Москва, 19 февраля Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. На выставке будут экспонироваться знаменитые рокотовские портреты в окружении различных архивных документов, книжек изображений дворянских поместий и видов Москвы того времени исполненных в графике и мн.
Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения.
Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка. Я приехала на каникулы в Москву из Пекина.
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Например, портрет поэта Василия Майкова. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Еще меньше можно узнать о чувствах автора. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Втуэпоху дама, следовавшая замодой, немогла обойтись без румян, белил ипудры, без рюшей ибантов, однако героини Рокотова невыглядят раскрашенными кокетливыми куколками. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами.
Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Рокотова было много заказов от знатных особ. Тем более – о его облике. По его протекции Ф. С.
Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И.
Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию. Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова.
Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач».
Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. А камзол его хочется потрогать.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. Куракиной, В. Н. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. Репнина от крепостной. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Голубые глаза не загадочны, не то что темные. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.
Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань. Непременные участники рокотовской галереи – поэт Александр Сумароков, а также, вероятно, его вдумчивые читатели – чета дворян Суровцевых. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
На весь XIX век. Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.
Рокотов, очевидно, копировал их. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Его заново открыли мирискусники. Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили. Рокотова от его современников.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву.
Про художника узнала еще в детстве. В каждой китайской школе есть урок искусства. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.
Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки.
Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Авторство, впрочем, решили оставить, так как Рокотов, разработавший концепцию портретов и композицию, ставил на них свою подпись. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет.
В созданных им образах открываются душевные качества модели. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Струйская изображена на билетах, каталогах и афише. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова.
Его моделями становятся представители старой московской знати. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. У всех высокие лбы, у мужчин случаются увесистые красноватые носы, но у дам, понятно, никакой курносости и, что странно, у большинства героев и героинь глаза карие. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее).
Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Спрашиваю, откуда знает Рокотова. Художника называют мастером загадочным итаинственным— как из-за лакун в биографии, так ииз-за ускользающей дымки, которой наполнены его картины.
Именно Ф. С. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968).
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). Пыль не вытиралась в целях предосторожности, дабы заметить тотчас, "не был ли кто у меня и что он трогал".
Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова. Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью. Учусь там в университете. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста.
В созданных им образах открываются душевные качества модели. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане». Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены).
Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. Дягилевым. «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты».
Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. — Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Вот таким образом у Ф. С. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье». Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. О нем мы знаем благодаря тоже копии, но уже сделанной крепостным художником Струйского – Зябловым.