Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Самым драматичным из офортов художника является лист «Три креста» (1650). Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. С этих пор мастерство и виртуозность стали злым роком художника. Голландия в начале XVII века, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъем. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
В это время Рембрандт вплотную занялся и рисунком. А. С.
Но именно у него юноша приобрел основные навыки мастерства. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Такое впечатление создают плотно сгрудившиеся люди, взмахи их рук искаженные лица.
Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Портрет привлекал его с первых лет творчества. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
В 1630-е годы слава Рембрандта достигла пика, он был счастлив в личной жизни и богат. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Живопись для художника – повседневная необходимость.
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Я обвиняю. » (2008).
Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы посыпались на автора с невероятной скоростью.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Да и в чертах лица усматривается мало сходства с хорошо известным обликом Саскии. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В офорте «Три дерева» (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Его сын Гисберт держит череп.
Чтобы добиться наилучшего результата, он может месяцами рисовать и перерисовывать всего один портрет, заставляя бедного заказчика ежедневно приходить в мастерскую, не позволяя ни пошевелиться, ни высморкаться. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
У Рембрандта появились первые заказчики. Первым учителем Рембрандта был Якоб Сваненбюрх, лейденский художник, происходивший из патрицианской семьи (он был сыном бургомистра) и долгие годы проведший в Италии. Картина имела колоссальный успех, однако заказчики остались крайне недовольны. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Художник выбирал наиболее драматический эпизод легенды.
При всем том живописный язык Рембрандта удивительно тонок и изощрен, художник добивается невероятных нюансов цвета игры света и тени, виртуозно строит композицию. Для людей, наделенных реалистическим складом ума, при господстве республиканских нравов, в стране, где корабельный мастер мог стать вице-адмиралом, наиболее интересным сюжетом для живописи стал гражданин, человек из плоти и крови, не нагой или полураздетый по-гречески, но в своем обычном костюме и обычном положении, какой-нибудь видный общественный деятель или храбрый офицер. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. А поскольку у младшего с самого раннего детства проявилась особая тяга к рисованию, только ему одному родители не предназначили удел ремесленника, а решили дать наилучшее по тем временам образование.
Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. 1643, Кассель, Картинная галерея). Лейденцы выбрали второе.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В 1642 Саския умирает. Рейны отдали за него половину состояния Саскии.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Его исторические картины, несмотря на мастерство выполнения и отдельные реалистические детали, отличались надуманностью и театральной риторичностью даже тогда, когда содержали намеки (правда, очень слабые) на современные художнику события. Урок анатомии у доктора Тюльпа.
Они темные. Зато все требования заказчиков были выполнены. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).
Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. К тому же своенравие учителя порой доходит до абсурда. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. А. С. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы.
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Современники единогласно признавали талант художника. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Но 23 апреля 1630 года после продолжительной болезни умер отец художника.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания интеллекта. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привелегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Широкое сочное письмо Рембрандта при таинственном скрытом освещении больше не устраивало любителей искусства. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). А теперь просто посмотрите на эти глаза. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
о банкротстве. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта («Продавец крысиного яда», 1632), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
В крайнем случае, на нее можно было намекнуть в аллегорической форме. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Для Рембрандта открывались новые горизонты. В течение следующего десятилетия были созданы произведения, проникнутые драматизмом и в то же время не лишенные материальной чувственности, отчасти родственные по духу работам фламандца Питера Пауля Рубенса (который еще был жив). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Сестре приходится следить за порядком в заполненных редкостями и раритетами комнатах.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Художник предельно ограничивает себя в цвете. Внешность женщины, взятой им в качестве модели, далека от совершенства.
Господствующее вероисповедание – кальвинизм – поощряет личную инициативу и стремление к успеху. За работу полагалась значительная сумма – 1600 флоринов. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Пробыв в его мастерской более трех лет, Рембрандт отправился в Амстердам к историческому живописцу П. Ластману. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. В то же время художник для правдоподобности сцены ввел в картину фигуры посторонних людей, которые, разумеется, не платили за свое присутствие на ней (например девочка-маркитантка с петухом у пояса). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Оба потрясены предстоящей разлукой. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
1630), «Динарий кесаря» (1629).
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Встань и иди в город, куда шел".
Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Кажется, что в этой картине, датированной годом смерти Саскии, Рембрандт прощается с женой. Разбогатевшие купцы и банкиры хотят увековечить себя в ореоле славы и блеске богатства. Он довольно долго добивался успеха. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Характерная примета начала XVII века в Голландии – это чувство свободы. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Успех картины немало способствовал популярности ее автора. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Обнаженное тело Андромеды своей прозрачностью и нежностью напоминает перламутр, в котором тончайшие оттенки белых, розовых, жемчужно-серых и голубых тонов абсолютно незаметно проникают друг в друга, кожа лоснится, как атлас. Контурные линии изображаемых предметов у Ластмана извивались и так же неестественно извивались полосочки света все это придавало его работам какой-то искусственный характер и в то же время делало их четкими и законченными. «Урок анатомии доктора Тюльпа» был первым опытом художника в этом жанре.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности.
Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Примером подобной работы может служить датированная 1629 годом картина «Иуда возвращает сребреники», написанная на евангельский сюжет.
Родители его были люди просвещенные. К нему со всех сторон стекались ученики и поступали многочисленные заказы. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Но это было не так.
Дилетанты восторгались «живым сходством портретов». На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. дв., 1657 и др. ). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. А женственный Давид с разметавшимися по плечам белокурыми волосами напоминает Саскию. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Его художественный язык еще повышенно патетичен.
В картинах «Меняла» (1627, Берлин) и «Ученый в своем кабинете» (1629, Лондон) проявился интерес молодого мастера к передаче эффектов освещения. Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным.
Рембрандт был восьмым ребенком в семье. «Св. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Аргосский царь, отец Данаи, которому было предсказано, что он умрет от руки ее сына, заключил дочь в башню. Через год начал брать уроки живописи.
Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Дело в том, что «Даная» не предназначалась для продажи и оставалась во владении художника до распродажи его имущества в 1656 году.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Рембрандт писал ее начиная с 1639 года и до 1642. А. С. Кто они — неизвестно. Например, в «Листе в сто гульденов» художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет).
Пытливая целеустремленность художника отчетливо проявилась в его ранних портретных работах. А все персонажи его библейских картин и даже ангелы, похожи на бюргеров и крестьян, которых можно встретить повсюду в этой стране. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Где и как Рембрандт учился искусству офорта – точно не известно.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Сын повёрнут к нам спиной. 1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. В разгаре работы над полотном у Рембрандта умерла мать.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Прозвучал боевой сигнал. Написана она была в последние годы жизни мастера. Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста.
Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника.
Рембрандт был на вершине славы. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку.
В них вы видите печаль. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
Композиция была нарушена. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Но главной наградой для Персея является благодарность и любовь той, во имя которой он рисковал жизнью.
Колорит картин, построенный на усложняющейся разработке полутонов, стал более эмоциональным и звучным, свет и тень обрели красочность и активность. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Ганимед из дрезденского музея). Настоящее же название работы – «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Одну из картин он повторил в большем по размеру и более удачном варианте («Снятие с креста», находящееся сейчас в Эрмитаже). Однако к Данае под видом золотого дождя проник полюбивший ее бог Зевс (Юпитер). В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером.
Его морщинистое лицо освещено тусклым светом единственной свечи, которую он прикрывает рукой. Популярность автора начинает падать. В 1630—1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Это полотно Рембрандт подарил Константейну Хейгенсу в благодарность за то, что тот помог получить от штатгальтера Фредерика-Генриха заказ на картины на темы «Страстей Христовых». Несколько его учеников помогали ему делать офорты.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Рембрандт отправился в Амстердам, где провел полгода в мастерской Питера Ластмана, знаменитого художника, главы амстердамской школы «исторической» живописи. Объясняется это просто. Так она называется в настоящее время, поскольку краски со временем сильно потемнели и группа стрелков, выходившая некогда из тени арки на яркий свет, теперь попадает в «лунную ночь».
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Тяжело переживая смерть жены, Рембрандт пытался забыться в работе. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Картина «Даная» долгие годы была загадкой. Этот рассказ о большом человеческом горе захватывает своей простотой и правдивостью.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Творческий процесс объединял учителя и учеников. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. А в 1632 году Рембрандт получил заказ изменивший всю его дальнейшую жизнь, – групповой портрет для гильдии амстердамских хирургов «Анатомия доктора Тюльпа» (хранится в Гааге). Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). По существу Рембрандт — создатель офорта, но и после него редко кому удавалось так психологически точно передать духовное состояние героев.
Это самая известная картина Рембрандта. 1669 год. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он использовался многими художниками.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Встал и пошел к отцу своему.
в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631 годы) тоже принадлежат этому течению. в эрмитажной «Данае»). От нее у художника родилась у него дочь. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности.
