Это лишь третья монографическая выставка Рокотова – живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова — живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии. У поклонников живописи в эти дни есть дополнительный повод сходить в Третьяковскую галерею – там открылась выставка знаменитого портретиста Фёдора Рокотова. Вместе с другими проектами сезона Государственной Третьяковской галереи («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.
И здесь зрителей ждёт сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. Выставка «Федор Рокотов». Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова— живописца, работавшего дляпетербургской имосковской аристократии. Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. Третья монографическая выставка Федора Рокотова разрабатывалась в течение 7 лет. И здесь зрителей ждет сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки.
19 февраля 2016 года вИнженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Федора Рокотова— одного извеличайших портретистов России XVIIIвека. Это всего лишь третья монографическая выставка Рокотова. Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова.
Последняя масштабная выставка Рокотова состоялась в 1962 году, на ней демонстрировались не только его произведения, но и работы учеников и художников его круга. 19 февраля в Третьяковской галерее открылась уникальная выставка художника Фёдора Степановича Рокотова (1735 – 1808) – придворного портретиста иначе сказать «фотографа» петербургской и московской знати прошлого времени. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. Самый загадочный раздел выставки посвящен картинам, ранее приписываемым кисти Рокотова.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.
Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. Я приехала на каникулы в Москву из Пекина.
Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы). Два парадных портрета Екатерины II создал не он сам, а ученики из его мастерской. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). Приватный мир екатерининских орлов выглядит частенько "калькой" с французских дворцов и англицких парков.
Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. На весь XIX век. Вот таким образом у Ф. С.
При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна.
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов.
Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Струйская изображена на билетах, каталогах и афише. Что-то вроде живописной оды императрице.
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Репнина от крепостной. Голубые глаза не загадочны, не то что темные.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач».
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили. Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу.
Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье». И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Про художника узнала еще в детстве. А камзол его хочется потрогать. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане».
Картин тут всего сорок, зато эталонных. Рокотова от его современников. Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968).
Зал мне запомнился портретом А. П. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию. Спрашиваю, откуда знает Рокотова. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов.
По его протекции Ф. С. Грабаря, в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Тем более – о его облике.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами.
Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Вероятно, этот узкий круг лиц известных и еще не названных, – осколки панорамы, которая могла быть шире, если бы фамильные портреты не горели в усадьбах сто лет назад. Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей.
Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. художник написал «всю Москву». — Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича.
Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. В каждой китайской школе есть урок искусства. Учусь там в университете. Немногие картины знавали столь изящную рекламу.
Это своего рода резюме последних 50 лет, которое показывает отражение нового взгляда на художественное наследие. Первый раз его картины были показаны публике в 1923 году здесь же, в Третьяковской галерее. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э.
Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань. Рокотов, очевидно, копировал их. Наверное, они такими и были, но кажется, что голубые просто мешали колористическому решению картины и царящей в ней атмосферы легкой печали. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Рокотова было много заказов от знатных особ. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка.
Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены).
Тогда Третьяковская галерея показала его работы максимально широко – представив также и "мастеров его круга". Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). до начала 1790-х гг. Это был главный портретист эпохи, работавший по заказам петербургского и московского высшего общества.
В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын.
При этом подпись под ними все равно была мастера: ведь он продумал композицию. Второй раздел выставки – это московский период, расцвет творчества автора. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Потому дамы и кавалеры XVIII века будут окружены видами столицы и дворянских усадеб, а в залах будет звучать музыка композиторов того времени. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки.
Большие выставки классиков музеи обычно устраивают к юбилею или потому, что давно не делали. Именно Ф. С. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова.
Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету.
Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов.
В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). В первом – отражение времени становления живописца, когда он еще работал в Петербурге. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Но вольную он получил очень рано и после того, как стал заметен его художественный дар, был записан в Академию художеств – "по словесному приказанию" Ивана Ивановича Шувалова. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. Например, портрет поэта Василия Майкова.
Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.
Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). За эту легкую игру, домашнюю маскарадность, возможно и полюбили Рокотова в начале прошлого века, когда его выставку устроил Сергей Дягилев. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка.
Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году.
Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Его заново открыли мирискусники. Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала.