В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Это необычайно тонко, точно и живо. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки.
Величайший художник эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже.
В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок.
На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца.
Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере. Бавона в Генте. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Необычайна сложность построения алтаря. Христос родился и умер. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии).
В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Рядом с другим пластическим акцентом — светящимся объемом крупной головы, оно создает ощущение особой устойчивости сидящей фигуры. Он средоточие всей системы. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Впереди Источник жизни.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. в Генте, где умер в 1426). На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. галерея), а также портрет жены художника Маргариты ван Эйк (1439, Брюгге, Гор. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Бавона).
С 1425г. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. Немногим Бог отводит такие сроки и совсем немногим Он дает при этом талант живописца. Узкая, с неподвижно подогнутым мизинцем рука Джованни повисла в воздухе – не движущаяся и не остановившаяся, рука с невыраженным, даже спрятанным характером. Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения.
В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.
Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале».
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III2. Что может быть великолепнее его облачения. Л. Д.
Супруги находятся в комнате. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Но это не так. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Лишь внутренние части алтаря – представляющие искупление грехов человеческих – несут ощущение возвышенной и волнующей свершенности.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Следующими представлены ангелы.
Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. В 1427 г. посетил Турне.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Бавона в Генте.
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. голубыми и розовато. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ). Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
В нем каждая малость драгоценна и необходима. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека».
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера.
Варвара (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. С 1425г.
Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Достаточно ли усерден был в своем призвании. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Его изучали и неоднократно копировали. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
1436). Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. В 1427—1428гг. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. К числу наиболее совершенных портретов относятсяКардинал Николо Альбергати (1431, Вена, Музей истории искусства), Портрет молодого человека (Тимофей, 1432, Лондон, Национальная галерея), Портрет человека в красном тюрбане (1433, Лондон, Национальная галерея), Маргарет ван Эйк (1439, Брюгге, Городской музей). В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. А она, жизнь, была длинной – больше пятидесяти. Они подчинены особым закономерностям. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. В 1427—1428гг. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В 1430 обосновался в Брюгге.
Своеобразным мистическим реализмом отличаются две наиболее известные картины такого рода — Мадонна канцлера Ролена (Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (Брюгге, Гор. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Л. Д. Eyck, Jan van) Ок. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
Учился, быть может, у старшего брата — Губерта ван Эйка. Полный сил и энергии канцлер изображен в помещении, задняя стена которого прорезана аркадой, за нею открывается вид на далевой пейзаж: уходящая в глубину картинного пространства полноводная река, город на ее берегах, фигурки людей. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Великолепным примером графического мастерства художника служитСв. На этот раз картину писала уже не его рука, а его услужливая память.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Сосредоточенному затишью святой беседы торжественно вторит пышное фактурное многообразие предметного мира (матовые по тону узоры восточного ковра, мерцание драгоценных и отделочных камней, богатая колористическая гамма одежд).
Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1. В боковых створках представлены святые воины и праведные судьи на конях, а также отшельники, спешащие воздать почести Агнцу. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, а как художник – пластически передал это великое таинство. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
В корону, которую ангел держит над ней, - как блещет она в тени. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. В нем каждая малость драгоценна и необходима. Мало жестов и мало позы.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Так же поступил и ван Эйк.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. По-разному решены в этих двух картинах пространственные задачи, что, возможно, также граничит с разницей в положении и статусе заказчиков. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас).
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. художественная галерея). Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата).
В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгой и пальмовой ветвью мученицы в руках идет строительство башни, являющейся ее атрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массы трудовых эпизодов. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Искупление свершилось.
Что скажет он Всевышнему о своей жизни. Многие картины датированы и подписаны характерным девизом ван Эйка: Als ixh xan (Как умею). В том же году художник переехал в Лилль. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. В истории мирового искусства он известен как Гентский алтарь.
Живопись наружных створок почти монохромна. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Роскошные красочные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, золото, парча и бархат создают картину райской роскоши, которая внезапно замыкается обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов и фактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в одеждах архангела Гавриила и мадонны, светящихся поверхностей медных кувшина и таза, глади белого полотенца, предметов, символизирующих чистоту девы Марии.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Многие написал Ян ван Эйк картины. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Вселенскую всеохватность придает райскому пейзажу и тот факт, что он расположен на плато, высоко вознесенном над далевым видом, сочетающим городские и природные мотивы. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Что может быть великолепнее его облачения.
Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — Мадонна канцлера Роллена (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам—редкий случай в феодальном мире. Он не столько стоит, сколько предстоит. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Нидерландский художник. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур.
В 1427г. В 1427г. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — Мадонна канцлера Роллена (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Многостворчатый алтарь первоначально предназначался для боковой капеллы Иоанна Крестителя в Сен-Баво в Генте. Что может быть великолепнее его облачения. Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Бавона в Генте начал именно он. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале.
Его лицо серьезно. В погрудных изображениях (обычно в трехчетвертном развороте) центром зрительского внимания неизменно является лицо, белеющее на темном фоне, как бы воплощающем идею смертного небытия внешняя бесстрастность черт дает вкрадчиво, но чрезвычайно выразительно прочувствовать богатство внутренней духовной жизни. Возможно, его учителем был старший брат Губерт ван Эйк, талантливый художник, умерший в 1426 году. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.
Это необычайно тонко, точно и живо. В 1427г. Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет и река жизни светлая, как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Христос родился и умер.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Во всех религиозных композициях мастер тонко пользуется принципами т. н. скрытого символизма, неразрывно сочетающего богословские аллегории и нравоучения с безукоризненным натуроподобием: например, библейские эпизоды, предвещающие искупительную миссию Христа, он изображает в виде декоративных деталей интерьера (фигурки на капителях колонн и т. д. ). Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Колористическое решение внешней стороны алтаря достаточно сдержанное, а в изображении фигур двух Иоаннов — почти монохромное (но залитые светом, просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают зрителю ощущение приближающегося, свершающегося на его глазах чуда). В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Он не созерцает, а размышляет. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Он знал, что скоро и за ним придет безносая с косой. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «скаменным фасадом, а вскоре женился.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Христос родился и умер. В Мадонне каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Искупление свершилось. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Образы жестче и определеннее. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец.
О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—1425). Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледноголубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Их славят музицирующие и поющие ангелы.
Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. Его изучали и неоднократно копировали. Мало жестов и мало позы. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Это необычайно тонко, точно и живо. Они стоят в рост, выпуклые реальные.
Фигуры, написанные им, отличаются большей гармонией, они более последовательно, равномерно раскрывают драгоценную природу человека и мира. Символизм аксессуаров, экспрессия жестов сведены тут до минимума. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Его образ равноправен образу мадонны и уступает художественной активности пейзажной панорамы. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. Облик каждого глубоко индивидуален. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения.
Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Мало жестов и мало позы. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.
Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Мало жестов и мало позы. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем.
Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность.
Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. В 1427г.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г.
С 1425г. А на последнем плане – далекие синие горы. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
Выполнил ли Ян ван Эйк замысел Творца. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. А на последнем плане – далекие синие горы.
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Но его активность и одновременно плотность – особые. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто.
Они одеты в нежные цвета: в бледно. К лучшим портретам мастера принадлежат т. н. Тимофей (1432), Человек в красном головном уборе (1433, оба — Лондон, Нац. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года.
Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее.
Бавона в Генте. Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса.
Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Это необычайно тонко, точно и живо. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. В Мадонне каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Впереди Источник жизни. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске.
Они как младшие сестры Марии. Маленькая собачка, домашние туфли, плоды на подоконнике, единственная свеча, висящие на гвозде четки, доски пола и ковер – все выписано с ювелирной точностью. Искупление свершилось.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Арнольфини и его жены Дж. По его поручению он посещает в 1427—1429 годах Испанию и Португалию, где должен был написать портреты тамошних принцесс, возможных невест герцога. Это не совсем так.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Домициан и Георгий Победоносец. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Что может быть великолепнее его облачения. голубые, синие, розовые и лиловые.
Впереди "Источник жизни". Свет у ван Эйка означает акт божественного присутствия, но трактуется как вполне реальное явление, более того, художник имитирует как бы физическое его проникновение извне и пишет тени, будто бы отбрасываемые внутрь алтаря рамами его створок.
Этот ярус обладает свойствами панорамности. А на последнем плане – далекие синие горы. Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца.
художественная галерея, обе — ок. Психологическая направленность в обоих случаях одна, но ее тональность, ее эмоциональная окрашенность – разная.
Самые известные из них: портрет неизвестного мужчины, портрет мужчины в красном тюрбане, портрет его жены Маргареты. Около 1430 поселился в Брюгге. По праздничным дням створки раздвигались. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). 1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1441, Брюгге.
XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Иоанна собора св. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Великолепным примером графического мастерства художника служит Св. В этих краях не создавалось ранее ничего подобного по своей величине, сложности композиции, охвату изображаемого, не говоря уже о пленительном совершенстве живописного мастерства. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Франциска» и «Мадонна в церкви». Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Искупление свершилось. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в некое секретное путешествие. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. Супруги представлены в рост в интерьере своего дома, скорее всего в момент заключения брачного договора ряд тончайше выписанных символических деталей (белая собачка, например, аллегорически выражает верность, а метелка — чистоту), торжественная сосредоточенность поз, жестов, выражений лиц, наконец, само интимно-задушевное внутреннее пространство замечательно передают характерную для Средневековья и Возрождения идею гармонического брачного союза как малой церкви, полной покоя и добротолюбия. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Старый художник Ян ванн Эйк (1385 или 1390 – 1441г) занемог. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность.
Ченами (1434, Лондон, Нац. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Собственно, ценность человека состоит для ван Эйка в способности ощущать свою нерасторжимую связь, слитность с миром. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль.
С 1425г. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Затем картина была покрыта лаком. Варвара (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) —предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной.
А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. В 1427—1428гг.
Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Бавона в Генте). Л. Д.
галерея). Начало творческой деятельности Яна ван Эйка иногда связывают с работой над миниатюрами Турино-миланского часослова (нач. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя.
Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник. В 1427 – 1428 гг. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров.
«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. А на последнем плане – далекие синие горы. Портрет этот не только запечатлевает обоих Арнольфини, но и представляет их в определенной сюжетной и бытовой ситуации: мастер изобразил момент бракосочетания. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).
Он загорается глубоким цветовым сиянием. Иоанна собора св. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Но они не были одиноки. Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Действие разворачивается в пейзаже — это прекрасный зеленый луг, окаймленный рощами, образ земного рая, где северные растения сочетаются с южными типа пальм и апельсиновых деревьев. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. В 1427—1428гг. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. музей старого искусства), ныне, однако, это мнение большинством ученых оспаривается.
К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 1428—1429). В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Благодаря реалистическим приемам Гентский алтарь стал школой не только для нидерландских, но и европейских мастеров. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ван Эйк написал ее портрет. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. серыми оттенками. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Мученики, по большей части епископы, - в синих облачениях. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.
Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса.
Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Христос родился и умер. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св.
Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Решение поставленных Ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых художественных средств.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной.
Нам дано только знать, что Тимофей глядит в мир с тихой лирической задумчивостью, а человек в тюрбане – более сухо и горько. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова.
Л. Д. Впереди Источник жизни. Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу.
К числу наиболее совершенных портретов относятся Кардинал Никколо Альбергати (1431, Вена, Музей истории искусства), Портрет молодого человека (Тимофей, 1432, Лондон, Национальная галерея), Портрет человека в красном тюрбане (1433, Лондон, Национальная галерея), Маргарет ван Эйк (1439, Брюгге, Городской музей).
.