Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга.
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью.
Голубые глаза не загадочны, не то что темные. Загадками остаются Портрет неизвестного в треуголке, Портрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской дворянской саги. На весь XIX век. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Вот таким образом у Ф. С. Именно Ф. С. Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею.
«Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане».
Спрашиваю, откуда знает Рокотова. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее).
Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. – Да, проводились, но это было очень давно. В первом – отражение времени становления живописца, когда он еще работал в Петербурге.
Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям.
Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.
На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву.
В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Его моделями становятся представители старой московской знати. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Выставка Валентина Серова в здании Третьяковской галереи, что на Крымском валу в Москве в связи с большим наплывом желающих продлена до 31 января 2016 года.
Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный.
Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка.
Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач». — Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Тем более – о его облике.
Учусь там в университете. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. Рокотов, очевидно, копировал их.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция).
Портрет Струйской тоже представлен на выставке. Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Вот, они дамы, кавалеры – дворяне 18 века, прорывающиеся и улыбающиеся нам из сумрака далекой эпохи. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет.
За эту легкую игру, домашнюю маскарадность, возможно и полюбили Рокотова в начале прошлого века, когда его выставку устроил Сергей Дягилев. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Рассматриваются 1732, 1735 и 1736 годы, но ни один из этих вариантов не может считаться неопровержимо доказанным. Рокотова было много заказов от знатных особ.
В созданных им образах открываются душевные качества модели. Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье».
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. Я приехала на каникулы в Москву из Пекина.
Струйская изображена на билетах, каталогах и афише. Рокотова от его современников. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала.
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Два парадных портрета Екатерины II создал не он сам, а ученики из его мастерской. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Репнина от крепостной. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Например, портрет поэта Василия Майкова. Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Зал мне запомнился портретом А. П. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.
– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. Практически нет у него и купеческих портретов. Куракиной, В. Н.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. При этом подпись под ними все равно была мастера: ведь он продумал композицию. Второй раздел выставки – это московский период, расцвет творчества автора. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда).
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным).
Вот она: полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.
На ней посетители могли увидеть не только самого Рокотова, но и работы живописцев его круга, а теперь демонстрируются только самые лучшие произведения автора. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым.
Про художника узнала еще в детстве. Что-то вроде живописной оды императрице. По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы). Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Правда портрета Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом "Пиковой дамы", нет, хотя, говорят, Рокотов писал ее. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее).
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968).
Дягилевым. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Но есть портрет Прасковьи Ивановны Голицыной, сестры основателя Московского университета Ивана Ивановича Шувалова, который был покровителем Рокотова. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. По его протекции Ф. С.
Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Его заново открыли мирискусники. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова.
А камзол его хочется потрогать. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. В каждой китайской школе есть урок искусства. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.