4 ноября в Центральном Манеже откроется выставка «Романтический реализм. В Центральном Манеже открыта выставка «Романтический реализм. «романтический реализм» – не лучшее и не точное название выставки советской живописи 1925–1945 гг., открывшейся в Манеже. В Манеже открылась выставка под названием Романтический реализм.
4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве откроется выставка «Романтический реализм.
Того же порядка мифологемами были напилены экспликации. Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас — неважно. Этот Михайлов написал картину "Сталин у гроба Кирова".
Как его ни называй, пусть даже «романтическим», произведения скажут всё сами. Специалисты говорят – это та самая рублёвская "Троица". Некоторые этим всю жизнь занимались.
Этот абзац – сам собрание клише современного мифотворчества. «Дирижабль» — одно из трех сохранившихся «авиационных» полотен Василия Купцова, увлеченного, как и вся страна, темой воздушного флота («Самолеты. «Романтический реализм. Так где же правда. Наличие коллектива — жизнь «перед лицом своих товарищей»- важная составляющая коммунального быта и счастья. Судя по реакции в Манеже, послание мастеров соцреализма до потомков дошло.
Сейчас не принято об этом вспоминать, но Ленин — это не только марксист, революционер и разрушитель «старого мира». На полотнах самими средствами искусства строится новая жизнь, а говорят о пропаганде. Все в лучших традициях сталинской агитпропаганды.
Так или иначе, эта эпоха интересна многим поколениям. Выставку «Романтический реализм» в Новом манеже мы посетилиза день до её завершения (4. 12. 2015г. ), очень удачно её продлили до начала декабря. Хотя незатейливой халтуры или беспомощных агиток, а их в запасниках «Росизо» предостаточно, на этой выставке нет.
Естественно, что тематика у этих двух выставок диаметрально противоположная. Этого было достаточно, чтобы Михайлова арестовали и сослали там он, кажется и погиб. Оно пыталось заменить религию и создавало своего рода параллельную реальность. И. Ленина в эмиграции.
Выставка дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов. Действительность чувств и действительность разума невозможна вне преодоления общественных отношений, выполняющих функцию украшающего себя и маскирующегося прокрустова ложа капитала, утилизирующего всё время жизни человека (даже то, которое по недо–разумению называется свободным), а потому производящего настоящую свободу только случайно и только в очень узких рамках. Что бы ни писали в экспликациях, а такие выставки – вода не на мельницу нынешней власти. Я не спеша обошла все залы выставки «Романтический реализм», восхищаясь работами и знаменитых мастеров и тех имена которых читала впервые.
Но историческая самоидентификация этого искусства неудобна, потому в названии выставки в Манеже стыдливо фигурирует слово «романтический», а не чуждое нынешнему безвременью словосочетание «социалистический» реализм. Но эта «упаковка» мельчала рядом с произведениями, будучи контрастирующе-несоразмерной с ними. Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей.
Да, вождь народа присутствует на полотнах, но не доминирует. Чтобы представить, в какой атмосфере шли обсуждения, сошлюсь на рассказ В. Эльконина, который в свою очередь ссылался на Владимира Андреевича Фаворского. Наверное, выставка хороша для интерактивных занятий по истории.
Чуть поодаль со стен выставочного центра, полные энергии и жизненных сил, задорно глядят на посетителей гимнастки и физкультурницы. Представлю несколько снимков. Есть ли другое мнение, отличное от этих. Работы для этого проекта из своих собраний щедро предоставили многие российские музеи, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России.
Дирижабль — символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. С советских полотен смотрит совсем другая Москва, а её глазами – другой Мир. Там можно увидеть, как в меру условный язык Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или французская манера «В. Но в 1920-1940-х годах этот момент преодоления отчуждения был силён. Это, может быть, он сам так о себе думал.
Прежде всего вычленены главные темы самого мифа. Не менее важны эти встречи и для москвичей. Но на картине оно приобретает черты мифа — позитивного и светлого. Ими в данном случае и выступил советский народ. Сопроводительные тексты не то чтобы вносят в ситуацию ясность. Но кроме этих родимых пятен, меряющая собой, как аршином, несовременная «современность», оказавшаяся там же, где и была социализм тому назад, видеть неспособна.
Устроители выставки «Романтический реализм. Обратите внимание: картина написана в 1942 году, Севастополь тогда пал под натиском Зла. Но, пытаясь привлечь на свою сторону возвышенность и масштаб советского искусства для идеологического возвышения современной России (читать: российского государства), возрождая воспоминания о том, что Москва была центром мирового искусства и вообще центром Мира, невозможно не натолкнуть человека на размышления о том, что она была таким центром только потому, что стала тогда душой мировой революции, возглавляемой советскими людьми, какой бы национальности они ни были. Такие «подсказки» направляют неискушённого зрителя и помогают воспринять идею той или иной картины.
Это пионерлагерь, где радуются лету крепкие подростки Кончаловского. И, кстати, сделали ведь. «Как хорошо жить в Советском Союзе. Заключительный раздел посвящен Великой Отечественной войне. Жуковского" (1938).
А ведь в нём-то вся, при чём не просто идеологическая, а историческая, соль. Каждый раздел экспозиции имеет своё название. Разные залы посвящены главным темам того времени (связке тем), что подчеркивается колористическим решением каждой зоны. На выставке представлены работы Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки и других крупнейших художников первой половины ХХ века. Экспозиция объединила более 80 экспонатов из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного музея современной истории России, Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Это первая из многих картин Исаака Бродского, посвященных Октябрьской революции. Голод и лишения значения не имеют, так как «через четыре года здесь будет город-сад».
Взять полотно Исаака Бродского "Второй конгресс Коминтерна". Но предчувствие этого будущего уже здесь. Экспрессионистские хлопковые мадонны Волкова, постимпрессионистские пейзажи и натюрморты Сарьяна неподготовленному зрителю слали горячий братский привет и поддержку из (будто бы) сытых и вечно солнечных краёв — то есть честно выполняли госзаказ. Конечно, эта идея не нова, но только в стране Советов она была воплощена с таким размахом. Впрочем, это не пропагандистская выдумка — таким и было настроение страны, где дети, главные герои полотна, рождены, «чтоб сказку сделать былью». Действует на зрителя безотказно и в России и в Европе. К тому же, если вспомнить историю, кто из художников разных эпох не писал на заказ.
Новой, для легитимности, нужно одобрение старых элит. Благодаря этим полотнам, он становится всё более возможным, более реальным.
Эта выставка не обличает Советский Союз, скорее пытается осмыслить его средствами своего рода духовной диалектики: кровавая страна и режим, выковавший народ-победитель (он же — народ-страстотерпец). Но в картине — не только драматизм и трагедия. «Романтический реализм» открылся одновременно с экспозицией, посвященной православной Руси.
Но вместе с трагедией там есть еще и воодушевление, азарт строителей новой жизни, первопроходцев мировой истории. Кажется, что соцреализм и сопредельные ему явления (а здесь представлены именно они), несмотря на десятилетия, прошедшие и с распада СССР и с перестройки, все еще находятся в некой полуслепой зоне. Если не вспоминать об истории, то зрелище весьма впечатляющее.
Не идеологичность и уж тем более полит-технологичность, как выразились организаторы, главное в нём (даже по короткому анонсу художественной выставки очевидно, что идеология замещается политтехнологиями). Однако все эти напоминания расставлены как необязательные маркеры, знаки вежливости. Название работы, несмотря на описательность, не отражает действительного ее содержания.
Главное – какой смысл вкладывали и как быстро это доходило до зрителя. В этой культуре Москва не угнетатель бывшего советского народа у себя дома и дома, — раздробленного, униженного, доведённого до состояния рабов, которые должны к тому же платить московским властям за «право» на то, чтобы их эксплуатировали по 12-14 часов в день, если они сюда приехали из своих обнищавших стран, – теперь уже как чужие. Другое наполнение у разделов, посвященных спорту, технике, Востоку и советскому раю. Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем. Мне показалось, что воспринимать такое количество зрительных образов невозможно.
На то выставка и носит гордое мечтательное название «Романтический реализм». Главная задача почти любого религиозного течения – это возвысить мучеников. Эта «романтика» востребована.
1905–1907 гг» Эмиля Визеля уступили место понятному массам натурализму. На чьей стороне истина. Которого, кстати, часто ругали завистники за уход от больших социальных тем в камерные. Именно построим. Россия — Моя история, занимающей остальную территорию здания.
В картине — предвкушение неминуемого торжества, неминуемой Победы. Кстати и в Национальном художественном музее Украины в Киеве сразу же после «майдана», когда по всей стране разрушались памятники Ленину, тоже выставляли советское искусство с такими же антисоветскими описаниями. Выставляют одни из наиболее ценных вещей в истории мировой живописи, а пишут о «разрушении клише об отсутствии художественных достоинств у этих полотен»: дескать, не так всё было плохо, соцреализм – тоже «ничего».
Собственно, экспозиция каждого тематического раздела, объясняют нам, "выстроена так, чтобы, среди прочего, показать, как реализм – "пережиток проклятого прошлого", невостребованный в первые годы советской власти, постепенно вытесняет со сцены авангардное, по всем статьям революционное искусство". Материал не тот. Сейчас-то они не родимые пятна и не пережитки, которые всё никак не удаётся пережить по разным объективным причинам, а «органический» неотъемлемый момент.
Светлое будущее, кажется, так и льется с холстов. Скорее сильнее озадачивают. Если вглядеться, так это же практически библейский сюжет.
Такого ажиотажа в первый же день организаторы не ожидали. Как минимум, старой интеллигенции и старых мастеров. В этот раз организацией выставки, посвященной теме советского искусства, занялся Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры. Трудно сказать, что советский миф творился вдохновенно, скорее вынужденно. Они позволяют им побыть людьми по сущности.