Несколько раз написал «Святое семейство». Реставрация картины длилась 12 лет. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп.
Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. А на рентгеновском снимке сходство с Саскией гораздо очевиднее. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Мы не знаем, что выражает его лицо. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен.
Новый общественный статус заставил его сменить жилище. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Рембрандт же, женившись по любви, наоборот, преувеличил состояние супруги и обрел более высокий социальный статус. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Не следует думать, что под «исторической» живописью подразумевается изображение битвы, переговоров или исторических лиц. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Такой она предстает в эрмитажной картине «Флора». Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Родился он в семье зажиточного мельника.
На «Автопортрете» 1640 года (Лондон, Национальная галерея), созданном под влиянием работ Рафаэля и Тициана изображен уверенный в себе, рассудительный человек, одетый в соответствии с итальянской модой XVIв., облокотившийся о балюстраду его плечи слегка повернуты, взгляд обращен на зрителя. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Зато все требования заказчиков были выполнены. "Если я говорю на языках людей и ангелов, а любви не имею, я – медь звенящая или кимвал бряцающий. Я – Иисус, которого ты гонишь. Юный Рембрандт обращает свои взоры в сторону славного города Утрехта, где работает группа голландских художников, которые вошли в историю искусства Западной Европы под названием "утрехтских караваджистов". Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Первые годы его деятельности были временем накопления опыта и пробы сил. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. расточил имение свое, живя распутно». Беззаботное время художника длилось недолго.
В мастерской Рембрандта изучали искусство других мастеров, но мало копировали и много работали с натуры. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Заказчиками групповых портретов были представители различных городских корпораций (городские стрелки, члены гильдий и др. ). В то время наиболее близки ему были нидерландские последователи Караваджо. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В стране развиваются искусства и в первую очередь – живопись. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Безжизненное, обезображенное страданием тело изображено по-человечески немощным. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
Обучение у Ластмана, безусловно, дало Рембрандту многое. Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом.
Подготовительный период творчества был закончен. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Последние были людьми разного склада и одаренности. Эта фигура списана с самого Николаса Питерса Тюльпа – ученого-врача, декана Амстердамской гильдии врачей с 1628 по 1653 год (начиная с 1654 года он четырежды избирался бургомистром Амстердама). На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами.
муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. «Ганимед» дрезденского музея). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Учеником Рембрандта стал и немецкий художник Юриан Овенс (он умер в 1642 году), а Ян Флит, голландский офортист, делал гравюры с произведений Рембрандта, в мастерской которого работал. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В образе Ионафана мы без труда узнаем черты лица самого художника, но постаревшего, подавленного и серьезного.
Ганимед дрезденского музея). Рембрандт не воспользовался возможностью изобразить идеально прекрасное тело, как часто делали его предшественники при изображении Данаи. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Мир безмятежного счастья дал трещину. Желание показать порыв, действие осталось непонятым.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Контуры фигуры Саскии мягко сочетаются с затемненным фоном. Изображение этих вещей мы часто встречаем в его картинах и офортах. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Юношу интересовала живопись и только живопись.
гал. ) и Рембрандт с его женою (там же). Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная». Рембрандт поступил в Латинскую школу.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского крестьянства, которое, как указывал Карл Маркс, было в семнадцатом веке в очень тяжелом положении. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Наиболее сильно эти черты выделяются в больших по формату, крупнофигурных композициях, например в картине «Ослепление Самсона». Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Св.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
дв., 1657 и др. ). Рембрандт стал модным художником. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Лист «Благовестие пастухам» (1634)– настоящее барочное театрализованное действо.
В таком тревожном состоянии художник написал «Давида и Ионафана». Еще бы. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная.
В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Родился в Лейдене в семье мельника. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Картина считается лучшим украшением жилища, а живопись – престижным и прибыльным делом.
Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Другие работы художника тоже наконец заметили и оценили по заслугам.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Так назывались еще и картины на мифологические и литературные темы. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся.
Ему предсказывали блестящую будущность.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Юноша, сын мельника, превзошел Протогена, Аполлония и Паррасия». Но, в отличие от многих современных Рембрандту художников (например Калло), он рисовал бродяг трезво, реалистично, без нарочитого гротеска.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В доме становится тесновато. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Я обвиняю. » (2008)12.
Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Победа в войне с Испанией открыла морские пути в самые дальние уголки земного шара. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Он даже начал кое-что зарабатывать.
