У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Сквозь безумие проглянул гений». В 1902 появились первые признаки душевного расстройства. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы.
Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Но эффект целого неотразим. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
К счастью, он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, а написал ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. В каждой из этих областей мастер оставил произведения, свидетельствующие как о значительном масштабе, так и о большой самобытности его дарования. Художник Врубель обладал глубоким аналитическим умом, в котором причудливо переплетались рациональное и иррациональное, логика и нестандартность подходов, постоянная тяга к новым знаниям и необычное видение мира. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Итогом стало поразившее Михаила Александровича тяжелое душевное заболевание, словно он разбудил в себе того Демона, который служил сюжетом для целого ряда его картин. В периоды отступления болезни художник возвращался к активному творчеству, но подорванное здоровье не выдержало и в 1906 году, за четыре года до смерти, Михаил Врубель ослеп. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
Чуть намечена фигура Нептуна. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Да и название выбрано не случайно. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Борьба формы и содержания, безудержно стремившихся в его мозгу к максимальной крайности самореализации, постепенно разъедала изнутри личность самого Михаила Александровича. Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника.
Сразу выражение его лица изменилось. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения.
Кто же, как не дочери морского царя. Да. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. После окончания академии Михаилу повезло. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись.
Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Знаменитый психиатр В. М. Бехтерев, к которому отвели Врубеля, поставит страшный диагноз — болезнь не излечима (третичный сифилис, видимо не до конца вылеченный в молодые годы). Болел Врубель долго и мучительно.
Сильное, грозное произведение. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. А свет также дает о себе знать. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
И в нем кто-то должен обитать. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Только на этот раз она была еще сложнее. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.
Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Первое впечатление: сумасшедший. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Это уже восхищает и поражает. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Как мы видим, старец не совсем обычный.
Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, вот таким образом он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. В 1906 художник ослеп. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. И свою картину художник сначала назвал Сатир. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Да. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.