и к обществу. Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако в этом заключались свои сложности и противоречия.
Идеи Тэнсина получили реальное претворение в творчестве выпускников Нихон бидзюцуин. Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку). Некоторые панно (например, «Огонь», «Женщины и дети») написаны на нейтральном фоне — прием, характерный для старой японской живописи. В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках. В пейзаж легко вносилось например изображение лошадей, отбираемых в дворцовую конюшню.
Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э («картины повседневного мира»). Художники, перестали изображать будд и как один стали изображать людей. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал около 500 книг. Появление гравюры на дереве было граничит с демократизацией культуры, поскольку гравюре свойственна тиражность, дешевизна и доступность. Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости.
В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. Его имя Миямото Мусаси, но современники прозвали его Кэнсай – Святой меч. Традиционный японский пейзаж – горы.
Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Просуществовал недолго, чуть более 50 лет (до начала 17-го века), но легко узнаваем, так в качестве натуры использовались как сами иностранцы, легко узнаваемые по одежде, так и предметы их обихода и изделия, совершенно незнакомые японцам. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни интерес ко всем ее проявлениям – от незатейливой уличной сценки до величественных и грозных природных стихий (Кацусика Хокусай.
В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. Является ли его абсолют божественной личностью или слепой силой. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра.
В других картинах с помощью намеченных элементов пейзажа создается ощущение реальной пространственности места действия: в панно «Юноши и девушки» написана как фон панорама разрушенного города, а на переднем плане — огромное обуглившееся дерево. Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза». Однако это движение в японской графике просуществовало недолго. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Тем не менее национальная традиция ощущается в удивительной тонкости чувства природы.
Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки. Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник иероглифами обозначал задуманные цвета. Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки» или Эдо-э, эдоские картинки. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку живший во второй половине XVI в. На одном из немногих сохранившихся его произведений – «Кипарис» – изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. Эта особенность станет одной из отличительных черт Нихонга.
Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби». Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Произведение Генджи Моногатари разделено на небольшие эпизоды, тогда как более яркое Бан Дайногон Экотоба использует продолжительную и обширную иллюстрацию изображающую персонажей в движении, нарисованную быстрыми штрихами кисти, неяркими, ноконтрастными цветами. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). «Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут.
У японцев было несколько жанров гравюры укиё-э – (Nihonga). Термин суй означает изысканность в манерах поведения. Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в. ), Тэнсёо Сюубун (ум. В свое время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом японского искусства. Искусственному сдерживанию общего развития способствовала самоизоляция Японии (с 1635 года) практически от всех внешних контактов. Слово э означает картина изображение. (библиотека колледжа Цуда, типография в Нумацу, общественный зал в Мацуяма, здание муниципалитета в Токио, муниципалитета в Кураёси и др. ) Танге не воспроизводит традицию, но берет ее общие принципы в организации пространства и использовании материалов.
Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в. ), Тэнсёо Сюубун (ум. был гениальный художник Кацусика Хокусай. был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849). Эта церемония входила в «годовой обиход». Они оба искали «внутреннюю реальность» во взаимопроникновении противоположностей.
Название «суми-э» создано изсочетания двух японских слов: «суми» (тушь) и«э» (живопись). Ясный день (Красная Фудзи)187. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu).
Так, в 1865 году завершился затянувшийся средневековый период Эдо (с 1603 года) и начался период Мэйдзи (по имени императора), первый этап новой истории стран, который ознаменовался колоссальными переменами в жизни всего общества, связанными с освоением достижений западного мира. Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк. 1902) и Тосико Маруки (р. Вне стен дзэнских монастырей создаются объединения живописцев — школы Ами и Кано.
Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э.
Почти все эти художники интерпретировали стиль национальной школы Ямато-э (Ямато – одно из древних названий страны), отдавая предпочтение ярким цветовым сочетаниям, выразительности линий и форм. Японская гравюра в 1780-1790 гг. Это творение является плодом «бракосочетания духа и материи», как сказали бы средневековые схоласты. На одном из немногих сохранившихся его произведений – «Кипарис» – изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы.
Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи). Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай (1776. Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к 18. Работал под множеством псевдонимов. С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.
Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. 1885) и Хэйхатиро Фукуда (р. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо в 1879 году при участии правительства было организовано Рютикай («Общество Драконового пруда») в 1887 году преобразованное в Японскую ассоциацию искусства. В Японская живопись очень интересна и многогранна. На становление йоги-ка повлияло творчество импрессионистов.
Японская гравюра в 1780-1790 гг. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. К концу 20-х гг. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.
Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Живопись намбан достаточно быстро сошла на нет. Картины тогда создавались простыми мазками туши. Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. 1901), Таканари Нагано (р.
На основе принципов декоративной живописи художника конца 17—начала 18 в. Огата Корин (школа Римпа) сформировалось творчество таких современных мастеров, как Сейсон Маэда (р. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Произведение прикладного искусства, обладающее такой «пространственной активностью», способно выполнять задачу цветовой и пластической организации интерьера.