К лейденскому периоду относятся и первые работы художника в области печатной графики. Особенно сильным было влияние творчества Караваджо, смелый натурализм и контрастная свето-теневая моделировка которого казались вызовом классическому искусству. В основу картины легла древнегреческая легенда, неоднократно привлекавшая внимание художников.
Произведения Рембрандта привлекали все больше внимания, у него появляются ученики: Ян Ливенс (почти сотоварищ), Герард Дау (пришел в 15-летнем возрасте в 1628 году), Изак де Яудервиль, Жак де Руссо, Якоб Ван Спрейвен, Йорис Ван Флит. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Картина полна нежности и сострадания.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Станковые картины становятся в Голландии предметом усердного собирательства и страстной торговли.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
почти не сохранилось.
В центре площади находится памятник Рембрандту. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. блудного сына, пирующего с куртизанкой. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Пятью годами позже в «Успении Богоматери» господство густо заштрихованных темных зон сменилось преобладанием светлых участков и тонкой параллельной штриховки. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Его мельницу и хозяйство наследовали братья Рембрандта. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Он успешно конкурировал даже с Гарлемом, где в это время развивал свое творчество неутомимый Франс Хальс, чье художественное наследие своей остротой и мощью вывело голландскую живопись на европейскую арену. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Краска немедленно начала пузыриться. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Бурному экономическому росту сопутствует интенсивное развитие естественных наук.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. в эрмитажной Данае). В 1642—49 он пишет мало заказных работ главным образом изображения посвящены темам простого человека. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Рембрандт покупает большой трехэтажный дом на улице Бреестраат, где у него мастерская, жилые комнаты и даже лавка. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Рядом с Тюльпом стоит Матиас Эвертс Колкун. Эта картина рано стала знаменитой, так как ее увидел и позже с восторгом описал посетивший мастерскую Рембрандта в Лейдене Константейн Хейгенс, секретарь нидерландского штатгальтера принца Фредерика-Генриха, отец знаменитого физика Христиана Хейгенса (Гюйгенса). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь – при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать.
Преувеличена и острота характеристики, доходящей до карикатурности. Широко известны и его многочисленные автопортреты.
«Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Так в 1631 году начался новый этап в жизни Рембрандта.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. В 1642 году, наконец, выставили «Роту капитана Франса Баннинга Кока».
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. в эрмитажной Данае).
Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение.
Но не физическое напряжение привлекло художника, а, прежде всего, горе человека, потерявшего друга и наставника. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. А юная аристократка, дождавшись этого, без раздумий дала свое согласие. В этот период уже определилась чисто реалистическая направленность его творческих поисков – глубокий интерес к изображаемой жизни. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В эти же годы Рембрандт написал «Страсти Христовы». Вскоре после этого умирает жена мастера и убитый горем художник вместе с сыном перемещается из роскошного поместья в дешёвую съёмную квартиру. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений.
Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству.
До конца жизни Рембрандт так ни разу и не покинул пределов своей страны. Рембрандту советовали посетить Италию, колыбель Возрождения, родину великих мастеров. Но обучение продолжилось всего полгода. Библейская тема и здесь является главной.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Однако уже эти портреты говорят о возросшем мастерстве реалистической передачи натуры. В творчестве художника начался новый период.
Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. На следующий же день после официальной церемонии показа Рембрандт понял, что значит быть знаменитым. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. На холсте появились посторонние лица.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Изображение человека, занятого любимым делом (это, кстати, уже чисто голландская, очень распространенная в эти годы разновидность группового портрета), невольно требовало привлечения элементов бытовой картины – характеристики окружения изображения предметов, связанных с профессией портретируемого и т. п. У него много учеников.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Хармену хотелось бы дать образование всем детям, но денег хватало на кого-нибудь одного. Первым проявлением назревавшего конфликта была история большого заказа группового портрета амстердамских стрелков известная как «Ночной дозор». К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. После распродажи в 1657—58 гг.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Новых заказов почти не появляется. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Интересен и еще один факт. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Амстердам был самым крупным художественным центром.
представляет известные сложности для искусствоведов. Самая известная из картин Рембрандта. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Его буквально засыпали поздравительными письмами, приглашениями и заказами. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Пушкина).
У Рембрандта было много учеников, его искусство оказало значительное влияние на других голландских живописцев. Один из друзей Христа с видимым усилием поддерживает тело погибшего. В живых к его абсолютнолетию осталось четверо. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. То и дело сообщают об открытиях то в географии, то в астрономии, то в физике. А между тем период всеобщего признания в жизни Рембрандта уже заканчивался. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Питер Ластман был представителем старейшего поколения голландских живописцев.