Выставку художника Федора Рокотова в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 19 по 23 февраля посетили почти 7 тыс. Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. Долгое время считалось, что эти работы из собрания Третьяковской галереи написал Рокотов, но на выставке это мнение опровергли.
Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. Москва, 19 февраля Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. 19 февраля 2016 года вИнженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Федора Рокотова— одного извеличайших портретистов России XVIIIвека. Вместе с другими проектами сезона Государственной Третьяковской галереи («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.
Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. У поклонников живописи в эти дни есть дополнительный повод сходить в Третьяковскую галерею – там открылась выставка знаменитого портретиста Фёдора Рокотова. С 19 февраля по 24 апреля Третьяковская галерея приглашает на выставку портретиста Федора Рокотова «Лица екатерининской эпохи». Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. С 19 февраля по 24 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) пройдет выставка «Федор Рокотов (1735/1736–1808)».
Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов.
На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова.
Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. В доме Шувалова же он проходит еще одну школу – итальянского живописца Ротари, чья мастерская размещалась в доме Шувалова. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Лишь благодаря Дягилеву, который в 1905 году устроил выставку работ, собранных по "дворянским гнездам", где среди других были и портреты кисти Рокотова, живопись Федора Степановича была открыта заново.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию, говорится в сообщении. Неясность, несформированность, неопределённость — для Фёдора Рокотова не было жёстких понятий и категорий. Вот она: полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука.
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. Рокотов, очевидно, копировал их. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Портрет Струйской тоже представлен на выставке. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию. Вот она: «полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана».
И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.
Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Конечно, на выставке представлены не все 26 усадеб, галереи которых украшали портреты кисти Рокотовых, но можно обнаружить, например, сведения о Петровском, Кузьминках, Дубовицах, в XVIII веке принадлежавших князьям Голицыным. Большие выставки классиков музеи обычно устраивают к юбилею или потому, что давно не делали. Пртрет Струйской тоже представлен на выставке.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Рокотов, с его восприимчивостью, вдохновением и талантом, этим даром обладал, побуждая нас и два века спустя с наслаждением вслушиваться в интонации и мотивы жизни, запечатленной им. Удача выставки, что кроме двух неравных ее частей, соответствующих периодам жизни Рокотова – петербургскому и московскому, выделен раздел, посвященный русской усадебной жизни.
Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Репнина от крепостной. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке. Зато исследователи установили московский адрес художника и разгадали, что коронационные портреты Екатерины II из собрания Третьяковсколй галереи и Павловска писал не он, а ученики. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов.
Пртрет Струйской тоже представлен на выставке. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Чем опередил свое время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Чтобы у зрителя сложилось более глубокое представление о времени, в котором творил Фёдор Рокотов, выставку из сорока его работ дополнили пейзажами известных в те годы художников, а также мебелью и книгами времён мастера портрета. Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов. Голубые глаза не загадочны, не то что темные. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Тут же в витринах можно увидеть раритетные книги XVIII век, будь то журнал "Трудолюбивая пчела" или новиковский "Утренний свет", сочинения Василия Капниста или "Любопытный месяцеслов". Он, отмечают специалисты, хотел представить человека во всей его сложности и недосказаности. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян.
Вот она: "полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана". Тем более – о его облике. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала.