Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду -- дань происхождению притчи. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Сама земля служит им мягкой постелью. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Это излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, тем не менее, всё написано очень подробно и четко. И каждая фигура кажется остановленной -- в танце, споре или поцелуе.
Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна). Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Умер иногда в поздних картинах Гиллиса Мостарта.
По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец». Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.
Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва» другую пространственность -- как бы сокращающуюся, сжимающуюся -- осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Из инструментов здесь представлены две лютни, басовая виола и так называемая поперечная флейта. На картинах, украшающих левый простенок и правую от галереи стену, легко различимы два античных сюжета, также связанных с музыкой, – Аполлон с музами (вероятно, Парнас) и Орфей, укрощающий своей игрой зверей. Единственно, для чего он был нужен, это дать возможность клавесину аккомпанировать другим инструментам, звучащим в разных строях. Нет ничего удивительного в том, что Ян Брейгель в качестве образца использовал инструмент своего соотечественника, – художник почти наверняка был лично знаком с семьей Рюккерсов.
Его книга скомпонована из отдельных разрозненных элементов: описаний природы Нидерландов, различных исторических эпизодов, размышлений над картинами Брейгеля, собственных философских рассуждений (иногда вложенных в уста художника). Каждый везде ищет только собственную пользу. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. С тех пор светской музыки композитор больше не пишет.
В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Пробыв некоторое время в Кёльне, Ян отправился в 1593 г. в Рим в 1596 г. он был в Милане, а в 1597 г. вернулся в Антверпен и в том же году принят в антверпенскую гильдию (в 1601 г. декан).
Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. На его картинах — просто люди. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу.
Этому в огромной мере способствует и прекрасный перевод Т. Баскаковой. Этот цикл создавался в 1617 – 1618 годах. Противопоставляются возвышенное и обыденное.
В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея).
В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». И кульминацией становятся знаменитые «Слепые» — страшная картина, одна из последних изображающая процессию слепых, один за другим падающих в яму.
Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев).
В 1568 году Питер Брейгель создал свои последние известные произведения: «Калеки» (Париж, Лувр), «Притча о слепых», «Мизантроп» (оба -- Неаполь, Музей Каподимонте), «Разоритель гнёзд», «Буря» (оба -- Вена, Музей истории искусств), «Сорока на виселице» (Дармштадт, Музей городского собрания). Или, вернее, так: Роке ничего не объясняет, но пытается научить нас воспринимать зрительные образы (очень емкие по своей природе — вспомним, что, для того чтобы передать свои впечатления от одного женского портрета Лукаса Кранаха, нидерландскому режиссеру Полю Верхувену понадобилось создать целый фильм «Плоть и Кровь»), осуществив их переводна язык образов словесных. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны. Перед стариком-монахом (имеющим толстый кошелек) на дороге -- три металлические колючки. Следующий за ним слепой, падает на него.
Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Однако это довольно узкое истолкование произведения. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды.
Картина «Притча о слепых». Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. Природа Питера Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. Любви к цветам он также остался верен на всю жизнь. Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек – иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара. Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и ее жителей безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ.
также Суета сует). Его собственная книга представляет собой «композицию на манер Брейгеля». Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.
Луки, в которую входили и клавесинные мастера. Жизнь Яна прошла в сплошном успехе. «Никто не мог превзойти Брейгеля в умении составлять композиции на манер Босха», — пишет Роке.
Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Ян Брейгель был деканом гильдии св.
Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, Иоанна Крестителя с Христом в толпе народа, а "Поклонение волхвов" вообще скрыто за завесой снегопада. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Такие, какие они есть. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Старик благочестив.
Пространственная диагональ пейзажа, продолжая это движение, связывает фигуры людей с природой, передний план – с горными далями, тонущими в морозной дымке. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) абсолютно закрывает его лицо. Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». Мир спокоен и вечен. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать.
Проел — попал — наслаждайся. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Сопоставляя некоторые исторические сведения, можно прийти к выводу, что из всех членов династии Рюккерсов этот инструмент скорее всего мог сделать Ханс Рюккерс Младший (1578 – 1643).
Ян Брейгель был близок с лучшими людьми своего времени и дружен с Рубенсом. Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя. (Вот почему титульный лист, воспроизведенный Брейгелем, дает итальянизированную форму имени композитора. ) В 1597 году эрцгерцог Альберт взял П. Филипса к себе на службу в качестве органиста, а уже в следующем году композитор посвящает ему первое собрание своих мадригалов. Они пребывают в мире и покое. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
Для обозрения далекой перспективы художник выбирает очень высокую точку осмотра – выше самой высокой точки местности. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие. Одним словом, в картине во всем пульсирует живая жизнь: от фигуры к фигуре, от движения к движению, от жеста к жесту и, несмотря на четко представленные индивидуальные характеристики отдельных персонажей, в общем эта картина производит впечатление безликости толпы. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Несомненно, однако, что в свое время более ранние произведения Бриля произвели на поселившегося (в последние годы XVI века) в Риме Эльсгеймера сильное впечатление и помогли последнему освободиться от провинциальной робости.
Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака.
Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. На фоне зеленой травы теснятся жалкие калеки, человеческие обрубки, некогда бывшие полноценными людьми.
К примеру, картина Яна Брейгеля «Четыре элемента и пять чувств», написанная в 1617-1618 году. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Литература черпает сюжеты из живописных полотен — явление странное, чрезвычайно редкое. картина Безумная Грета, 1562.
Но ничего не меняется. Главные персонажи её -- представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение. Конечно и «Вавилонская башня» и «Слепые» и «Избиение младенцев» — сюжеты библейские образы «Безумной Греты» и «Страны лентяев» связаны с фольклором (в первом случае — фламандским, во втором — общеевропейским) «Триумф Смерти» — сюжет средневекового искусства (народного театра, скульптуры, лубочных картинок) природный же годовой цикл изображался многими художниками и, в частности, мастерами книжной миниатюры. Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню.
Ад начинается в человеческом сердце. Эта картина у современников Брейгеля имела второе название -- «Пляска под виселицей». И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Оказывается, это был так называемый транспонирующий клавесин.
Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности.
И его очень волнует человеческая глупость, слепота, пустота и одиночество. Вглядитесь, к примеру, в «Детские игры» или «Поговорки»: все заняты делом, жизнь кипит. Через год после ее написания Питер Брейгель умер. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Они все страшно одиноки и занимаются бессмысленным делом. Ощущение масштабной, поистине вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями в дальних планах пейзажа прозрачных тонов, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля – как и у его духовного наставника Босха – контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. Ренессансное представление о важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции Брейгеля. Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу -- нидерл. Против одиночества и изолированности друг от друга, от мира. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться).
Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Их укачивает легкий ветерок сиесты. Кошелек этот срезает ножом подкравшийся сзади оборванец-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.
Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Каждый ищет себя во всем, что он делает. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. А значит, на пюпитры Брейгель поставил партии второго собрания мадригалов П. Филипса.
Ян так и остался на всю жизнь миниатюристом, поразительно владевшим тончайшими кистями и самыми яркими красками, которые он умел сочетать в приятные аккорды. Событие в первой картине происходит в хлебном амбаре: большой праздничный стол, за которым приглашенные сидят, едят, пьют молодая жена в одиночестве неподвижна и грустна в двери входят еще какие-то люди. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. По существу, Брейгель берет реальный факт.
Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Этот девиз часто встречался на клавесинах этого мастера. Художник создал несколько картин на этот сюжет.
Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. И музыка разлита здесь, если можно так выразиться, буквально повсюду. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Один тянет, другой тянет — каждый жаден». И над всеми этими людьми, которые что-то ищут, тащат, дерутся, пытаясь найти себя в вещах, рабами которых становятся, висит странный портрет изображающий шута по имени Немо («Никто»), который стоит на куче сломанных вещей и разглядывает себя в осколке зеркала. Но и с тупым, животным и эгоистическим существованием человека он не может согласиться. П. Филипс (около 1560 – около 1633) провел большую часть жизни вне Англии.
2 Jan Brueghel, прозванный Fluweelen Brueghel, родился в Брюсселе в 1568 г. Отца своего он потерял, будучи годовалым ребенком и художественным воспитанием мальчика занялась его бабушка с материнской стороны, Мария де Бессемере, вдова Питера Коуке позже он поступил к Гуткиндту в Антверпене (умер в 1583 г. ). Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
Его кисти принадлежит и большое количество аллегорий и картин на мифологические темы. Но для Брейгеля смена времен года – прежде всего свидетельство не "божьего промысла", а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Этот взгляд завершает путь слепцов-- жизненный путь людей.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к биографии композитора. Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Этот успех не должен нас удивлять. Судя по величине грифа инструмент, на котором она играет, – басовая лютня. В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения.
Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19). «Охотники на снегу» (нидерл. 410). Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. И композитора и поэта и писателя и художника живописца и скульптора часто называют художником, мастером. Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции.
На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Форма, придуманная К. А.
Сбоку на корпусе инструмента хорошо различимы четыре переключателя регистров. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Скажем для начала, что характер книги в самом общем виде определяется многократно повторяющимися в ней «ключевыми словами»: songe— «сон» rive— «греза» vision— «видение» voir— «видеть».
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».
В основном картины Яна Брейгеля отражают библейские сюжеты. Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю Смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон «Баллада примет»Брейгель изображает людей без прикрас. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Внизу надпись: «Каждый ищет повсюду свою выгоду. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти.
К сожалению, творчество Бриля нам более известно по работам его последнего периода, уже отражающим влияние натурализма (вспомним беседку винограда на сводах дворца Роспильози-Паллавичини, абсолютно достойную натюрмортов самого Караваджо) и Адама Эльсгеймера. Человечна природа, а не люди. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
И они не случайны. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок -- осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена). В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок -- уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс. «Вавилонская башня» -- знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Картина «Крестьянский танец».
Его героем становится крестьянин-труженик, органически связанный своей деятельностью с жизнью природы. Но спрашивается, зачем нужны две клавиатуры, если по тембру они не различаются. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами.
У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
Не могли бы и они быть знакомы. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля -- «Крестьянская свадьба» (Вена). Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. Например: фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.
Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте). Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Есть свидетельства современников о неудобствах игры на нем. На самом деле-здание неровное, стены рушатся. А красные кирпичные стены, намертво стискивающие пространство, еще больше усиливают ощущение трагичности происходящего в мире. Трудно сказать, для каких художественных целей был необходим такой инструмент.
Деревню оцепили, спастись негде. Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом. Борьба феодализма и католицизма.
Вдали виднеются пастух и овцы. Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Собственно, ответу на этот вопрос и посвящена книга Роке. Ян Брейгель Старший создал два варианта трактовки сюжета – малый, где аллегорические фигуры объединены в группы (два холста) и большой, где каждому чувству посвящена отдельная картина.
Дамам аккомпанирует на инструментах мужской квартет. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Но странное впечатление — в детских играх совсем нет радости и беззаботности. Господь с Тобою. В брак они вступили в 1599 году и свой второй сборник, на сей раз шестиголосных мадригалов, вышедший в 1603 году, Петер Филипс посвящает уже им обоим. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Коренастые фигуры его поселян их сгорбленные спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, простодушные лица не лишены черт гротеска.
Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Об этом можно только догадываться. Каждый сосредоточенно, не замечая соседа ищет что-то очень-очень важное и не может найти. Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане.
Икар явно не является главным героем картины. Чтобы понять положение Брейгеля среди современного ему художества, мало знать те заурядные картинки, снабженные именем мастера, которые попадаются во всех галереях (из них большинство принадлежит его сыну, Яну II и другим бесчисленным подражателям), но нужно знать лучшее, что создано бархатным Брейгелем, как-то: ряд миниатюрных картинок исполненных для Федериго Борромео, архиепископа миланского (ныне хранящихся в Амброзиане), картину в Лувре Воздух, мадридскую серию аллегорических композиций и две картины Эрмитажа – Купание Дианы и Дровосеки. В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. К тому же и он и Ханс Рюккерс Младший и Питер Пауль Рубенс (вступивший в гильдию в период деканства Брейгеля, написавший совместно с ним ряд картин и тоже связанный с Рюккерсами, поскольку украшал своей живописью их инструменты) – все они были одновременно, в 1623 году, в знак признания их заслуг освобождены от воинской повинности. Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете.
Его источник – эгоистическое сознание или безумие.