Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Antae), выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
Избу с беструбной печью называют курной или черной избу с трубой – белой. Дж. Иконостас от греч. Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио – и теле – башни) и др. ФАЯНС. В XV-XVI вв. В кон.
В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца — палаццо. Каркасная система, состоящая из связанных между собой стоек, балок и раскосов. Антресоли – верхний полуэтаж здания, включённый в его основной объём. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) куполамогутопираться нацилиндрический постамент (барабан). В русском зодчестве известен с XI в. (см.
сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский императорский, царский). С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. н. э. ). Специальная полимерная плёнка толщиной до 1 мм.
(своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др. ). Как тип сложился в европейской архитектуре хгг. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Город-сад Небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс. ), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. на средневековую композиционную основу накладывались ренессансные и барочные элементы.
С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль). В 16–18 вв. Архитектоника от греч. По их принципу построены арки в Париже (на площади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806–37 гг. ). В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение.
Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV–VI вв. Basilike — царский дом в Афинах — портик, где заседал архонт — базилевс) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Соотношение двух величин, равное соотношению их суммы к большей из данных величин. Бетоны подразделяются также по виду вяжущего вещества, структуре, виду заполнителей.
В XV–XVI вв. Балка, перекрывающая один пролет и имеющая две опоры, называется разрезной.
В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной «сцены-коробки», со зрительным залом и открытой сценической площадкой, а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами. Амфитеатр (от греч. В христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями (поварни, кладовые и др. ) русские трапезные 16–17 вв. Мраморная пудра — измельченный до порошкообразного состояния белый мрамор.
Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам. В VI-V вв. Наклонные шурфы ведутся по самому пласту пол.
Кладка, состоящая из уложенных в определённом порядке (с перевязкой) камней или кирпичей. В христианских храмах алтарем называют стол (престол), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. Глазурованное изделие. 1. Постройки Андреа Палладио (XVI в. ) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола в светских зданиях эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. ископаемых.
Верхние плоскости карнизов и тяг делают с уклоном 20. Крупнейший в мире Амфитеатр – Колизей в Риме. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. В XIII–XVI вв. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор). сооружались крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. и итал.
Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. ИЗБА. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.
Семенов). ИМПОСТ (франц. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком украшаются скульптурой и памятными надписями. Использовались в качестве несущих конструкций для поддержания крыши (балок крыши) с тем, чтобы основной вес не приходился на стены, возведённые из необожжённого кирпича или как кирпичная кладка на глиняном растворе.
2. С середины XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения («Хрустальный дворец» на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г. ). Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке). В XX в. с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, геодезические (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и другие купола. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту.
в Помпеях была воздвигнута монументальная базилика. Первоначально — место для жертвоприношений на открытом воздухе. Производной от свода конструкцией является купол.
Рубка углов «в лапу» — в углах концы брёвен соединяются потайным зубом и их торцы не выходят за плоскость перпендикулярной стены. Избу с беструбной печью называют курной или чёрной избу с трубой — белой. АЛТАРЬ. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. БАШНЯ. Стеклопакеты со специальными свойствами бывают энергосберегающие, солнцезащитные, шумозащитные, ударостойкие (триплекс).
Тип города-сада возник в нач. Глава), а также в зодчестве Средней Азии. Цельсия и 1500 кгс/кв. XX вв.
Зрители располагались в орхестре и амфитеатре. В 16–17 вв. Различают части свода: ПЯТА — опорная часть свода. Применяются в химической, резиновой (для вулканизация технических изделий), пищевой промышленности в гидрометаллургии производстве стройматериалов (для термовлажностной обработки силикатного кирпича и силикатных изделий из ячеистого бетона.
Несущие части: колонна с капителью, базой иногда с пьедесталом. В случае притока воды, превышающего 45 ведер в смену, устанавливается насос. американским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф. Л.
Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура. В XIX веке новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города. Избы бывали с нижним этажом — подклетом — и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в брёвнах) или косящатые (с рамами). Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже — угловые помещения. до н. э.
В зависимости от количества стёкол различают однокамерные (2 стекла) и двухкамерные (3 стекла) стеклопакеты. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В VI–V вв. Камин обладает малым КПД (5–20), вот таким образом имеет в основном декоративное значение.
В углах торцы брёвен выходят за плоскость перпендикулярной стены. Фахверк играет не только конструктивную, но и декоративную роль, визуально расчленяя фасад. Эмульсия применяется в производстве водоэмульсионных красок. Барабан Цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда – декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.
Части цилиндрического свода — лотки или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Перемычка над оконным или дверным проёмом того же назначения. Наносится на поверхность ДСП под давлением имитирует текстуру природного камня (мрамор, гранит, габбро и т. д. ), древесных пород (бук, дуб, груша, орех, красное и чёрное дерево и др. ). archivolto, от лат. Во второй половине 40-х гг.
Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Стасов). 2. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. fachwerk, от fach — панель, секция и werk — сооружение). Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры.
Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. Применяется мрамор в качестве облицовочного строительного материала. В течение тысячелетий храмы выполняли не только религиозные, но и общественные функции (торжественные собрания, церемонии). Также, между арками находились лестницы.
В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами. Постройки Андреа Палладио (XVI в. ) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола в светских зданиях эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др. ). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна).
– altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей. Алтарь в православных храмах огражден с западной стороны иконостасом. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830–40-х гг. странах.
традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей. С сер. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Пьермарини).
Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV–XVII вв. ) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окружённых деревянными храмами-павильонами. в самой Греции и в дорийских колониях — храм Артемиды в Керкире). Антаблемент (от французского еntablement и table – доска, стол) – горизонтальная верхняя часть сооружения, в большинстве случаев лежащая на колоннах. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний или «красный» угол.
Изнутри закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ. В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т. н. eikwn – образ и stasiV – место стояния Перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Кариатида — колонна, опора в здании в виде женской фигуры.
Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-х гг. amfiqeatron) –1.
ХРАМ. Русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII–XVIII вв. Ratusz, от нем. Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов -парусовилитромпов. ИЗВЕСТЬ ГАШЕНАЯ — известь гидратная известь пушонка.
С развитием железных дорог потеряли свое значение. Простейшим и наиболее распространенным является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п. ) в поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Камин Открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения. К 19–20 вв.
Изба строилась из брёвен, скреплённых в венец. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. Рубка углов «в обло» («в чашу») — снизу вдоль вышележащего бревна вырубается полукруглая выемка по диаметру нижележащего бревна. Такой способ применяется при рубке неотапливаемых помещений в целях экономии леса (хозяйственные постройки и т. п. ). Basis – подставка, основание Основание, подножие колонны или столба. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте. Ламинат — слоистый пластик на основе смолы ПВХ.
Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2. ШУРФ (нем. Силуэт избы венчали резной конёк (охлупень) и кровля крыльца фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон потолок, стены, печи двери нередко украшались росписями. XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр «Глобус» в Лондоне, 1599 г. ). Мраморная крошка — заполнитель для штукатурных растворов и декоративных бетонов. В последней четверти XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания граничит с появлением нового типа театра — с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). Крупнейший в мире Амфитеатр – Колизей в Риме. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком украшаются скульптурой и памятными надписями.
Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка. Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др.
Применялись также ордера или их отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами. В XIII – XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский императорский, царский).
Существует два вида теплосберегающего стекла: i-стекло (LOW—Е) имеет «мягкое» покрытие на основе серебра, придающее изделию голубоватый цвет. Город-сад – небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс. ), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров).
Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). trumba — труба). Римляне переняли этот тип строения у греков. см до сотен метров кубических. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца – палаццо.
замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. С развитием оперы в первой половине XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделёнными перегородками на ложи). МОНАСТЫРЬ (греч. В развитой форме (высокий иконостас) известной на Руси с кон.
Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. также ПАРУСА. trapeza — стол, кушанье). Бове Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П.
3. Райтом. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца – палаццо. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплёты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях). Вестверк нем. – завиток, спираль Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (глазком) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Водопоглощение составляет 9–12. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и другие помещения, а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала.
Basilike – царский дом в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс Вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов) имеющих самостоятельные перекрытия. в Риме). Кроме того, все архитектурные детали защищают металлическими покрытиями со свесами и слезниками (капельницами), а детали, выступающие от стены более чем на 50 (см) и подоконные сливы независимо от их размеров покрывают оцинкованной кровельной сталью со свесом над деталью не менее 3 (см). 1.
Веранда Остекленная неотапливаемая пристройка к зданию дачного типа. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. С сер. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.
ШЕЛЫГА — линия, проходящая в замковой части свода и соединяющая его верхние точки. Первой базиликой в Риме была Базилика Эмилия (179 г. до н. э. ). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор). Крупнейший амфитеатр — Колизей в Риме. Особенное распространение ионический ордер получил в Греции в эпоху эллинизма.
С осознанием роли купола во внешнем облике здания изменяются и его наружные очертания относительно внутренних позже над ними появляются внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример — собор Сан-Марко в Венеции, IX–XI вв. ). Представляет собой жертвенник или важнейшую часть любой христианской церкви. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны — ствол (фуст обычно утончается кверху иногда имеет небольшое расширение — энтазис — и обрабатывается вертикальными желобками — каннелюрами).
Разведка такими шурфов дает больше данных для суждения о качестве пол. Бове Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П. Художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др. ). В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Пол был наклонным. В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).
Крепость Укрепления, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию. Отличается высокой декоративностью и низкой кислотостойкостью. Для продления срока службы штукатурки фасадов и защиты её от атмосферных осадков карнизы устраивают с выносом от поверхности стены не менее чем на 25 (см) со слезником снизу. Агломерация – в металлургическом производстве: термический процесс окускования мелких материалов, путем их спекания с целью придания формы и свойств (химического состава, структуры), необходимых для плавки. Замок (замок)– укрепленное жилище феодала.
подробнее Ордера архитектурные. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры. Arkatur Ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре. Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов – парусов или тромпов. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике.
Помимо декоративных свойств может пропускать определённый спектр световых волн. Согласно СНиП 31-01-2003 (утв. От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен. В XIII – XVI вв. РУБКА УГЛОВ — 1. qeatron — место для зрелищ, зрелище). Тип конструкции преимущественно малоэтажных зданий.
Обычно применяют стальную арматуру, в некоторых случаях – неметаллическую Архивольт итал. Двухкамерный стеклопакет имеет толщину 32 мм (3 стекла по 4мм и две воздушные прослойки по 10 мм). ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР — один из трёх основных архитектурных ордеров. Отличается повышенной температуростойкостью, малой истираемостью. Представляет собой сосуд емкостью от нескольких десятков куб.
Гостиный двор В русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др. ). Как правило имеет низкий потолок. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья.
Виадук франц. до н. э.
colonnade Ряд или ряды колонн, антаблементом, часто – общим перекрытием. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей и товаров, боковые – для животных). В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см.
С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль). Архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн) иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Что касается христианских храмов, то алтарем здесь называют престол (стол) для свершений священных таинств. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом.
colonne, от лат. Архитектоника частично проявляется в цветовой палитре, пропорциях и т. д. Современным фонтанам придаётся декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона). Основные ордера, получившие название от греческих племён и областей: дорический ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный). Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.
Семенов). ордера архитектурные, обломы архитектурные). Вимперг нем. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту.
КОЛОННА (франц. Цоколи зданий можно устраивать из бетонных фундаментных блоков, такой цоколь называется подрезным из кирпича с расшивкой швов или оштукатуренного цементным раствором (нередко применяют добавку в виде гранитной крошки) из природного камня или плит из искусственных и природных материалов (рисунок. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г. ). cupula, уменьшительное от cupa – бочка Вид перекрытия (свода), близкий по формек полусфере. н. э. ).
ЭМУЛЬСИЯ. в самой Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в Керкире). K-стекло используется как обычное или солнцезащитное стекло. Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и телебашни) и др. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т. д.
Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в. ). гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном). Часто украшается рельефами или надписями. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки).
Система конструктивных, композиционных и декоративных приёмов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей). Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Более 95 агломерата используется в черной металлургии. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма).
в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Алтарь (лат. см), благодаря чему достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. 1. Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. ЗАМОК — верхняя часть свода. ТЕАТР (от греч.
Бове Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П. amfiqeatron) – 1. Дорический ордер Один из трех основных архитектурных ордеров. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.
Attikos – аттический Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др. ). теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. В кон. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура. Viaduc, от лат. См.
Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхностикупола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Как тип зданий сложились ко второй половине 2 в. до н. э. baptizw – погружаю Помещение для совершения обряда крещения. РАТУША (польск.
Атриум, атрий лат. Arcade Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. cupola – купол, свод, от лат. Стекло 2-го класса защиты выдерживает от 50 до 70, а 3-го — свыше 71 удара.
В православных церквях с 14 по 15 век под алтарем подразумевался иконостас. Базилика (греч. 2.
XIX – нач. monasthrion — уединённое жилище). Сравнительно свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим их применением в XVI в. ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ — проведение строительных работ в отдельных помещениях здания при изменении его функционального назначения без нарушения несущей способности капитальных конструкций, предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): замену (частичную или полную) несущих перегородок пробитие проёмов замену технологического инженерного и сантехнического оборудования (не влекущую переоборудование по всему зданию) перепланировку чердачного помещения для функционального использования без изменения технических показателей объекта, конструктивных элементов кровли и перекрытия над верхним этажом (устройство мансард оформляется в порядке, установленном для реконструкции объектов). Базилика греч. В советских домах обозначает секцию потолочного шкафа, отделённую под кладовые нужды.
balustrade Ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Со второй половины 19 в. своды нередко создавались на основе металлических конструкций. baldacchino, букв. Карнизы бывают лобовыми, завершающими (венчающими) верх здания, междуэтажными, отделяющими один этаж от другого. н. э. ).
В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г. ). В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т. н. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т. д. Дорический ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Изначально под словом «алтарь» все же подразумевалось место на открытом воздухе, где совершались жертвоприношения. В пограничной полосе Русского государства 15-17 вв. По средней плотности — на особо тяжелые (свыше 2500 кг/см3), тяжелые (1200–2200 кг/см3), лёгкие (600–1200 кг/см3) и особо лёгкие (до 500 кг/см3). Ионический ордер Один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Предел прочность на сжатие — 100—300 МПа. Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов — парусов или тромпов.
ordo — порядок). КАМИН — открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского типа (усадебный театр в Останкине). Также антресолью называется верхняя часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым. Триумфальные арки в России в честь военных побед строились еще с петровских времен. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами).
Вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере. Древнейшие монастыри — буддийские — появились во второй половине 1 тыс. В большинстве случаев одноэтажная.
Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н. э., Септимия Севера, 203 г. н. э., Константина, 315 г. н. э. Аркада от франц. Их изготавливают с использованием различных видов стекла. Применяются эмульсии вместо олифы для приготовления шпаклёвок, грунтовок. Сложился во второй половине V в. до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Вальма Скат шатровой крыши имеющий треугольную форму и расположенный с торцовой стороны здания. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх.
В XIX – XX вв. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве).
до н. э. Триумфальные арки, в большинстве случаев, характеризуются одним или тремя симметричными пролетами, с завершением аттиком и антаблементом. Антаблемент, являющийся составным элементом архитектурного классического ордера, разделяется на несущий компонент (архитрав), опирающийся фриз, а также на венчающую часть (карниз). Самым крупным амфитеатром Древнего Рима является Колизей. Тип города-сада возник в нач.
Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в. ). Синтетические пигменты делятся на органические и неорганические. Успешность проходки в мокрых шурфах замедляется на 25 против сухих. Каменный контрфорс — один из основных элементов готических конструкций.
Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. Ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п. ) в поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. СТРЕЛА ПОДЪМА — отвесная линия из замковой части до прямой, соединяющей пяты. КОЛОННАДА (франц.
ЩЕКА или ЛЮНЕТ — торец, срез свода. Замок замок Укрепленное жилище феодала. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Импост — завершающая часть колонны или стены имеющая вид полочки или фигурного карниза, являющаяся опорой для вышерасположенной арки. Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны).
Укреплённое жилище феодала. Римская базилика. Стасов). В XVI-XVII вв.
и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. ПРОЛЕТ — расстояние между пятами свода. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.
Первые триумфальные арки начали обустраиваться в Древнем Риме. K-стекло имеет «жесткое» покрытие на основе прочных оксидов, нитридов титана, олова или индия, придающих изделию голубой или желтоватый оттенки. В. Н. XIX – нач.
в Риме). Глава), а также в зодчестве Средней Азии. С осознанием роли купола во внешнем облике здания изменяются и его наружные очертания относительно внутренних позже над ними появляются внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример – собор Сан-Марко в Венеции, IX-XI вв. ). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль).
Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др. 820 г. ) имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окружённый другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077–88 гг., Клюни в Бургундии, 1088–12 в. ). в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Стасов).
ЛАМИНАТ. Волюта лат. Известь пушонка используется для приготовления сухих смесей.
westwerk Поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначально появляется каролингских и романских храмах Германии). Archi – главный и лат. Belvedere, букв.
Характерны для русской архитектуры 17–18 вв. 2. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения (Хрустальный дворец на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г. ). подробнее Ордера архитектурные.
Балясины Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д. Во 2-й пол. Витраж Вставленная в оконный или дверной проем, либо в самостоятельную раму декоративная композиция, выполненная из кусков (в большинстве случаев разноцветного) стекла.
В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. до н. э. Рафаэль, А. Да Сангалло). Однокамерные и двухкамерные стеклопакеты делятся на модели общестроительного назначения и со специальными свойствами.
schurf) — одна из шахтообразных выработок (шурфы, шахты, колодцы, дудки, лихтохи и гезенки), к которым прибегает горный искатель для разведки и при других горных работах. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР. В VI-V вв. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т. п.
ГОСТИНЫЙ ДВОР — в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XV-XVI вв. ЗАМОК (замок). – и городской), в узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское истьба истобка, упоминается в летописях с X в. ).
Villa – усадьба, поместье Загородный дом с садом или парком. Мрамор хорошо полируется. Обломы — мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн) иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский императорский, царский). См. Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера — постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворов с фонтанами, водоемами и скульптурой.
Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). ТРОМПЫ (франц. Р. Эстберг). Приток воды в них обыкновенно невелик. Автоклавы бывают вращающимися, качающимися, горизонтальными, вертикальными, колонными. В XVI–XVII вв.
4. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Один из трёх главных греческих архитектурных ордеров. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было граничит с задачами представительности и с государственной идеологией. ФОНТАН (итал. до н. э. Общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
строились ратуши в национально-романтическом стиле (ратуша в Стокгольме, 1911–21 гг., арх. Тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. При этом фахверк играл роль не только конструктивного, но и декоративного элемента здания, расчленяя фасад на панели различной формы (а иногда и окраски) и придавая зданию своеобразный живописный вид.
С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими и профилируют. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль). в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу — деревянный ящик-голбец. Первые могут выглядеть слегка тонированными из-за прочного дымчатого покрытия.
до н. э. contreforce — противодействующая сила) — вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Пропускает 60–80 видимого света, отражает обратно в помещение от 60 до 90 тепла. См.
Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т. п. Обломы, широко распространенные в ордернойархитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. Части цилиндрического свода – лотки или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Колонна франц.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор). Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Производной от свода конструкцией является купол. ЗВОННИЦА. Применяется для изготовления плитки, сантехнических изделий.
Колонна, предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени — горизонтальных) нагрузок. Существует несколько систем перевязки: многорядная (римская) двухрядная (цепная) крестовая готическая (польская) и голландская. Принцип золотого сечения заключается в следующем: деление целого на две неравные части пропорционально в том случае, когда меньшая часть — «минор» (примерно 38), относится к большей части — «майор» (примерно 62) так, как большая («майор») к целому и наоборот. 9. 2). Арка (от латинского arcus – изгиб, дуга) – криволинейное проемное перекрытие в стене. Под амфитеатром нередко подразумеваются зрительские места в закрытых помещениях, которые располагаются незамкнутыми дугообразными ярусами (в аудиториях, кинотеатрах, театрах), либо в цирке вокруг арены.
Галереи использовались в качестве фойе. Балка, перекрывающая несколько пролетов и имеющая несколько опор, называется неразрезной многопролетной. Рубка углов «в реж» — чаша вырубается не в половину, а в четверть бревна таким образом, что между брёвнами остаётся просвет. thermae — теплый, горячий).
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Дворец (от "княжий двор" – жилище князя) – резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было граничит с задачами представительности и с государственной идеологией. Наиболее совершенный образец итальянского театра — театр «Ла Скала» в Милане (1778 г., арх.
КЛАДКА. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Купол итал. Толщина стандартного однокамерного стеклопакета составляет 24 мм (стекло 4 мм, воздушная прослойка 16 мм, стекло 4 мм).
Она зависит от прочности грунта основания, глубины его промерзания и т. д. В VI–IX вв. По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг. ). См. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Атлант — мужская статуя в полный рост, архитектурная деталь, заменяющая колонну, пилястр, кронштейн (по древнегреческому мифу о титане, держащем на плечах небесный свод). Rathaus). С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках.
АРХИТЕКТОНИКА (от греч. Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе и лестницы. В XVI-XVII вв. Vimperg Высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. trompe, от древневерхненем.
Брандмауэр Противопожарная стена. Здание городского самоуправления в ряде европейских стран. АМФИТЕАТР. КУПОЛ — (итал. В XX в. с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, «геодезические» (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и другие купола.
В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку. На площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. Различают тонирование в массе (введение красителя в процессе стекловарения) и нанесение специальных плёнок на уже изготовленное стандартное стекло. Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в. ). Внутри стеклопакета содержится осушенный воздух или инертный газ. Аркатура от нем. Купола с внешними оболочками, опирающиеся на постаменты – барабаны, получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. Внизу находится ряд местных икон, выше – деисусный чин (deisis – греч.
Вантовые конструкции Стальные тросы, применяемые как растяжки для крепления мостов, консолей, высоких металлических труб, радиомачт, башен ветродвигателей и т. д. Аркбутан франц. cupola — купол, свод, от лат.
Рубка углов «в иглу» — один конец бревна соединяется «в простую чашу», другой — затёсывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна. XX вв. Битумные и дегтевые эмульсии используют для огрунтовки оснований под гидроизоляцию, для приклеивания рулонных кровельных материалов, при изготовлении асфальтовых растворов.
гостиный двор — обычно прямоугольная площадь, обнесённая каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. ). АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ. сень и киворий). Камин обладает малым КПД (5-20), вот таким образом имеет в основном декоративное значение.
Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, башнями с нарядными завершениями. Амфитеатр (от греч.
Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т. п. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. БАЗИЛИКА (греч. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т. д. Виды звонниц: стенообразные, в виде стены с проёмами столпообразные — башенные сооружения с многогранным (как правило, в русской архитектуре — восьмигранным, реже — девятигранным) основанием с проёмами для колоколов в верхнем ярусе (в нижних ярусах часто располагается церковь) палатного типа — прямоугольный в плане объём с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен. Архитектоника (от греч.
ископаемых и об условиях его залегания. КОНСТРУКТИВНАЯ СХЕМА ЗДАНИЯ — понятие, характеризующее тип несущего остова здания. Рафаэль, А. Да Сангалло). В отличие от поддерживающих колонн или столбов, анты встраивались прямо в стены храма.
Colonnade). Имеет важное значение при озеленении городов. В отличие от фарфора содержат больше глины, а также мел или известняк. Изделие тонкой керамики, беложгущийся черепок.
Относится к классу пористой керамики. arcus volutus – обрамляющая дуга Декоративное обрамление арочного проема. 19-20 вв. — и городской), в узком смысле — отапливаемое помещение (древнерусское «истьба», «истобка», упоминается в летописях с X в. ). Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов.
Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже – трехэтажными) помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. absida, гр. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Направление в архитектуре XX в. (особенно распространённое в 30–50-х гг. Средневековый архитектурный тип ратуши сложился в основном в 12–14 вв.
Оба они встречаются уже в VI–V вв. ФАХВЕРК (нем. Жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Рафаэль, А. Да Сангалло). Арка триумфальная – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий.
Сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах. 1. Базы различаются по высоте и профилю (см. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг.
В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами (в обло) или без них (в лапу, в шип). СТЕКЛО ТОНИРОВАННОЕ — стекло имеющее определённый оттенок. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. С VIII в. появились переносные алтари — складни с живописью на створках. С появлением огнестрельного оружия и артиллерии возникают крепости нового типа (бастионные укрепления, форты). Architektonike — строительное искусство).
Укрепления русских городов получили название Кремлей. По внутреннему периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно двухэтажные), объединённые открытыми галереями. КОНТРФОРС (от франц. ГОРОД-САД — небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озеленённых пространств и ограниченным числом жителей (30–35 тыс. ), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой.
Вокруг арены – зрительские места, которые возвышаются над ней уступами. Этим амфитеатр напоминает две подковообразные формы греческих театров, соединенные вместе. Купол -видперекрытия (свода), близкийпоформекполусфере. ТЕРМЫ (лат. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. fontana, от лат.
Один из трёх основных архитектурных ордеров. Балдахин итал. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей лёгкостью пропорций и более богатым декором всех частей. Так в 120 году до н. э. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с садом или парком. Алтарь – термин, произошедший от латинского слова altus (высокий). Караван-сарай перс., буквальн.
По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг. ). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг. ). Как правило, кора выветривания имеет глинистый состав.
Доходный дом – многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Распространен главным образом в церковном зодчестве. В XIX — XX вв.
cupula, уменьшительное от cupa — бочка). В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). – прекрасный вид Надстройка над зданием, обычно круглая в плане -павильон, беседка на возвышенном месте -название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане).
Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве — преимущественно в 17 в. ). Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. в Риме). К природным пигментам относятся в частности различные окислы железа, марганца, хрома и другие соединения (железный сурик, охра, мумия), а также некоторые виды глин и известняков. Колоннада франц.
СВОД — строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. В XVIII–XIX вв. Гостиный двор – в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. Может использоваться для перекрытия пространства между опорами. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2.
Вальмовая крыша Четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если в композиции нет фриза, то ее называют неполным антаблементом. странах. В XVIII – нач.
Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др. ). Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения.
Чаша выбирается в половину бревна. Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др. Получают из комовой или молотой извести путём гашения её водой.
Караван-сараи известны с древности, широко распространились в 9-18 вв. Петра в Риме, XVII в., арх. ВИЛЛА (лат.
до н. э. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком украшаются скульптурой и памятными надписями. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип восьмерик на четверике), реже они заверщают крестообразный в плане объем. Балюстрада франц. В XIX – XX вв. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролёта (реже один), завершаются антаблементом и аттиком украшаются скульптурой и памятными надписями.
Это знаменитые Триумфальные ворота на Кутузовском, Москва (архитектор О. Бове), а также Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург (архитектор В. Стасов). В 4–3 тыс. imposte). Могут украшаться памятными надписями и скульптурой. Вилла (лат. до н. э. Неорганические пигменты подразделяются на природные и искусственные (синтетические).
Огромное строение базилики Константина (306–312 гг., см. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. до н. э.
В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв. ) – иконостасом. Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков — донжоны). По назначению бетоны подразделяются на конструкционные и специальные. Astragalos, букв.
Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. ДОХОДНЫЙ ДОМ — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаём. Первый город-сад — Лечуорт — был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. ДВОРЕЦ (от «княжий двор» — жилище князя).
Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Basilike – царский дом в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) – вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов) имеющих самостоятельные перекрытия. Особенное распространение ионический ордер получил в Греции в эпоху эллинизма.
подробнее Ордера архитектурные. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Наиболее ранние крепости – дерево-земляные укрепления. 2.
Виды звонниц: – стенообразные – в виде стены с проемами – столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам.
Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ (от лат. Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов с самостоятельными покрытиями. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу.
В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеёк, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Баптистерий греч. Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Крестьянский дом мог состоять из одной избы избы с сенями избы, сеней и клети двух изб с сенями.
В XVI – XVII вв. Образно-эстетическое начало архитектуры граничит с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. XIX вв. С IV в. до н. известен коринфский ордер.
Резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека. моление включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др. ), еще выше – праздничный (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и пророческий чины. Архитрав от греч.
В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) — один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикреплённых к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм). Архитектоника (от греч.
Доходный дом Многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Аттик от греч. до н. э. в самой Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в Керкире). В древней Греции и Риме — отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 г. до н. э. ), завершено при Августе.
Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. Купола с внешними оболочками, опирающиеся на постаменты (барабаны), получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. БЕТОН. В кон. В католических церквах иконостас отсутствует.
Л. Бернини). Башня Сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве).
Они использовались для торжественных церемоний въезда победителя (арка Септимия Севера, арка Тита, арка Константина и т. д. ). colonne, от лат. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны).
Впервые промышленное производство агломерата освоено в начале 20 в. Основные исходные материалы: мелкая сырая руда и ее концентрат, а также топливо (коксовая и антрацитовая мелочь до 3 мм), флюс (известняк и доломит). Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. fons, fontis — источник, ключ). XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. 1. baptsthrion – купель, от греч.
МРАМОР. Изба Русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII – XVIII вв. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный ящик-голбец. Купольные перекрытия впервые получили развитие в архитектуре Древнего Рима (в зданиях терм и общественных зданий — базилик). Voluta, букв.
По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. В. Н.
Вилла лат. Крестово-купольный храм Тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. Бельведер итал. В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т. н. База греч.
Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке). При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. в Риме). Католики называют алтарём только сам престол. Применяется как поверхностный слой в покрытиях пола и в декоративно-отделочных плитах. ТРАПЕЗНАЯ (от греч. XIII–XIV вв. ).
ОБЛОМЫ, МУЛЮРЫ. Астрагал от греч. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Архитектоника (от греческого аrchitektonik – строительное искусство) – художественный термин, обозначающий выражение закономерностей структурной конструкции здания. Купольные перекрытия впервые получили развитие в архитектуре Древнего Рима (в зданиях терм и общественных зданий – базилик).
в Греции).