О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Савву похоронили на Байковой горе. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. сказок и опер Н. А. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах. Может быть, в закладе. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Врубель жениться на Е. Х. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Она поражает разнообразием этнического состава. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур.
Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. В 1906 художник ослеп.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. мне было все это видеть. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться.
Сквозь безумие проглянул гений». А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Весь мир как бы отторгает его. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает тогдашние журнальные иллюстрации: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Синими искрами загораются стекла пенсне. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Фон только на этой картине реалистичен. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество.
«Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Род. Удивительна наследственность Врубеля.
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В 1881 году, еще не окончив Академию, Михаил Врубель получил ответственный заказ в Клеве, где его попросили заняться реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей.
Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Она подлинно монументальна. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Изменились и вкусы. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Брюсова.
В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Это вот, эти копны сена. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». А. М. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына и он надолго поселился у них в поместье. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. В 1884 году Врубель уходит из Академии. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м.
Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. В Киеве русский художник провёл шесть лет изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». У его апостолов были живые прототипы.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. музей русского искусства, Киев). Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Рождается ощущение первозданности. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Вся цветовая композиция приведена в единство. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Кирилле», «Св. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Ему было отведено прожить всего два года. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Михаил Александрович отправился на представление.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Он критически относился к современному искусству.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Это один из его несомненных шедевров. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Больно, горько до слез. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Но и не только это. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сильное, грозное произведение. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Арцыбушева и С. И.
Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
«С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Представители рода Врубелей (от польск. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия – нежные белые розы. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Его фантастический реализм оказался провидческим. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Врубель уличал режиссера и костюмершу в нелепости их творчества, были бурные споры, после которых Забеле разрешили петь в своем собственном костюме», – вспоминала сестра художника. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника – в то время Забела была в положении.
Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Первое впечатление: сумасшедший. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос.
Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В этой работе есть загадочность и таинственность символизма, которым был увлечен Врубель и орнаментальная ритмическая усложненность популярного в то время модерна. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Да ведь до них несколько верст.
«Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Федорова. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством.
Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. Мучившие художника головные боли усиливаются. Поворотным стал 1895 год.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Сразу выражение его лица изменилось. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Демон низринут в ущелье среди скал.
Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. Врубель сопровождал любимую на гастролях, занимаясь оформлением декораций и придумывая сценические костюмы для Надежды.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Как признавался сам Михаил Врубель, в Жемчужине он хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Его Демон остался верен своей натуре. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. В его даровании раскрылись универсальные возможности. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции.
Демон (сидящий) был окончен в 1890 году.
И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Художник Л. Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. продолжение.
С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. В колорите картины – контрасты.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Конечно, Врубель писал не просто портрет. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Как было его сохранить. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию.
Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: «Это был художниктворец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
Свадебное торжество проходило в Женеве. В образе Демона, которого воплотил на картине и в иллюстрациях Врубель, есть что-то и от лермонтовского Печорина и от героев Достоевского – того же Раскольникова, Ивана Карамазова. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Меня и Серова поражало это. ». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Врубель то сорил деньгами, скупая шикарные букеты, подарки и ящики дорогого шампанского, то оставался буквально без копейки денег. Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки», – так говорил о Надежде Забеле Гнесин.
Врубель винит в беде себя. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Прошение было удовлетворено157. Врубель провел в Венеции около полугода. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
Мамонтова (оба – 1897). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вессель.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил ВрубельГоды жизни: 17 марта 1856 — 14 апреля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник, ПерсоныМихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Он перекликается с опустошённостью души. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель писал картины на темы pyc. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
«. В нем поднимался богоборческий бунт. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо.
Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Через несколько дней он полностью ослеп155. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Из-за службы отца семья часто переезжала. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Работа не привела к улучшению. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Произведение удалось. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Искусствовед Н. М.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». В 1874 году Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета, а в 1880 – в Академию художеств.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В 1890 году художник переехал в Москву. (1906), необычайно выразительный. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста.
Эта большая акварель поразительна. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». В эти годы он вновь писал демонов.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. А глаза были материнские – карие. Тогда он переехал в Москву. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.