С 19 февраля по 24 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) пройдет выставка «Федор Рокотов (1735/1736–1808)».
Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Чем сильнее о нем пытались что-то разузнать и чем скуднее были сведения (их до сих пор выискивают по архивам буквально по крупицам), тем активней множились гипотезы: кем был, как жил. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе.
УШувалова была прекрасная коллекция искусства. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Выставку организовал Сергей Дягилев, собравший на нее из провинциальных усадеб и столичных коллекций 2300 (. ) произведений. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году.
– Да, проводились, но это было очень давно. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей.
Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И.
Блистательный искусствовед Николай Врангель (1880-1915) посвятил художнику большую статью, где впервые написал о его чарующей загадке и обозначил ключевые вопросы, о которых спорят до сих пор. Но творчество его сильно выделяется на фоне эпохи. Да ведь и англичане разбивали свои парки во многом вдохновляясь итальянскими пейзажами французских художников. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.
Федор Рокотов – герой не менее загадочный, чем его портреты. О нем мы знаем благодаря тоже копии, но уже сделанной крепостным художником Струйского – Зябловым. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Рокотов, очевидно, копировал их.
На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки.
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Содной стороны, все было в рамках правил. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Конечно, на выставке представлены не все 26 усадеб, галереи которых украшали портреты кисти Рокотовых, но можно обнаружить, например, сведения о Петровском, Кузьминках, Дубовицах, в XVIII веке принадлежавших князьям Голицыным.
Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. В1763-м взошедшая на трон в результате государственного переворота ЕкатеринаII именно Рокотову заказывает свой инаугурационный портрет. Вобщем, все равно. Рокотов – это такой саспенс, мистический триллер, Гарри Поттер, в то время как его современники (эпоха Просвещения. ) изображали мир и людей пусть не всегда ярко освещенными, но понятными, объяснимыми, в устойчивых амплуа добродетельной супруги, невинной девицы, храброго юноши, мудрого чиновника, на фоне государственных знамен или в окружении природы. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере.
Авот в 1757-м Ломоносов в письме Шувалову упоминает, что надо заказать какому-то Федору эскиз для мозаичной мастерской. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему.
Вот таким образом у Ф. С. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Разглядывать детали портретов – отдельное удовольствие. Эффект был грандиозный, о Рокотове заговорили.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Одна из прелестных ранних его вещей – портрет поэта Василия Майкова (1760), в лице которого тонко передано сочетание ума и высокомерия. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова.
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Ну хорошо, – скажет читатель, – не знаем мы подробностей этой жизни и что с того. Не Рокотова ли он имел в виду.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Тем более – о его облике. Даже автопортрета нет. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье».
Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Практически нет у него и купеческих портретов. Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее).
Считается, что у него (да еще у нескольких заезжих иностранных живописцев) Рокотов и учился. Немногие картины знавали столь изящную рекламу. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын.
Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Репнина от крепостной. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
По его протекции Ф. С. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Рокотова было много заказов от знатных особ. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Само это полотно дошло до нас в копии и ее тоже покажут на выставке.
Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. В1765-м ему присуждают звание академика.
Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Вырос в его доме, рано получил вольную.
Рокотова от его современников. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Практически единственный не портрет, который Рокотов написал, был как раз видом картинной галереи Шувалова.
«Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. И вот князь Иван Михайлович идя по улице, приметил "весьма похожий портрет матушкин в доме человека нам незнакомого стал доискиваться, как он туда попался и, узнав всю историю, выкупил матушкин портрет у него за 50 рублей а матушка уже изволила, стыда ради, выручить портреты своих сестриц".
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Картин тут всего сорок, зато эталонных. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Может, он незаконнорожденный сын князя Петра Ивановича Репнина. Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. Приватный мир екатерининских орлов выглядит частенько "калькой" с французских дворцов и англицких парков.
В течение XXвека Рокотов постепенно превратился в героя детектива. Унего не было отбоя в заказчиках, одновременно в работе находилось до 40портретов. Долгое время за автопортрет принимали Неизвестного в гвардейском мундире (1757), так сильно хотелось заглянуть в глаза художнику, но документальных подтверждений такой атрибуции нет. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Но это в будущем.
А камзол его хочется потрогать. Сэтого погрудного изображения были выполнены два поколенных парадных портрета императрицы, хранящиеся в настоящее время в ГТГ и Павловске. Именно Ф. С. Например, портрет поэта Василия Майкова. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. Например, портреты Николая и Александры Струйских кисти Рокотова до революции были вывешены в Рузаевке – и на выставке представлены сохранившиеся изображения этой усадьбы из коллекции Исторического музея. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. – Проще сказать, кто на них не появлялся.
Вдоме Шувалова располагалась мастерская придворного портретиста Пьетро Ротари. Аможет, художник был масоном. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени.
Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане». Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году.
Лишь благодаря Дягилеву, который в 1905 году устроил выставку работ, собранных по "дворянским гнездам", где среди других были и портреты кисти Рокотова, живопись Федора Степановича была открыта заново.
Ни строчки воспоминаний: ни своих – о времени, ни чужих – о себе. Он недорого просил за свой труд – 50рублей за портрет, в то время как иностранным живописцам могли заплатить 1, 5тысячи.