Следует отметить, что в Японии понятие Нихонга обозначает всю национальную живопись со времени ее появления в эпоху Хэйан (794-1185), оставляя в стороне Кара-э («китайскую живопись») и иностранную живопись, в том числе и произведения японских художников, выполненные в западной манере. А если рисуют опадающие лепестки – картина вызывает восхищение грустной красотой. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) – это росписи храма Хорюдзи. Из серии 171Тридцать шесть видов Фудзи187). Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, а человек тем более». Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Традиционными материалами старой японской скульптуры были дерево и лак. Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12). Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания. До XIXвека японцы практически не знали печатного станка.
Под влиянием националистических кругов стали возникать различные группировки вроде «Организации служения гравюры родине» или «Организации мастеров гравюры, участвующих в войне». По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв. Там были погребены устои духовной жизни довоенной Японии. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк.
выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) – гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века – начала периода Мэйдзи. – 342 c. Японская живопись и графика.
При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). вступает в период расцвета. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу.
Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12). «Волны в заливе Мацусима») (Приложение 5, 6). стиль 171арт-нуво187 (171модерн187) во многом обязан достижениям художникам школы Римпа, которые прославились изысканным декоративным дизайном композиций на классические сюжеты и декоративные мотивы в новой трактовке – вот что делает стиль этого художника таким потрясающим В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу – Корин. Характерна в этом отношении грустная и многозначительная картина Синьити Сато «Манекен и человек». На выставках наряду с произведениями, написанными в традиционной манере черной тушью («Фудзи в облаках» Ири Маруки, «Лунный свет» Рэнсэки Окада, р. 1904) или с подчеркнуто декоративным применением цвета и позолоты («Последние лучи» Кэндзи Каваи), как правило, бывает представлено немало пейзажей исполненных в смешанной или в европейской манере. Они создали Кангакай (Общество поощрения живописи), ставшее одним из наиболее авторитетных и влиятельных среди множества художественных объединений активно возникавших в период Мэйдзи. По существу, передовые по своим взглядам японские художники традиционного и европейского направлений (многие из них объединились в группе «Дзэнэй бидзюцукай») стремятся к одной цели — выразить в своем искусстве сложные и разнообразные переживания современного человека, раскрыть его идеалы и мироощущения.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней.
Только из одних этих компонентов и состоит весь стиль. Ibid. Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794). Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г.
Намбан или намбан бидзюцу (искусство южных варваров) – совершенно особый стиль японской живописи, тесно связанный с прибытием на архипелаг первых европейцев, португальцев (1543 год), а затем и испанцев. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Что же было общего в этих учениях. Японская живопись – один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров, стилей и форм: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. Интерес к женским персонажам не случаен.
В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. На этом строится выразительность каждого предмета. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. Распространились также портреты военачальников и монахов.
Прямоугольная бутыль известного художника-керамиста Сёдзи Хамада (р. В сериях его гравюр на темы из жизни женщин – «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви», «Прекраснейшие женщины современности» и др.
С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). В дзэнских храмах, естественно, как и прежде оставались изображения Амитаба и Каннон и всяких других персонажей буддийского пантеона, но это всего лишь дань уважения традиции, установленному порядку, новое же, что появилось в этих храмах и что занимало первое место, были так называемые – Тинсо (портреты людей) — живописные и скульптурные. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Согласно учению Лао-цзы, подлинный покой воцаряется с прекращением борьбы и установлением жизни в соответствии с субстанцией мира «дао». Гравюра из серии «Актеры театра Кабуки»).
Они возродили социальную направленность и гражданственность в графике 50-х гг. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать.
Когда я шерстил интернет, то наткнулся на вот эту статью о принципах японской живописи. Художники «нихонга», как правило, продолжали сложившиеся в старой Японии главные школы живописи, такие, как Ямато-э» Кано, Римпа, Нанга и др. Иногда их было больше 30и. Укиё-э (яп. Некоторые художники, работавшие в стиле моно-ха, перешли к живописи, чтобы вернуть обратно традиционные японские особенности в расположении пространства, гармонии цвета и лиризме. В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) -- гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
«Бог ветра», Огата Корин. Эпоху Муромати можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. В «Каноне о пути и добродетели» содержится следующее разъяснение по этому поводу: «Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь день. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Подчеркнутая плоскостность локального цвета, свойственная картинам этих художников («Ирисы» Хэйхатиро Фукуда, «Цветущее дерево сливы» Сэйсон Маэда), сближает их с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Представителями этого жанра были высокообразованные художники основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены.
Художники «нихонга» пишут тушью и водяными красками на шелковых и бумажных свитках или на ширмах, как это имело место в старой японской живописи. Методы построения линейной перспективы также вполне европейские. Для большинства указаны дата смерти (необходимая для обрядов поминовения), место рождения, краткая молитва или мантра, а для некоторых также имена их коней и спутников. ) 1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий1 японский художник укиё-э иллюстратор, гравёр периода Эдо. Настроение японской живописи круто меняется.
1892). Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств. Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай (1776.
После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Например. Иногда их было больше тридцати.
