Выставка «Федор Рокотов». Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова— живописца, работавшего дляпетербургской имосковской аристократии. И здесь зрителей ждёт сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова — живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии.
19 февраля 2016 года вИнженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Федора Рокотова— одного извеличайших портретистов России XVIIIвека. Это всего лишь третья монографическая выставка Рокотова. Вместе с другими проектами сезона Государственной Третьяковской галереи («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова – живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии. Последняя масштабная выставка Рокотова состоялась в 1962 году, на ней демонстрировались не только его произведения, но и работы учеников и художников его круга.
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. Самый загадочный раздел выставки посвящен картинам, ранее приписываемым кисти Рокотова. Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов. Третья монографическая выставка Федора Рокотова разрабатывалась в течение 7 лет.
И здесь зрителей ждет сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. У поклонников живописи в эти дни есть дополнительный повод сходить в Третьяковскую галерею – там открылась выставка знаменитого портретиста Фёдора Рокотова. Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Струйская изображена на билетах, каталогах и афише.
Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Учусь там в университете. На весь XIX век.
Но, потом, отдельные из них, запоминаются. При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.
Зал мне запомнился портретом А. П. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. – Да, проводились, но это было очень давно. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Практически нет у него и купеческих портретов. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука.
Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Рокотова от его современников. Спрашиваю, откуда знает Рокотова.
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России. Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел).
Репнина от крепостной. Именно Ф. С.
Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью.
В каждой китайской школе есть урок искусства. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова.
Про художника узнала еще в детстве. В доме Шувалова же он проходит еще одну школу – итальянского живописца Ротари, чья мастерская размещалась в доме Шувалова. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти.
А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье».
Например, портрет поэта Василия Майкова. Голубые глаза не загадочны, не то что темные.
Однако теперь и эта версия подвергается сомнению: согласно последним исследованиям, дом поначалу был одноэтажным, а второй этаж появился позднее, да и вообще впервые упоминается это здание в 1803 году, когда Рокотов, как известно биографам, жил уже на Воронцовской улице. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году.
По его протекции Ф. С. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу.
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Что-то вроде живописной оды императрице.
Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. А камзол его хочется потрогать. Я приехала на каникулы в Москву из Пекина.
«Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году.
Работу проделали огромную: пришлось заново отсмотреть около 20 полотен, а одну комнату в экспозиции отдали под результаты исследовательских работ, которые проводили над пятью портретами из хранилищ Третьяковской галереи, где находились произведения, которые приписывали Рокотову. Творчество художника разбито на три раздела. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В частности, Сергей Дягилев, устроивший в Таврическом дворце в 1905 году ретроспективу русского портрета. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане».
Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Рокотова было много заказов от знатных особ. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда).
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы).
Немногие картины знавали столь изящную рекламу. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых.
Фактически о наиболее важных моментах его биографии можно говорить только в форме версий и предположений. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка.
Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей.
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». Тем более – о его облике.
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены).
Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской. В первом – отражение времени становления живописца, когда он еще работал в Петербурге. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Два парадных портрета Екатерины II создал не он сам, а ученики из его мастерской. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее).
Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.
Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца.
Картин тут всего сорок, зато эталонных. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. – Проще сказать, кто на них не появлялся.
Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. — Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник.
Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач». Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Рокотов, очевидно, копировал их. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.
Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности».
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Его заново открыли мирискусники.
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Вот таким образом у Ф. С. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968).