Где сон — там мир. Православная выставка не стремилась очернить культуру Советского Союза. Такая упаковка не удивительна, ведь в организаторах значится Министерство культуры Российской Федерации – государства, которому соцреализм и то мощное историческое движение, частью которого он был, враждебны по содержанию. Словосочетание «соцреализм» не случайно мало что говорит тем, кто пытается его рассматривать как определённый стиль или направление. И Ленин здесь — не монументальный «вождь мирового пролетариата», а один из них. И, как ни парадоксально, она вынуждена лить эту воду в своём патриотическом безумии. Наверное идти сюда нужно специально.
Речь вроде бы о душевной встрече элит – новой и старой. В слове «социалистический» заключена самоидентификация этого самого реализма, – не просто как искусства, а как искусства, творящего историю. Что касается темы госзаказа, то ни одного портрета Сталина здесь не увидеть. Портрет Путина, висящий во многих учреждениях – лучшее тому доказательство. Возникает множество вопросов, ответить на которые не представляется возможным. В этом власти России, Украины и всех постсоветских государств совершенно единодушны.
Но представлены были на выставке под названием «Романтический реализм» картины и менее известных, но нисколько не менее одаренных личностей – советского живописца и скульптора Александра Дейнеки, художника Александра Лабаса – основных представителей романтического реализма. Ведь обойти советское искусство ни в одной бывшей республике просто невозможно. И мысли об истории только мешают очаровываться ею.
К. С. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии им. В 1930 году началась широкая кампания Осоавиахим под лозунгом «Даешь эскадру советских дирижаблей. ». Выставка «Романтический реализм. Что и читается в надмирной «Весне» Кузьмы Петрова-Водкина, неисправимого мистика и ученика иконописцев. По способности манипулировать сознанием – хоть трудящихся, хоть отдыхающих, хоть власть имущих – ему по сей день равных сложно найти. Советская живопись 1925-1945» пытается продемонстрировать механизм работы этой уникальной в истории ХХ века системы и, одновременно, разрушить клише об отсутствии художественных достоинств у этих полотен. В экспозицию вошли работы, ставшие в советское время хрестоматийными, каноническими.
А территория счастья — повсюду, где есть солнце, простор, тишина. Если романтический реализм прославляет дух советского прошлого, то духовный взгляд на эту тему ставит под сомнения все мнимые «достижения» сталинского периода. Тема разделов выставки «Романтический реализм» пытается представить этот миф в максимальной полноте: от образов вождя до отношения к телу, от столичной архитектурной среды до среднеазиатской экзотики, от образов массовых праздников до портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частного, бытового существования.
Этого внимания, нового концептуального взгляда оно уж точно заслуживает. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана. Не всегда, как в случае «Утра испанских пионеров в летнем лагере» Петра Кончаловского, старательному. Картина Дмитрия Кардовского — практически документ эпохи. Еще большее открытие и откровение картина Петрова-Водкина "После боя".
Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Не удивительно, что штампованные, нехудожественные портреты Ленина, появились и заполонили всё именно тогда, когда Ленин для тех, кто сидел в кабинетах и возрождал капитализм, перестал быть товарищем, а момент исторического преодоления идеологии и отчуждения вообще постепенно сводился на «нет». Самое интересное в этой выставке – это в каких условиях она проходила. Аэросев», 1931 и «АНТ-20 Максим Горький», 1934).
Или – вариацией на тему многофигурного полотна Ефанова "Встреча артистов театра им. «Насаждение идеи единого всеобщего счастья — важная пропагандистская задача. Тот "с отвращением рассказывал о заседании, где исключали из МОСХа художника Михайлова. Однако она все же произвела свое впечатление и кинула тень на экспозицию «Романтический реализм». Это история о том, как стране не повезло с ее правителем, безжалостным и кровавым тираном. А экспликации говорят об идоле и «иконе». Это холм и зелёно-голубые просторы, где мечтают влюблённые Петрова-Водкина.
И то сомневаюсь, что столько материала можно осветить за одну экскурсию. В этом смысле оно ничего отразить не может. Еще чуть дальше – величественная архитектура того времени, построенная или задуманная. И в этом смысле советское искусство переставало быть, собственно искусством, не утрачивая, а обобществляя не только своё собственное содержание, но и содержание мощного толчка искусства-правды передвижников, пафос классицизма, гуманизм возрождения, «недосягаемого идеала» античности – вообще всего того, что было достигнуто человечеством в этой отчуждённой форме искусства.
С удовольствием на эти работы смотрят дети. Я же после шедевров живописи совсем не оценила замысел устроителей. «Оборона Севастополя»— одна из наиболее знаменитых картин Александра Дейнеки, одна из наиболее сильных не только в его творчестве, но и вообще в искусстве военной тематики. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны. Это здание предполагалось построить на площади Белорусского вокзала — там, где Тверская переходит в Ленинградский проспект. Архитектурные и художественные решения диктовались восхищением подвигом челюскинцев и спасших их летчиков, всенародным упоением от «покорения пространства и времени»: «аэродинамическая» форма высотного корпуса и увенчивающие семь ажурных арок скульптурные фигуры героев-летчиков.
Прежде всего, у нее крайне подавляющий контекст. В этой культуре Москва не аккумулятор и не центр нефте-газо-капитала.