В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом. Так, нормы классической живописной школы Ямато-э присущи произведениям художников Кокей Кобаяси (1883—1956), Канзан Симомура (1873—1930), Юкихико Ясуда (р. Затем изобрели печать в два цвета, а в 1765 художник Судзуки Харунобу (1725. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. В многочисленных зданиях 50-х гг. Особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве.
1909) («Река в Хиросиме», 1957, сио Мураками («И сегодня не кончили», 1958). Наиболее тесными были контакты с Голландией, вот таким образом живопись в западной манере стали называть «Ранга» («голландская живопись»). Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Единственное, что остаётся неизменным – обязательное присутствие цветов. Распространились также портреты военачальников и монахов.
Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. Япония – одна из самых богатых историей и культурой держав. В этом отношении он подобен мистику, но мистик ищет «жизнь изобильную», а художник становится творцом.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. «картина, рисунок»)—один из наиболее древних и изысканныхиз японских видов искусств, характеризуетсяшироким разнообразием жанров и стилей.
Художников этого направления – их иногда называют «японскими импрессионистами» – вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
Этот мастер соединил черты школ Кано, Тоса, Маруяма и китайской живописи периода Мин (1365-1644) и Цин (1644-1912). Главным для них было – передать настроение героя. Работы в стиле укие-э стали популярны по всей стране, к началу 18 века стиль укие-э чаще всего был представлен в виде ксиллографии. По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им среза бытия все время расширялись: появилось много картинок укиё-э иллюстрировавших известные литературные произведения, особенно Исэ-моногатари и Гэндзи-моногатари, а также военные хроники гунки-моногатари в конце концов ко времени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всех слоев японского общества.
Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки» их писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как 171куртизаны187 мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – 171весенние картинки187), сцены любования природой, праздники и фейерверки, 171цветы и птицы187 (катёга)., а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества. Если в конце 19 в. среди художников «западного стиля» обычным было академическое направление в живописи, а в первые десятилетия 20 в. наибольшее распространение получили импрессионистические тенденции, то уже в конце 30-х и в 40-х гг. Ответ нам дается необычный и неожиданный. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии. В процессе создания ксилографии принимали участие художник, резчик и печатник. О древней японская живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki).
Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Декоративность – именно то, что отличает японские картины от искусства всего мира. В буддийской живописи также появляются новые формы.
Цвет размывается, добавляются другие оттенки, а где-то оставляют цвет бумаги. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Термин укие-э заимствован из буддийской философии и означает «мир скорби», то есть мир преходящих иллюзий, в котором уделом человека являются скорбь, страдания, болезни и смерть. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины).
Особенность развития японской живописи нового времени заключается в одновременном существовании двух направлений— традиционного («нихонга») и европейского («ёга»). Это древнее традиционное искусство близко ксовременной акварельной живописи. Укие-э и означает «картинки плывущего мира». Кроме того Сэссю оставил после себя множество учеников, среди которых Сюгэцу из провинции Сацума, Соэн (монах-художник из монастыря Энкакудзи в Камакура), каждый из которых вернулся на свою родину и работал там.
Возникшая на стыке искусства и ремесла, японская гравюра действительно имела все признаки массовой культуры — тираж, доступность, дешевизну. Творчество Хокусая основывается на многовековой живописной культуре Японии. Академическое направление национальной живописи с его мифологическими и декоративными композициями, подобными «Иллюстрациям к Исэмоногатари» Сёри Араи (р. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Творчество Хокусая основывается на многовековой живописной культуре Японии. 1883), Котаро Такамура (1883—1956), Цурузо Исии (р.
Позднее открыли отдельную школу Нихонги. Ансамбль состоит из мемориального музея, зала собраний, административного здания и открытой площади для манифестаций с памятником жертвам атомной бомбардировки. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Художник раскрывает внутреннюю, а не внешнюю сторону жизни.
В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. Этому искусству свойственна острая социальная тематика, непосредственное отражение классовой борьбы трудящихся — независимо от того, работает ли художник в национальной или европейской манере: «Шахтеры Миикэ» Тосицугу сида (р. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. Заслугой ее выдающихся мастеров Таварая Сотацу и Огата Корин стало то, что они соединили технику традиционной живописи на свитках с приемами настенных росписей предшествующего столетия. В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок.
Такие художники как Эдгар Дега и Винсент ван Гог использовали в своих работах заимствованные в укие-э стилистические композиции, оформление перспективы и использование цвета. «неясная манера») в котором отсутствуют контурная линия и изображение имеет размытые очертания. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.
После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. 1 Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями. Новый стиль живописи тушью возникает в последние годы правления сёгунов Асикага. (1725.
Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. 1770) впервые применил многоцветную печать. Композиция ифигуры складываются изотдельных мазков.
Это иллюстрации знаменитой «Повести о принце Гэндзи» писательницы Мурасаки Сикибу. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. После кончины Сэйки кояма (1793-1865) видного мастера школы Сидзё, фактического лидера этого временного выставочного объединения, оно прекратило свое существование.