Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов. В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Лица екатерининской эпохи», посвященная творчеству одного из самых значительных русских художников XVIII века – Федора Рокотова. Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. 19 февраля 2016 года вИнженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Федора Рокотова— одного извеличайших портретистов России XVIIIвека.
Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. Выставка «Федор Рокотов». Сегодня, 19 февраля, открылась выставка Федора Рокотова в Третьяковской галерее и продлится до 24 апреля, сообщает РИА Новости. С 19 февраля по 24 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) пройдет выставка «Федор Рокотов (1735/1736–1808)».
При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. В первом – отражение времени становления живописца, когда он еще работал в Петербурге. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Потом он жил в Ревеле.
Неудивительно, что даже в 1904 году в Русском музее не было ни одной работы Рокотова, а в Третьяковской галерее числилось только две. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт.
Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. По крайней мере воспитывался в доме Репнина.
Рокотов, очевидно, копировал их. Рокотова от его современников. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году.
Художник, по подсчетам исследователей, работал в 26 усадьбах, где писал серии фамильных портретов их хозяев – Воронцовых, Орловых, Голицыных, Струйских, Уваровых, устраивающих в своих имениях личный рай: дворцы с бельведерами, музеями, библиотеками и церквями невиданной, как в подмосковных Дубровицах, архитектурой. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Например, портрет поэта Василия Майкова. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.
Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Он показывает душу модели через атмосферу камерности и избранности: здесь нет жестов, нет деталей, да и персонажи чаще всего даже на зрителя не смотрят. Куракиной, В. Н. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Жил в Москве на Пречистенской улице. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Аможет, художник был масоном. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Одна из прелестных ранних его вещей – портрет поэта Василия Майкова (1760), в лице которого тонко передано сочетание ума и высокомерия.
Немногие картины знавали столь изящную рекламу. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты».
Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.
Но это в будущем. Это своего рода резюме последних 50 лет, которое показывает отражение нового взгляда на художественное наследие. Первый раз его картины были показаны публике в 1923 году здесь же, в Третьяковской галерее. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Чем сильнее о нем пытались что-то разузнать и чем скуднее были сведения (их до сих пор выискивают по архивам буквально по крупицам), тем активней множились гипотезы: кем был, как жил. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых.
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Блистательный искусствовед Николай Врангель (1880-1915) посвятил художнику большую статью, где впервые написал о его чарующей загадке и обозначил ключевые вопросы, о которых спорят до сих пор. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности».
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Разглядывать детали портретов – отдельное удовольствие. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста.
Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вырос в его доме, рано получил вольную. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Пртрет Струйской тоже представлен на выставке. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. Куракиной, В. Н. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала. Вдоме Шувалова располагалась мастерская придворного портретиста Пьетро Ротари.
По его протекции Ф. С. Унего не было отбоя в заказчиках, одновременно в работе находилось до 40портретов. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Ни строчки воспоминаний: ни своих – о времени, ни чужих – о себе. Вот она: «полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана».
Содной стороны, все было в рамках правил. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын. Вот таким образом у Ф. С. – Да, проводились, но это было очень давно.
Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата».
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова.
Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Не Рокотова ли он имел в виду.
А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Зал мне запомнился портретом А. П. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова.
Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов, являлся также одним из основателей Академии художеств.
В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. В1765-м ему присуждают звание академика. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке.
Удача выставки, что кроме двух неравных ее частей, соответствующих периодам жизни Рокотова – петербургскому и московскому, выделен раздел, посвященный русской усадебной жизни. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Ну хорошо, – скажет читатель, – не знаем мы подробностей этой жизни и что с того. Но творчество его сильно выделяется на фоне эпохи. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Выставку организовал Сергей Дягилев, собравший на нее из провинциальных усадеб и столичных коллекций 2300 (. ) произведений.
А камзол его хочется потрогать. Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. В течение XXвека Рокотов постепенно превратился в героя детектива. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету.
Рокотова было много заказов от знатных особ. В созданных им образах открываются душевные качества модели. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Но, потом, отдельные из них, запоминаются. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.
В отличие от Левицкого, у которого все выписано, вплоть до мельчайшего узора на кружеве платья, Рокотову не важна ткань – бархат или сукно, он не стремился поразить зрителя блеском и мастерством передачи деталей. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Практически нет у него и купеческих портретов. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. – Проще сказать, кто на них не появлялся. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Может, он незаконнорожденный сын князя Петра Ивановича Репнина. Долгое время за автопортрет принимали Неизвестного в гвардейском мундире (1757), так сильно хотелось заглянуть в глаза художнику, но документальных подтверждений такой атрибуции нет. Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м.
Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье». Репнина от крепостной. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе.
Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Уходя с выставки, я снова подошел к портрету Струйской и подумал – было богатое имение в Рузаевке, в котором гостил у своего друга – Струйского – Рокотов. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
Рокотов – это такой саспенс, мистический триллер, Гарри Поттер, в то время как его современники (эпоха Просвещения. ) изображали мир и людей пусть не всегда ярко освещенными, но понятными, объяснимыми, в устойчивых амплуа добродетельной супруги, невинной девицы, храброго юноши, мудрого чиновника, на фоне государственных знамен или в окружении природы. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане». Дягилевым. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
Что-то вроде живописной оды императрице. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Даже автопортрета нет. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Наверное, они такими и были, но кажется, что голубые просто мешали колористическому решению картины и царящей в ней атмосферы легкой печали. Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты.
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова.
Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Эффект был грандиозный, о Рокотове заговорили.
Тем более – о его облике. УШувалова была прекрасная коллекция искусства. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Голубые глаза не загадочны, не то что темные. Ученики, может и не превзошли своего учителя, но по крайней мере не отстали от него —в образе чувствуется благородство и спокойное величие, мастерски передана текстуратканей. Вобщем, все равно. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов.
В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Картин тут всего сорок, зато эталонных. Процессию известных личностей того времени — Граф Шувалов, князь Павел Петрович, граф Орлов, поэт Майков — возглавляет Екатерина II, портрет которой величественно встречает потомков своих подданных в первом же зале, где собраны картины петербургского периода. После смерти отца стал старшим в семье, приняв на себя управление нераздельными имениями всех братьев. Два парадных портрета Екатерины II создал не он сам, а ученики из его мастерской.
Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Считается, что у него (да еще у нескольких заезжих иностранных живописцев) Рокотов и учился. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. Само это полотно дошло до нас в копии и ее тоже покажут на выставке. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. В них читается поэтика камерности и "интонация светского полушепота": отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени.
Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Федор Рокотов – герой не менее загадочный, чем его портреты. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере.
Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы). Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова.
Именно Ф. С. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
«Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов.